К вопросу о реализации социальной политики нефтегазодобывающим комплексом северных регионов России

Данилова С.В., Петрова Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (149), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В условиях экономической нестабильности руководству хозяйствующих субъектов и администрации территорий требуется акцентировать свое внимание на социальных проблемах. Реализация социальных функций основывается не только на имеющемся опыте, специфике территориального развития и особенностях производственного процесса, но и на применении научного анализа. Это должно способствовать повышению экономической привлекательности регионов, сохранению социальной стабильности в обществе.

Ключевые слова: социальные программы, социальная политика, доходы бюджетов, нефтегазодобывающий комплекс, нефтегазодобывающие регионы, цена нефти



Предприятию любой отрасли хозяйствования для формирования стабильного трудового коллектива и повышения своего производственного потенциала требуется разрабатывать и внедрять социальные программы. Они должны соответствовать определенным экономическим целям фирмы (повышение прибыльности, эффективности производства, производительности труда и т.п.) и, в то же время, отвечать широкому спектру социальных потребностей персонала при использовании минимального объема финансовых ресурсов.

Компании стремятся повысить результативность хозяйственной деятельности, и одним из основных рычагов здесь является производительность труда работников. Формируя мероприятия, затрагивающие различные аспекты социальной сферы, предприятия тем самым создают условия для роста собственного производственного потенциала. Предоставление своим сотрудникам разнообразных социальных услуг поднимает конкурентоспособность предприятия на рынке труда и, следовательно, повышает привлекательность для трудоустройства более квалифицированного персонала.

Социальная инфраструктура нефтегазодобывающих территорий

В нефтегазодобывающих регионах, в частности Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, функционируют крупные хозяйствующие субъекты, специализирующиеся на добыче нефти и газа. Нефтегазодобывающие холдинги обычно расположены в регионах со слаборазвитой социальной инфраструктурой, так как районы их освоения в большей степени сосредоточены на севере Западной Сибири.

С целью увеличения производительности труда и экономического роста предприятиям требуется постоянно содействовать развитию социальной инфраструктуры территорий, поселений, где сосредоточена их деятельность. Формирование сети социальных объектов, улучшение качества предоставляемых социальных услуг являются обязательными условиями экономического развития регионов.

Особенностью взаимодействия территорий и нефтегазовой отрасли в современных российских условиях является стремление регионов к прямому участию в нефтегазовом секторе. Общим для всех территорий с 1991 года стало непосредственное вовлечение власти в процесс хозяйственного освоения недр и в коммерческую деятельность, связанную с реализацией нефти и газа. Автономные округа получили право на продажу по контрактным ценам части продукции, добываемой недропользователями. Впоследствии кризис неплатежей привел к тому, что значительная часть налогов в территориальные бюджеты стала поступать в форме натуральной оплаты (нефтью, газом и продуктами их переработки) или в форме взаимозачетов и различных финансовых обязательств.

Нефтегазовый комплекс и местные бюджеты

Специфика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры такова, что на его территории работают подразделения всех крупных российских нефтяных компаний. Их корпоративные интересы объективно противоречат интересам региональных органов власти и населения района [4, с. 85].

Как показывает практика, крупные компании всегда стремятся уменьшить себестоимость добываемой (производимой) продукции и завысить цену ее реализации. Это отрицательным образом сказывается на доходах территориальных бюджетов, так как они формируются в тесной взаимосвязи с системой ценообразования на углеводороды.

Одним из основных факторов, негативно влияющих на поступление в бюджет финансовых средств от природопользования, называют несовершенство действующего законодательства, регулирующего деятельность органов государственной власти и природопользователей. До 2002 года в местные бюджеты зачислялась группа платежей за пользование недрами, а также налог на добавленную стоимость и ряд других налогов.

Получается, что изменения бюджетного и налогового законодательства в первую очередь затронули нижестоящий уровень бюджетной системы Российской Федерации, не позволяя сформировать достаточную финансовую базу. В такой ситуации оказались все местные бюджеты России, но именно бюджеты муниципальных образований нефтедобывающих регионов потеряли больше, чем остальные: среднедушевые доходы данных бюджетов превосходили доходы, средние по стране, и, следовательно, темп роста доходов сильно замедлился.

Считается, что нефтедобывающий комплекс гарантирует высокие доходы территориальных бюджетов. С одной стороны, объективен рост уровня производства, валового внутреннего продукта и, соответственно, значительный приток налогов в бюджет. Но одновременно такая зависимость доходов региональных и местных администраций от одной отрасли ограничивает финансовую устойчивость региональных бюджетов. С другой стороны, сегодня трудно прогнозировать цены на углеводородное сырье, и возникает еще риск перераспределения данных доходов в пользу Федерации и регионов.

Социальные услуги нефтегазовых корпораций

В современных условиях в России зависимость между добычей нефти и возможностями территориальных бюджетов оказывать эффективное воздействие на социальную политику перестала быть прямой.

Следовательно, нефтегазодобывающие предприятия в большей мере, чем какой-либо другой субъект хозяйствования (помимо бюджета) участвуют в создании и развитии социальной сферы регионов хозяйствования [1, с. 18]. Доминирующая роль нефтяной отрасли определяется способностью нефтяных компаний аккумулировать значительные объемы денежных средств, что связано со спецификой их деятельности, образующей большие потоки финансовых ресурсов.

И даже в условиях экономического кризиса, сократившего объемы поступлений в нефтяную отрасль из-за снижения стоимости барреля нефти до 40–70$ в 2009 году (вместо 100-140$ в начале – середине 2008 года), продолжается реализация принципа социальной ответственности. Кроме того, нефтегазодобывающие предприятия в Западной Сибири обладают ролью градообразующих, и очень часто именно от нефтяного сектора зависит уровень социального развития.

Специфика социальных мероприятий нефтегазовых корпораций, сосредоточенных в монопоселениях, прослеживается в одном немаловажном факторе. Социальные услуги нефтяных предприятий направлены не только на собственных работников, но и на население районов освоения.

Социальная политика нефтегазодобывающих предприятий консолидируется из определенного спектра социальных программ и мероприятий, направленных на повышение социального благополучия персонала фирмы.

Совокупность социальных благ предоставляется работнику в денежном выражении – выплаты зависят от масштаба и разнообразия реализуемой социальной политики на предприятии. К таким выплатам относятся:

– единовременное пособие уходящим на пенсию работникам;

– оплата путевок на санаторно-курортное лечение;

– оплата профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

– оплата обедов работникам;

– выплаты на приобретение рабочей одежды;

– оплата абонементов в спортивных секциях и др. [11, с. 116].

Отдельные социальные услуги передаются персоналу уже в овеществленной форме, то есть работник получает «готовый» социальный продукт: услуги по добровольному медицинскому страхованию, подарки к праздникам, спецодежда, спецпитание и др.

Социальными мероприятиями, в которых задействовано все население районов освоения, обычно являются культурно-массовые и спортивные программы, а в отдельных случаях холдинги участвуют в строительстве объектов социально-бытового назначения.

Основной целью социальной политики нефтяных компаний служит создание условий, способствующих повышению производительности и качества труда работников. Это осуществляется посредством решения вопросов реконструкции и капитального строительства объектов социально-бытового назначения на месторождениях, повышения качества общественного питания и медицинского обслуживания на промыслах и т.п. Следовательно, масштабность социальной политики нефтегазодобывающих предприятий требует детальной оценки расходов и охвата большого понятийного аппарата.


Страница обновлена: 21.09.2024 в 16:33:48