Государственный менеджмент мезосистем: управление формированием транспортных кластеров в регионах
Макаров И.Н.1,2, Графова Г.Ф.3,4, Филоненко Н.Ю.5, Голиков Е.И.1,6, Козлов Г.А.2
1 Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
2 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
3 Липецкий филиал РАНХиГС
4 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал)
5 Финансовый университет при Правительстве РФ (Липецк)
6 ООО «УК«Сервис-Интегратор»
Скачать PDF | Загрузок: 28
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80348011
Аннотация:
На современном этапе развития отечественной хозяйственной системы необходимо решить двойственную задачу – следует обеспечить инфраструктурный базис трансформации производственной подсистемы экономики в условиях фактического отсутствия свободных средств у частного бизнеса и значительном уровне бюджетной нагрузки на государство, когда имеющиеся бюджетные средства перенаправляются для решения текущих задач обеспечения национальной безопасности. Однако, помимо текущих задач национальной безопасности в моменте необходимо решать задачи обеспечения экономического развития и экономической безопасности, выражающиеся в частности в формировании системы транспортно-логистического обеспечения переориентации товарных потоков с западного в восточном направлении, а также транспортном обеспечении развития северных территорий, в частности, создания новых добывающих предприятий, а также, как отдельное направление, формирования мультимодальных логистических комплексов, обслуживающих добычу полезных ископаемых на шельфе северных морей. В качестве инструмента решения подобной задачи авторами предлагается формирование системы транспортно-логистических кластеров на периферийных территориях на основе государственно-частного партнерства. При этом отмечается, что развитие производственного потенциала периферийных территорий, осуществляемое на основе индикативного и директивного планирования, на базе рыночных методов стимулирования развития, однако при непосредственном государственном участии в инициации программ развития производительных сил территорий, что в свою очередь потребует существенного изменения всей пространственной политики, включая ее транспортную составляющую, инструментом чего может и должно стать формирование системы транспортно-логистических кластеров в регионах.
Целью данной работы является анализ возможностей повышения транспортной доступности периферийных территорий на базе формирования системы транспортно-логистических кластеров.
Данная статья может быть интересна специалистам по региональному и транспортному планированию, студентам, магистрантам и аспирантам экономических, управленческих и транспортных направлений подготовки
Ключевые слова: регион, кластер, государство, управление, транспорт, транспортная доступность, государственно-частное партнерство
JEL-классификация: O31, L90, L91, R40
Источники:
2. Андреева Т.А. Анализ существующих подходов к формированию и реализации совместных инновационных проектов в мезоэкономических системах на примере кластерных образований // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 2. – c. 603-616. – doi: 10.18334/vinec.14.2.120989.
3. Бабаян Л.К. Роль региональных кластеров в обеспечении научно-технологического развития Российской Федерации // Креативная экономика. – 2024. – № 5. – c. 1091-1108. – doi: 10.18334/ce.18.5.120874.
4. Базилюк А.В., Концева В.В., Хоменко И.А. Синергетический эффект работы транспортных кластеров в условиях усиления цикличности кризисных явлений на рынке // Вестник Черниговского государственного технологического университета. Серия: Экономические науки. – 2012. – № 1. – c. 92-97.
5. Бендер В. Г. Ядро мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры в рамках создания модели транспортно-логистического кластера Республики Хакасия // Бюллетень транспортной информации. – 2022. – № 7-2. – c. 12-21.
6. Бочкаева Г. Л. Роль транспортного кластера в социально-экономическом развитии регионов // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2018. – № 2. – c. 5-11.
7. Булдык Г. М., Булдык Е. Г. Транспортный кластер Республики Беларусь как вариант развития транспортного комплекса // Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні. – 2016. – № 4(46). – c. 140-153.
8. Бурлакова Г. Ю. Архитектоника транспортного кластера сити-логистики // Цифровые технологии в интеллектуальных транспортных системах: Сборник трудов Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29–30 ноября 2023 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Санкт-Петербург, 2023. – c. 67-71.
9. Голова Д. В. Влияние экономических и политических процессов на функционирование транспортных потоков на примере генезиса международных транспортных коридоров // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6577-6588. – doi: 10.18334/epp.13.12.120161.
10. Гуськова М. Ф., Смирнов А. И. Организационно-экономический механизм обеспечения развития трансграничных транспортных кластеров в приграничных регионах // Экономические науки. – 2024. – № 230. – c. 85-91. – doi: 10.14451/1.230.85.
11. Гуськова М. Ф., Смирнов А. И. Метод обоснования целесообразности образования и развития трансграничных транспортных кластеров // Экономические науки. – 2024. – № 232. – c. 146-154. – doi: 10.14451/1.232.146.
12. Гуськова М. Ф., Смирнов А. И. Экономическая оценка и предотвращение рисков при формировании и развитии трансграничных транспортных кластеров // Транспортное дело России. – 2024. – № 3. – c. 62-64.
13. Джумалиева Г. Т., Тимовкина Л. Ю., Романова А. А., Шарова И. С. Транспортный кластер города Астрахани и Астраханской области // Экология России: на пути к инновациям: Межвузовский сборник научных трудов / Составитель Т.В. Дымова. Том Выпуск 16. – Астрахань : Индивидуальный предприниматель Сорокин Роман Васильевич (Издатель: Сорокин Роман Васильевич). Астрахань, 2017. – c. 80-83.
14. Донцова О.И. Цифровая трансформация промышленных кластеров // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 4929-4942. – doi: 10.18334/epp.13.11.119669.
15. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Сотников Н.Б., Сотников И.Б., Кокорева А.А. Формирование транспортных производственно-образовательных кластеров как фактор устойчивого развития транспортной отрасли и экономики региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 10. – c. 3977-3994. – doi: 10.18334/epp.13.10.119205.
16. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Олейникова Т.А., Шепелев М.И., Володина А.И. Перспективы формирования бесшовной транспортной системы в условиях цифровизации: системный подход // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 4943-4958. – doi: 10.18334/epp.13.11.119245.
17. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Пивоварова О.В., Манасян С.М., Володина А.И. Новая роль транспортной системы в обеспечении пространственной политики России в условиях мобилизационной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6393-6404. – doi: 10.18334/epp.13.12.120218.
18. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Пивоварова О.В. Теоретико-методологические подходы к оценке возможностей инновационной оптимизации системы транспортного обеспечения городов и агломераций // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 4. – c. 1263-1274. – doi: 10.18334/vinec.14.4.122206.
19. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Сухина Ю.В., Коротаева Е.Ю. Структуры кластерного типа в государственном менеджменте мезосистем // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 7. – c. 3499-3512. – doi: 10.18334/epp.14.7.121453.
20. Дробот Е. В., Макаров И. Н., Сухина Ю. В. [и др.] Новая кластерная парадигма и активная роль государства в управлении региональным развитием // Креативная экономика. – 2024. – № 10. – c. 2641-2652. – doi: 10.18334/ce.18.10.121908.
21. Дробот Е.В, Макаров И.Н., Пивоварова О.В. Возможности оптимизации системы транспортного обслуживания городов и агломераций в условиях нехватки свободного городского пространства // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 11. – c. 6889-6902. – doi: 10.18334/epp.14.11.122176.
22. Комов М. С. О возможности использования опыта Европейского союза в формировании единого транспортного пространства в Евразийском экономическом союзе // Экономические отношения. – 2024. – № 4. – c. 733-748. – doi: 10.18334/eo.14.4.122085.
23. Кошелева Т. Н. Подходы к предпринимательскому взаимодействию в рамках многофункционального транспортного кластера // Наука и общество в эпоху перемен. – 2019. – № 1. – c. 76-78.
24. Кошелева Т. Н., Грозовская Е. В. Механизмы формирования многофункционального транспортного кластера // Актуальные проблемы публичного и частного права в контексте современных процессов реформирования законодательства: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 23 ноября 2019 года. – Чебоксары: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации". Чебоксары, 2021. – c. 53-64.
25. Кошелева Т.Н. Направления формирования механизма сервисного обслуживания в транспортной сфере в рамках регионального кластера // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 359-372. – doi: 10.18334/epp.12.1.113252.
26. Лыфарь В. В. Организационно-правовые аспекты формирования транспортного кластера в регионе // Маркетинг и менеджмент инноваций. – 2014. – № 2. – c. 188-195.
27. Макаров И. Н., Дробот Е. В., Пивоварова О. В. Варианты формирования долгосрочной стратегии оптимизации транспортных систем городских агломераций в условиях постэпидемической реальности // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 11. – c. 6903-6912. – doi: 10.18334/epp.14.11.122204.
28. Миркина О. Н. Развитие транспортной системы через создание регионального транспортно-логистического кластера // International Journal of Advanced Studies. – 2021. – № 4. – c. 53-66. – doi: 10.12731/2227-930X-2021-11-4-53-66.
29. Новиков А. В. Особенности экологически ориентированного управления устойчивым развитием транспортного кластера // Проблемы теории и практики управления. – 2019. – № 3-4. – c. 98-106.
30. Новиков А. В. Обоснование приоритетов устойчивого развития транспортных кластеров // Проблемы теории и практики управления. – 2019. – № 6. – c. 42-52.
31. Орлов С. В., Корнеевец В. С. Транспортный кластер как вариант развития транспортного комплекса // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2012. – № 1. – c. 144-149.
32. Орлов С. В. Транспортный кластер как форма территориальной организации транспортного комплекса // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2013. – № 2(38). – c. 242-246.
33. Подольская Т. В., Сотников А. Г. Внедрение передовых цифровых технологий в транспортно-логистической сфере в современных условиях // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 4. – c. 1479-1496. – doi: 10.18334/vinec.14.4.121649.
34. Саматов Г.А., Камалов А.С., Сарвирова Н.С., Равшанов М.Н. Формирование и развитие транспортно-логистических кластеров транспортной системы // Экономика и социум. – 2022. – № 6-1. – c. 1127-1136. – doi: 10.46566/2225-1545_2022_1_97_1127.
35. Сирина Н. Ф., Зубков В. В. Моделирование транспортных кластеров методом консолидации информационных ресурсов // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия: сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 11–12 марта 2021 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет. Курск, 2021. – c. 304-307.
36. Смирнов А. И. Теоретические аспекты формирования транспортных кластеров // Экономика, менеджмент, сервис: современные проблемы и перспективы: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 14–15 ноября 2022 года / Редколлегия: Е.В. Яковлева (отв. ред.) [и др.]. – Омск: Омский государственный технический университет. Омск, 2022. – c. 182-185.
37. Смирнов А. И. Классификация трансграничных транспортных кластеров // Актуальные проблемы науки: взгляд студентов: Материалы Всероссийской с международным участием студенческой научной конференции. В 2-х частях, Санкт-Петербург, 18 января 2023 года / Отв. редактор О.В. Кублицкая. Том Часть 2. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2023. – c. 181-184.
38. Смирнов А. И. Трансграничные транспортные кластеры как эффективные модели приграничного сотрудничества // Аспирантские чтения: Материалы ежегодной научно-практической конференции молодых ученых ИПСС РУТ (МИИТ), Москва, 28 марта 2024 года. – Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К". Москва, 2024. – c. 92-95.
39. Султанов А. Г. Интеграция транспортно-логистических кластеров в систему национальных и международных транспортных коридоров. / специальность 08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)" : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Султанов Абдулазиз Газимагомедович. - М., 2017. – 154 c.
40. Федотенков Д. Г. Транспортно-логистический кластер как приоритетное направление развития транспортной инфраструктуры Брянского региона // Перспективы развития транспортного комплекса: материалы IV Международной заочной научно-практической конференции, Минск, 02–04 октября 2018 года. – Минск: Республиканское унитарное предприятие "Белорусский научно-исследовательский институт транспорта "Транстехника". Минск, 2018. – c. 167-174.
41. Фрейдман О. А. Транспортно-логистические кластеры: инфраструктурная характеристика транспортной системы // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. – 2014. – c. 246-250.
42. Фрейдман О. А. Оценка потенциала транспортной системы как основа формирования транспортно-логистического кластера // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2014. – № 3. – c. 109-117.
43..Чернаков Е. А., Гордиенко И. В. Создание транспортного кластера как возможный путь развития омского региона // Наука и молодёжь в ХХI веке: материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 05 декабря 2016 года. – Омск: Омский государственный технический университет. Омск, 2016. – c. 28-31.
44. Чистяков М. С. Кластерные технологии в построении транспортных коридоров через формирование транспортно-логистических кластеров // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. – 2018. – c. 131-140.
45. Щепетов П. А. К вопросу о дефиниции концепта «международный транспортный коридор» // Экономические отношения. – 2024. – № 4. – c. 701-720. – doi: 10.18334/eo.14.4.122379.
46. Ян Юйцин Логистическая организация бизнес-процессов трансграничной торговли с использованием международных транспортных коридоров // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 10. – c. 5811-5822. – doi: 10.18334/epp.14.10.121918.
Страница обновлена: 16.08.2025 в 19:15:05
Download PDF | Downloads: 28
Public management of mesosystems: management of regional transport clusters
Makarov I.N., Grafova G.F., Filonenko N.Yu., Golikov E.I., Kozlov G.A.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 12 (december 2024)
Abstract:
At the present stage of economic development it is necessary to solve a double task. It is necessary to create an infrastructural basis for the transformation of the production subsystem of the economy in the conditions of the actual lack of available funds from private business and a significant level of budget burden on the state, when the available budget funds are redirected to solve current national security tasks. However, in addition to the current tasks of national security, it is necessary to solve the tasks of ensuring economic development and economic security.
This is expressed in the creation of a system of transport and logistics support for the redirection of commodity flows from the West to the East, as well as transport support for the development of the northern territories, in particular, the creation of new mining companies, and as a separate direction, the formation of multimodal logistics complexes serving the extraction of minerals on the shelf of the northern seas.
The authors propose the creation of a system of transport and logistics clusters in the peripheral regions on the basis of public-private partnership. At the same time, it is noted that the development of the production potential of peripheral territories, carried out on the basis of indicative and directive planning, based on market methods of stimulating development, but with direct government participation in the initiation of programs for the development of productive forces of territories, which in turn requires a significant change in the entire spatial policy, including its transport component, which can and should be an instrument to form a system of transport and logistics clusters in the regions.
The purpose of the research was to analyze the possibilities of increasing the transport accessibility of peripheral territories based on the formation of a system of transport and logistics clusters.
The article may be of interest to specialists in regional and transport planning, students, undergraduates and postgraduates in the fields of economics, management and transport.
Keywords: region, cluster, state, management, transport, transport accessibility, public-private partnership
JEL-classification: O31, L90, L91, R40
