Формирование системы экономических моделей управления развитием предпринимательства на рынке жилищно-коммунальных услуг города

Агаджанян А.Я.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (133), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается современное состояние системы жилищно-коммунального хозяйства в Ставропольском крае. Особое внимание уделено вопросам развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства; произведен анализ факторов эффективности и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения; раскрыты причины кризисного состояния отрасли; определены первоочередные меры, способствующих процессу демонополизации жилищно-коммунального комплекса и развитию конкуренции.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, рынок недвижимости, жилищно-коммунальные услуги, экономические модели и методы



Структура экономической модели управления предпринимательской деятельностью на муниципальном рынке жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) определяется совокупностью задач, стоящих перед органами всех уровней власти. Задачи управления развитием муниципального рынка ЖКУ требуют формирования специального экономического инструментария, а также системной оценки последствий принятия управленческих решений, направленных на развитие ЖКХ.

Для оценки эффективности реализации муниципальных программ развития ЖКХ предлагается использовать совокупность экономических моделей, системно и комплексно характери­зующих социально-экономическую систему города.

Первый уровень оценки последствий реализации программ развития ЖКХ включает системную оценку комплекса взаимосвязанных макроэкономических моделей городской экономики, таких как:

– рынок благ;

– денежный рынок;

– бюджетная система города;

– рынок труда;

– рынок недвижимости;

– рынок ЖКУ;

– экосистема города.

Второй уровень оценки имеет несколько более широкий диапазон показателей, комплексно характеризующих эффективность реализации программ развития муниципального рынка ЖКУ. Предлагается производить оценку по следующим направлениям: социальная, бюджетная, инвестиционная и экономическая эффективность.

Третий уровень представляет собой систему показателей экономического мониторинга функционирования и развития рынка ЖКУ и является наиболее комплексным и детализированным.

Мониторинг

Одним из основополагающих факторов эффективности системы управления является наличие адекватных обратных связей с управляемым объектом. На практике это решается путем формирования системы показателей, отражающих динамику изменения параметров объекта согласно целям и задачам управления его развитием.

Так, например, для оценки эффективности действий федерального, регионального и муниципального уровней управления по реализации федеральных программ развития жилищно-коммунального комплекса предусмотрена система мониторинговых показателей. Это касается, прежде всего, следующих программ:

– Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002–2010 гг.;

– подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг.;

– программа перехода к полной оплате жилищно-коммунальных услуг населением.

По нашему мнению, систему показателей для оценки последствий реализации муниципальных программ развития рынка ЖКУ можно сгруппировать по следующим основным группам, соответствующим основным направлениям развития муниципального рынка ЖКУ:

1) показатели, характеризующие спрос на ЖКУ;

2) показатели, характеризующие основные экономические условия функционирования и развития предприятий ЖКХ;

3) показатели, отражающие результаты функционирования предприятий муниципального ЖКХ.

Такие разные жильцы…

Особенность рынка ЖКУ определяется тем, что государством устанавливается минимальная планка качества услуг и гарантии обеспечения оплаты стоимости минимального набора ЖКУ частью населения, которая самостоятельно это сделать не в состоянии. Таким образом, население условно дифференцируется по уровню доходов следующим образом:

– часть населения, не способная оплачивать стоимость ЖКУ даже на уровне минимальных социальных стандартов;

– часть населения, способная оплачивать стоимость ЖКУ преимущественно на уровне минимальных социальных стандартов;

– часть населения, претендующая на получение ЖКУ повышенного качества.

С другой стороны, предложение жилищно-коммунальных услуг можно разделить на группу общественных, смешанных и частных услуг. Они соответственно направлены на удовлетворение потребностей населения в рамках целого города, района, микрорайона, жилого дома, подъезда и квартиры.

Естественно, что степень однородности населения, проживающего в рамках микрорайона, жилого здания, секции жилого здания, по уровню доходов определяет возможности дифференциации предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. И наоборот, неоднородная структура населения значительно затрудняет такие возможности.

Для примера, в жилом здании условно 30% квартир занято людьми с подушевым доходом значительно выше среднего уровня, 50% – несколько выше прожиточного минимума и 20% – с доходом ниже этого уровня. В случае если первая группа жильцов решит воспользоваться услугой, затрагивающей интересы и требующей финансового участия всех жильцов дома или секции жилого здания, это войдет в противоречие с финансовыми возможностями и соответственно встретит сопротивление со стороны остальных жильцов и сделает реализацию проекта невозможной.

Дифференциация жилья по качеству и стоимости услуг

Обеспечение необходимой для развития рынка ЖКУ степени однородности системы расселения по уровню доходов населения требует решения следующих задач:

– скорейшее перераспределение собственности на жилье. В итоге жилые здания должны быть в 100%-й собственности либо всех жильцов, либо частной компании, либо муниципалитета (преимущественно в части так называемого социального жилья, то есть жилья с ми­нимально допустимым уровнем качества и предоставляемых ЖКУ, полностью или частично оплачиваемых муниципалитетом);

– значительное сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного уровня или лишь незначительно его превышающими [1];

– целенаправленная дифференциация жилья и соответствующих жилых зон по классу качества жилья и жилищно-коммунальных услуг, но не ниже минимально допустимых обществом норм социального стандарта качества жилья и ЖКУ.

По нашему мнению, последовательное решение данных задач позволит реализовать потенциал со стороны спроса населения. Это будет стимулировать развитие рынка ЖКУ по пути дифференциации качества и стоимости услуг.

К основным особенностям системы управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг в России относятся:

– высокая степень централизации управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг;

– невысокая активность местных властей в подготовке и реализации собственных программ развития рынка ЖКУ;

– неуравновешенная система межбюджетных взаимоотношений.

Конкуренция в ЖКХ

Как показывает опыт большинства стран с рыночной экономикой, эффект в управлении социально-экономическим развитием может быть достигнут только при консолидации усилий всего сообщества. И связано это не столько с содействием в проведении реформ «сверху», сколько с формированием собственных стратегий развития региона, города, крупных предприятий, скоординированных по целям и ресурсам. В связи с этим повышается роль местного уровня управления в решении задач развития рынка жилищно-коммунальных услуг города.

Одним из основных условий обеспечения равновесия, устойчивости социально-экономической системы города является соблюдение баланса интересов субъектов рынка ЖКУ – населения, предприятий отрасли, государства. Для нахождения управленческих решений, соответствующих равновесию интересов, необходима система показателей, характеризующая интересы населения, предприятий отрасли ЖКХ, государства.

Основным направлением развития сферы жилищно-коммунальных услуг города должно стать формирование конкурентных условий. Под этим подразумевается целенаправленное развитие рынка конкурирующих предприятий с введением в него частных компаний, а также активного использования технологий предоставления услуг, альтернативных существующим. Для этого необходимо создать условия для функционирования частного бизнеса в данной сфере.

[1] Эх, хорошо бы! Но если серьезно, то это первоочередная задача нашего правительства и всех нас — добиться, чтобы в стране не было людей, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Пока трудно выполнимая, так как для этого нужно поднять уровень благосостояния значительной части населения страны — прим. ред.


Страница обновлена: 21.09.2024 в 06:27:31