Концессионное соглашение как эффективный механизм развития инновационной деятельности сферы жилищно-коммунального хозяйства

Трунова Л.Г.1
1 Иркутский национальный исследовательский технический университет, Россия, Иркутск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 10 (Октябрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49846476
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Состояние жилищно-коммунальной сферы является одним из наиболее значимых показателей уровня развития экономики государства в целом. К сожалению, сегодня организации жилищно-коммунального хозяйства не в полной мере удовлетворяют потребностям качества жизни населения. В связи с этим одним из ключевых направлений отраслевого развития жилищно-коммунального хозяйства в условиях снижения темпов экономического роста является переход на инновационный путь. Для комплексного решения существующих проблем необходимо совершенствовать механизмы и формы участия государства в финансировании инновационных и инвестиционных проектов жилищно-коммунального хозяйства. По мнению автора, ключевым инструментом привлечения инвестиций для развития инновационных технологий в жилищно-коммунальной сфере должен стать концессионный механизм делового сотрудничества власти и бизнеса. Автором разработана схема сопровождения инвестиционно-инновационного проекта жилищно-коммунального хозяйства с применением концессионного соглашения в рамках ГЧП, позволяющая поэтапно сопровождать участников от начала реализации указанного проекта до достижения социально-экономического эффекта. Представлена методика оценки экономического эффекта при осуществлении инвестиционно-инновационного проекта жилищно-коммунального хозяйства с учетом рисков, позволяющая обеспечить сбалансированность интересов государства и организаций социально значимой сферы. Научная статья будет интересна преподавателям, аспирантам, магистрантам экономического направления, а также специалистам финансовых служб.

Ключевые слова: концессионное соглашение, жилищно-коммунальное хозяйство, государственно-частное партнерство, инвестионно-инновационная деятельность

JEL-классификация: L32, L97, L98



Введение. Процесс осуществления преобразований в системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Российской Федерации можно отнести к одной из самых затянувшихся реформ в современной истории. В настоящее время проблемам ЖКХ уделяется особое внимание: увеличивающийся процент износа основных фондов практически во всех отраслях сферы [10], низкое качество предоставления услуг и высокая фондоемкость становятся причинами того, что предприятия несут существенные убытки [13]. Таким образом, жилищно-коммунальная инфраструктура характеризуется высоким износом основных фондов, коммунальных сетей, увеличением объемов аварийного жилищного фонда, низкой инновационной и инвестиционной активностью хозяйствующих субъектов и др. [11]

В современных рыночных условиях для повышения качества жилищно-коммунального обслуживания и стабильного функционирования предприятий ЖКХ необходимо создание эффективных механизмов, которые, по мнению автора, должны основываться на инновационных подходах ведения организационно-хозяйственной деятельности ЖКХ.

На наш взгляд, основным эффективным инструментарием развития инвестиционно-инновационной деятельности сферы ЖКХ должен стать концессионный механизм в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП).

Механизм концессионного соглашения широко используется в мировой практике для привлечения частного капитала с целью модернизации жилищно-коммунального хозяйства: развитые рынки США, Великобритании, Индии, Австралии, Канады и др. [11]. По сравнению с другими странами, отечественный рынок реализации концессионного соглашения в полтора раза больше рынка Мексики, Германии, Польши, ЮАР [1,2,3,7].

Становление и развитие российского концессионного рынка официально можно отсчитывать с момента принятия Федерального закона от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [16].

По нашему мнению, концессионное соглашение ЖКХ – это гражданско-правовой договор, заключенный между государственными органами власти (федеральными, региональными, местными) и организациями сферы ЖКХ, направленный на развитие инвестиционно-инновационной деятельности ЖКХ и обеспечивающий достижение социально-экономического эффекта.

Цель статьи заключается в исследовании концессионного соглашения как перспективного способа реформирования и модернизации сферы ЖКХ.

Научная новизна заключается в разработке механизма применения концессионного соглашения в рамках государственно-частного партнерства, способствующего обеспечению интенсификации инновационных проектов жилищно-коммунальной сферы.

Схема реализации инвестиционно-инновационного проекта сферы ЖКХ с применением концессионного соглашения в рамках ГЧП

На основании вышеизложенного автором разработана схема сопровождения инвестиционно-инновационного проекта сферы ЖКХ с применением концессионного соглашения (см. рисунок).

Рис. 1. Схема сопровождения инвестиционно-инновационного проекта сферы ЖКХ с применением концессионного соглашения в рамках ГЧП

Источник: составлено автором

Эффективность реализации инновационно-инвестиционных проектов в сфере ЖКХ во многом зависит от согласованности действий всех участников инвестиционного процесса.

Предложенная схема концессионного инструментария позволяет поэтапно сопровождать инновационно-инвестиционный проект ЖКХ от начала сотрудничества государственных органов [5,8,14] и организаций сферы ЖКХ до достижения социально-экономического эффекта.

Процедура рассмотрения уполномоченными органами власти конкурсного предложения организаций сферы ЖКХ

Концессионное соглашение заключается с предприятиями ЖКХ путем проведения конкурса в открытой/закрытой форме [4].

Организация сферы ЖКХ (концессионер) представляет в государственные органы власти (концедент) предложения о заключении концессионного соглашения [9] и прилагает инвестиционно-инновационный проект. Уполномоченным органам власти в рамках рассмотрения конкурсного предложения необходимо провести оценку инвестиционно-инновационного проекта сферы ЖКХ: его финансовой эффективности; социально-экономического эффекта от реализации проекта; определить сравнительные преимущества [6].

Финансово-экономическая модель оценки эффективности инновационно-инвестиционного проекта сферы ЖКХ. Инновационно-инвестиционный проект ЖКХ должен пройти три этапа концессионных отношений: подготовительный, организационный и этап реализации, – после чего можно оценить общую эффективность результатов концессии.

На подготовительном этапе осуществляется оценка эффективности инвестиционно-инновационного проекта ЖКХ. Для оценки финансовой эффективности инвестиционно-инновационного проекта ЖКХ, который предполагается реализовать с помощью концессионного соглашения, необходимо произвести расчет чистой приведенной стоимости:

(1)

где – чистая приведенная стоимость инвестиционно-инновационного проекта ЖКХ;

– суммарное дисконтированное сальдо денежного потока от реализации инновационно-инвестиционный проекта сферы ЖКХ;

– концессионные платежи по договору концессионного соглашения;

- требуемая доходность капитала инвестиционно-инновационного проекта ЖКХ в годовом исчислении;

- оценка стоимости активов, которые были созданы при осуществлении инвестиционно-инновационного проекта ЖКХ по договору концессии;

T – срок реализации концессионного соглашения инвестиционно-инновационного проекта ЖКХ;

t – период реализации проекта ЖКХ.

При этом, инновационно-инвестиционный проект сферы ЖКХ признается эффективным если NPVip ≥ 0.

Оценка социально-экономического эффекта от реализации инвестиционно-инновационного проекта ЖКХ осуществляется путем соотнесения целей, задач, предмета проекта с государственными/муниципальными программами.

Если по итогам оценки инвестиционно-инновационный проект ЖКХ признан эффективным по каждому из указанных критериев, определяется его сравнительное преимущество.

Оценку эффективности инвестиционно-инновационного проекта ЖКХ и определение его сравнительного преимущества проводят: федеральный уполномоченный орган (Минэкономразвития России) – в отношении проектов федерального уровня; уполномоченный орган субъекта РФ – в отношении проектов регионального и муниципального уровня [15].

Для определения эффективности для государства концессионного соглашения по инвестиционно-инновационному проекту ЖКХ необходимо обосновать сравнительные преимущества финансирования: за счет средств государственных/муниципальных бюджетов или за счет привлечения дополнительных инвестиций организаций ЖКХ по концессии.

Сравнительное преимущество инвестиционно-инновационного проекта ЖКХ признается при условии если:

(2)

(3)

где, – коэффициент сравнения преимущества реализации инновационного проекта ЖКХ при реализации государственного/муниципального контракта.

- чистые дисконтированные расходы бюджетных средств при реализации инновационного проекта ЖКХ по концессии.

- чистые дисконтированные расходы при реализации государственного/муниципального контракта.

– суммарный объем принимаемых публичным партнером обязательств в случае возникновения рисков при реализации инновационного проекта ЖКХ по концессии.

- суммарный объем принимаемых публично-правовым образованием обязательств в случае возникновения рисков при реализации государственного/муниципального контракта.

Кроме того, необходимо оценить риски, которые могут возникнуть при реализации инвестиционно-инновационного проекта ЖКХ.

Риски концессионного соглашения прописываются в договоре путем включения в него соглашения об особых обстоятельствах. Под особыми обстоятельствами понимаются различные события, которые могут наступить в процессе исполнения концессионного соглашения и повлиять на инвестиционно-инновационную деятельность организаций сферы ЖКХ.

Рассмотрим перечень рисков, возникающих в процессе осуществления инвестиционно-инновационной деятельности ЖКХ:

1. Риски проектирования и подготовительных мероприятий инвестиционно-инновационного проекта ЖКХ:

- предоставление земельных участков,

- обеспечение инженерных коммуникаций;

- подготовка земельных участков;

- срыв сроков проектирования объекта и подготовительных мероприятий.

2. Риски создания объекта ЖКХ:

- ликвидация последствий действий третьих лиц;

- ликвидация природных катастроф и иных форс-мажоров;

- ликвидация экологических последствий;

- срыв сроков создания (строительство/реконструкция) объекта ЖКХ;

- срыв сроков ввода объекта ЖКХ в эксплуатацию;

- увеличение затрат на создание (например, за счет роста курса валют, процентов по долгу, увеличения темпов инфляции).

3. Риски эксплуатации объекта ЖКХ:

- увеличение затрат на эксплуатацию имущества, переданного публичному партнеру;

- увеличение затрат на эксплуатацию за счет роста курса валют, процентов по долгу, увеличения налогов, темпа роста инфляции.

4. Риски получения дохода:

- неполучение платежей, обеспечивающих гарантию минимальной доходности;

- падение выручки вследствие снижения объема оказания услуг ЖКХ и/или цен (тарифов) на их оказание;

- падение выручки вследствие неплатежей со стороны потребительских услуг.

5. Прочие риски:

- расторжение соглашения по вине государственных органов и/или организации сферы ЖКХ;

- утрата объекта ЖКХ (соглашения);

- форс-мажорные обстоятельства и др. [12].

При определении финансовой эффективности и сравнительного преимущества отрицательный результат оценки инвестиционно-инновационного проекта ЖКХ является основанием для доработки данного проекта или отказа от его реализации.

В случае если уполномоченным органом принято решение о возможности заключения концессионного соглашения, государственные органы проводят переговоры с организацией сферы ЖКХ в целях обсуждения условий данного соглашения.

Необходимо отметить, что при реализации концессионного механизма основной целью организации сферы ЖКХ является получение максимальной прибыли, а целью государственных органов – защита общественных интересов.

В связи с этим органы государственной власти проводят мониторинг исполнения условий концессионного соглашения при реализации инвестиционно-инновационного проекта ЖКХ. Информация о соблюдении (несоблюдении) организациями ЖКХ интересов общества при реализации концессионного соглашения должна поступать как предприятиям ЖКХ, так и органам государственной власти. Результатом исполнения концессионного соглашения инвестиционно-инновационного проекта ЖКХ должен являться достигнутый социально-экономический эффект.

Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что переход на новый инвестиционно-инновационный концессионный механизм позволит повысить уровень конкурентоспособности сферы ЖКХ за счет повышения эффективности инновационных процессов. Следовательно, все изменения положительно скажутся на организационно-экономических отношениях способствующих эффективному управлению сферой ЖКХ в целом.

Выводы: Учитывая нехватку бюджетных средств, в настоящее время государственная система управления сферой ЖКХ и благоустройства ставит в приоритет использование концессионного соглашения в рамках механизма государственно-частного партнерства как основного способа преодоления масштабных инфраструктурных дисбалансов. Сущность концессии состоит в том, что государство (концедент) передает частному лицу (концессионеру) во временное владение и пользование объекты недвижимого и связанного с ним движимого имущества, а организация ЖКХ обязуется их усовершенствовать (реконструировать, модернизировать и пр.) для развития инновационной деятельности. Таким образом, использование концессионного соглашения направлено на активизацию инновационной деятельности сферы ЖКХ, развитие индустрии инновационных технологий по оказанию жилищно-коммунальных услуг. Применение организациями сферы ЖКХ инновационных методов инвестирования будет способствовать внедрению современных высокоэффективных технологий и оборудования; оказанию услуг на высоком уровне и, как вследствие, общей эффективности управления предприятиями жилищно-коммунального комплекса и их деятельности. В результате произойдет снижение издержек сферы ЖКХ на обслуживание населения и организаций различных экономических субъектов, что должно привести к снижению себестоимости оказываемых услуг, а следовательно, – и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для физических и юридических лиц.


Источники:

1. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт применения государственно-частного партнерства // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – № 2. – c. 35-42.
2. Алклычев А. М. Зарубежный опыт эффективности концессий и инфраструктурных инвестиций в сфере государственно-частном партнерстве // Региональные проблемы экономической трансформации. – 2019. – № 1. – c. 74-81.
3. Akintayo Opawole, Godwin Onajite Jagboro, Kahilu Kajimo-Shakantu, Betty Oluwafunso Olojede Critical performance factors of public sector organizations in concession-based public-private partnership projects // Property Management. – 2019. – № 1. – p. 17-37.
4. Бычков А.И. Концессионное соглашение как смешанный договор // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2011. – № 10. – c. 102-110.
5. Javed A.A., Lam P.T.I., Chan A.P.C. Change negotiation in public-private partnership projects through output specifications: an experimental approach based on game theory // Construction Management and Economics. – 2014. – p. 323-348.
6. Жукова Н.С. Концессионный механизм реализации государственной инновационной политики // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 4. – c. 25-28.
7. Инвестиции в инфраструктуру: 15 лет рынку концессий. Аналитический обзор InfraOne Research, Москва. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfra.ru/files/analytic/document/b5067035607ecd6eefdacaa5368256d1.pdf (дата обращения: 11.10.2022).
8. Kort M., Klijn E.-H. Public-Private Partnerships in Urban Regeneration: Democratic Legitimacy and its Relation with Performance and Trust // Local Government Studies. – 2013. – p. 89-106.
9. Маликова О.И., Максимова А.М. Концессионное соглашение как форма вовлечения малых частных компаний в эффективное управление государственной собственностью // Управленческие науки. – 2017. – № 4. – c. 6-15.
10. Никитюк Л.Г., Тимчук О.Г. Инвестирование инновационной деятельности сферы ЖКХ на основе государственно-частного партнерства // Вестник ВСГУТУ. – 2015. – № 5. – c. 101-108.
11. Проект стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Минстрой России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/18723/ (дата обращения: 14.05.2022).
12. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики. Министерство экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/cd482f73c03b658fa97a2d844c7e39d9/metodic2018.pdf (дата обращения: 22.05.2022).
13. Соколов Ю.И. Системный кризис жилищно-коммунального хозяйства России // Проблемы анализа риска. – 2020. – № 5. – c. 10-24.
14. Hugo Consciência Silvestre, Rui Cunha Marques, Ricardo Corrêa Gomes Joined-up Government of utilities: a meta-review on a public–public partnership and inter-municipal cooperation in the water and wastewater industries // Public Management Review. – 2018. – p. 607-631.
15. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71129190/ (дата обращения: 17.04.2022).
16. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12141176/ (дата обращения: 22.04.2022).

Страница обновлена: 30.11.2024 в 09:57:37