Развитие социального предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства крупных городов

Тяглов С.Г.1, Родионова Н.Д.1, Сетракова Е.В.2
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Россия, Ростов-на-Дону
2 Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону, Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 1, Номер 1 (Январь-март 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44203479
Цитирований: 2 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы развития социального предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) крупных городов, представлена модель продвижения различных форм взаимодействия в этой сфере. В результате анализа реализуемых проектов социального предпринимательства, выявлено недостаточное внимание к реализации проектов системы ЖКХ. Определены институциональные предпосылки механизма поддержки социально-ориентированного бизнеса в сфере ЖКХ и представлена концептуальная схема развития социального предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве крупных городов В качестве институтов развития социального предпринимательства в сфере ЖКХ предложены: институт муниципально-частного партнерства, институт формирования социально ориентированных кластеров и институт государственной поддержки проектов социального партнерства.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социально-ориентированный бизнес, социально-ориентированные кластеры, жилищно-коммунальное хозяйство крупных городов



Введение. Одним из направлений совершенствования территориальной организации экономики, активно развивающимся в российских рыночных структурах, являются процессы усиления социальной направленности в части повышения социальной ответственности бизнеса и поддержки социально ориентированных проектов. При этом в крупных городах страны формируются и поддерживаются государством объединения предприятий и организаций в кластеры с использованием механизмов некоммерческого партнерства, создания ассоциаций с последующим преобразованием в саморегулируемые организации с целью решения социальных и экологических проблем. Целесообразным и экономически выгодным становится формирование и развитие взаимодействия государственных и предпринимательских структур в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) муниципальных образований – самоорганизующихся структур, способных улучшить условия комфортности проживания населения, улучшить их быт и состояние окружающей среды, достичь мультипликативного эффекта от подобного кооперирования усилий. В отличие от высокотехнологичных отраслей промышленности и АПК в сфере жилищно-коммунального хозяйства, действия которой локализуются в городах и муниципальных образованиях, пока нет четкого сценария образования структур, объединяющих действия предпринимательства и государства вообще и формирования социально ориентированных кластеров в частности. Поэтому теоретико-методическое развитие принципов и технологий проектирования социально ориентированных кластерных структур представляется актуальной проблемой для формирования эффективной модели развития социального предпринимательства в крупных городах российских регионов.

Целью статьи является выявление особенностей формирования институтов и инструментов поддержки социального предпринимательства в сфере ЖКХ, выделение аналитического материала, демонстрирующего положительный опыт в благоустройстве и озеленении территорий, как смежных вопросов развития ЖКХ в направлении его социальной ориентации, выработки предложений по формированию социально ориентированных кластеров.

Идея исследования заключается в позиции авторов, состоящей в том, что жилищно-коммунальный комплекс крупных городов осуществляет воспроизводство услуг населению как системный, интегрированный результат многоуровневого межотраслевого взаимодействия предприятий и организаций, адекватной формой организации которого выступают их устойчивые территориально-хозяйственные связи кластерного типа, регулирование которых целесообразно осуществлять с помощью института муниципально-частного партнерства.

Информационно-аналитическая база и материалы исследования. Информационно-эмпирическую основу материалов, использованных для обоснования выводов авторов, составили официальные материалы Федеральной службы государственной статистики РФ и ее региональных подразделений по Ростовской области, научные статьи ученых, представляющих отечественную и зарубежную науку по проблемам социального предпринимательства и формирования кластеров, направленных на решение социальных задач, материалы официальных порталов органов исполнительной власти РФ и Ростовской области.

В исследовании использовались материалы национальных проектов, в частности «Жилье и городская среда», проекты предпринимательских структур в сфере ЖКХ, благоустройства и озеленения территорий крупных городов.

Нормативно-правовая база содержит федеральные законы РФ, постановления Правительства РФ и Ростовской области, законодательные и нормативные акты, затрагивающие вопросы развития городского хозяйства.

Обзор литературы

В работах ученых отечественных и зарубежных школ (Кучмий Т.И., Кандина П.Н. [1] (Kuchmiy, Kandina, 2015), Пушкарёва Л.В. [2] (Pushkaryova, 2020), Иващенко Н.П., Албутова А.И. [3] (Albutova, 2013), Рахим, Х.Л., Мохтар С. [4] (Rahim, Mohtar, 2015), Баттилана Дж. и др. [5] (Battilana et al., 2015), Смит К. и др. [6] (Smith et al., 2017)) феномен социального предпринимательства рассматривается как его понятийный и категорийный аппарат, даются различные определения.

В рамках нашего исследования мы будем придерживаться определения социального предпринимательства, сформированного авторами Иващенко Н.П. и Булыгиной Н.И.: «Социальное предпринимательство – это инновационный способ решения социальных, экономических или экологических проблем, направленных на достижение нового, более эффективного социального равновесия, и воплощенный путем создания самоокупаемого предпринимательского проекта, не зависящего от внешних источников финансирования» [7] (Ivashchenko, Bulygina, 2019).

Мы частично принимаем такое определение, однако считаем, что источник финансирования проекта социального предпринимательства может быть внешним, например, государственная поддержка в рамках гранта, субсидии, софинансирования социально значимого проекта и другие виды.

Таким образом, в рамках исследования будем принимать вышеназванное определение с оговоркой: финансируемого за счет внутренних средств и внешних источников.

Развитие социального предпринимательства также показано в работах зарубежных и отечественных ученых, затрагивающих решение социальных проблем, вытекающих из основных принципов социального партнерства: Фрайзе Л. и др. [10] (Fraise et al., 2016), Энгельке и др. [10] (Engelke et al., 2015), Утюшевой Л.Д., Такмашевой И.В. [11] (Utyusheva, Takmasheva, 2019), а также Зверевой Н.И. [12] (Zvereva, 2018), Попова Е.В. [13] (Popov, Veretennikova, Kozinskaya, 2019). Социальное предпринимательство находит отражение в социально ориентированных кластерах (Мешалкин В.П. и Корсун В. [14] (Meshalkin, Kosun, 2013), Бабинцева В.П., Ушамирскокую Г.Ф., Шаповал Ж.К. [15] (Babintsev, Ushamirskaya, Shapoval, 2012), Баженов С.И. [16] (Bazhenov, 2014).

Среди проблем, решаемых с помощью социального предпринимательства, можно отметить вопросы городского хозяйства, общественных пространств, жилищно-коммунальной сферы.

Вопросам развития жилищно-коммунального хозяйства посвящены работы таких авторов, как Комисарова Л.А. [17] (Komisarova, 2014), Ключникова Я.А. [18] (Klyuchnikova, 2017), Проваленова Н.В. [19] (Provalenova, 2018).

Новые формы организации и социально-экономического развития российской экономики (кластеры, государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство), например, Абласу Л., Замански С. [20] (Czamanski, Ablas, 1979), Баженов С.И. [21] (Bazhenov, 2012) недостаточно рассматривают вопросы их социальной ориентации, поэтому в рамках нашего исследования мы попытались дать концепцию, возможные пути реализации стратегии развития социального предпринимательства жилищно-коммунальной сферы.

Результаты исследования

Жилищно-коммунальная сфера представляет собой сложную и противоречивую экономическую подсистему, обладающую необходимыми свойствами для взаимодействия различных хозяйствующих субъектов. В настоящее время существует большое количество проблем, связанных с формированием процессов эффективного взаимодействия основных хозяйствующих субъектов в сфере ЖКХ. Для осуществления интеграции хозяйствующих субъектов ЖКХ в рыночное пространство целесообразно сформировать механизм поддержки развития социального предпринимательства в направлении решения проблем городского хозяйства. Основываясь на данном механизме, произойдет усиление предпринимательских структур в решении социальных проблем ЖКХ и благоустройства территорий. Кластерное взаимодействие в этой сфере позволит стимулировать инновационную деятельность, создать конкурентную среду, получить мультипликативный эффект, повысить качество управления и улучшить обеспечение ЖКХ квалифицированными трудовыми ресурсами.

На рисунке 1 представлена модель продвижения форм взаимодействия в сфере ЖКХ.

Рисунок 1. Схема развития ЖКХ муниципальных образований на основе кластерного взаимодействия организаций, предприятий и предпринимательских структур

Источник: составлен авторами по результатам исследования.

Формирование социально ориентированных кластеров в сфере ЖКХ крупных городов будет способствовать развитию инфраструктурных отраслей российской экономики и позволит решать конкретные задачи по достижению устойчивого социального и экологического развития условий обеспечения комфортного проживания населения муниципальных образований региона. Таким образом, создание и развитие институтов поддержки социального предпринимательства в сфере ЖКХ обеспечит повышение социально-экономического и социально-экологического благополучия с предоставлением качественных коммунальных услуг населению региона. Поэтому кластерное взаимодействие в сфере ЖКХ корреспондирует с решением первостепенных задач городского хозяйства, что позволит получить от действующей структуры мультипликативный эффект. В наших работах экономически обоснована целесообразность использования институтов государственно-частного партнерства (ГЧП) в различных сферах народнохозяйственного комплекса как драйвера развития городского хозяйства. При этом в качестве иллюстрации возможности развития социального предпринимательства и формирования социально ориентированных кластеров нами рассмотрен город Ростов-на-Дону Ростовской области как пример использования института муниципально-частного партнерства в сфере ЖКХ, на территории которого реализованы инвестиционные проекты, такие как «Вода Ростова» и «Чистый Дон» (общей стоимостью более 40 млрд рублей), благоустройство территорий набережной (общей стоимостью более 330 млн рублей).

Нами предложена схема участников и их взаимодействия в социально ориентированном кластере (рис. 2).

Рисунок 2. Совокупность государственных и предпринимательских структур крупных городов, участвующих в социально ориентированном бизнесе в сфере ЖКХ

Источник: составлен авторами по результатам исследования.

Развитие сферы ЖКХ крупных городов следует производить с позиции трех координат: социальной, экономической и экологической. Рассмотрение отрасли ЖКХ с этих позиций приводит к необходимости и возможности решать экономические, социальные и экологические проблемы – благоустройства и озеленения городов и территориальных образований (рис. 3).

Рисунок 3. Институциональные предпосылки механизма поддержки социально ориентированного бизнеса в сфере ЖКХ

Источник: составлен авторами по результатам исследования.

В рамках обеспечения решения общественно значимых задач сферы жилищно-коммунального хозяйства: организации водоснабжения, водоотведения, электро-, теплоснабжения, благоустройства и озеленения общественных пространств нами предложена концептуальная схема развития социального предпринимательства в ЖКХ (рис. 4).

Социальное предпринимательство можно условно разделить на две группы: «чистое» (трудоустройство инвалидов, одиноких мам, поддержка малообеспеченных граждан, пенсионеров, детей и молодежи) и «с применением корпоративной социальной ответственности (КСО)». Также следует выделить в отдельную группу – направление «Социальное предпринимательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства крупных городов».

Рисунок 4. Концептуальная схема развития социального предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве крупных городов

Источник: составлено авторами в результате исследования.

Анализ осуществляемых социальных проектов, представленный Фондом «Наше будущее» [1] (рис. 5), позволяет отметить, что существенную часть проектов представляют социально ориентированные проекты НКО, образования, социального обслуживания граждан, культурно-просветительной деятельности, здравоохранения и сферы услуг. Сферы деятельности, которые требуют больших затрат, составляют незначительную часть (благоустройство и озеленение территорий, переработка коммунальных отходов, чисто экологические проекты).

Рисунок 5. Структура социальных предприятий и предпринимателей Каталога предприятий, товаров и услуг социальных предпринимателей

Источник: составлено на основании [22] (Социальное предпринимательство России. Каталог предприятий, товаров и услуг социальных предпринимателей. Soindex.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://soindex.ru (дата обращения: 10.08.2020).

В рамках решения проблем муниципалитетов в сфере жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время основная финансовая нагрузка приходится на федеральный и региональный бюджет.

Так, по направлению национального проекта «Жилье и городская среда» [2] органами государственной власти реализуются следующие проекты: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской седы», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», с объемом финансирования: 891,0 млрд руб. – из средств федерального бюджета; 167,8 млрд руб. – из средств бюджетов субъектов РФ; 7,4 млрд руб. – из внебюджетных средств. При этом из 1066,2 млрд рублей бюджета национального проекта «Жилье и городская среда» на направление «Ипотека» выделяется 0,00 руб., на «Жилье» – 271,2 млрд руб., на «Формирование комфортной городской среды» – 287,8 млрд руб., и на «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» – 507,2 млрд руб. [3] На рисунке представлены основные показатели, которые планируется достигнуть в результате реализации национальных проектов до 2024 года (рис. 6). Количество обустроенных общественных пространств должно возрасти в 6 раз в 2024 году по сравнению с 2019 годом, среднее значение индекса качества городской среды по РФ должно возрасти в 15 раз, а доля городов с благоприятной средой – возрасти в 2,4 раза.

Рисунок 6. Целевые показатели по реализации национального проекта «Жилье и городская среда»

Источник: составлено авторами на основании «Правительство России. Национальные проекты», режим доступа http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf

В рамках национального проекта «Экология» реализуются такие проекты, как «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами 1 и 2 классов опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода» «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развития экологического туризма», «Сохранение лесов», «Внедрение наилучших доступных технологий». На финансирование выделяется 701,2 млрд руб. из средств федерального бюджета, 133,8 млрд руб. – из средств бюджета субъектов РФ, 3206,1 млрд руб. – из внебюджетных средств. [4]

Одной из развивающихся форм взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества можно назвать инициативное бюджетирование, суть которого заключается в приоритете гражданской инициативы по выбору объекта для реализации проектов местного значения с привлечением средств и ресурсов с последующим контролем хода реализации и приема.

Согласно информации, предоставленной Комитетом гражданских инициатив, через сайт, инициативное бюджетирование можно подразделить на «бюджетирование партисипаторное» и «Программу поддержки местных инициатив», «Народная инициатива» («Народный бюджет»). Партисипаторное осуществляется «при участии социально активных граждан, а также представителей муниципалитета, в составе комиссии, происходит распределение средств бюджета на приоритетные расходы региона», то есть граждане, которые входят в состав комиссии, предлагают свои инициативы, связанные с благоустройством, строительством и ремонтом дорог, объектов социальной сферы и культуры. Комитет гражданских инициатив участвует в реализации такого бюджетирования с 2013 года «проектной группой Европейского Университета в Санкт-Петербурге [5].

Программа поддержки местных инициатив действует с 2007 года с целью поддержки социально важных проектов, а также оказания различного рода консультаций для осуществления и реализации конкретных проектов. [6] Такие проекты реализуются не только за счет средств местного или регионального бюджета, но также обязательным условием является участие средств населения и бизнеса.

Такое инициативное бюджетирование начинает распространяться к применению уже во многих регионах России, но первоначально было применено в таких регионах, как Кировская область, Тверская, Нижегородская, Ставропольский край, Хабаровский, Еврейский автономный округ и др. [7]

Проект «Народная инициатива» партисипаторной модели внедрено инициативе партии «Единая Россия» и Общероссийского народного фронта в Тульской области.

В Ростовской области разработано и утверждено Положение о порядке использования в 2020 году бюджетных ассигнований, зарезервированных на реализацию проектов инициативного бюджетирования. Согласно областному закону от 01.08.2019 № 178-ЗС «Об инициативном бюджетировании в Ростовской области» [8], «инициативное бюджетирование – форма непосредственного участия жителей муниципальных образований в Ростовской области в решении вопросов местного значения, посредством внесения проектов инициативного бюджетирования и участия в их реализации» [9].

Исходя из общих принципов инициативного бюджетирования и закона Ростовской области основными задачами инициативного бюджетирования, прежде всего, являются внедрение в решение вопросов области инициатив жителей региона, обеспечение принципа открытости, участия граждан в проблемах регионах, определение путей их решения и контроль за исполнением этих проектов.

Правительство Ростовской области занимается разработкой нормативных документов по реализации инициативного бюджетирования, создает комиссию, в полномочия которой входит проведение отбора проектов по инициативному бюджетированию. Жители области сами определяют проблему, решение которой, по их мнению, необходимо в первую очередь, проводят собрания, оформляют необходимые документы. Специально созданная комиссия на основе конкурса и определенных критериев отбора определяет победившие инициативы, исходя из актуальности и социальной значимости и степени участия граждан в реализации проекта. Реализация проекта финансируется средствами областного, местного бюджетов и внебюджетными средствами, сформированными из средств бизнеса и граждан (минимальная доля не менее 5%).

Так, например, в соответствии с проведенным конкурсным отбором распределение состоялось следующим образом: всего проектов по Ростовской области – 126, в том числе:

– по Министерству здравоохранения Ростовской области – 5 проектов;

– по комитету по молодёжной политике – 5 проектов;

– по Министерству по физической культуре и спорту Ростовской области – 23 проекта;

– по Министерству культуры Ростовской области – 29 проектов;

– по Министерству жилищно-коммунальному хозяйству – 46 проектов;

– по Министерству общего и профессионального образования Ростовской области – 21 проект.

В таблице 1 представлено современное состояние распределения финансовых средств на проекты инициативного бюджетирования по городу Ростову-на-Дону.

Таблица 1

Распределение средств проектов инициативного бюджетирования по городу Ростов-на-Дону на 2020 год [10]

Сфера деятельности
Всего финансирование, тыс. руб.
Удельный вес финансирования сферы деятельности в общем объеме инициативного бюджетирования по г. Ростову-на-Дону, %
Запланированный объем субсидий из областного бюджета, тыс. руб.
Объем средств местного бюджета, тыс. руб.
Объем средств физических лиц, тыс. руб.
Объем средств юридических лиц, тыс. руб.
Культура
2707,73
11,62
1697,75
901,98
0
108
Жилищно-коммунальное хозяйство
9518,58
40,84
5977,67
3445,11
64
31,8
Образование
11082,82
47,55
6824,01
3831,43
35
392,38
Итого
23309,13
100
14499,43
8178,52
99
532,18

На 2020 год наибольшая доля средств инициативного бюджетирования в муниципальном образовании г. Ростов-на-Дону приходится на следующие проекты (табл. 1), в реализации которых участвуют министерства Ростовской области: на Министерство общего и профессионального образования – 47,55 %, на долю Министерства жилищно-коммунального хозяйства – 40,84 %, и на Министерство культуры – 11,62 %. В сфере общего и профессионального образования по городу Ростову-на-Дону планируется к освоению – 5 проектов инициативного бюджетирования, в сфере ЖКХ – 3 объекта и в сфере культуры – 1 объект (рис. 7).

Рисунок 7. Проекты инициативного бюджетирования города Ростова-на-Дону

по сферам деятельности

На 2020 год в рамках инициативного бюджетирования в сфере ЖКХ по городу Ростову-на-Дону в рамках благоустройства была запланирована реализация 3 направлений с выделением средств местного бюджета в размере 3 445 110,98 руб., средств областного бюджета – 5 977 670,00 руб., с привлечением средств юридических лиц в размере 92 400,00 руб.

Таким образом, в связи с вышеперечисленными обстоятельствами вытекает необходимость в разработке и внедрению новых институтов и инструментов поддержки проектов по благоустройству городского хозяйства, и как вариант – создание социально ориентированных кластеров, которые в своем финансировании будут включать сочетание денежных потоков государственного и частного инвестирования, [11] а также в развитии кластера, использование новых технологий в рамках финансового механизма стимулирования инновационного развития.

Для этого представляется возможным разработать Концепцию развития социально ориентированных кластеров (в том числе отведя особую роль жилищно-коммунальному комплексу); совершенствовать нормативно-правовую базу не только промышленных, но и социальных кластеров; усовершенствовать систему повышения квалификации работников системы жилищно-коммунального хозяйства всех уровней.

Основной отличительной чертой социальных кластеров [12] является, конечно же, основная роль властных структур, которые будут координировать деятельность кластера, субсидировать основную долю проекта, осуществлять мониторинг и контроль его реализации одновременно, так как кластер является элементом рыночной экономики, поэтому частным инвестициям и организации деятельности также отводится главенствующая роль.

Кластер в жилищно-коммунальном хозяйстве должен быть направлен на качественное удовлетворение потребностей населения в услугах жилищно-коммунального комплекса и на развитие саморегулируемых основ [13], а также на соблюдение экономических и социальных интересов и взаимовыгодного сотрудничества всех субъектов кластера.

Этапы реформирования и развития социального кластера сферы жилищно-коммунального хозяйства подразумевают на основе разработанной концепции развития системы ЖКХ региона или округа разработку институтов социального кластера через совершенствование нормативно-правовой базы.

Усовершенстование и повышение качества предоставляемых услуг системы ЖКХ с целью повышения качества жизни населения, бизнес-сообщества, структур гражданского общества и удовлетворения потребностей органов управления (рис. 8) возможно вывести на новый этап путем внедрения социальных кластеров, учитывая экономические и социальные интересы всех субъектов кластера, аккумулирующих финансовые потоки, с помощью методов, принципов и инструментов кластеризации, совершенствуя институционально-программный и институционально-кластерные этапы.

Рисунок 8. Предметно-объектное взаимодействие участников социального предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве

Источник: составлено авторами на основании исследования.

Заключение. В настоящее время экономические, социальные, экологические и санитарно-эпидемиологические условия развития современных городов и муниципальных образований предполагают активизацию процесса перехода на социально ориентированные технологии управления и хозяйствования. Происходящие внешние трансформации уклада жизни, в основе которых лежат объективно осуществляемые вызовы природе и обществу (изменение климата, пандемия коронавирусной инфекции, урбанизация крупных городов европейской части страны, увеличение экологической нагрузки и вреда от шумового загрязнения) и внутренние изменения (цифровизация, экологизация, переход на удаленный режим работы) привели к новому пониманию механизма развития агломераций и выбору институтов и инструментов достижения комфортного уровня жизни населения.

В сфере городского хозяйства и в частности жилищно-коммунального хозяйства с принадлежащими ему территориями общественных пространств, нуждающихся в благоустройстве и озеленении, на первый план выходит институт муниципально-частного партнерства. С его помощью эффективно решаются многие вопросы местного значения: организации водоснабжения, водоотведения, электро-, теплоснабжения, благоустройства территории, строительства и содержания автомобильных дорог местного значения, организации транспортного обслуживания жителей, строительства и содержания муниципального жилого фонда, организации культурно-досуговой деятельности, развития физкультуры и спорта.

После внесения в Конституцию РФ понятия единой системы публичной власти, которое встраивает органы местного самоуправления в вертикаль федеральной исполнительной власти, по поручению Президента РФ был разработан Проект новых основ государственной политики в области местного самоуправления до 2030 года. Далее к работе подключились депутаты, и были прияты законы, которые создали правовые основы для развития практики реализации проектов инициативного бюджетирования, так называемых инициативных проектов, на муниципальном уровне. Особенность таких проектов в том, что они реализуются не только за счет финансовой поддержки из бюджетов, но и посредством внесения добровольных платежей и имущественных взносов граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, что может реализоваться с помощью института муниципально-частного партнерства

Опыт показывает, что финансово-экономическая слабость муниципальных образований не может быть эффективно устранена без улучшения местного сообщества, соучастия активных жителей, предпринимательского сообщества и НКО.

Таким образом, уровень вовлеченности населения в развитие территории становится определяющим для уровня и социального, и экономического развития городов и муниципальных образований российских регионов. Поэтому привлечение частных инвестиций в реализацию инфраструктурных инвестиционных проектов в экономику городов является важным элементом развития городского хозяйства и направления развития социального предпринимательства.

Формируя партнерские модели взаимоотношений в различных сферах жизнедеятельности муниципальных образований, муниципалитеты и бизнес находят баланс публичных и частных интересов, необходимый для эффективного решения вопросов местного значения, сохраняя функциональное назначение объектов местной инфраструктуры и контроль со стороны органов местного самоуправления за их использованием частными партнерами.

Драйвером развития социального предпринимательства в сфере ЖКХ может стать институт формирования социально ориентированных кластеров, а полигоном для их эффективной реализации – благоустройство общественных пространств и их озеленение, которые опираются на крупные инфраструктурные проекты, как в виде концессионных соглашений, так и в форме предпринимательских социальных проектов, осуществляемых при поддержке государственных и муниципальных структур.

Для решения проблем социально-экономического и эколого-экономического развития городов и муниципалитетов целесообразно создание института государственной поддержки проектов социального партнерства бизнеса, некоммерческих организаций и активной части населения. Этот институт будет способствовать предоставлению гарантий для реализации проектов, льготных займов в целях повышения финансовой состоятельности проектов, субсидий на реализацию социально значимых проектов.

Следовательно, мы можем выделить следующие институты, способные поддержать развитие социального предпринимательства в сфере ЖКХ: институт муниципально-частного партнерства, институт формирования социально ориентированных кластеров и институт государственной поддержки проектов социального партнерства.

В качестве инструментов развития социального предпринимательства в сфере ЖКХ отметим – гарантии для реализации проектов, льготные займы в целях повышения финансовой состоятельности проектов, субсидии на реализацию социально значимых проектов.

Таким образом, аналитические материалы, характеризующие предпринимательские инициативы в крупных городах, предполагаемые институты поддержки проектов социального характера создали благоприятные условия для развития социального предпринимательства в ЖКХ в тренде перехода на более организационно эффективные формы его развития по траектории перехода: социально значимые проекты – социальное партнерство – социально ориентированные кластеры.

На основе концептуального реформирования жилищно-коммунальное хозяйство должно стать конкурентоспособным, жизнеобеспеченным, в том числе и путем внедрения социально направленных кластеров.

[1] Социальное предпринимательство России. Каталог предприятий, товаров и услуг социальных предпринимателей режим доступа: https://soindex.ru/

[2] Правительство РФ режим доступа http://government.ru/rugovclassifier/section/2641/

[3] Правительство РФ режим доступа http://government.ru/rugovclassifier/section/2641/

[4] Правительство России. Национальные проекты режим доступа http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf

[5] Сайт Комитета гражданских инициатив http://komitetgi.ru/projects/77/

[6] Сайт Комитета гражданских инициатив режим доступа// http://komitetgi.ru/projects/77/

[7] Сайт Комитета гражданских инициатив режим доступа// http://komitetgi.ru/projects/77/

[8] Официальный портал Правительства Ростовской области, режим доступаhttp://old.donland.ru/

[9] Областной закон № 178-ЗС от 01.08.19 г. «Об инициативном бюджетировании в Ростовской области» режим доступа https://www.donland.ru/documents/10627/

[10] Составлена авторами на основе информации, предоставленной Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону режим доступа: https://rostov-gorod.ru/administration/structure/departments/dzkh-eg/

[11] Молчанова М. Ю. Финансовые аспекты социально-ориентированной кластеризации экономики региона// Вестник ЗабГУ. 2016. Т.22. № 5

[12] Мельников А.Е. Социально ориентированная кластеризация экономики региона: особенности и принципы // Известия УрГЭУ.2018. Т.19. № 2.

[13] Баженов С.И. Кластерный подход к развитию жилищно-коммунального хозяйства региона // Экономика региона. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klasternyy-podhod-k-razvitiyu-zhilischno-kommunalnogo-hozyaystva-regiona (дата обращения: 10.08.2020).


Источники:

1. Кучмий Т.И. Кандина П.Н. Социальное предпринимательство: развитие понятия, положение и перспективы развития // Экономика и политика. – 2015. – № 2(5). – c. 83-87.
2. Пушкарёва Л.В. Социальное предпринимательство в контексте современной экономики. Евразийское научное объединение. [Электронный ресурс]. URL: http://www.esa-conference.ru (дата обращения: 04.08.2020).
3. Албутова А.И. Социальное предпринимательство в России: ключевые игроки и потенциал формирования // Экономическая социология. – 2013. – № 3. – c. 109-132.
4. Rahim H.L., Mohtar S. Social enterepreneurship: A different perspective // International Academic Research Journal of Business and Technology. – 2015. – № 1. – p. 9-15.
5. Battilana J., Sengul M., Pache A. C., Model J. Harnessing productive tensions in hybrid organizations: The case of work integration social interprises // Academy of Management Journal. – 2015. – № 6. – p. 1658-1685.
6. Smith C., Smitsh J.B., Shaw E. Embracing digital networks: Entrepreneurs social capital online // Journal of Business Venturing. – 2017. – № 1. – p. 18-34. – doi: 10.1016/j. jbusvent.2016.10.003.
7. Иващенко Н.П., Булыгина Н.И. Социальное предпринимательство в России: текущее состояние и особенности развития // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2019. – № 1. – c. 114-132. – doi: 10.18184/2079-4665.2019.10.1.114-132 .
8. Тяглов С.Г., Сетракова Е.В. Оценка эффективности социального партнёрства // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2017. – № 4(60). – c. 113-120.
9. Fraise L., Gardin L., Laville J.L., Petrella F., Richez-Battesti N. Social enterprise in France: at the crossroads of the social economy, solidarity economy and social entrepreneurship? - 2016
10. Engelke H., Mauksch S., Darkow I. L., Heiko A. Opportunities for social enterprise in Germany-Evidence from an expert survey // Technological Forecasting and Social Change. – 2015. – p. 635-646.
11. Утюшева Л.Д., Такмашева И.В. Исследование перспективных зарубежных практик развития социального предпринимательства // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 5-1. – c. 458-474.
12. Зверева Н.И. Актуализация подходов к государственному регулированию социального предпринимательства // Региональная экономика. Юг России. – 2018. – № 4. – c. 69-79. – doi: 10.15688/re.volsu.2018.4.6 .
13. Попов Е.В., Веретенникова А.Ю., Козинская К.М. Мировые научные школы исследования социального предпринимательства // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2019. – № 1. – c. 157-177. – doi: 10.21684/2411-7897-2019-5-1-157-177.
14. Мешалкин В.П., Косун А.В. Методика организации социально-ориентированных кластеров на основе интеграции промышленных предприятий // Российский экономический интернет-журнал. – 2013. – № 4.
15. Бабинцев В.П., Ушамирская Г.Ф., Шаповал Ж.А. Проблема кластерного управления социальной сферой в экономической социологии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2012. – № 1(16). – c. 50-58.
16. Баженов С.И. Кластеры в жилищно-коммунальном хозяйстве региона // Федерализм. – 2014. – № 2(74). – c. 75-84.
17. Комисарова Л.А. Кластерный подход к развитию сферы жилищно-коммунальных услуг на региональном уровне // Вестник НГИЭИ. – 2014. – № 3(34). – c. 76-84.
18. Ключникова Я.А. Правовое регулирование социального обслуживания и социальной поддержки граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2017. – № 6(189). – c. 75-79.
19. Проваленова Н.В. Концептуальные аспекты развития сферы жилищно-коммунальных услуг // Вестник НГИЭИ. – 2018. – № 9(88). – c. 5-17.
20. Czamanski S.. Ablas L. Identification of Industrial Clusters and Cmplexes: a Comparision of Methods and Findings // Urban Studies. – 1979. – p. 61-80.
21. Баженов С.И. Кластерный подход к развитию жилищно-коммунального хозяйства региона // Экономика региона. – 2012. – № 1(29). – c. 270-275.
22. Социальное предпринимательство России. Каталог предприятий, товаров и услуг социальных предпринимателей. Soindex.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://soindex.ru (дата обращения: 10.08.2020).
23. Правительство РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/section/2641 (дата обращения: 10.08.2020).
24. Национальные проекты. Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf (дата обращения: 10.08.2020).
25. Сайт Комитета гражданских инициатив. [Электронный ресурс]. URL: http://komitetgi.ru/projects/77 (дата обращения: 10.08.2020).
26. Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: http://old.donland.ru (дата обращения: 10.08.2020).
27. Областной закон от 01.08.2019 № 178-ЗС «Об инициативном бюджетировании в Ростовской области». Donland.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.donland.ru/documents/10627 (дата обращения: 10.08.2020).
28. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Rostov-gorod.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rostov-gorod.ru/administration/structure/departments/dzkh-eg.
29. Молчанова М.Ю. Финансовые аспекты социально-ориентированной кластеризации экономики региона // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2016. – № 5. – c. 136-144.
30. Мельников А.Е. Социально ориентированная кластеризация экономики региона: особенности и принципы // Известия уральского государственного экономического университета. – 2018. – № 2. – c. 62-74. – doi: 10.29141/2073-1019-2018-19-2-5 .

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:27