Развитие социального предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства крупных городов
Тяглов С.Г.1, Родионова Н.Д.1, Сетракова Е.В.2
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Россия, Ростов-на-Дону
2 Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону, Россия, Ростов-на-Дону
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 1, Номер 1 (Январь-март 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44203479
Цитирований: 2 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы развития социального предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) крупных городов, представлена модель продвижения различных форм взаимодействия в этой сфере. В результате анализа реализуемых проектов социального предпринимательства, выявлено недостаточное внимание к реализации проектов системы ЖКХ. Определены институциональные предпосылки механизма поддержки социально-ориентированного бизнеса в сфере ЖКХ и представлена концептуальная схема развития социального предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве крупных городов В качестве институтов развития социального предпринимательства в сфере ЖКХ предложены: институт муниципально-частного партнерства, институт формирования социально ориентированных кластеров и институт государственной поддержки проектов социального партнерства.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социально-ориентированный бизнес, социально-ориентированные кластеры, жилищно-коммунальное хозяйство крупных городов
Введение. Одним из направлений совершенствования территориальной организации экономики, активно развивающимся в российских рыночных структурах, являются процессы усиления социальной направленности в части повышения социальной ответственности бизнеса и поддержки социально ориентированных проектов. При этом в крупных городах страны формируются и поддерживаются государством объединения предприятий и организаций в кластеры с использованием механизмов некоммерческого партнерства, создания ассоциаций с последующим преобразованием в саморегулируемые организации с целью решения социальных и экологических проблем. Целесообразным и экономически выгодным становится формирование и развитие взаимодействия государственных и предпринимательских структур в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) муниципальных образований – самоорганизующихся структур, способных улучшить условия комфортности проживания населения, улучшить их быт и состояние окружающей среды, достичь мультипликативного эффекта от подобного кооперирования усилий. В отличие от высокотехнологичных отраслей промышленности и АПК в сфере жилищно-коммунального хозяйства, действия которой локализуются в городах и муниципальных образованиях, пока нет четкого сценария образования структур, объединяющих действия предпринимательства и государства вообще и формирования социально ориентированных кластеров в частности. Поэтому теоретико-методическое развитие принципов и технологий проектирования социально ориентированных кластерных структур представляется актуальной проблемой для формирования эффективной модели развития социального предпринимательства в крупных городах российских регионов.
Целью статьи является выявление особенностей формирования институтов и инструментов поддержки социального предпринимательства в сфере ЖКХ, выделение аналитического материала, демонстрирующего положительный опыт в благоустройстве и озеленении территорий, как смежных вопросов развития ЖКХ в направлении его социальной ориентации, выработки предложений по формированию социально ориентированных кластеров.
Идея исследования заключается в позиции авторов, состоящей в том, что жилищно-коммунальный комплекс крупных городов осуществляет воспроизводство услуг населению как системный, интегрированный результат многоуровневого межотраслевого взаимодействия предприятий и организаций, адекватной формой организации которого выступают их устойчивые территориально-хозяйственные связи кластерного типа, регулирование которых целесообразно осуществлять с помощью института муниципально-частного партнерства.
Информационно-аналитическая база и материалы исследования. Информационно-эмпирическую основу материалов, использованных для обоснования выводов авторов, составили официальные материалы Федеральной службы государственной статистики РФ и ее региональных подразделений по Ростовской области, научные статьи ученых, представляющих отечественную и зарубежную науку по проблемам социального предпринимательства и формирования кластеров, направленных на решение социальных задач, материалы официальных порталов органов исполнительной власти РФ и Ростовской области.
В исследовании использовались материалы национальных проектов, в частности «Жилье и городская среда», проекты предпринимательских структур в сфере ЖКХ, благоустройства и озеленения территорий крупных городов.
Нормативно-правовая база содержит федеральные законы РФ, постановления Правительства РФ и Ростовской области, законодательные и нормативные акты, затрагивающие вопросы развития городского хозяйства.
Обзор литературы
В работах ученых отечественных и зарубежных школ (Кучмий Т.И., Кандина П.Н. [1] (Kuchmiy, Kandina, 2015), Пушкарёва Л.В. [2] (Pushkaryova, 2020), Иващенко Н.П., Албутова А.И. [3] (Albutova, 2013), Рахим, Х.Л., Мохтар С. [4] (Rahim, Mohtar, 2015), Баттилана Дж. и др. [5] (Battilana et al., 2015), Смит К. и др. [6] (Smith et al., 2017)) феномен социального предпринимательства рассматривается как его понятийный и категорийный аппарат, даются различные определения.
В рамках нашего исследования мы будем придерживаться определения социального предпринимательства, сформированного авторами Иващенко Н.П. и Булыгиной Н.И.: «Социальное предпринимательство – это инновационный способ решения социальных, экономических или экологических проблем, направленных на достижение нового, более эффективного социального равновесия, и воплощенный путем создания самоокупаемого предпринимательского проекта, не зависящего от внешних источников финансирования» [7] (Ivashchenko, Bulygina, 2019).
Мы частично принимаем такое определение, однако считаем, что источник финансирования проекта социального предпринимательства может быть внешним, например, государственная поддержка в рамках гранта, субсидии, софинансирования социально значимого проекта и другие виды.
Таким образом, в рамках исследования будем принимать вышеназванное определение с оговоркой: финансируемого за счет внутренних средств и внешних источников.
Развитие социального предпринимательства также показано в работах зарубежных и отечественных ученых, затрагивающих решение социальных проблем, вытекающих из основных принципов социального партнерства: Фрайзе Л. и др. [10] (Fraise et al., 2016), Энгельке и др. [10] (Engelke et al., 2015), Утюшевой Л.Д., Такмашевой И.В. [11] (Utyusheva, Takmasheva, 2019), а также Зверевой Н.И. [12] (Zvereva, 2018), Попова Е.В. [13] (Popov, Veretennikova, Kozinskaya, 2019). Социальное предпринимательство находит отражение в социально ориентированных кластерах (Мешалкин В.П. и Корсун В. [14] (Meshalkin, Kosun, 2013), Бабинцева В.П., Ушамирскокую Г.Ф., Шаповал Ж.К. [15] (Babintsev, Ushamirskaya, Shapoval, 2012), Баженов С.И. [16] (Bazhenov, 2014).
Среди проблем, решаемых с помощью социального предпринимательства, можно отметить вопросы городского хозяйства, общественных пространств, жилищно-коммунальной сферы.
Вопросам развития жилищно-коммунального хозяйства посвящены работы таких авторов, как Комисарова Л.А. [17] (Komisarova, 2014), Ключникова Я.А. [18] (Klyuchnikova, 2017), Проваленова Н.В. [19] (Provalenova, 2018).
Новые формы организации и социально-экономического развития российской экономики (кластеры, государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство), например, Абласу Л., Замански С. [20] (Czamanski, Ablas, 1979), Баженов С.И. [21] (Bazhenov, 2012) недостаточно рассматривают вопросы их социальной ориентации, поэтому в рамках нашего исследования мы попытались дать концепцию, возможные пути реализации стратегии развития социального предпринимательства жилищно-коммунальной сферы.
Результаты исследования
Жилищно-коммунальная сфера представляет собой сложную и противоречивую экономическую подсистему, обладающую необходимыми свойствами для взаимодействия различных хозяйствующих субъектов. В настоящее время существует большое количество проблем, связанных с формированием процессов эффективного взаимодействия основных хозяйствующих субъектов в сфере ЖКХ. Для осуществления интеграции хозяйствующих субъектов ЖКХ в рыночное пространство целесообразно сформировать механизм поддержки развития социального предпринимательства в направлении решения проблем городского хозяйства. Основываясь на данном механизме, произойдет усиление предпринимательских структур в решении социальных проблем ЖКХ и благоустройства территорий. Кластерное взаимодействие в этой сфере позволит стимулировать инновационную деятельность, создать конкурентную среду, получить мультипликативный эффект, повысить качество управления и улучшить обеспечение ЖКХ квалифицированными трудовыми ресурсами.
На рисунке 1 представлена модель продвижения форм взаимодействия в сфере ЖКХ.
Рисунок 1. Схема развития ЖКХ муниципальных образований на основе кластерного взаимодействия организаций, предприятий и предпринимательских структур
Источник: составлен авторами по результатам исследования.
Формирование социально ориентированных кластеров в сфере ЖКХ крупных городов будет способствовать развитию инфраструктурных отраслей российской экономики и позволит решать конкретные задачи по достижению устойчивого социального и экологического развития условий обеспечения комфортного проживания населения муниципальных образований региона. Таким образом, создание и развитие институтов поддержки социального предпринимательства в сфере ЖКХ обеспечит повышение социально-экономического и социально-экологического благополучия с предоставлением качественных коммунальных услуг населению региона. Поэтому кластерное взаимодействие в сфере ЖКХ корреспондирует с решением первостепенных задач городского хозяйства, что позволит получить от действующей структуры мультипликативный эффект. В наших работах экономически обоснована целесообразность использования институтов государственно-частного партнерства (ГЧП) в различных сферах народнохозяйственного комплекса как драйвера развития городского хозяйства. При этом в качестве иллюстрации возможности развития социального предпринимательства и формирования социально ориентированных кластеров нами рассмотрен город Ростов-на-Дону Ростовской области как пример использования института муниципально-частного партнерства в сфере ЖКХ, на территории которого реализованы инвестиционные проекты, такие как «Вода Ростова» и «Чистый Дон» (общей стоимостью более 40 млрд рублей), благоустройство территорий набережной (общей стоимостью более 330 млн рублей).
Нами предложена схема участников и их взаимодействия в социально ориентированном кластере (рис. 2).
Рисунок 2. Совокупность государственных и предпринимательских структур крупных городов, участвующих в социально ориентированном бизнесе в сфере ЖКХ
Источник: составлен авторами по результатам исследования.
Развитие сферы ЖКХ крупных городов следует производить с позиции трех координат: социальной, экономической и экологической. Рассмотрение отрасли ЖКХ с этих позиций приводит к необходимости и возможности решать экономические, социальные и экологические проблемы – благоустройства и озеленения городов и территориальных образований (рис. 3).
Рисунок 3. Институциональные предпосылки механизма поддержки социально ориентированного бизнеса в сфере ЖКХ
Источник: составлен авторами по результатам исследования.
В рамках обеспечения решения общественно значимых задач сферы жилищно-коммунального хозяйства: организации водоснабжения, водоотведения, электро-, теплоснабжения, благоустройства и озеленения общественных пространств нами предложена концептуальная схема развития социального предпринимательства в ЖКХ (рис. 4).
Социальное предпринимательство можно условно разделить на две группы: «чистое» (трудоустройство инвалидов, одиноких мам, поддержка малообеспеченных граждан, пенсионеров, детей и молодежи) и «с применением корпоративной социальной ответственности (КСО)». Также следует выделить в отдельную группу – направление «Социальное предпринимательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства крупных городов».
Рисунок 4. Концептуальная схема развития социального предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве крупных городов
Источник: составлено авторами в результате исследования.
Анализ осуществляемых социальных проектов, представленный Фондом «Наше будущее» [1] (рис. 5), позволяет отметить, что существенную часть проектов представляют социально ориентированные проекты НКО, образования, социального обслуживания граждан, культурно-просветительной деятельности, здравоохранения и сферы услуг. Сферы деятельности, которые требуют больших затрат, составляют незначительную часть (благоустройство и озеленение территорий, переработка коммунальных отходов, чисто экологические проекты).
Рисунок 5. Структура социальных предприятий и предпринимателей Каталога предприятий, товаров и услуг социальных предпринимателей
Источник: составлено на основании [22] (Социальное предпринимательство России. Каталог предприятий, товаров и услуг социальных предпринимателей. Soindex.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://soindex.ru (дата обращения: 10.08.2020).
В рамках решения проблем муниципалитетов в сфере жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время основная финансовая нагрузка приходится на федеральный и региональный бюджет.
Так, по направлению национального проекта «Жилье и городская среда» [2] органами государственной власти реализуются следующие проекты: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской седы», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», с объемом финансирования: 891,0 млрд руб. – из средств федерального бюджета; 167,8 млрд руб. – из средств бюджетов субъектов РФ; 7,4 млрд руб. – из внебюджетных средств. При этом из 1066,2 млрд рублей бюджета национального проекта «Жилье и городская среда» на направление «Ипотека» выделяется 0,00 руб., на «Жилье» – 271,2 млрд руб., на «Формирование комфортной городской среды» – 287,8 млрд руб., и на «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» – 507,2 млрд руб. [3] На рисунке представлены основные показатели, которые планируется достигнуть в результате реализации национальных проектов до 2024 года (рис. 6). Количество обустроенных общественных пространств должно возрасти в 6 раз в 2024 году по сравнению с 2019 годом, среднее значение индекса качества городской среды по РФ должно возрасти в 15 раз, а доля городов с благоприятной средой – возрасти в 2,4 раза.
Рисунок 6. Целевые показатели по реализации национального проекта «Жилье и городская среда»
Источник: составлено авторами на основании «Правительство России. Национальные проекты», режим доступа http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf
В рамках национального проекта «Экология» реализуются такие проекты, как «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами 1 и 2 классов опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода» «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развития экологического туризма», «Сохранение лесов», «Внедрение наилучших доступных технологий». На финансирование выделяется 701,2 млрд руб. из средств федерального бюджета, 133,8 млрд руб. – из средств бюджета субъектов РФ, 3206,1 млрд руб. – из внебюджетных средств. [4]
Одной из развивающихся форм взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества можно назвать инициативное бюджетирование, суть которого заключается в приоритете гражданской инициативы по выбору объекта для реализации проектов местного значения с привлечением средств и ресурсов с последующим контролем хода реализации и приема.
Согласно информации, предоставленной Комитетом гражданских инициатив, через сайт, инициативное бюджетирование можно подразделить на «бюджетирование партисипаторное» и «Программу поддержки местных инициатив», «Народная инициатива» («Народный бюджет»). Партисипаторное осуществляется «при участии социально активных граждан, а также представителей муниципалитета, в составе комиссии, происходит распределение средств бюджета на приоритетные расходы региона», то есть граждане, которые входят в состав комиссии, предлагают свои инициативы, связанные с благоустройством, строительством и ремонтом дорог, объектов социальной сферы и культуры. Комитет гражданских инициатив участвует в реализации такого бюджетирования с 2013 года «проектной группой Европейского Университета в Санкт-Петербурге [5].
Программа поддержки местных инициатив действует с 2007 года с целью поддержки социально важных проектов, а также оказания различного рода консультаций для осуществления и реализации конкретных проектов. [6] Такие проекты реализуются не только за счет средств местного или регионального бюджета, но также обязательным условием является участие средств населения и бизнеса.
Такое инициативное бюджетирование начинает распространяться к применению уже во многих регионах России, но первоначально было применено в таких регионах, как Кировская область, Тверская, Нижегородская, Ставропольский край, Хабаровский, Еврейский автономный округ и др. [7]
Проект «Народная инициатива» партисипаторной модели внедрено инициативе партии «Единая Россия» и Общероссийского народного фронта в Тульской области.
В Ростовской области разработано и утверждено Положение о порядке использования в 2020 году бюджетных ассигнований, зарезервированных на реализацию проектов инициативного бюджетирования. Согласно областному закону от 01.08.2019 № 178-ЗС «Об инициативном бюджетировании в Ростовской области» [8], «инициативное бюджетирование – форма непосредственного участия жителей муниципальных образований в Ростовской области в решении вопросов местного значения, посредством внесения проектов инициативного бюджетирования и участия в их реализации» [9].
Исходя из общих принципов инициативного бюджетирования и закона Ростовской области основными задачами инициативного бюджетирования, прежде всего, являются внедрение в решение вопросов области инициатив жителей региона, обеспечение принципа открытости, участия граждан в проблемах регионах, определение путей их решения и контроль за исполнением этих проектов.
Правительство Ростовской области занимается разработкой нормативных документов по реализации инициативного бюджетирования, создает комиссию, в полномочия которой входит проведение отбора проектов по инициативному бюджетированию. Жители области сами определяют проблему, решение которой, по их мнению, необходимо в первую очередь, проводят собрания, оформляют необходимые документы. Специально созданная комиссия на основе конкурса и определенных критериев отбора определяет победившие инициативы, исходя из актуальности и социальной значимости и степени участия граждан в реализации проекта. Реализация проекта финансируется средствами областного, местного бюджетов и внебюджетными средствами, сформированными из средств бизнеса и граждан (минимальная доля не менее 5%).
Так, например, в соответствии с проведенным конкурсным отбором распределение состоялось следующим образом: всего проектов по Ростовской области – 126, в том числе:
– по Министерству здравоохранения Ростовской области – 5 проектов;
– по комитету по молодёжной политике – 5 проектов;
– по Министерству по физической культуре и спорту Ростовской области – 23 проекта;
– по Министерству культуры Ростовской области – 29 проектов;
– по Министерству жилищно-коммунальному хозяйству – 46 проектов;
– по Министерству общего и профессионального образования Ростовской области – 21 проект.
В таблице 1 представлено современное состояние распределения финансовых средств на проекты инициативного бюджетирования по городу Ростову-на-Дону.
Таблица 1
Распределение средств проектов инициативного бюджетирования по городу Ростов-на-Дону на 2020 год [10]
Сфера деятельности
|
Всего финансирование,
тыс. руб.
|
Удельный вес финансирования
сферы деятельности в общем объеме инициативного бюджетирования по г.
Ростову-на-Дону, %
|
Запланированный объем
субсидий из областного бюджета, тыс. руб.
|
Объем средств местного
бюджета, тыс. руб.
|
Объем средств
физических лиц, тыс. руб.
|
Объем средств
юридических лиц, тыс. руб.
|
Культура
|
2707,73
|
11,62
|
1697,75
|
901,98
|
0
|
108
|
Жилищно-коммунальное
хозяйство
|
9518,58
|
40,84
|
5977,67
|
3445,11
|
64
|
31,8
|
Образование
|
11082,82
|
47,55
|
6824,01
|
3831,43
|
35
|
392,38
|
Итого
|
23309,13
|
100
|
14499,43
|
8178,52
|
99
|
532,18
|
На 2020 год наибольшая доля средств инициативного бюджетирования в муниципальном образовании г. Ростов-на-Дону приходится на следующие проекты (табл. 1), в реализации которых участвуют министерства Ростовской области: на Министерство общего и профессионального образования – 47,55 %, на долю Министерства жилищно-коммунального хозяйства – 40,84 %, и на Министерство культуры – 11,62 %. В сфере общего и профессионального образования по городу Ростову-на-Дону планируется к освоению – 5 проектов инициативного бюджетирования, в сфере ЖКХ – 3 объекта и в сфере культуры – 1 объект (рис. 7).
Рисунок 7. Проекты инициативного бюджетирования города Ростова-на-Дону
по сферам деятельности
На 2020 год в рамках инициативного бюджетирования в сфере ЖКХ по городу Ростову-на-Дону в рамках благоустройства была запланирована реализация 3 направлений с выделением средств местного бюджета в размере 3 445 110,98 руб., средств областного бюджета – 5 977 670,00 руб., с привлечением средств юридических лиц в размере 92 400,00 руб.
Таким образом, в связи с вышеперечисленными обстоятельствами вытекает необходимость в разработке и внедрению новых институтов и инструментов поддержки проектов по благоустройству городского хозяйства, и как вариант – создание социально ориентированных кластеров, которые в своем финансировании будут включать сочетание денежных потоков государственного и частного инвестирования, [11] а также в развитии кластера, использование новых технологий в рамках финансового механизма стимулирования инновационного развития.
Для этого представляется возможным разработать Концепцию развития социально ориентированных кластеров (в том числе отведя особую роль жилищно-коммунальному комплексу); совершенствовать нормативно-правовую базу не только промышленных, но и социальных кластеров; усовершенствовать систему повышения квалификации работников системы жилищно-коммунального хозяйства всех уровней.
Основной отличительной чертой социальных кластеров [12] является, конечно же, основная роль властных структур, которые будут координировать деятельность кластера, субсидировать основную долю проекта, осуществлять мониторинг и контроль его реализации одновременно, так как кластер является элементом рыночной экономики, поэтому частным инвестициям и организации деятельности также отводится главенствующая роль.
Кластер в жилищно-коммунальном хозяйстве должен быть направлен на качественное удовлетворение потребностей населения в услугах жилищно-коммунального комплекса и на развитие саморегулируемых основ [13], а также на соблюдение экономических и социальных интересов и взаимовыгодного сотрудничества всех субъектов кластера.
Этапы реформирования и развития социального кластера сферы жилищно-коммунального хозяйства подразумевают на основе разработанной концепции развития системы ЖКХ региона или округа разработку институтов социального кластера через совершенствование нормативно-правовой базы.
Усовершенстование и повышение качества предоставляемых услуг системы ЖКХ с целью повышения качества жизни населения, бизнес-сообщества, структур гражданского общества и удовлетворения потребностей органов управления (рис. 8) возможно вывести на новый этап путем внедрения социальных кластеров, учитывая экономические и социальные интересы всех субъектов кластера, аккумулирующих финансовые потоки, с помощью методов, принципов и инструментов кластеризации, совершенствуя институционально-программный и институционально-кластерные этапы.
Рисунок 8. Предметно-объектное взаимодействие участников социального предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве
Источник: составлено авторами на основании исследования.
Заключение. В настоящее время экономические, социальные, экологические и санитарно-эпидемиологические условия развития современных городов и муниципальных образований предполагают активизацию процесса перехода на социально ориентированные технологии управления и хозяйствования. Происходящие внешние трансформации уклада жизни, в основе которых лежат объективно осуществляемые вызовы природе и обществу (изменение климата, пандемия коронавирусной инфекции, урбанизация крупных городов европейской части страны, увеличение экологической нагрузки и вреда от шумового загрязнения) и внутренние изменения (цифровизация, экологизация, переход на удаленный режим работы) привели к новому пониманию механизма развития агломераций и выбору институтов и инструментов достижения комфортного уровня жизни населения.
В сфере городского хозяйства и в частности жилищно-коммунального хозяйства с принадлежащими ему территориями общественных пространств, нуждающихся в благоустройстве и озеленении, на первый план выходит институт муниципально-частного партнерства. С его помощью эффективно решаются многие вопросы местного значения: организации водоснабжения, водоотведения, электро-, теплоснабжения, благоустройства территории, строительства и содержания автомобильных дорог местного значения, организации транспортного обслуживания жителей, строительства и содержания муниципального жилого фонда, организации культурно-досуговой деятельности, развития физкультуры и спорта.
После внесения в Конституцию РФ понятия единой системы публичной власти, которое встраивает органы местного самоуправления в вертикаль федеральной исполнительной власти, по поручению Президента РФ был разработан Проект новых основ государственной политики в области местного самоуправления до 2030 года. Далее к работе подключились депутаты, и были прияты законы, которые создали правовые основы для развития практики реализации проектов инициативного бюджетирования, так называемых инициативных проектов, на муниципальном уровне. Особенность таких проектов в том, что они реализуются не только за счет финансовой поддержки из бюджетов, но и посредством внесения добровольных платежей и имущественных взносов граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, что может реализоваться с помощью института муниципально-частного партнерства
Опыт показывает, что финансово-экономическая слабость муниципальных образований не может быть эффективно устранена без улучшения местного сообщества, соучастия активных жителей, предпринимательского сообщества и НКО.
Таким образом, уровень вовлеченности населения в развитие территории становится определяющим для уровня и социального, и экономического развития городов и муниципальных образований российских регионов. Поэтому привлечение частных инвестиций в реализацию инфраструктурных инвестиционных проектов в экономику городов является важным элементом развития городского хозяйства и направления развития социального предпринимательства.
Формируя партнерские модели взаимоотношений в различных сферах жизнедеятельности муниципальных образований, муниципалитеты и бизнес находят баланс публичных и частных интересов, необходимый для эффективного решения вопросов местного значения, сохраняя функциональное назначение объектов местной инфраструктуры и контроль со стороны органов местного самоуправления за их использованием частными партнерами.
Драйвером развития социального предпринимательства в сфере ЖКХ может стать институт формирования социально ориентированных кластеров, а полигоном для их эффективной реализации – благоустройство общественных пространств и их озеленение, которые опираются на крупные инфраструктурные проекты, как в виде концессионных соглашений, так и в форме предпринимательских социальных проектов, осуществляемых при поддержке государственных и муниципальных структур.
Для решения проблем социально-экономического и эколого-экономического развития городов и муниципалитетов целесообразно создание института государственной поддержки проектов социального партнерства бизнеса, некоммерческих организаций и активной части населения. Этот институт будет способствовать предоставлению гарантий для реализации проектов, льготных займов в целях повышения финансовой состоятельности проектов, субсидий на реализацию социально значимых проектов.
Следовательно, мы можем выделить следующие институты, способные поддержать развитие социального предпринимательства в сфере ЖКХ: институт муниципально-частного партнерства, институт формирования социально ориентированных кластеров и институт государственной поддержки проектов социального партнерства.
В качестве инструментов развития социального предпринимательства в сфере ЖКХ отметим – гарантии для реализации проектов, льготные займы в целях повышения финансовой состоятельности проектов, субсидии на реализацию социально значимых проектов.
Таким образом, аналитические материалы, характеризующие предпринимательские инициативы в крупных городах, предполагаемые институты поддержки проектов социального характера создали благоприятные условия для развития социального предпринимательства в ЖКХ в тренде перехода на более организационно эффективные формы его развития по траектории перехода: социально значимые проекты – социальное партнерство – социально ориентированные кластеры.
На основе концептуального реформирования жилищно-коммунальное хозяйство должно стать конкурентоспособным, жизнеобеспеченным, в том числе и путем внедрения социально направленных кластеров.
[1] Социальное предпринимательство России. Каталог предприятий, товаров и услуг социальных предпринимателей режим доступа: https://soindex.ru/
[2] Правительство РФ режим доступа http://government.ru/rugovclassifier/section/2641/
[3] Правительство РФ режим доступа http://government.ru/rugovclassifier/section/2641/
[4] Правительство России. Национальные проекты режим доступа http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf
[5] Сайт Комитета гражданских инициатив http://komitetgi.ru/projects/77/
[6] Сайт Комитета гражданских инициатив режим доступа// http://komitetgi.ru/projects/77/
[7] Сайт Комитета гражданских инициатив режим доступа// http://komitetgi.ru/projects/77/
[8] Официальный портал Правительства Ростовской области, режим доступаhttp://old.donland.ru/
[9] Областной закон № 178-ЗС от 01.08.19 г. «Об инициативном бюджетировании в Ростовской области» режим доступа https://www.donland.ru/documents/10627/
[10] Составлена авторами на основе информации, предоставленной Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону режим доступа: https://rostov-gorod.ru/administration/structure/departments/dzkh-eg/
[11] Молчанова М. Ю. Финансовые аспекты социально-ориентированной кластеризации экономики региона// Вестник ЗабГУ. 2016. Т.22. № 5
[12] Мельников А.Е. Социально ориентированная кластеризация экономики региона: особенности и принципы // Известия УрГЭУ.2018. Т.19. № 2.
[13] Баженов С.И. Кластерный подход к развитию жилищно-коммунального хозяйства региона // Экономика региона. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klasternyy-podhod-k-razvitiyu-zhilischno-kommunalnogo-hozyaystva-regiona (дата обращения: 10.08.2020).
Источники:
2. Пушкарёва Л.В. Социальное предпринимательство в контексте современной экономики. Евразийское научное объединение. [Электронный ресурс]. URL: http://www.esa-conference.ru (дата обращения: 04.08.2020).
3. Албутова А.И. Социальное предпринимательство в России: ключевые игроки и потенциал формирования // Экономическая социология. – 2013. – № 3. – c. 109-132.
4. Rahim H.L., Mohtar S. Social enterepreneurship: A different perspective // International Academic Research Journal of Business and Technology. – 2015. – № 1. – p. 9-15.
5. Battilana J., Sengul M., Pache A. C., Model J. Harnessing productive tensions in hybrid organizations: The case of work integration social interprises // Academy of Management Journal. – 2015. – № 6. – p. 1658-1685.
6. Smith C., Smitsh J.B., Shaw E. Embracing digital networks: Entrepreneurs social capital online // Journal of Business Venturing. – 2017. – № 1. – p. 18-34. – doi: 10.1016/j. jbusvent.2016.10.003.
7. Иващенко Н.П., Булыгина Н.И. Социальное предпринимательство в России: текущее состояние и особенности развития // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2019. – № 1. – c. 114-132. – doi: 10.18184/2079-4665.2019.10.1.114-132 .
8. Тяглов С.Г., Сетракова Е.В. Оценка эффективности социального партнёрства // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2017. – № 4(60). – c. 113-120.
9. Fraise L., Gardin L., Laville J.L., Petrella F., Richez-Battesti N. Social enterprise in France: at the crossroads of the social economy, solidarity economy and social entrepreneurship? - 2016
10. Engelke H., Mauksch S., Darkow I. L., Heiko A. Opportunities for social enterprise in Germany-Evidence from an expert survey // Technological Forecasting and Social Change. – 2015. – p. 635-646.
11. Утюшева Л.Д., Такмашева И.В. Исследование перспективных зарубежных практик развития социального предпринимательства // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 5-1. – c. 458-474.
12. Зверева Н.И. Актуализация подходов к государственному регулированию социального предпринимательства // Региональная экономика. Юг России. – 2018. – № 4. – c. 69-79. – doi: 10.15688/re.volsu.2018.4.6 .
13. Попов Е.В., Веретенникова А.Ю., Козинская К.М. Мировые научные школы исследования социального предпринимательства // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2019. – № 1. – c. 157-177. – doi: 10.21684/2411-7897-2019-5-1-157-177.
14. Мешалкин В.П., Косун А.В. Методика организации социально-ориентированных кластеров на основе интеграции промышленных предприятий // Российский экономический интернет-журнал. – 2013. – № 4.
15. Бабинцев В.П., Ушамирская Г.Ф., Шаповал Ж.А. Проблема кластерного управления социальной сферой в экономической социологии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2012. – № 1(16). – c. 50-58.
16. Баженов С.И. Кластеры в жилищно-коммунальном хозяйстве региона // Федерализм. – 2014. – № 2(74). – c. 75-84.
17. Комисарова Л.А. Кластерный подход к развитию сферы жилищно-коммунальных услуг на региональном уровне // Вестник НГИЭИ. – 2014. – № 3(34). – c. 76-84.
18. Ключникова Я.А. Правовое регулирование социального обслуживания и социальной поддержки граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2017. – № 6(189). – c. 75-79.
19. Проваленова Н.В. Концептуальные аспекты развития сферы жилищно-коммунальных услуг // Вестник НГИЭИ. – 2018. – № 9(88). – c. 5-17.
20. Czamanski S.. Ablas L. Identification of Industrial Clusters and Cmplexes: a Comparision of Methods and Findings // Urban Studies. – 1979. – p. 61-80.
21. Баженов С.И. Кластерный подход к развитию жилищно-коммунального хозяйства региона // Экономика региона. – 2012. – № 1(29). – c. 270-275.
22. Социальное предпринимательство России. Каталог предприятий, товаров и услуг социальных предпринимателей. Soindex.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://soindex.ru (дата обращения: 10.08.2020).
23. Правительство РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/section/2641 (дата обращения: 10.08.2020).
24. Национальные проекты. Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf (дата обращения: 10.08.2020).
25. Сайт Комитета гражданских инициатив. [Электронный ресурс]. URL: http://komitetgi.ru/projects/77 (дата обращения: 10.08.2020).
26. Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: http://old.donland.ru (дата обращения: 10.08.2020).
27. Областной закон от 01.08.2019 № 178-ЗС «Об инициативном бюджетировании в Ростовской области». Donland.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.donland.ru/documents/10627 (дата обращения: 10.08.2020).
28. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Rostov-gorod.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rostov-gorod.ru/administration/structure/departments/dzkh-eg.
29. Молчанова М.Ю. Финансовые аспекты социально-ориентированной кластеризации экономики региона // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2016. – № 5. – c. 136-144.
30. Мельников А.Е. Социально ориентированная кластеризация экономики региона: особенности и принципы // Известия уральского государственного экономического университета. – 2018. – № 2. – c. 62-74. – doi: 10.29141/2073-1019-2018-19-2-5 .
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:27