Особенности теневой и неформальной экономики в жилищно-коммунальном хозяйстве
Панина Е.Н.1, Гавриченко А.А.2, Гавриченко С.А.3, Михайлов И.П.4,5, Большакова М.М.1
1 Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт прикладной автоматизации и программирования», Россия, Москва
2 АО «ЭР-Телеком Холдинг», Россия, Москва
3 ЖСК №681, Россия, Санкт-Петербург
4 Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, Россия, Москва
5 «Институт прикладной автоматизации и программирования», Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)
Цитировать:
Панина Е.Н., Гавриченко А.А., Гавриченко С.А., Михайлов И.П., Большакова М.М. Особенности теневой и неформальной экономики в жилищно-коммунальном хозяйстве // Теневая экономика. – 2021. – Том 5. – № 4. – С. 327-340. – doi: 10.18334/tek.5.4.113771.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48021591
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности теневой и неформальной экономики в жилищно-коммунальном хозяйстве, раскрываются причины привлекательности жилищно-коммунального хозяйства для развития теневой и неформальной экономики, описываются показатели, характеризующие теневую и неформальную экономику в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Особое внимание в статье уделено экономическим источникам и правовому инструментарию теневой и неформальной экономики, а также основному механизму, обеспечивающему существование и развитие неформальной и теневой экономик в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В статье обоснована необходимость разработки и введения механизма государственного контроля за соответствием договорных понятий, используемых организациями в жилищно-коммунальном хозяйстве, требованиям действующего законодательства в целях создания условий для снижения темпов роста теневой экономики в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Ключевые слова: теневая экономика, неформальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство
JEL-классификация: E26, O17, L97
Введение
Исследованию различных аспектов теневой экономики посвящено достаточное количество современных научных публикаций. Экономические факторы оказывают значительное влияние на теневую экономику. Высокая налоговая нагрузка (92%), рецессия в местной экономике (91%) и сложность налоговой системы (91%) выступают в качестве трех основных экономических факторов, которые способствуют росту неформального сектора экономики. Наряду с этим еще три фактора – глобальная рецессия (88%), легкость участия в неформальном секторе (87%) и простота уклонения от уплаты налогов (81%) – обладают серьезным потенциалом для увеличения размеров теневой экономики [1] (Drobot, Makarov, 2021).
Проблемы исследования теневой экономики актуальны на сегодняшний день как в России, так и во всем мире. Теневая экономика – это определенная экономическая деятельность, которая осуществляется на территории государства с целью уклонения от уплаты налогов и официально не учитывается. Поэтому ее развитие имеет негативное воздействие на социально-экономическое положение [2] (Kapitonova, Kapitonova, 2020).
Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) призвано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (далее – МКД) [3].
ЖКХ как целостная система, представляющая собой комплекс подотраслей, обеспечивает функционирование инженерной инфраструктуры МКД для достижения целей комфортного и безопасного проживания граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
Особенность ЖКХ как отрасли народного хозяйства заключается в следующем:
-сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;
-высокая социальная значимость;
-сочетание коммерческих (ориентированных на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;
-сочетание крупного (производство энергии, водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса [4] (Abdullina, Vladimirov, 2021). Теневая экономика, в том числе и в секторе ЖКХ, представляет собой запрещенную законом экономическую деятельность, которая не фиксируется статистикой, реализуется с помощью приписок, оформляется спекулятивными сделками, применяется мошенничество, связанное с получением и передачей денег [5] (Ilchikov, 2005); не подчиняется регулярным правилам и законам или каким-либо образом скрыта от государственных органов управления и контроля [6], носящая неконтролируемый характер [7] (Kosals, 1998).
Неформальная экономика представляет собой специфическую форму противоправных отношений в экономике, основанную на системе неформальных взаимосвязей между организациями, включая ЖКХ, базирующихся на личных отношениях, дополняющих или заменяющих официально установленный порядок организации и реализации экономических связей [8].
Среди критериев типологизации теневой экономики в секторе ЖКХ выделяются скрытая, неформальная и нелегальная, отличающиеся между собой по целям деятельности, функциям, субъектам, объектам, связями с официальной экономикой и организационными структурами [9] (Burov, 2010).
ЖКХ в отличие от других отраслей экономики объединяет одновременно неформальную и теневую экономику, а также все их типологии, что обеспечивает ЖКХ большое влияние на государственную и общественную безопасность страны.
ЖКХ является привлекательной сферой для теневой и неформальной экономики по причине, с одной стороны, обязательности платежей за содержание жилого помещения, что делает источник финансирования теневой и неформальной экономики ЖКХ стабильным и ежемесячным, с другой стороны, ежемесячной потребности в жилищно-коммунальных услугах и коммунальных ресурсах для бытовых и питьевых нужд, что гарантирует наличие ежемесячного источника финансирования теневой и неформальной экономики ЖКХ, с третьей стороны, отсутствия контроля за экономическим обоснованием размера платежей на жилищно-коммунальные услуги со стороны собственников МКД и государства, что гарантирует безнаказанность применения приписок, мнимых и притворных сделок, с четвертой стороны, полного отсутствия контроля со стороны государства за соответствием договорных понятий требованиям законодательства, обеспечивающего невозможность совершения подмены понятий и применения притворных и мнимых сделок в качестве законных.
Показатели, характеризующие теневую и неформальную экономику в ЖКХ
Одним из основных подходов в исследованиях теневой и неформальной экономики, в том числе и ЖКХ, является институциональный подход неоинституциональной теории как один из наиболее сбалансированных междисциплинарных подходов, позволяющих наиболее комплексно подойти к вопросам изучения теоретико-методологических основ такого сложного и многогранного явления, как теневая экономика.
Институциональный подход является наиболее обоснованным в анализе феномена теневой экономики, так как позволяет наилучшим образом раскрыть ее сущность и природу на основе сочетания экономических факторов (природа рыночного хозяйства, стремление к получению сверхприбыли, эволюция конкурентной среды и т.п.) с неэкономическими (правовая и этическая основы предпринимательства, исторические традиции, особенности национального менталитета и др.).
Обоснованность использования в научных исследованиях институционального подхода как наиболее комплексного и универсального определяется следующими его положениями:
- во-первых, неформальную (некриминальную) теневую экономику он обоснованно позволяет отделять от антисоциальной и общественно опасной криминальной экономики;
- во-вторых, теневую экономику он рассматривает как присущую большинству законно существующих легальных видов хозяйственную деятельность, по различным причинам не подпадающую в сферу внимания органов официальной статистики [10] (Lomsadze, 2020).
Современные исследования показывают: теневая составляющая усиливается, когда государство не может и/или не хочет регулировать хозяйственную деятельность таким образом, чтобы правила деятельности были четко прописаны и экономические субъекты могли оптимизировать свои интересы и не уходить в серую зону [11] (Khanchuk, 2021).
Изучение тенденций развития теневой экономики является актуальным вопросом на сегодняшний день не только для России, но и для всех стран мира. По данным МВФ, Россия занимает 49-е место из 159 стран по доле теневой экономики (38,42%) [12] (Kapitonova, Kapitonova, 2021).
В 2019 году было зарегистрировано более 294 000 преступлений, совершавшихся с помощью информационно-телекоммуникационных технологий, в основном использовалась сеть Интернет, а также средства мобильной связи. Доля экономических преступлений составила 40,7% от общего числа преступлений. Если сравнивать с 2018 годом, их количество сократилось на 4,1% , что составило 4 600 преступлений, при этом 84% было выявлено органами внутренних дел [13].
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, ЖКХ обеспечивает государственную и общественную безопасность страны [14].
В связи с тем, что в сфере ЖКХ уровень преступности остается высоким, снижение доли теневого и криминального уровня в этом секторе экономики является одной из задач Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала [14].
Состояние законности в сфере ЖКХ за период 2020–2021 гг. представлено в таблице 1.
Таблица 1
Состояние законности в сфере ЖКХ за период 2020–2021 гг.
|
8
мес.
2020 г.
|
8
мес.
2021 г.
|
%
(+;-)
|
Выявлено нарушений закона
|
250
572
|
256
868
|
2,5
|
Направлено исков, заявлений в суд
|
16
933
|
18
207
|
7,5
|
Удовлетворено исков и прекращено дел ввиду добровольного
удовлетворения требований прокурора
|
13
140
|
14
887
|
13,3
|
Внесено представлений
|
84
215
|
85
935
|
2,0
|
К дисциплинарной ответственности привлечено лиц
|
46
554
|
50
724
|
9,0
|
По постановлению прокурора привлечено лиц к административной
ответственности
|
12
622
|
14
177
|
12,3
|
Направлено материалов для решения вопроса об уголовном
преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ
|
842
|
1
001
|
18,9
|
Возбуждено уголовных дел
|
708
|
836
|
18,1
|
Показатели деятельности органов прокуратуры Российской Федерации доказывают, что ЖКХ не только проявляет себя одновременно в теневой и неформальной экономике, но за последние годы тяготеет в сторону теневой экономики.
Как видно из таблицы, за период 2020–2021 гг. рост выявленных экономических преступлений в ЖКХ, по которым материалы направлены для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, опережает рост доказанных нарушений в гражданском обороте, т.е. направленных исков, заявлений в суд, на 11,4%, а рост доказанных экономических преступлений, по которым возбуждены уголовные дела в ЖКХ, опережает рост признанных экономических преступлений, т.е. удовлетворенных исков и прекращенных дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора, на 4,8%.
Соотношение законной экономики в ЖКХ с неофициальной и теневой демонстрируют показатели доли убыточных организаций в общем числе организаций и просроченной кредиторской задолженности, а также коэффициент официальной ликвидации организаций и коэффициент рождаемости организаций.
В 2021 г. в общем числе организаций доля убыточных организаций, например обеспечивающих электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха, составляет 47,2%, а доля убыточных организаций, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизацию отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 44,5%. Это самые высокие доли убыточных организаций среди всех отраслей экономики.
При этом в общем числе организаций доля прибыльных организаций, обеспечивающих электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха, составляет 52,8%, а доля прибыльных организаций, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизацию отходов, деятельность по ликвидации загрязнений –55,5%.
Сравнительная характеристика доли убыточных и прибыльных организаций в сфере ЖКХ в общем числе организаций по итогам 2021 г. представлена в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительная характеристика доли убыточных и прибыльных организаций в сфере ЖКХ в общем числе организаций по итогам 2021 г.
(в процентах, %)
|
Убыточных
|
Прибыльных
|
Разница
|
Доля
организаций, обеспечивающих электрической энергией, газом и паром,
кондиционирование воздуха
|
47,2
|
52,8
|
5,6
|
Доля
организаций, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и
утилизацию отходов
|
44,5
|
55,5
|
11
|
Наибольшее количество убыточных организаций зафиксировано среди организаций, обеспечивающих электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха.
Количество организаций, осуществляющих обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха и имеющих просроченную кредиторскую задолженность, на август 2021 составляет 1 225 организаций, что выше, чем по всем секторам экономики [16].
Просроченная кредиторская задолженность указанных организаций в общем объеме составляет 687,5 млрд руб., из которых задолженность в бюджет составляет 7,5 млрд руб., а во внебюджетные фонды – 7,6 млрд руб. [16].
Количество ликвидированных организаций, осуществляющих обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха, на октябрь 2021 г. превышает количество зарегистрированных на 567 организаций и составляет 1 095 организаций, а коэффициент официальной ликвидации организаций превышает коэффициент рождаемости организаций на 31,7 и составляет 62,9 [16].
Таким образом, в секторе ЖКХ наблюдается активная замена отработанных в теневой и неформальной экономике организаций на вновь созданные организации.
Экономические источники и правовой инструмент теневой и неформальной экономики в ЖКХ
Основными источниками экономики в целом являются платежи населения или юридических лиц.
Основным источником неформальной экономики в ЖКХ являются платежи граждан за содержание жилого помещения [3] в то время как основным источником теневой экономики в секторе ЖКХ являются скрытые доходы как юридических лиц, так и физических лиц, получаемые от осуществления незарегистрированной экономической деятельности в сфере ЖКХ.
Основные отличия источников законной экономики от источников теневой и неформальной экономики в ЖКХ рассмотрены на примере коммунальных ресурсов, поставляемых в МКД для питьевых и бытовых нужд, представленных в таблице 3.
Таблица 3
Основные отличия источников законной экономики от источников теневой экономики в ЖКХ при поставке коммунальных ресурсов в МКД для питьевых и бытовых нужд
Наименование источника
экономики в секторе ЖКХ |
Законная экономика в секторе ЖКХ
|
Неформальная экономика в секторе ЖКХ
|
Теневая экономика в секторе ЖКХ
|
Система
цен, рассчитанных на каждый показатель качества коммунальных ресурсов,
указанная в договорах на поставку коммунальных ресурсов в МКД
|
+
|
-
|
-
|
Тариф,
рассчитанный на максимальный показатель качества коммунальных ресурсов,
указанный в договоре на поставку коммунальных ресурсов в МКД в качестве
договорной цены
|
-
|
+
|
-
|
Источник неформальной экономики в ЖКХ при поставке коммунальных ресурсов в МКД для питьевых и бытовых нужд формируется за счет применения механизма подмены понятий, когда понятие гражданского законодательства «цены договора» меняется в договоре на поставку коммунальных ресурсов для бытовых и питьевых нужд на понятие «тариф».
Цена договора на поставку коммунальных ресурсов в МКД для осуществления жизнеобеспечения граждан представляет собой экономический показатель, рассчитанный как сумма затрат на изготовление коммунальных ресурсов с конкретными показателями качества, увеличенных на величину нормативной прибыли, и применяемый к финансовым расчетам по факту поставки коммунальных ресурсов в точку поставки и передачи абоненту.
Цена договора на поставку коммунальных ресурсов в МКД для питьевых и бытовых нужд определяется по формуле:
Цi = ∑Зi + Пнi, (1)
где Цi – цена на коммунальный ресурс, обладающий конкретными показателями качества;
Зi – затраты на производство коммунального ресурса, обладающего конкретными показателями качества;
Пнi – нормативная прибыль, соответствующая минимальному размеру прибыли, при получении которой коммунальное предприятие может выжить в условиях рынка, обеспечить свою финансовую устойчивость.
Таким образом, каждому показателю качества коммунального ресурса, поставленного в МКД для питьевых и бытовых нужд, должна соответствовать своя цена, что в итоге позволяет сформировать систему договорных цен, которая должна быть указана в договоре на поставку, а к расчету из договорной системы ценовых ставок должна быть выбрана та цена, которая будет соответствовать фактическим показателям качества коммунального ресурса, поставленного в МКД для питьевых и бытовых нужд [17].
Для формирования законной экономики при поставке коммунальных ресурсов в МКД важно соблюсти требование гражданского законодательства, заключающееся в том, что фактические показатели качества поставленных в МКД коммунальных ресурсов должны соответствовать показателям качества, установленным законом [17].
При нарушении этого условия по правилам гражданского законодательства расчет за поставленный в МКД коммунальный ресурс не производится и формирование экономики коммунальной организации не осуществляется, в результате чего экономика организации будет равна нулю [18].
Для формирования неформальной экономики прозрачность цен в виде системы цен на коммунальные ресурсы, поставленные в МКД, не нужна.
В качестве источника неформальной экономики в ЖКХ использован экономический показатель «тариф», представляющий собой сумму затрат на изготовление коммунальных ресурсов, поставляемых в МКД для питьевых и бытовых нужд, но не на систему конкретных показателей качества, увеличенных на величину нормативной прибыли, а только на один показатель качества коммунального ресурса, соответствующего самому максимальному его уровню. В результате подмены понятий в договоре на поставку коммунальных ресурсов в МКД для питьевых и бытовых нужд появляется тариф, размер которого соответствует максимальной цене, рассчитанной для максимального показателя качества каждого коммунального ресурса.
В результате подмены понятий при осуществлении финансовых расчетов за поставленные коммунальные ресурсы в МКД для бытовых и питьевых нужд уже не нужно устанавливать фактическую величину показателя качества поставленного коммунального ресурса в МКД и выбирать из системы цен соответствующую цену. Независимо от фактического показателя качества поставленного коммунального ресурса в МКД к расчету будет принята максимальная цена, соответствующая самому высокому показателю качества поставленного коммунального ресурса в МКД.
В результате поставленный в МКД коммунальный ресурс будет оплачен по рассчитанным максимально высоким затратам, а не по фактически понесенным низким затратам, что приведет к получению сокрытого дохода, величина которого может быть определена по формуле:
СД = Тi – Цi, (2)
где СД – скрытый доход;
Тi – тариф на коммунальный ресурс, рассчитанный на максимальный показатель качества конкретного коммунального ресурса;
Цi – цена коммунального ресурса, соответствующая фактическому показателю качества.
Скрытый доход, указанный официально в тарифе на коммунальный ресурс как затраты, например на ремонт коммунальных сетей или оплату их транспортировки в точку поставки от источника, далее выводится из законной экономики в виде приписок к объему ремонтных работ или объемам услуг по транспортировке коммунальных ресурсов.
С этого момента неофициальная экономика становится теневой, которая с экономико-правовой точки зрения представляет собой хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей (рациональных, нерациональных и иррациональных) субъектов, имеющую как производительный (скрытое производство и реализация разрешенных товаров, работ и услуг, а также производство и реализация запрещенных товаров, работ и услуг), так и непроизводительный характер (скрытое перераспределение ранее созданного национального дохода), находящуюся вне правового поля [19] (Kirilenko, Dronov, 2012).
Теневую экономику ЖКХ можно охарактеризовать как запрещенную экономическую деятельность должностных лиц, приводящую к незаконному перераспределению ранее созданного национального дохода [20] (Kryukova, 2015). Существование неформальной и теневой экономики в ЖКХ приводит к увеличению бюджетных ассигнований в этот сектор экономики.
Так, бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 2021 г. по 2023 г. увеличатся на 68 076 000 тыс. руб. и составят в 2023 г. 99 954 000 тыс. руб. [21].
Заключение
В настоящее время экономическая эффективность отрасли ЖКХ снижается за счет роста неформальной экономики и особенно значительного роста теневой экономики в этом секторе экономики.
Основным источником криминализации отрасли ЖКХ в том числе в части поставки коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, являются платежи граждан за коммунальные услуги и скрытый доход как юридических лиц, так и физических лиц, получаемый от осуществления незарегистрированной экономической деятельности в сфере ЖКХ.
В качестве основного инструмента, обеспечивающего существование и развитие неформальной и теневой экономики в ЖКХ, активно используется подмена понятий «цены» на «тариф» при заключении договоров, в том числе на поставку коммунальных ресурсов в многоквартирный дом для бытовых и питьевых нужд.
Восстановление экономики в отрасли ЖКХ осуществляется за счет бюджетов всех уровней.
Только наличие законодательного механизма государственного контроля за соответствием договорных понятий требованиям законодательства создает условия для снижения темпов роста теневой экономики в ЖКХ.
Сокращение теневой экономики в ЖКХ возможно с использованием пяти основных стратегий, отмеченных в рамках международного опроса ACCA как эквивалентные по воздействию на сокращение теневой экономики [22, 23] (Drobot, Makarov, 2021):
1. Принуждение организаций ЖКХ к большему количеству транзакций на электронных платформах, в том числе эскроу-счетов.
2. Усиление контроля за организациями ЖКХ для обеспечения соблюдения законодательства, нормативов и стандартов.
3. Сокращение безработицы.
4. Увеличение инвестиций в создание новых возможностей для наиболее маргинализированных слоев общества.
5. Рост использования новых технологий для выявления правонарушителей, в том числе в сфере ЖКХ.
Источники:
2. Капитонова Н.В., Капитонова А.А. Теневая экономика в условиях пандемии COVID-19 в России // Теневая экономика. – 2020. – № 4. – c. 193-204. – doi: 10.18334/tek.4.4.111865.
3. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 № 188-ФЗ, "Российская газета", № 1, 12.01.2005.
4. Абдуллина А. Р., Владимиров И. А. Жилищно-коммунальное хозяйство в России // Проблемы современной экономики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). Челябинск, 2021. – c. 183-185.
5. Ильчиков М.З. Предпринимательская функция и экономический механизм ее осуществления. / 2-е изд. - М.: ИД «Камерон», 2005. – 104 c.
6. Россия в цифрах: крат. стат. сб. / Госкомстат России. - М.: Финансы и статистика, 2006.
7. Косалс Л. Я. Теневая экономика: как особенность российского капитализма // Вопросы экономики. – 1998. – № 10. – c. 59–80.
8. Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://jurisprudence.academic.ru/9606/Неформальная_экономика (дата обращения: 09.11.2021).
9. Буров В. Ю. Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства и пути ее легализации. / монография. - Чита: ЧитГУ, 2010. – 216 c.
10. Ломсадзе Д.Г. Концептуальные проблемы методологии научных подходов в исследованиях феномена теневой экономики // Теневая экономика. – 2020. – № 1. – c. 11-22. – doi: 10.18334/tek.4.1.100606.
11. Ханчук Н.Н. Фундаментальные основы современного понимания теневой экономики // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 157-166. – doi: 10.18334/tek.5.3.112901.
12. Капитонова Н.В., Капитонова А.А. Тенденции развития теневой экономики современной России // Теневая экономика. – 2021. – № 1. – c. 9-18. – doi: 10.18334/tek.5.1.111962.
13. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2019 года. Мвд.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports/item/19412450 (дата обращения: 09.11.2021).
14. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 03.07.2021).
15. Статистические данным об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за август 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=65414917 (дата обращения: 09.11.2021).
16. Доклад Росстата «Социально-экономическое положение России за январь-сентябрь 2021» №9. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801 (дата обращения: 09.11.2021).
17. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, № 32, ст. 3301
18. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "Собрание законодательства РФ", 30.05.2011, № 22, ст. 3168.
19. Кириленко В. П., Дронов Р. В. Коррупция и ее связь с теневой экономикой // Управленческое консультирование. – 2012. – № 3(47). – c. 28–36.
20. Крюкова И. В. Финансовые потоки теневой экономики жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) // Молодой ученый. – 2015. – № 13(93). – c. 406-410.
21. Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов". [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 08.12.2020).
22. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Сценарии развития и стратегии управления теневой экономикой // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 183-198. – doi: 10.18334/tek.5.3.112237.
23. Emerging from the shadows: The shadow economy to 2025. - London: The Association of Chartered Certified Accountants, 2017.
24. Величенков А. «Теневые» параметры реформируемой экономики: по материалам научной конференции // Рос. экон. журн. – 1996. – № 8. – c. 14–25.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:18:43