Цифровые платформы в управлении предоставления жилищно-коммунальных услуг для потребителей (на примере Тамбовской области)

Баранова Е.Д.1, Мухин В.В.1, Кузнецов И.А.1
1 Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918294

Аннотация:
Технический прогресс в современном мире обуславливает цифровизацию общества, и в настоящем цифровые платформы в сочетании с автоматизацией становятся надежными союзниками в борьбе за улучшение качества жилищно-коммунальных услуг. С этих позиций актуальным становятся новые перспективы цифровизации для управленческих процессов в этой важной сфере, что позволяет повысить эффективность и удовлетворение потребностей потребителей. В статье на теоретической основе рассмотрены категории цифровые технологии и цифровые платформы с их содержательным отражением на функционал управления в жилищно-коммунальной сфере региона и эмпирические данные, отражающие уровень развития цифровой инфраструктуры на предприятиях коммунальных услуг Тамбовской области. Выявлено, что за счет внедрения моноцентричных цифровых платформ в регионе можно совершенствовать систему управления. Предложен, на базе государственной цифровой платформе, организационно-экономический механизм управления региональной жилищно-коммунальной сферой. Сделан вывод, что применение авторских принципов построения цифровых платформ в жилищно-коммунальной сфере региона будет способствовать совершенствованию системы управления услугами делая их более обоснованными, предсказуемыми комфортными.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровые платформы, жилищно-коммунальные услуги, организационно-экономический механизм, принципы управления

JEL-классификация: K25, L97, M15

Источники:

1. Деменко О.Г., Тихомиров А.О. Цифровая трансформация жилищно-коммунального хозяйства в России // Вестник университета. – 2018. – № 5. – c. 59-63. – doi: 10.26425/1816-4277-2018-5-59-63.
2. Кислякова Ю.Г., Казакова О.Ю. Инновационные технологии «Умного города» в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Социально-экономическое управление: теория и практика. – 2019. – № 3(38). – c. 57-58.
3. Якименко И.А. Козин И.Ю., Медведев Е.В. Внедрение информационных технологий в деятельность предприятий ЖКХ // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2015. – № 1(11). – c. 171-174.
4. Мутолапов Р.Х. Цифровизация жилищно-коммунальной сферы: современные тенденции, проблемы и мировая практика // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – № 40(2). – c. 206-212.
5. Фирсова С.А., Тепаева Т.Е. Проектирование прототипа системы автоматизации деятельности совета многоквартирного дома в жилищно-коммунальной сфере // Вестник Мордовского университета. – 2018. – № 1. – c. 95-119. – doi: 10.15507/0236-2910.028.201801.095-119.
6. Булатова А.И. Актуальные проблемы и анализ отношения населения к сфере жилищно-коммунального хозяйства России // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2014. – № 1(7). – c. 89-93.
7. Чаадаева В.В. Модель управления устойчивым развитием коммунального сектора экономики // Вестник Челябинского государственного университета. – 2016. – № 6(388). – c. 68-76.
8. Лычагина А.А., Деменев А.В. Оптимизация сферы ЖКХ посредством технологических инноваций // Сервис в России и за рубежом. – 2020. – № 5(92). – c. 164-174. – doi: 10.24411/1995-042X-2020-10515.
9. Янковская Е.С. Цифровизация и технологический суверенитет России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2023. – № 1(85). – c. 81-85.
10. Давыдова Е.Ю., Бибилашвили А.С. Информационные технологии в экономике // Территория науки. – 2018. – № 1. – c. 82-85.
11. Мутолапов Р.Х. Теоретические аспекты современных жилищно-коммунальных услуг в условиях развития отраслевого рынка Российской Федерации // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 48(1). – c. 225-232. – doi: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-226-233.
12. Сенин А.C. Внедрение цифровых платформ управления базирующихся на технологии блокчейн // Экономика и социум: современные модели развития. – 2019. – № 2. – c. 167-176. – doi: 10.18334/ecsoc.9.2.40862.
13. Цифровые платформы. Hsbi.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://hsbi.hse.ru/articles/tsifrovye-platformy/ (дата обращения: 21.02.2024).
14. IEEE Xplore. [Электронный ресурс]. URL: https://ieeexplore.ieee.org/Xplore/home.jsp (дата обращения: 21.02.2024).
15. Александрова Т.В. Цифровизация как современный тренд развития менеджмента производственных организаций // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2019. – № 3. – c. 137-144. – doi: 10.14529/em190313.
16. Промышленность: итоги цифровизации в 2022 году и прогнозы. Cdo2day.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cdo2day.ru/ analytics/promyshlennost-itogi-cifrovizacii-v-2022-godu-i-prognozy/ (дата обращения: 21.02.2024).
17. Министерство государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области. Nadzor.tmbreg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://nadzor.tmbreg.ru/ (дата обращения: 21.02.2024).
18. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71670570/ (дата обращения: 21.02.2024).
19. Деятельность. Направления деятельности. «Цифровая экономика». Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858 (дата обращения: 21.02.2024).
20. Деятельность. Направления деятельности. Проект «Кадры для цифровой экономики». Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866/#section-departments (дата обращения: 21.02.2024).
21. Деятельность. Направления деятельности. Проект «Готов к цифре». Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/41195/ (дата обращения: 21.02.2024).
22. О компании. Tosk.tmb.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tosk.tmb.ru/ (дата обращения: 26.02.2024).
23. Аппаратно-программный комплекс «ДОНТЕЛ». Turbo-don.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.turbo-don.ru/programmnoe-obespechenie-dontel/ (дата обращения: 26.02.2024).

Страница обновлена: 15.09.2025 в 20:36:36

 

 

Digital platforms in the management of housing and communal services for consumers (on the example of the Tambov region)

Baranova E.D., Mukhin V.V., Kuznetsov I.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 5 (May 2024)

Citation:

Abstract:
The technical progress in the modern world is driving the digitization of society; and digital platforms combined with automation are becoming reliable allies in the quest to improve the quality of housing and communal services. From this perspective, new prospects for digitization in management processes in this crucial sphere become relevant. This allows to provide increased efficiency and consumer satisfaction. The article theoretically examines the categories of digital technology and platforms with a substantive reflection on their impact on management functionality in the housing and communal sphere of the region. It also presents empirical data reflecting the level of development of digital infrastructure in the communal service enterprises of the Tambov region. It is revealed that the implementation of monocentric digital platforms in the region can enhance the management system. Based on the state digital platform, an organizational-economic management mechanism for the regional housing and communal sphere is proposed. It is concluded that the application of original principles in building digital platforms in the housing and communal sphere of the region will contribute to improvement of the service management system, making them more justified, predictable, and comfortable.

Keywords: digital technology, digital platforms, housing and communal services, organizational-economic mechanism, management principle

JEL-classification: K25, L97, M15