Жилищное просвещение как способ повышения финансовой грамотности потребителей жилищно-коммунальных услуг

Драпкина Г.С.1, Удотова О.А.1
1 Сочинский государственный университет, Россия, Сочи

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 1 (Январь 2023)

Цитировать:
Драпкина Г.С., Удотова О.А. Жилищное просвещение как способ повышения финансовой грамотности потребителей жилищно-коммунальных услуг // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 1. – С. 209-220. – doi: 10.18334/epp.13.1.116914.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50215389

Аннотация:
Важность финансовой грамотности населения страны в сфере ЖКХ отмечается на всех уровнях государственной власти. В этом заинтересованы и ресурсоснобжающие организации, и потребители, и управляющие компании. В статье приводятся результаты аналитических исследований информированности жителей многоквартирных домов о проводимой реформе ЖКХ. Предлагаются способы реализации жилищного просвещения для повышения финансовой грамотности населения.

Ключевые слова: финансовая грамотность, жилищное просвещение, жилищно-коммунальное хозяйство, потребители коммунальных услуг

JEL-классификация: L97, L98, L99, G40

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Жилье входит в число базовых потребностей человека, поэтому обеспечение населения качественным и доступным жильем является одной из главных задач нашей страны [14].

В свою очередь, функции создания комфортных и удобных условий жизнедеятельности граждан возложены на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), являющееся одним из значимых отраслей экономики [14].

Реформа в сфере жилищно–коммунального хозяйства продолжается уже довольно долго. Подходы к реформированию постоянно пересматриваются. В такой ситуации государству необходимо создать механизм оповещения владельца помещений о его правах и обязанностях, как потребителя услуг ЖКХ и способствовать созданию инфраструктуры для системы жилищного просвещения [8].

Рассуждая про финансовую грамотность или безграмотность населения, важно подчеркнуть, что проблема недостатка или отсутствия знаний у граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства стоит в России очень остро. Подавляющее большинство потребителей жилищно-коммунальных услуг совершенно некомпетентны в жилищной сфере [16, с. 105; 1, с. 169-170].

В тоже время, для управляющих компаний принципиально важное значение имеет цивилизованное взаимодействие с собственниками на равных условиях, совместная ответственность и взаимопонимание. Только обучив компетентного «владельца, можно создать систему, позволяющую повысить качество предоставления услуг в системном режиме» [8].

Необходимость жилищного просвещения граждан в сфере ЖКХ признана органами власти всех уровней – от муниципального до федерального, ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг, потребителями и владельцами помещений [8].

В России активная деятельность по финансовому просвещению началась в 2011 г. в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации», разработанного Министерством финансов России [4].

Краснодарский край также активно подключился к финансовому образованию граждан: издано Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 № 943 «Об утверждении государственной программы «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» (Подпрограмма «Финансовое просвещение населения Краснодарского края»); создан Межведомственный координационный совет по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы и Региональный центр финансовой грамотности [16, с. 103].

Основная часть

Актуальность исследования обусловлена возрастающим потоком вопросов граждан по разрешению жилищных проблем, а также проводимой реформой ЖКХ, реализация которой невозможна без активного участия собственника помещения в многоквартирном доме [11].

Цель исследования: определение уровня информированности населения в вопросах реформирования жилищно-коммунального хозяйства и разработка предложений по повышению финансовой грамотности потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Научная новизна исследования состоит в разработке практических рекомендаций, обеспечивающих информационно-просветительский подход к повышению уровня информированности и финансовой грамотности населения в вопросах ЖКХ.

В рамках исследования выдвинута следующая гипотеза: жилищное просвещение потребителей ЖКУ создает условия не только по формированию их жилищной культуры, но и влечет повышение их финансовой грамотности.

Для выявления и оценки финансовой грамотности населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства проведен анализ результатов опроса населения по важнейшим аспектам реформы ЖКХ. Для анализа использована база данных Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за 2020- 2022 г.г. [3].

Уровень осведомленности граждан, с разной степенью регулярности интересующихся новостями сферы ЖКХ, зависит от многих факторов, в том числе от социально-демографических характеристик респондентов.

Динамика уровня осведомлённости граждан, проживающих в многоквартирных домах (МКД) за период 2020-2022 г.г. представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристика граждан, информированных о реформировании ЖКХ, в % от опрошенных, проживающих в МКД

Жители многоквартирных домов

2020 г.

2021 г.

2022 г.
Пол
мужчины
79
81
83
женщины
80
82
85
Возраст
18-24 года
58
62
67
25-34 года
72
74
76
35-44 года
79
86
84
45-59 года
89
88
86
60 и старше
83
87
89
Образование
среднее
75
65
72
средне-специальное
79
80
80
высшее
82
86
87
Материальное положение
хорошее
78
85
86
среднее
80
84
84
плохое
79
78
84
общая информированность жителей МКД

80
82
84
Таблица составлена авторами по данным ВЦИОМ

В анализируемом периоде (2020-2022гг) динамика показателя общей информированности жителей многоквартирных домов о реформировании системы ЖКХ положительная. Прирост составил + 4 п.п. Значение показателя 80% в 2020 г., 82% в 2021 г. и 84% в 2022 г. показывает высокий уровень осведомленности респондентов в сфере ЖКХ. Это можно объяснить расширением источников получения информации. Так наряду с традиционными источниками (телевидение, радио, газеты, журналы) появились дополнительные каналы коммуникации (интернет, социальные сети), которые особенно популярны у молодежи.

Уровень осведомленности женщин не значительно, но выше, чем у мужчин, на 1 процентный пункт (п.п.) в 2020 и 2021 гг. и на 2 п.п. в 2022г. При этом прирост показателя за три года выше у женщин (+ 5 п.п.), чем у мужчин (+4 п.п.). При этом рост осведомленности женщин объясняется ярко выраженным интересом женской аудитории к телерадиовещанию, но и к социальным сетям.

В 2020 и 2021гг. к более информированным группам относятся жители МКД в возрасте 45-59 лет (89% и 88%) соответственно, в 2022 г. старше 60 лет (89%), с высшим образованием (82%, 86% ,87%) со средним (80%) или хорошим (85%; 86%) материальным положением.

В меньшей степени интересуются новостями о ЖКХ жители в возрасте до 24 лет, со средним образованием 75%, 65% и 72% в 2020, 2021 и 2022 гг. соответственно, независимо от материального положения [5].

В рамках реформирования жилищно-коммунального комплекса важно знать степень удовлетворенности населения предоставляемыми услугами в системе ЖКХ за последние годы, а также готовность потребителей к повышению тарифов ЖКХ (Таблица 2, 3).

Таблица 2 - Удовлетворенность населения качеством услуг ЖКХ, в % от опрошенных, проживающих в МКД

Предоставляемые
Услуга ЖКХ
Оценка
качества
2020г.
2021г.
2022г.

Водоотведение
удовлетворен
84
85
86
неудовлетворен
12
12
11
затрудняюсь ответить
4
3
3

Теплоснабжение
удовлетворен
79
80
80
неудовлетворен
20
17
18
затрудняюсь ответить
1
3
2

Водоснабжение
удовлетворен
79
80
81
неудовлетворен
20
19
18
затрудняюсь ответить
1
1
1
Таблица составлена авторами по данным ВЦИОМ

На протяжении всего периода степень удовлетворенности жителей МКД предоставляемыми услугами ЖКХ достаточно высокая.

Большая часть опрошенных (84%, 85% и 86%) соответственно довольны качеством водоотведения.

Соответствует запросам и ожиданиям потребителей качество теплоснабжения. Из года в год значения показателя держатся на высоком уровне (79%, 80%, 80% соответственно).

Качеством водоснабжения довольны 79%, 80% и 81% опрошенных жильцов МКД.

При этом ежегодно от 17 до 20% опрошенных жителей многоквартирных домов не удовлетворены тепло- и водоснабжением. Около 12% в разной степени недовольны водоотведением.

Стоит отметить, что на удовлетворенность услугами ЖКХ оказывают влияние показатели: износ и текущее состояние жилья; место его нахождения, год постройки и ввода в эксплуатацию и другие факторы [5; 15, с. 686-688].

Таблица 3 - Готовность жителей многоквартирных домов к дополнительной оплате услуг при повышении качества их предоставления, в % от опрошенных, проживающих в МКД

Предоставляемые
Услуга ЖКХ
Оценка
качества
2020г.
2021г.
2022г.
Капитальный ремонт дома с применением энергоэффективных технологий, способствующих снижению платы за ресурсы
Да
50
54
56
Нет
45
40
40
затрудняюсь ответить
5
6
4

Капитальный ремонт дома
Да
25
28
20
нет
60
58
60
затрудняюсь ответить
15
18
20
Содержание и текущий ремонт дома
Да
32
30
29
нет
68
70
71
затрудняюсь ответить
-
-
-
Коммунальные
услуги (вода, тепло, газ)
Да
14
16
26
нет
80
79
71
затрудняюсь ответить
6
5
3
Таблица составлена автором по данным ВЦИОМ

Отмечается готовность потребителей жилищно-коммунальных услуг платить больше при условии повышения их качества.

За капитальный ремонт дома с применением энергоэффективных технологий, способствующих снижению платы за ресурсы, более 50% жителей МКД готовы к дополнительной оплате.

О готовности платить больше в отношении капремонта дома, содержания и текущего ремонта, а также коммунальных услуг заявили меньше опрошенных. Доли готовых платить больше за другие услуги – ниже, но все равно довольно существенные.

Большинство опрошенных, допускающих для себя повышение оплаты услуг при росте их качества, отметили, что размер такого повышения должен составлять не более 10% от текущей стоимости услуг.

О неготовности к дополнительной оплате говорили опрошенные, с недостаточным уровнем информированности о реформе ЖКХ

Это можно объяснить несколькими причинами. В частности, предоставлением населению прессой, телевидением, радио не проверенной информации о поставщиках услуг, что усложняет взаимодействие с потребителями, из-за негативного отношения к ним [8; 13, с. 2976-2977].

На наш взгляд, главной причиной низкого уровня грамотности потребителей жилищно-коммунальных услуг, являются стремительные перемены в законодательной базе. В течение ряда лет приняты многочисленные нормативно-правовые акты разных уровней (федеральный, региональный и муниципальный). В этой ситуации, сами сотрудники сферы ЖКХ недостаточно хорошо знают жилищное законодательство, не говоря про огромное количество потребителей жилищно-коммунальных услуг

Следует отметить, чтобы защитить свои права, потребителю необходимо знать и законодательную базу, и профильные надзорные органы, основные функции которых - защита прав граждан.

В настоящее время, Жилищный кодекс РФ определяет права граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства и устанавливает правила управления недвижимостью. В законе «О защите прав потребителей» определен порядок оказания жилищно-коммунальных услуг. Эти нормативные акты регулируют права граждан, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Основой для защиты прав граждан в жилищно-коммунальном хозяйстве является договор, заключенный между исполнителем и потребителем коммунальных услуг.

Для защиты своих интересов, в соответствии с договором, следует обращаться в государственные надзорные органы, а именно в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ).

Основная функция ГЖИ - контроль деятельности коммунальных организаций и надзор за соблюдением управляющими компаниями (УК) жилищного законодательства. При необходимости, если не выполняются обязательства по договору, ГЖИ применяет меры административного воздействия в отношении УК.

При нарушении права потребителей жилищно-коммунальных услуг возможны разные способы решения проблемы. Например, заключение соглашения между сторонами или предсудебная помощь.

Если требования все еще не удовлетворены, вам следует написать жалобу в инспекцию или обратиться в суд с исковым заявлением.

В судебные органы следует предоставить: копии платежных документов, об оплате коммунальных услуг, подтверждения об обращении в обслуживающую компанию, чтобы доказать некачественное предоставление услуг компанией и составить исковое заявление.

Иск по делу рассматривается местным мировым судом, в случае, ущерба на сумму не более 50 тыс. руб. Надо признать, что граждане почти не располагают сведениями и не знают, как действовать в случае не соблюдения их прав.

Надо уточнить, что обслуживающая организация тоже имеет право регулировать возникающие разногласия через суд, в соответствии с жилищным законодательством.

Непонимание общей структуры оплаты за жилищно-коммунальные услуги, платежей за содержание помещения и текущий ремонт обусловлены низкой финансовой грамотностью населения. Граждане не ориентируются, какую часть денежных средств получает товарищество собственников жилья или управляющая компания, в зависимости от способа управления многоквартирным домом и на какие работы эти средства могут быть использованы.

Данная ситуация способствует росту количества обращений и жалоб в прокуратуру. Жалобы требуют рассмотрения и принятия решения. Даже если они не обоснованные.

Таким образом, низкая образованность потребителей жилищно-коммунальных услуг влечет снижение их расчетной исполнительности, безответственное пользование общим имуществом многоквартирного жилого дома и приводит к дестабилизации работы обслуживающей компании [2, с. 86-88].

Реализация национального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации», государственной программы «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» и ее подпрограммы «Финансовое просвещение населения Краснодарского края» активизируют деятельность по финансовому образованию в стране [17, с. 102-111].

Студенты высших учебных заведений – это или будущие потребители жилищно-коммунальных услуг или уже ими являются.

Студенты Сочинского государственного университета (СГУ), обучающиеся по направлению подготовки бакалавриата «Сервис», профиль «Сервис инженерных систем гостинично-туристских комплексов и спортивных сооружений» - это еще и будущие поставщики услуг в сфере ЖКХ .

В настоящее время, в соответствии со стратегией повышения финансовой грамотности в РФ и планом ее реализации в образовательных учреждениях, в том числе в Сочинском государственном университете, в учебные планы вводятся модули финансовой грамотности [7, с. 709-710]. Для населения проводятся обучающие семинары, разрабатываются дополнительные профессиональные программы для различных целевых групп. Создаются доступные информационные ресурсы.

Изучаемые студентами дисциплины «Финансовая грамотность», «Сервис недвижимости и основы функционирования ЖКХ» и др., способствуют формированию у них соответствующих компетенций, которые позволят выпускникам ВУЗа принимать экономически целесообразные бизнес-решения в сфере профессиональной деятельности и повышать экономическую результативность функционирования организаций.

Мы предполагаем, что процесс формирования ключевых компетенций у обучающихся важно реализовывать на основе их стимулирования к освоению программ в области финансовой образованности.

Стимулами могут быть: ориентация на практику, связанную с профессиональной деятельностью в будущем; повышение интереса к освоению учебного материала при разработке стартап-проектов, создание различных тематических клубов, в том числе клуба финансовой грамотности и др. Однозначно, предложенные мероприятия будут способствовать развитию умений принимать финансового грамотные решения [16, с. 108].

Заключение

Подводя итог проведенному аналитическому исследованию, можно отметить, что недостаточная правовая и административно-хозяйственная грамотность населения приводит к низкой инициативности собственников помещений в решении вопросов управления своим недвижимым имуществом. Это зачастую приводит к злоупотреблениям со стороны представителей управляющих компаний и неэффективному управлению недвижимостью объединениями и/или представителями собственников. Что повышает риски стабильного функционирования отдельных коммунальных организаций, но и влияет на социально-экономическое развитие страны в целом. Поэтому жилищное просвещение в РФ приобрело государственное значение и является актуальной задачей для всех участников рынка в сфере ЖКХ.

Таким образом, информационно-просветительский подход к повышению уровня информированности и финансовой грамотности населения в вопросах ЖКХ создает условия не только для формирования его жилищной культуры, но и влечет повышение финансовой грамотности граждан.


Источники:

1. Александрова О.А., Аликперова Н.В., Виноградова К.В., Ненахова Ю.С. Концептуальные подходы к формированию предпосылок для эффективного финансового просвещения населения России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – № 4. – c. 169-185. – doi: 10.15838/esc.2020.4.70.10.
2. Аликперова Н.В. Формирование финансово грамотного поведения населения: риски и условия безопасности // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2020. – № 3. – c. 86-91. – doi: 10.26794/2226-7867-2020-10-3-86-91.
3. Аналитический обзор «Реформа ЖКЗ, что мы о ней знаем?». Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/reforma-zhkkh-chto-my-o-nej-znaem (дата обращения: 20.11.2022).
4. Жилье и жизнь - Малоэтажка. Информационный проект о жилищном вопросе, малоэтажном и многоэтажном строительстве. [Электронный ресурс]. URL: https://alldoma.ru/press-relizy/podderzhim-zhilischnoe-prosveschenie.html (дата обращения: 22.11.2022).
5. «ЖКХ контроль» - Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Gkhkontrol.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://gkhkontrol.ru/o-gkh-kontrol (дата обращения: 22.11.2022).
6. Информационно-правовой портал «Гарант.ру». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 20.11.2022).
7. Кашпаров Д.В., Толстель М.С. Инновационные подходы к управлению региональным представительством повышения финансовой грамотности студентов // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 699-710. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100912.
8. Нифонтов Д.Ю. О жилищном просвещении и жилищной безграмотности. Acato.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://acato.ru/articles/20150320/o-zilisnom-prosvesenii-i-zilisnoj-bezgramotnosti (дата обращения: 25.11.2022).
9. Официальный сайт администрации междуреченского городского округа. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mrech.ru/upload/file/upload/Konception_FCP.pdf (дата обращения: 28.11.2022).
10. Приказ Южного ГУ Банка России от 31.12.2020 № ОДТ3-1444 «Об утверждении персонального состава и Положения о Межведомственном координационном совете по реализации в Краснодарском крае Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы». Моифинансы.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/regions/krasnodarskii-krai (дата обращения: 25.11.2022).
11. Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации». Минфин России. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/om/fingram (дата обращения: 20.11.2022).
12. Razumovsky D.Yu. Methodical approaches to assessment of financial literacy of the population in connection with typical financial behavior // Journal of Applied Research. – 2021. – № 6-3. – p. 194-201. – doi: 10.47576/2712-7516_2021_6_3_194.
13. Разумовская Е.А., Овсянникова Е.Ю. Влияние региональных различий в доходах на финансовую грамотность населения в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 11. – c. 2971-2984. – doi: 10.18334/epp.12.11.116573.
14. Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 3268-р Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г. Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405560559 (дата обращения: 22.11.2022).
15. Томина Н.М., Цибульская Г.З. Корреляция финансовой грамотности и состояния финансов домашних хозяйств // Креативная экономика. – 2022. – № 2. – c. 679-696. – doi: 10.18334/ce.16.2.114245.
16. Удотова О.А. Проблема повышения финансовой грамотности потребителей в сфере ЖКХ // Финансовое просвещение: ХII Международная научно-методическая конференция по финансовому просвещению в России «Финансовое образование как драйвер развития индустрии гостеприимства». Сборник материалов. Москва, 2022. – c. 106-114.
17. Александрова О.А., Аликперова Н.В., Виноградова К.В., Крошилин С.В. и др. Финансовая грамотность и финансовое просвещение населения: атлас российских практик. / Монография. - М.: ФНИСЦ РАН, 2021. – 177 c.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 13:02:24