Жилищное просвещение как способ повышения финансовой грамотности потребителей жилищно-коммунальных услуг
Драпкина Г.С.1, Удотова О.А.1
1 Сочинский государственный университет, Россия, Сочи
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 1 (Январь 2023)
Цитировать:
Драпкина Г.С., Удотова О.А. Жилищное просвещение как способ повышения финансовой грамотности потребителей жилищно-коммунальных услуг // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 1. – С. 209-220. – doi: 10.18334/epp.13.1.116914.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50215389
Аннотация:
Важность финансовой грамотности населения страны в сфере ЖКХ отмечается на всех уровнях государственной власти. В этом заинтересованы и ресурсоснобжающие организации, и потребители, и управляющие компании. В статье приводятся результаты аналитических исследований информированности жителей многоквартирных домов о проводимой реформе ЖКХ. Предлагаются способы реализации жилищного просвещения для повышения финансовой грамотности населения.
Ключевые слова: финансовая грамотность, жилищное просвещение, жилищно-коммунальное хозяйство, потребители коммунальных услуг
JEL-классификация: L97, L98, L99, G40
Введение
Жилье входит в число базовых потребностей человека, поэтому обеспечение населения качественным и доступным жильем является одной из главных задач нашей страны [14].
В свою очередь, функции создания комфортных и удобных условий жизнедеятельности граждан возложены на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), являющееся одним из значимых отраслей экономики [14].
Реформа в сфере жилищно–коммунального хозяйства продолжается уже довольно долго. Подходы к реформированию постоянно пересматриваются. В такой ситуации государству необходимо создать механизм оповещения владельца помещений о его правах и обязанностях, как потребителя услуг ЖКХ и способствовать созданию инфраструктуры для системы жилищного просвещения [8].
Рассуждая про финансовую грамотность или безграмотность населения, важно подчеркнуть, что проблема недостатка или отсутствия знаний у граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства стоит в России очень остро. Подавляющее большинство потребителей жилищно-коммунальных услуг совершенно некомпетентны в жилищной сфере [16, с. 105; 1, с. 169-170].
В тоже время, для управляющих компаний принципиально важное значение имеет цивилизованное взаимодействие с собственниками на равных условиях, совместная ответственность и взаимопонимание. Только обучив компетентного «владельца, можно создать систему, позволяющую повысить качество предоставления услуг в системном режиме» [8].
Необходимость жилищного просвещения граждан в сфере ЖКХ признана органами власти всех уровней – от муниципального до федерального, ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг, потребителями и владельцами помещений [8].
В России активная деятельность по финансовому просвещению началась в 2011 г. в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации», разработанного Министерством финансов России [4].
Краснодарский край также активно подключился к финансовому образованию граждан: издано Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 № 943 «Об утверждении государственной программы «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» (Подпрограмма «Финансовое просвещение населения Краснодарского края»); создан Межведомственный координационный совет по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы и Региональный центр финансовой грамотности [16, с. 103].
Основная часть
Актуальность исследования обусловлена возрастающим потоком вопросов граждан по разрешению жилищных проблем, а также проводимой реформой ЖКХ, реализация которой невозможна без активного участия собственника помещения в многоквартирном доме [11].
Цель исследования: определение уровня информированности населения в вопросах реформирования жилищно-коммунального хозяйства и разработка предложений по повышению финансовой грамотности потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Научная новизна исследования состоит в разработке практических рекомендаций, обеспечивающих информационно-просветительский подход к повышению уровня информированности и финансовой грамотности населения в вопросах ЖКХ.
В рамках исследования выдвинута следующая гипотеза: жилищное просвещение потребителей ЖКУ создает условия не только по формированию их жилищной культуры, но и влечет повышение их финансовой грамотности.
Для выявления и оценки финансовой грамотности населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства проведен анализ результатов опроса населения по важнейшим аспектам реформы ЖКХ. Для анализа использована база данных Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за 2020- 2022 г.г. [3].
Уровень осведомленности граждан, с разной степенью регулярности интересующихся новостями сферы ЖКХ, зависит от многих факторов, в том числе от социально-демографических характеристик респондентов.
Динамика уровня осведомлённости граждан, проживающих в многоквартирных домах (МКД) за период 2020-2022 г.г. представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика граждан, информированных о реформировании ЖКХ, в % от опрошенных, проживающих в МКД
Жители многоквартирных
домов
|
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Пол
| |||
мужчины
|
79
|
81
|
83
|
женщины
|
80
|
82
|
85
|
Возраст
| |||
18-24 года
|
58
|
62
|
67
|
25-34 года
|
72
|
74
|
76
|
35-44 года
|
79
|
86
|
84
|
45-59 года
|
89
|
88
|
86
|
60 и старше
|
83
|
87
|
89
|
Образование
| |||
среднее
|
75
|
65
|
72
|
средне-специальное
|
79
|
80
|
80
|
высшее
|
82
|
86
|
87
|
Материальное положение
| |||
хорошее
|
78
|
85
|
86
|
среднее
|
80
|
84
|
84
|
плохое
|
79
|
78
|
84
|
общая информированность жителей
МКД
| |||
|
80
|
82
|
84
|
В анализируемом периоде (2020-2022гг) динамика показателя общей информированности жителей многоквартирных домов о реформировании системы ЖКХ положительная. Прирост составил + 4 п.п. Значение показателя 80% в 2020 г., 82% в 2021 г. и 84% в 2022 г. показывает высокий уровень осведомленности респондентов в сфере ЖКХ. Это можно объяснить расширением источников получения информации. Так наряду с традиционными источниками (телевидение, радио, газеты, журналы) появились дополнительные каналы коммуникации (интернет, социальные сети), которые особенно популярны у молодежи.
Уровень осведомленности женщин не значительно, но выше, чем у мужчин, на 1 процентный пункт (п.п.) в 2020 и 2021 гг. и на 2 п.п. в 2022г. При этом прирост показателя за три года выше у женщин (+ 5 п.п.), чем у мужчин (+4 п.п.). При этом рост осведомленности женщин объясняется ярко выраженным интересом женской аудитории к телерадиовещанию, но и к социальным сетям.
В 2020 и 2021гг. к более информированным группам относятся жители МКД в возрасте 45-59 лет (89% и 88%) соответственно, в 2022 г. старше 60 лет (89%), с высшим образованием (82%, 86% ,87%) со средним (80%) или хорошим (85%; 86%) материальным положением.
В меньшей степени интересуются новостями о ЖКХ жители в возрасте до 24 лет, со средним образованием 75%, 65% и 72% в 2020, 2021 и 2022 гг. соответственно, независимо от материального положения [5].
В рамках реформирования жилищно-коммунального комплекса важно знать степень удовлетворенности населения предоставляемыми услугами в системе ЖКХ за последние годы, а также готовность потребителей к повышению тарифов ЖКХ (Таблица 2, 3).
Таблица 2 - Удовлетворенность населения качеством услуг ЖКХ, в % от опрошенных, проживающих в МКД
Предоставляемые
Услуга ЖКХ |
Оценка
качества |
2020г.
|
2021г.
|
2022г.
|
Водоотведение |
удовлетворен
|
84
|
85
|
86
|
неудовлетворен
|
12
|
12
|
11
| |
затрудняюсь ответить
|
4
|
3
|
3
| |
Теплоснабжение |
удовлетворен
|
79
|
80
|
80
|
неудовлетворен
|
20
|
17
|
18
| |
затрудняюсь ответить
|
1
|
3
|
2
| |
Водоснабжение |
удовлетворен
|
79
|
80
|
81
|
неудовлетворен
|
20
|
19
|
18
| |
затрудняюсь ответить
|
1
|
1
|
1
|
На протяжении всего периода степень удовлетворенности жителей МКД предоставляемыми услугами ЖКХ достаточно высокая.
Большая часть опрошенных (84%, 85% и 86%) соответственно довольны качеством водоотведения.
Соответствует запросам и ожиданиям потребителей качество теплоснабжения. Из года в год значения показателя держатся на высоком уровне (79%, 80%, 80% соответственно).
Качеством водоснабжения довольны 79%, 80% и 81% опрошенных жильцов МКД.
При этом ежегодно от 17 до 20% опрошенных жителей многоквартирных домов не удовлетворены тепло- и водоснабжением. Около 12% в разной степени недовольны водоотведением.
Стоит отметить, что на удовлетворенность услугами ЖКХ оказывают влияние показатели: износ и текущее состояние жилья; место его нахождения, год постройки и ввода в эксплуатацию и другие факторы [5; 15, с. 686-688].
Таблица 3 - Готовность жителей многоквартирных домов к дополнительной оплате услуг при повышении качества их предоставления, в % от опрошенных, проживающих в МКД
Предоставляемые
Услуга ЖКХ |
Оценка
качества |
2020г.
|
2021г.
|
2022г.
|
Капитальный ремонт дома с применением
энергоэффективных технологий, способствующих снижению платы за ресурсы
|
Да
|
50
|
54
|
56
|
Нет
|
45
|
40
|
40
| |
затрудняюсь ответить
|
5
|
6
|
4
| |
Капитальный ремонт дома |
Да
|
25
|
28
|
20
|
нет
|
60
|
58
|
60
| |
затрудняюсь ответить
|
15
|
18
|
20
| |
Содержание и текущий ремонт дома
|
Да
|
32
|
30
|
29
|
нет
|
68
|
70
|
71
| |
затрудняюсь ответить
|
-
|
-
|
-
| |
Коммунальные
услуги (вода, тепло, газ) |
Да
|
14
|
16
|
26
|
нет
|
80
|
79
|
71
| |
затрудняюсь ответить
|
6
|
5
|
3
|
Отмечается готовность потребителей жилищно-коммунальных услуг платить больше при условии повышения их качества.
За капитальный ремонт дома с применением энергоэффективных технологий, способствующих снижению платы за ресурсы, более 50% жителей МКД готовы к дополнительной оплате.
О готовности платить больше в отношении капремонта дома, содержания и текущего ремонта, а также коммунальных услуг заявили меньше опрошенных. Доли готовых платить больше за другие услуги – ниже, но все равно довольно существенные.
Большинство опрошенных, допускающих для себя повышение оплаты услуг при росте их качества, отметили, что размер такого повышения должен составлять не более 10% от текущей стоимости услуг.
О неготовности к дополнительной оплате говорили опрошенные, с недостаточным уровнем информированности о реформе ЖКХ
Это можно объяснить несколькими причинами. В частности, предоставлением населению прессой, телевидением, радио не проверенной информации о поставщиках услуг, что усложняет взаимодействие с потребителями, из-за негативного отношения к ним [8; 13, с. 2976-2977].
На наш взгляд, главной причиной низкого уровня грамотности потребителей жилищно-коммунальных услуг, являются стремительные перемены в законодательной базе. В течение ряда лет приняты многочисленные нормативно-правовые акты разных уровней (федеральный, региональный и муниципальный). В этой ситуации, сами сотрудники сферы ЖКХ недостаточно хорошо знают жилищное законодательство, не говоря про огромное количество потребителей жилищно-коммунальных услуг
Следует отметить, чтобы защитить свои права, потребителю необходимо знать и законодательную базу, и профильные надзорные органы, основные функции которых - защита прав граждан.
В настоящее время, Жилищный кодекс РФ определяет права граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства и устанавливает правила управления недвижимостью. В законе «О защите прав потребителей» определен порядок оказания жилищно-коммунальных услуг. Эти нормативные акты регулируют права граждан, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Основой для защиты прав граждан в жилищно-коммунальном хозяйстве является договор, заключенный между исполнителем и потребителем коммунальных услуг.
Для защиты своих интересов, в соответствии с договором, следует обращаться в государственные надзорные органы, а именно в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ).
Основная функция ГЖИ - контроль деятельности коммунальных организаций и надзор за соблюдением управляющими компаниями (УК) жилищного законодательства. При необходимости, если не выполняются обязательства по договору, ГЖИ применяет меры административного воздействия в отношении УК.
При нарушении права потребителей жилищно-коммунальных услуг возможны разные способы решения проблемы. Например, заключение соглашения между сторонами или предсудебная помощь.
Если требования все еще не удовлетворены, вам следует написать жалобу в инспекцию или обратиться в суд с исковым заявлением.
В судебные органы следует предоставить: копии платежных документов, об оплате коммунальных услуг, подтверждения об обращении в обслуживающую компанию, чтобы доказать некачественное предоставление услуг компанией и составить исковое заявление.
Иск по делу рассматривается местным мировым судом, в случае, ущерба на сумму не более 50 тыс. руб. Надо признать, что граждане почти не располагают сведениями и не знают, как действовать в случае не соблюдения их прав.
Надо уточнить, что обслуживающая организация тоже имеет право регулировать возникающие разногласия через суд, в соответствии с жилищным законодательством.
Непонимание общей структуры оплаты за жилищно-коммунальные услуги, платежей за содержание помещения и текущий ремонт обусловлены низкой финансовой грамотностью населения. Граждане не ориентируются, какую часть денежных средств получает товарищество собственников жилья или управляющая компания, в зависимости от способа управления многоквартирным домом и на какие работы эти средства могут быть использованы.
Данная ситуация способствует росту количества обращений и жалоб в прокуратуру. Жалобы требуют рассмотрения и принятия решения. Даже если они не обоснованные.
Таким образом, низкая образованность потребителей жилищно-коммунальных услуг влечет снижение их расчетной исполнительности, безответственное пользование общим имуществом многоквартирного жилого дома и приводит к дестабилизации работы обслуживающей компании [2, с. 86-88].
Реализация национального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации», государственной программы «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» и ее подпрограммы «Финансовое просвещение населения Краснодарского края» активизируют деятельность по финансовому образованию в стране [17, с. 102-111].
Студенты высших учебных заведений – это или будущие потребители жилищно-коммунальных услуг или уже ими являются.
Студенты Сочинского государственного университета (СГУ), обучающиеся по направлению подготовки бакалавриата «Сервис», профиль «Сервис инженерных систем гостинично-туристских комплексов и спортивных сооружений» - это еще и будущие поставщики услуг в сфере ЖКХ .
В настоящее время, в соответствии со стратегией повышения финансовой грамотности в РФ и планом ее реализации в образовательных учреждениях, в том числе в Сочинском государственном университете, в учебные планы вводятся модули финансовой грамотности [7, с. 709-710]. Для населения проводятся обучающие семинары, разрабатываются дополнительные профессиональные программы для различных целевых групп. Создаются доступные информационные ресурсы.
Изучаемые студентами дисциплины «Финансовая грамотность», «Сервис недвижимости и основы функционирования ЖКХ» и др., способствуют формированию у них соответствующих компетенций, которые позволят выпускникам ВУЗа принимать экономически целесообразные бизнес-решения в сфере профессиональной деятельности и повышать экономическую результативность функционирования организаций.
Мы предполагаем, что процесс формирования ключевых компетенций у обучающихся важно реализовывать на основе их стимулирования к освоению программ в области финансовой образованности.
Стимулами могут быть: ориентация на практику, связанную с профессиональной деятельностью в будущем; повышение интереса к освоению учебного материала при разработке стартап-проектов, создание различных тематических клубов, в том числе клуба финансовой грамотности и др. Однозначно, предложенные мероприятия будут способствовать развитию умений принимать финансового грамотные решения [16, с. 108].
Заключение
Подводя итог проведенному аналитическому исследованию, можно отметить, что недостаточная правовая и административно-хозяйственная грамотность населения приводит к низкой инициативности собственников помещений в решении вопросов управления своим недвижимым имуществом. Это зачастую приводит к злоупотреблениям со стороны представителей управляющих компаний и неэффективному управлению недвижимостью объединениями и/или представителями собственников. Что повышает риски стабильного функционирования отдельных коммунальных организаций, но и влияет на социально-экономическое развитие страны в целом. Поэтому жилищное просвещение в РФ приобрело государственное значение и является актуальной задачей для всех участников рынка в сфере ЖКХ.
Таким образом, информационно-просветительский подход к повышению уровня информированности и финансовой грамотности населения в вопросах ЖКХ создает условия не только для формирования его жилищной культуры, но и влечет повышение финансовой грамотности граждан.
Источники:
2. Аликперова Н.В. Формирование финансово грамотного поведения населения: риски и условия безопасности // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2020. – № 3. – c. 86-91. – doi: 10.26794/2226-7867-2020-10-3-86-91.
3. Аналитический обзор «Реформа ЖКЗ, что мы о ней знаем?». Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/reforma-zhkkh-chto-my-o-nej-znaem (дата обращения: 20.11.2022).
4. Жилье и жизнь - Малоэтажка. Информационный проект о жилищном вопросе, малоэтажном и многоэтажном строительстве. [Электронный ресурс]. URL: https://alldoma.ru/press-relizy/podderzhim-zhilischnoe-prosveschenie.html (дата обращения: 22.11.2022).
5. «ЖКХ контроль» - Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Gkhkontrol.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://gkhkontrol.ru/o-gkh-kontrol (дата обращения: 22.11.2022).
6. Информационно-правовой портал «Гарант.ру». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 20.11.2022).
7. Кашпаров Д.В., Толстель М.С. Инновационные подходы к управлению региональным представительством повышения финансовой грамотности студентов // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 699-710. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100912.
8. Нифонтов Д.Ю. О жилищном просвещении и жилищной безграмотности. Acato.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://acato.ru/articles/20150320/o-zilisnom-prosvesenii-i-zilisnoj-bezgramotnosti (дата обращения: 25.11.2022).
9. Официальный сайт администрации междуреченского городского округа. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mrech.ru/upload/file/upload/Konception_FCP.pdf (дата обращения: 28.11.2022).
10. Приказ Южного ГУ Банка России от 31.12.2020 № ОДТ3-1444 «Об утверждении персонального состава и Положения о Межведомственном координационном совете по реализации в Краснодарском крае Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы». Моифинансы.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/regions/krasnodarskii-krai (дата обращения: 25.11.2022).
11. Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации». Минфин России. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/om/fingram (дата обращения: 20.11.2022).
12. Razumovsky D.Yu. Methodical approaches to assessment of financial literacy of the population in connection with typical financial behavior // Journal of Applied Research. – 2021. – № 6-3. – p. 194-201. – doi: 10.47576/2712-7516_2021_6_3_194.
13. Разумовская Е.А., Овсянникова Е.Ю. Влияние региональных различий в доходах на финансовую грамотность населения в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 11. – c. 2971-2984. – doi: 10.18334/epp.12.11.116573.
14. Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 3268-р Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г. Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405560559 (дата обращения: 22.11.2022).
15. Томина Н.М., Цибульская Г.З. Корреляция финансовой грамотности и состояния финансов домашних хозяйств // Креативная экономика. – 2022. – № 2. – c. 679-696. – doi: 10.18334/ce.16.2.114245.
16. Удотова О.А. Проблема повышения финансовой грамотности потребителей в сфере ЖКХ // Финансовое просвещение: ХII Международная научно-методическая конференция по финансовому просвещению в России «Финансовое образование как драйвер развития индустрии гостеприимства». Сборник материалов. Москва, 2022. – c. 106-114.
17. Александрова О.А., Аликперова Н.В., Виноградова К.В., Крошилин С.В. и др. Финансовая грамотность и финансовое просвещение населения: атлас российских практик. / Монография. - М.: ФНИСЦ РАН, 2021. – 177 c.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:38:50