Стратегия развития внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий автомобилестроения
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-2 (133), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Трифонова Е.Ю. Стратегия развития внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий автомобилестроения // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 4. – С. 102-106.
Аннотация:
В современных условиях важнейшей стратегической задачей отечественного автомобилестроения является повышение конкурентоспособности на мировом рынке. Реализовать поставленную цель можно посредством рациональных структурных преобразований в отрасли. В статье сформулированы содержательные аспекты стратегии развития внешнеэкономической деятельности отечественных автомобилестроительных компаний.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, иностранные инвестиции, финансовый кризис, стратегия развития, отечественное автомобилестроение
Уровень развития автомобилестроения как высокотехнологичной отрасли, обладающей значительной величиной добавленной стоимости в выпускаемой продукции, во многом определяет уровень развития промышленности страны.
В 2007 году доля продукции автомобилестроения, производимой в Российской Федерации, в общем объеме продукции машиностроения составила 23%, а в ВВП страны – около 2% [1, 2]. В этой связи решение многочисленных проблем отрасли выступают стратегическими задачами. Важнейшей является эффективная интеграция в мировое автомобилестроение, что должно стать результатом успешной реализации верно выбранной стратегии развития внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий.
Импорт и экспорт
Мировой автомобильный рынок испытал на себе сильнейшее негативное влияние глобального финансового кризиса, разразившегося в 2008 году. Некоторые ведущие мировые производители автомобильной техники оказались на грани банкротства. В сложившихся экономических условиях проблема обеспечения конкурентоспособности отечественной автомобилестроительной продукции, в том числе на зарубежных рынках, которая и до наступления кризиса продолжала многие годы оставаться весьма низкой по сравнению с мировыми стандартами, приобретает еще большую актуальность.
Россия выступает на мировом автомобильном рынке главным образом как импортер, а не как экспортер автомобилей. Это обусловлено рядом причин, важнейшей из которых является несоответствие отечественной автомобильной техники мировому уровню по ряду экологических, технико-экономических и других параметров. Это, а также насыщенность данного рынка, чрезвычайно высокий уровень конкуренции между его участниками и процессы глобализации, привели к вытеснению российских производителей из многих его секторов. В первую очередь, это касается сектора легковых автомобилей.
В табл. 1 и табл. 2 представлены данные по экспорту из Российской Федерации и импорту в страну важнейших видов продукции автомобилестроения.
Таблица 1
Динамика экспорта из Российской Федерации важнейших видов продукции автомобилестроения [3]
|
1995
|
2000
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Автомобили
легковые – всего, тыс. шт., в том числе:
|
210
|
116
|
120
|
119
|
131
|
131
|
126
|
131
|
в
страны дальнего зарубежья
|
193
|
67,8
|
75,7
|
67,4
|
64,1
|
36,4
|
27,0
|
14,1
|
в
страны СНГ
|
17,4
|
50,1
|
44,5
|
51,1
|
67,4
|
95,0
|
99,4
|
117
|
Автомобили
грузовые – всего, тыс. шт., в том числе:
|
22,9
|
12,9 |
35,9 |
37,2 |
41,4 |
49,2 |
51,6 |
55,0 |
в
страны дальнего зарубежья
|
11,2 |
5,4
|
10,1
|
3,9
|
8,1
|
9,2
|
4,5
|
5,0
|
в
страны СНГ
|
11,7
|
7,5
|
25,8
|
33,3
|
33,3
|
40,0
|
47,1
|
50,0
|
Таблица 2
Динамика импорта в Российскую Федерацию важнейших видов продукции автомобилестроения [3]
|
1995
|
2000
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Автомобили
легковые – всего, тыс. шт., в том числе:
|
82,5
|
71,7
|
138
|
214
|
525
|
774
|
1052
|
1600
|
из
стран дальнего зарубежья
|
41,6
|
57,5
|
127
|
195
|
489
|
719
|
951
|
1442
|
из
стран СНГ
|
40,9
|
14,2
|
11,2
|
19,6
|
36,2
|
55,3
|
101
|
158
|
Автомобили
грузовые – всего, тыс. шт., в том числе:
|
10,1
|
19,2
|
35,5
|
49,5
|
38,7
|
50,1
|
63,4
|
137
|
из
стран дальнего зарубежья
|
4,3
|
7,7
|
25,2
|
39,6
|
29,5
|
40,5
|
53,1
|
125
|
из
стран СНГ
|
5,8
|
11,5
|
10,3
|
9,9
|
9,2
|
9,6
|
10,3
|
11,6
|
Стратегическое взаимодействие с зарубежными партнерами
Учитывая текущие кризисные явления, можно поставить под вопрос не только более или менее реальный объем потенциального экспорта, но и реальный объем производства отечественных автомобилей для внутреннего рынка.
В современных условиях российские производители не выдерживают конкуренции даже на собственном национальном рынке (в первую очередь, это касается сектора легковых автомобилей). Кроме того, стремительно расширяется присутствие иностранных компаний в развивающихся странах (в том числе тех, в которые экспортируется российская автомобильная продукция). Поэтому говорить на данном этапе о наращивании экспортных возможностей первых вряд ли представляется возможным.
В сложившейся ситуации необходимо делать акцент не на экспорте отечественных автомобилей, во всяком случае, в краткосрочной перспективе, а на поиске других путей интеграции в мировое автомобилестроение.
Практика показала, что преодоление трудностей развития российского автомобилестроения только силами отечественных предприятий и государства вряд ли возможно. В этой связи приход иностранных инвесторов в отрасль является весьма своевременным.
Многие формы стратегического взаимодействия отечественных автомобилестроительных предприятий с зарубежными корпорациями уже имеют место на практике. Это слияния и поглощения, создание совместных компаний, производство автомобилей по лицензии с использованием производственной площадки российского предприятия и др.
Активное взаимодействие с ведущими иностранными концернами, по мнению автора, является необходимым условием вывода отечественных предприятий из сложившейся неблагоприятной ситуации, в которой они находятся. В этой связи стратегия развития внешнеэкономической деятельности отечественных автомобилестроительных предприятий должна быть построена, главным образом, на стратегическом взаимодействии с зарубежными партнерами.
Одновременно с этим необходимо стремиться к сохранению экспортных возможностей в отношении тех стран, где продукция российского автопрома все еще пользуется популярностью. В основном отечественные автомобили сохраняют пока достаточную конкурентоспособность только на рынках стран СНГ и ряда развивающихся стран мира, в которых многие потребители предпочитают недорогие и простые в обслуживании машины.
Антикризисные меры
Подчеркнем, что все, о чем шла речь выше, имеет отношение, в первую очередь, к стратегической перспективе развития отечественных автомобилестроительных предприятий. В кризисном же периоде необходима ориентация, прежде всего, на использование внутренних резервов, среди которых можно выделить:
– оптимизацию производственных процессов и снижение издержек производства;
– меры управленческого и административного характера;
– снижение непроизводственных издержек;
– поиск путей понижения цен на выпускаемую продукцию;
– оптимизацию складских запасов;
– приостановку набора новых сотрудников и др.
Кроме того, в преодолении кризисных явлений особое значение приобретает государственная поддержка предприятий отрасли.
Совершенно очевидно, что современные технологии и ноу-хау просто так не достаются. Поэтому рассчитывать на то, что ведущие участники мирового автомобильного рынка, быстро расширяющие свое присутствие в России, все сделают за отечественные предприятия, не приходится. Нужно активное стремление со стороны отечественных производителей, четкая позиция властей, законодательные и экономические условия, при которых приход зарубежных компаний будет с необходимостью означать привнесение технологий и развитие национального автомобилестроения в полном смысле этого слова.
Шансы на благоприятное развитие событий есть. Достаточно внимательно присмотреться к опыту Южной Кореи и Китая, которые еще 15 лет назад никем не воспринимались как автомобильные державы. История развития автомобилестроения этих стран может многому научить [4].
Итак, успешная интеграция отечественного автомобилестроения в мировую автомобильную промышленность должна осуществляться, главным образом, путем развития активного сотрудничества между отечественными и ведущими зарубежными предприятиями отрасли. В случае неблагоприятного сценария стране суждено остаться всего лишь сборочной площадкой для международных автомобильных концернов.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:15:11