Новые стандарты социальной политики предприятий

Аракелов Г.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (145), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье обосновывается необходимость развития социальной политики предприятий, ориентированной на потребности общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в условиях финансового кризиса, когда возникает потребность в дополнительных мерах социальной защиты работников в связи с ухудшающимися условиями производственной конъюнктуры. Опыт, наработанный в этой области в западных странах, может составить основу для разработки социальных стандартов, необходимых для поддержания социально ответственной политики предприятий.

Ключевые слова: управление персоналом, кадровая политика, социальная инфраструктура, социальная политика предприятия, социальная защита работников, социальноответственный бизнес



В условиях современного финансового кризиса все более часто проявляются конфликты наемных работников и владельцев предприятий по поводу обеспечения гарантированных прав в сфере трудовых отношений. В большинстве случаев конфликтов удалось бы избежать, если бы российские предприятия имели социальные программы, направленные на социальную защиту своих работников.

В последние годы в развитых странах широкое развитие получили социальные программы на уровне предприятий, которые стали высокоэффективным вариантом социальной защиты работников и членов их семей. Впервые идея разделения социальной ответственности с частным бизнесом возникла в США в 1972 г., когда президент Р. Никсон призвал американский бизнес в большей мере способствовать решению общенациональных социальных и экономических проблем.

Прошедшие с тех пор десятилетия показали, что социальная деятельность предприятий может обуславливаться их экономической заинтересованностью. Так, социальные программы рассматриваются многими западными предпринимателями как элемент трудовой мотивации, способствующий более эффективному использованию трудовых ресурсов. Развитие социальной инфраструктуры компаниями может осуществляться и в целях поддержания необходимого уровня обеспеченности трудовыми ресурсами, снижения их текучести, повышения качества рабочей силы.

Концепция социального государства

Участие частного бизнеса в развитии социального обеспечения путем внедрения различных программ на своих предприятиях — обычное явление для большинства стран с рыночной экономикой, в которых фонды социального направления формируются на добровольной основе. Как правило, положения о социальных льготах и программах включены в коллективные договоры. В США численность наемных работников, охваченных социальными программами по месту работы, возросла с 34,2 млн человек в 1960 г. до 140,3 млн человек в 1995 г. [1].

В последние годы в этот процесс включилась и Россия. Так, в Концепции социального государства Российской Федерации четко определены пределы социальной ответственности бизнеса в рамках следующих направлений:

– создание условий для воспроизводства рабочей силы;

– финансирование объектов социальной сферы;

– своевременная выплата достойной заработной платы и обязательных платежей на социальные нужды;

– обеспечение охраны и безопасных условий труда;

– поддержание уровня занятости;

– подготовка кадров и повышение их квалификации;

– обеспечение нормальных условий труда и быта работников;

– благотворительная деятельность [2].

Социальная ответственность бизнеса

На XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, состоявшемся в 2003 году, была принята Социальная хартия российского бизнеса, в которой определены понятия социальной миссии и выработаны основные принципы социально ответственного бизнеса. Социальная миссия бизнеса заключается в достижении устойчивого развития самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса, способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека. К основным принципам социально ответственного бизнеса относятся:

– экономическая и финансовая устойчивость;

– качество продукции;

– учет интересов потребителей и работников;

– защита прав человека;

– экологическая безопасность;

– участие в развитии территорий деятельности бизнеса [3].

Социальная ответственность бизнеса выражается в том, что предприятие берет на себя социальную ответственность перед работниками, местным сообществом, государством, обществом. Осуществляется такая политика в соответствии с социальными нормами, содержащимися в законодательстве, а также в соответствии с принятыми на предприятии социальными нормами.

Таким образом, можно сформулировать следующее представление о социальной ответственности предприятия: выполнение предприятием законодательно установленных и добровольно принятых социальных обязательств по отношению к персоналу, развитие социально-трудовой сферы предприятия и социальной инфраструктуры местного сообщества.

Решение социальных проблем

Вместе с тем до сих пор в России социальная ответственность предприятий так и не получила широкого развития. Приходится констатировать, что формирование и развитие социальной политики российского бизнеса по сравнению с развитыми странами у нас происходит медленно и в незначительном объеме. Поэтому необходим постоянный диалог между государством и бизнесом по актуальным проблемам социального развития, результатом которого должно стать повышение заинтересованности бизнеса в решении социальных проблем общества. Актуальность этой проблемы многократно возрастает сегодня в условиях острого финансово-экономического кризиса, что требует от государства развития дополнительной системы стимулов для российских предприятий по активизации их деятельности в социальной сфере.

Как показывает российская практика, некоторые предприятия осуществляют социальные программы, способствующие развитию местного сообщества. Наиболее часто встречаются следующие типы таких программ и проектов, которые реализуют предприятия на территории своей деятельности:

– развитие социальной инфраструктуры (дворцы спорта, культуры, медицинские центры, храмы);

– помощь в содержании объектов социальной инфраструктуры (ЖКХ, культурно-исторические объекты, больницы, школы и др.);

– программы по спонсированию местных образовательных, культурных, спортивных мероприятий.

Государство и бизнес

Что касается взаимоотношений государственной власти и бизнеса по социальным вопросам, то здесь стоит выделить три основных модели, которые выстраиваются между предприятиями и представителями органов власти.

Первая модель предусматривает административное принуждение, то есть установление требований к предприятиям определенных вложений в реализацию ее социальных программ и проектов. Отказ предприятия от удовлетворения таких требований может привести к применению санкций в отношении его доступа к государственным ресурсам. Именно такую модель в последние месяцы все чаще демонстрирует государство по отношению к отдельным представителям бизнеса, пытающимся в условиях экономического кризиса уклоняться от социальных обязательств.

Вторая модель предполагает переговоры вокруг условий поддержки предприятием социальных программ власти. Предметом переговоров выступают масштабы и направления расходов предприятия и способы их компенсации органами власти.

Третья модель предполагает невмешательство власти. При данной модели местные органы не занимают активной позиции по отношению к внутренней и внешней социальной политике, которую проводит предприятие.

Следует отметить, что, несмотря на различные формы участия органов власти в привлечении предприятий к социальной ответственности, данная политика в России не имеет пока еще законодательного закрепления, в связи с чем реализуется преимущественно на принципах добровольности.

Вместе с тем, для того чтобы социальная ответственность бизнеса стала нормой для выстраивания отношений и в других сферах нашей жизни, необходимо законодательно определить стандарты ответственности предприятий за социальное развитие. Распределение социальной нагрузки на частный бизнес будет способствовать значительному снижению давления социальных проблем на государственный бюджет.


Страница обновлена: 06.10.2024 в 23:27:28