Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания как механизм регулирования кадровой политики в образовательной организации

Безвиконная Е.В., Гыдова Е.А.

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 9 (Сентябрь 2024)

Цитировать:
Безвиконная Е.В., Гыдова Е.А. Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания как механизм регулирования кадровой политики в образовательной организации // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 9. – doi: 10.18334/et.11.9.121656.



Введение

С 2016 года соблюдение профессиональных стандартов является обязательным для всех работодателей. Их разработка и внедрение становятся следствием изменения требований к уровню образования, опыту работы и трудовым функциям работников. Процессы цифровизации и модернизации сферы образования требуют совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников, к категории которых отнесен и специалист в области воспитания. Первый вариант профессионального стандарта был принят в 2017 году [8], но в условиях реализации Стратегии развития воспитания до 2025 года [6] потребовалось конкретизировать трудовые функции штатных педагогических работников по организации воспитательной работы в отношении обучающихся. Разработчиком стандарта выступил ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». В соответствии со статьей 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации [1] применение профессиональных стандартов является обязательным. Поэтому стандарт 2017 года специалиста в области воспитания стал внедряться в образовательных организациях путем вменения дополнительных трудовых функций штатным педагогическим работникам (заместителю директора по воспитанию, социальному педагогу, психологу, классному руководителю). В отличие от действующего стандарта 2023 года [7], предшествующий, не содержал узкоспециализированных трудовых функций, требующих обязательного введения в штатное расписание новой штатной единицы – советника в области воспитания. В правоприменительной практике реализация данных трудовых действий создавала для руководителя образовательной организации дополнительные трудности в связи с необходимостью разделения трудовых функций между несколькими работниками.

Принятие Указа Президента Российской Федерации № 474, определившего национальные цели развития России до 2030 года [3] [4], трансформировало приоритеты государственной политики со сферы образования на воспитание. Ключевым субъектом реализации приоритетов государства в области воспитания становится образовательная организация [2]. Подтверждает данный вывод – изменение разработчика стандарта – ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования». Если раньше воспитание было приоритетом семейной политики государства, теперь образовательной политики. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2023 года № 53-н был утвержден новый профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», который 3 марта 2023 года после регистрации в Министерстве юстиции России был включен в реестр профессиональных стандартов. Срок действия стандарта – 5 лет (с 1 сентября 2023 года до 1 сентября 2029 года).

Профессиональный стандарт является юридическим документом, содержащим перечень обязанностей работника с учетом уровня его квалификации и занимаемой должности. Также стандарт определяет компетентностные характеристики должности – знания, умения и навыки. Структура профессиональных стандартов единообразна и регламентируется приказом Минтруда России от 12.04.2013 года № 147н [9]. На основе системного подхода сформирована структура стандартов, включающих цель вида профессиональной деятельности, соответствующие ей обобщенные и основные трудовые функции, а также трудовые действия, объединяющие перечень знаний и умений. Поскольку на отдельные категории работников образовательной организации продолжают распространяться квалификационные справочники [12], важно разграничить их содержание. В отличие от справочников профессиональный стандарт четко разграничивает уровни квалификации работников, соответствующие их полномочиям и степени ответственности. Предусмотрены девять уровней квалификации [10], каждой из которых характерны свои полномочия, уровень ответственности, знания и умения. Для четкого определения характеристик каждого уровня квалификации составляется функциональная карта, в основе которой – трудовые функции, соответствующие профессиональной деятельности работника. При разработке карты используется функциональный подход, позволивший структурировать содержание стандарта: обобщенная трудовая функция – трудовая функция – трудовое действие – умения – знания. Результатом становится единообразие и логичность структуры всех профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» 2023 года направлен на развитие профессиональных компетенций новой штатной единицы образовательной организации – советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. При этом цель профессиональной деятельности не претерпела изменений по сравнению с предшествующим стандартом. В целеполагании осталась организация и осуществление процесса воспитания, направленного на духовно-нравственное, физическое и интеллектуальное развитие обучающихся в целях их успешной социализации. Данный стандарт становится важнейшим инструментом кадровой политики в сфере образования, решая несколько взаимосвязанных задач. Во-первых, интеграция сферы образования и потребностей рынка труда. Во-вторых, профессиональное развитие педагогических работников на протяжении всей жизни. В-третьих, учет потребностей рынка труда при разработке образовательных программ средне профессиональных организаций и организаций высшего образования. В-четвертых, единство требований к трудовым функциям советников директора по воспитанию, закрепленных в должностной инструкции. В-пятых, возможность оценивать профессиональные компетентности советника по результатам аттестации.

Цель профессиональной деятельности специалиста в области воспитания заключается в одновременном решении административно-управленческих и исполнительно-распорядительных функций в воспитательном процессе образовательной организации. Уровень квалификации, признанный допустимым для замещения данной должности – шестой. Соответственно, специалист в области воспитания должен иметь высшее образование по укрупненной группе направлений подготовки «Образование и педагогические науки» и дополнительное профессиональное образование в области профессиональной деятельности специалиста в области воспитания. При этом сохраняется иной вариант подтверждения уровня квалификации – высшее и дополнительной профессиональное образование в сфере профессиональной деятельности специалиста. Последний вариант пока представляется достаточно затруднительным для реализации, поскольку организации высшего образования только сейчас приступили к разработке учебных планов по соответствующему направлению подготовки. Необходимость наличия высшего педагогического образования представляется достаточно логичным, если учитывать, что в номенклатуре должностей [5] специалист в области воспитания отнесен к категории педагогических работников. Однако требования к опыту практической работы, установленные стандартом – не менее одного года работы с детьми (молодежью) при профильном высшем образовании или не менее двух лет подобной работы при наличии непрофильного высшего образования, допускает замещение должности советника специалистом, не имеющим педагогического образования, но являющегося педагогическим работником по номенклатуре должностей. Подобная ситуация обусловлена переходным периодом от старого стандарта к новому, а также стремлением наделить советника дополнительными трудовыми функциями по должности эксперта в Росдетцентре [12]. На практике данная альтернатива вызывает трудности в принятии руководителем образовательной организации решения о назначении советника. Установленные профессиональным стандартов особые условия допуска к работе подтверждает принадлежность специалиста в области воспитания к категории педагогического работника [11].

Стандарт устанавливает семь обобщенных трудовых функций, которые, за исключением некоторых уточняющих формулировок, аналогичны предшествующему стандарту: 1. Организация воспитательной деятельности во взаимодействии с общественными объединениями; 2. Социально-педагогическая поддержка обучающихся; 3. Организация деятельности детских общественных объединений; 4. Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса [1]; 5. Воспитательная работа с обучающимися; 6. Библиотечно-педагогическая деятельность; 7. Тьютерское сопровождение обучающихся. Данные обобщенные функции легли в основу функциональной карты вида профессиональной деятельности специалиста в области воспитания.

Следует обратить внимание на достаточно корректное уточнение трудовых функций, соответствующих уровню квалификации специалиста. Первая обобщенная функция разделяется на две вспомогательные – организация воспитательной деятельности и взаимодействие с общественными объединениями. Вторая функция по социально-педагогической поддержке обучающихся делится на три подфункции: планирование, организация и организационно-методическое обеспечение данного процесса. Третья обобщенная функция охватывает смежные трудовые действия с должностью эксперта Росдетцентра, поскольку охватывает вопросы деятельности общественных объединений: оказание педагогической поддержки, педагогическое сопровождение и развитие самоуправления обучающихся (социальное партнерство). Четвертая обобщенная функция включает организационно-педагогического сопровождения, организацию внеурочной деятельности и организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности. Данный набор функций также находится в смежной области функционала заместителя директора по воспитанию и требует скрупулёзного разграничения трудовых действий в должностной инструкции. Аналогичными смежными признаками отличается и пятая функция, связанная с воспитательной работой с группой обучающихся. Шестая обобщенная функция объединяет педагогическую и библиотечную профессиональную деятельность в образовательной организации, обобщая такие трудовые функции как: информационно-библиотечное сопровождение, проведение мероприятий по воспитанию информационной культуры и организационно-методическое обеспечение мероприятий. Седьмая обобщенная функция связана с тьютерским сопровождением (педагогическое сопровождение, организация образовательной среды, организационно-методическое обеспечение) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Далее профессиональный стандарт конкретизирует обобщенные трудовых функции и наименования должностей, определяет требования к уровню образования и опыту практической деятельности. В частности первая обобщенная функция предполагает ее вменение в обязанности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Вторая – социальному педагогу, третья – старшему вожатому, четвертая и пятая – педагогу-организатору, шестая – педагогу-библиотекарю, седьмая – тьютору. Несомненным преимуществом стандарта становится возможность руководителя образовательной организации как работодателя детализировать трудовые функции профессионального стандарта в должностной инструкции каждого работника.

Принятие профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» позволило пересмотреть перечень обобщенных трудовых функций и модернизировать отдельные трудовые функции. Некоторые обобщенные функции закреплены в другом порядке, раскрыты в иных трудовых функциях. Данные обстоятельства обусловлены модернизацией государственной политики в области образования. В частности, увеличился перечень смежных функций советника с другими штатными работниками образовательной организации. Стандарт конкретизировал перечень видов трудовых действий советника, зачастую снизив нагрузку работника, обладающего необходимым уровнем квалификации.

Отсутствие дифференциации по уровням квалификации (только шестой) обусловлено требованиями профессионального стандарта «Педагог», в котором закреплен шестой уровень (за исключением трудовой функции предметной подготовки (пятый). Также отсутствует конкретизация квалификации по уровням высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), что также определяется преемственностью профессионального стандарта «Педагог» и соединением в трудовых функциях административно-управленческой и педагогической сфер деятельности в области воспитания.

Внедрение профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» потребовало уточнения трудовых функций всех должностных лиц, наименование которых предусмотрено в рамках должностных инструкций, трудовых договоров. В отношении советников директора по воспитанию возник вопрос определения размеров ставок, с учетом рекомендаций Министерства просвещения России [12], заключения дополнительных соглашений к трудовому договору в случае вменения в обязанности дополнительных трудовых функций (например, классного руководства).

В части параллельного применения профессионального стандарта и единого квалификационного справочника [12] следует обратить внимание на необходимость соблюдения первого в части установленных квалификационных требований. Относительно стажа работы общий порядок требует его учета, но при прохождении аттестации, комиссия может не принимать во внимание минимальные требования к стажу работы. Данный вывод обусловлен отсутствием прямого указания нормативных актов на наличие специальных компенсаций и льгот для всех категорий педагогических работников. На практике это создаст прецеденты установления требований к стажу работы при прохождении, например, советником директора по воспитанию аттестационной процедуры.

Утверждение типовых должностных инструкций советника, трудовых договоров должно снизить риск нарушения прав работника. Однако практика разграничения трудовых функций специалистов в сфере воспитания может оказаться более разнообразной и потребует учета опыта отдельных образовательных организаций. Например, возможно отказаться от подробного закрепления функций в трудовом договоре и закрепить их в должностной инструкции советника директора по воспитанию.

Несмотря на наличие некоторых коллизий в содержании профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», порождающих противоречия в правоприменительной практике образовательных организаций, данный документ является фундаментом для планирования и реализации организационно-штатных и кадровых мероприятий руководителем.

Материалы и методы

В качестве ключевого методологического подхода выступает системный подход, в классической интерпретации Л.Ф. Берталанфи. Данный подход позволил выделить ключевые компоненты профессионального стандарта «Специалист по воспитанию»: обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия, знания и умения; определить их структурную взаимосвязь и выявить коллизии в тексте документа и правоприменительной практике.

Частнонаучными методами, используемыми при написании статьи выступают: формально-юридический и структурно-функциональный методы. Формально-юридический (правовой) метод позволил оценить соотношение трудовых функций и трудовых действий с уровнем квалификации работников. Структурно-функциональный метод дал возможность раскрыть содержание трудовых функций и необходимых умений и навыков специалистов в области воспитания.

Результаты и обсуждения

Исследовательские практики оценки содержания и применения профессиональных стандартов активно формируются на протяжении 2016 – 2024 годов в контексте юридических, экономических, педагогических и иных научных работ. С учетом целевой установки работы научные дискуссии ее предметной области можно разделить на несколько групп.

Во-первых, оценка потенциала профессиональных стандартов для планирования и реализации кадровой политики организации (предприятия). Так, статья В.С. Безуглой и Е.В. Рюмшиной [13] посвящена трансформации кадровой политики учреждений культуры и образования в условиях принятия профессиональных стандартов. Е.В. Зусман оценивает стандарты государственного частного партнерства с позиции их содержания и реализации [17]. Статья Н.Д. Бредневой и др. раскрывает содержание понятия «кадровые ресурсы» через контекст применения профессиональных стандартов в аптечной сети [14].

Во-вторых, системный анализ профессиональных стандартов определенной отрасли экономики. В данных исследованиях содержание стандартов раскрывается через соотношение цели профессиональной деятельности, обобщенных трудовых функций, частных функций и трудовых действий. Например, А.В. Медведев провел анализ стандарта «Бухгалтер» на предмет его согласованности с образовательным стандартом [19]. А.И. Полищук и В.А. Демченко проводят оценку содержания профессионального стандарта специалиста геотехнического строительства [21]. Статья Т.Я. Кузнецова посвящена профессиональной стандартизации библиотечно-информационной деятельности [18].

В-третьих, профессиональные стандарты рассматриваются в сравнительном контексте, с учетом их преемственности в исторической перспективе (Е.П. Олейник) [20] или использования нескольких стандартов в пределах одного учреждения (предприятия) (Т.Ф. Вышеславова, С.А. Лукинова, В.В. Забавка и т.д.) [15] [16].

В условиях принятия нового профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» актуализируется задача его изучения, как с точки зрения содержания, так и отличий от предшествующего стандарта. К сожалению, пока не сформировались дискуссионные площадки и исследовательские практики изучения данного стандарта. Данная статья является одной из первых попыток его анализа и должна стать основой для последующих научных исследований.

Заключение

Потенциал профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» заключается в решении следующих задач: осуществление подбора и расстановки кадров в образовательных организациях; разграничения трудовых функций педагогических работников в области воспитания; закрепление трудовых обязанностей специалиста в области воспитания в должностной инструкции (трудовом договоре); организация дополнительного профессионального образования специалиста в области воспитания, процедуры аттестации и учета рабочего времени. Принятие профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» обусловило трансформацию кадровой политики образовательной организации в части подбора кадров, аттестации, оплаты труда и профессионального развития работников. Модернизация сферы образования требует совершенствования профессиональных компетенций советников по воспитанию, необходимых для выполнения трудовых функций. Внедрение профессионального стандарта становится основным условием достижения целей Стратегии развития воспитания до 2025 года, в аспекте кадрового потенциала и процессов цифровизации.

[1] Именно данная обобщенная трудовая функция объединяет административно-управленческие компетенции советника и функции педагогического работника.


Страница обновлена: 29.08.2024 в 12:05:05