Особенности стимулирования сотрудников в условиях кризиса
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (139), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Бобкова Т.В. Особенности стимулирования сотрудников в условиях кризиса // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 7. – С. 90-96.
Аннотация:
Экономический кризис заставляет компании искать новые пути стимулирования сотрудников. В настоящее время наблюдается переход от традиционных систем стимулирования, нацеленных на выполнение заданных результатов, к системам, ориентированным на улучшение показателей. В статье рассматриваются современные подходы к стимулированию сотрудников, указаны преимущества и недостатки данных систем, приведен пример расчета премии.
Ключевые слова: управление персоналом, вознаграждение, мотивация, эффективность вознаграждения, методы стимулирования, соглашение с заданными результатами, соглашение об относительном улучшении
Экономический кризис, затронувший большинство стран мира, заставил менеджеров компаний пересмотреть свое отношение к системам стимулирования сотрудников. В условиях стабильно развивающейся среды большинство предприятий ориентировалось на традиционное бюджетирование. На этой основе с сотрудниками заключались соглашения на достижение запланированных результатов, являвшихся основным стимулирующим инструментом [1, 2].
В условиях же нестабильной внешней среды, характеризующейся сложными процессами, порой не поддающимися прогнозированию, требуется более гибкое отношение к выполнению плановых показателей. Для решения данной проблемы можно прибегнуть к нетрадиционным методам стимулирования. Наиболее оптимальным из них, на наш взгляд, является использование соглашений об относительных результатах, являющихся элементом адаптивного планирования.
Относительное соглашение
В традиционном подходе к стимулированию оценка и вознаграждение персонала привязаны к достижению определенного финансового результата, оговоренного заранее в ежегодных бюджетных соглашениях. Это приводит к манипуляциям со стороны менеджеров разных уровней и тормозит эффективность систем управления.
Система соглашений об относительном улучшении устраняет эти проблемы и дает свободу сотрудникам в принятии решений, но в свою очередь требует от них большей ответственности. В табл. 1 приведены основные отличия этих систем.
Относительное соглашение об улучшении – это соглашение между руководителем и подчиненным делать все для постоянного повышения эффективности относительно эталонных показателей эффективности аналогичных групп, конкурентов или в предыдущие годы. Эффективность оценивается ретроспективно в сравнении с выгодами, полученными в прошлом [2].
Таблица 1
Отличия относительных соглашений от соглашений с заданными результатами
Позиции, по которым осуществляется сравнение
|
Соглашение с заданными результатами деятельности
|
Соглашение об относительном улучшении
|
Целевые задания
|
Целевое задание (продажи/прибыль) зафиксировано на уровне
(сумма в ден. ед.).
|
Максимизируйте потенциальную прибыль посредством
постоянного улучшения по сравнению с согласованными сравнительными ключевыми
показателями, при этом оставаясь наравне с лучшими среди других аналогичных
групп (верхние строки сравнительного рейтинга).
|
Вознаграждение
|
Вознаграждение за выполнение целевого задания составляет x % от прибыли, начиная от
достижения 80 %, но ограничено сверху на уровне 120 % от целевого значения.
|
Вознаграждение оценивается экспертами на основе сравнения
с прошлыми результатами деятельности группы, обзор которых происходит в конце
каждого года.
|
Планы
|
К соглашению прилагается план действий.
|
План не предлагается. Допускается любые действия для
достижения целей в рамках принципов управления и стратегических ограничений.
|
Ресурсы
|
Ресурсы предоставляются согласно бюджетному соглашению.
|
Ресурсы предоставляются по мере необходимости, с условием,
что группа не выйдет за рамки согласованных ограничений в виде ключевых
показателей эффективности.
|
Координация
|
Действия должны быть скоординированы с другими держателями
бюджетов в соответствие с планом или определяются высшим руководством
предприятия.
|
Координация действий с другими подразделениями
осуществляется самостоятельно в соответствие с периодическими соглашениями и
требованиями клиентов.
|
Контроль
|
Ежемесячный мониторинг эффективности деятельности. Отклонения
рассматриваются руководителями, которые оставляют за собой право принятия
дальнейших мер по этим случаям. Прогнозы в форме пересмотренных бюджетов необходимы
поквартально.
|
Прогнозы предоставляются на основе наиболее вероятной
оценки перспектив развития компании рабочими группами. Эксперты осуществляют
мониторинг эффективности деятельности и вмешиваются лишь в случае, если
индикаторы/тренды выходят за рамки ограничителей.
|
Относительный успех
Рассмотрим основные подходы к использованию соглашений об относительном улучшении на промышленных предприятиях.
Первый подход основан на определении вознаграждения на основе относительного успеха операционных команд. В данном случае можно рекомендовать использовать формулу, представленную в табл. 2, которая обеспечивает системность сравнительных обзоров и подходящий состав экспертной группы. В формуле используются относительные ключевые показатели эффективности, каждому из которых присвоен весовой коэффициент в зависимости от степени сложности. Затем рассчитывается взвешенная оценка каждого показателя, и в результате получаются агрегированные весовые коэффициенты каждого из них.
Таблица 2
Формула оценки результатов для подразделения с применением относительного соглашения об улучшении (пример)
Ключевой показатель эффективности
|
Весовой коэффициент, %
|
Общая сумма оценки, %
|
Взвешенная сумма оценки
|
Рост продаж по сравнению с предыдущим годом
|
20
|
50
|
10
|
Рост продаж по сравнению с конкурентами
|
20
|
40
|
8
|
Прибыль по сравнению с прошлым годом
|
20
|
60
|
12
|
Прибыль по сравнению с конкурентами
|
20
|
50
|
10
|
Долг по сравнению с прошлым годом
|
10
|
80
|
8
|
Факторы качества по сравнению с прошлым годом
|
10
|
80
|
6
|
Общая оценка
|
|
|
54 %
|
Вместо показателей конкурентов, можно использовать среднеотраслевые значения, которые публикуют органы статистики.
Итоговая выплата премии сотрудникам вычисляется с использованием следующей формулы:
Итоговая выплата премии сотрудника = Заработная плата × Максимальный размер премии × Общая оценка результата подразделения
Максимальный уровень премии зависит от уровня работы сотрудника (см. табл. 3).
Таблица 3
Уровень премий сотрудников
Уровень сотрудника
|
Максимальный уровень премий
|
Высшее звено
|
от 40 до 60% заработной платы
|
Среднее звено
|
от 30 до 40% заработной платы
|
Низшее звено
|
от 15-30% заработной платы
|
Уровень выплат по подразделению должен быть единым. Если результаты какой-нибудь команды из подразделения низкие, сначала ей предоставляется шанс исправиться. При этом рекомендуется оказывать помощь «отстающим» более успешными командами. Если же и это не помогает, то встает вопрос о переводе сотрудников в другое место или увольнении.
Оценка эффективности
Второй подход основан на вознаграждении по оценке эффективности на различных уровнях. Премиальные выплаты осуществляются на основе собственной оценки менеджерами своей эффективности, эффективности подразделения, и эффективности компании в целом. Для высшего руководства используется сбалансированная система показателей для выбора ключевых показателей эффективности, используемых в формуле расчета премии.
Чтобы продемонстрировать изменение показателей эффективности, можно рекомендовать показывать в отчетности результаты последних восьми кварталов и прогнозы на следующие 4 квартала. Шапка типового отчета представлена в табл. 4.
Таблица 4
Внутренняя отчетность компании
Центр ответственности
| |||||
Показатели
|
Текущий месяц
|
Тот же месяц прошлого года
|
Накопленный итог за год
|
Скользящее среднее за 12 месяцев
|
Процентное изменение скользящего среднего за предыдущий
год
|
|
|
|
|
|
|
Трудность использования соглашений об относительном улучшении в системах стимулирования заключается в том, что оно связано с децентрализацией организации, включающей:
1) обеспечение организационной структуры, основанной на четких принципах и разграничениях,
2) создание атмосферы с высокой эффективностью, основанной на относительном успехе,
3) обеспечение сотрудникам свободы в принятии решений в соответствие с руководящими принципами и целями организации на месте,
4) закрепление за командами непосредственных исполнителей ответственности по принятию решений о создании стоимости,
5) осознание людьми своей ответственности за результаты перед клиентами,
6) поддержание соответствующих этическим нормам информационных систем с открытым доступом.
Однако в условиях кризиса, когда рынок требует оперативных решений и гибкости, многие компании стараются сохранить старый стиль управления, боясь, что организационные изменения могут внести хаос в работу. Можно рекомендовать пошаговое введение подобных систем стимулирования сотрудников. В нашей компании подобные соглашения были заключены с сотрудниками отдела продаж в ноябре 2007 года, и уже сейчас можно говорить об удавшемся эксперименте. Даже в кризисной ситуации удалось сохранить выручку на уровне 2008 года.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:08:44