Особенности налогообложения доходов дистанционных сотрудников

Маскин М.М.1
1 Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68015191

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности налогообложения доходов сотрудников, работающих дистанционно. Актуальность данного вопроса значительно выросла после пандемии COVID-19 и начала специальной военной операции на Украине в 2022 г., после начала которой некоторые граждане России переехали из России в другие страны и продолжили работать на российские компании из-за границы. В работе предложены новые подходы к налогообложению дистанционных сотрудников, направленные на стимулирование российских граждан вернуться в Россию. Статья будет полезна налоговым консультантам, бухгалтерам, представителям законодательной и испольной органов власти, а также работодателям, использующим дистанционный формат работы сотрудников

Ключевые слова: налогообложение, дистанционные сотрудники, НДФЛ, удаленные сотрудники

JEL-классификация: H87, E62, H20



Введение

Актуальность.

С началом пандемии COVID-19 в России в 2020 году многие компании начали переводить своих сотрудников на удаленный режим работы в целях обеспечения безопасности и соблюдения рекомендаций по социальному дистанцированию. Это касается как крупных корпораций, так и небольших предприятий. Правительство также рекомендовало организациям перевести своих сотрудников на удаленную работу. В дальнейшем, в зависимости от эпидемиологической ситуации, решения о переводе на удаленную работу могли меняться и приниматься как на уровне компаний, так и на уровне региональных или федеральных властей.

После завершения пандемии COVID-19 многие компании по всему миру столкнулись с вопросом о том, следует ли полностью возвращаться к офисному режиму работы или сохранить удаленный режим работы. Решение о возвращении сотрудников к офисному режиму работы после окончания пандемии COVID-19 зависит от множества факторов, включая экономические, организационные, технологические, а также предпочтения сотрудников.

В некоторых случаях компании принимали решение о возвращении сотрудников в офисный режим работы, особенно если это связано с требованиями бизнес-процессов, корпоративной культуры или командной работой, которые затруднительно осуществлять удаленно.

Однако многие компании также признали преимущества удаленной работы для работодателя в виде снижения расходов на аренду офиса, а для сотрудников в виде удобства и гибкости, сокращения транспортных и прочих расходов, связанных с поездками в офис. Поэтому некоторые компании сохранили частичный или полный удаленный режим работы даже после завершения пандемии, а также предоставили сотрудникам возможность выбора между удаленной и офисной работой в зависимости от их предпочтений и задач.

Сотрудники, работающие полностью в удаленном формате, иногда задумываются о переезде в другой город или страну по экономическим и иным причинам. Переезд в другой город России в целом не приводит к каким-либо налоговым или юридическим последствиям, в то время как переезд в другую страну на длительное время приводит к налоговым последствиям.

Цель исследования – представить предложения по совершенствованию законодательства в части налогообложения доходов физических лиц, работающих дистанционно.

Налоговая база и ставки налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в России определяются исходя из статуса налогового резидентства физического лица и источника его дохода. Если работник уезжает за рубеж и в результате проводит в РФ менее 183 дней в календарном году, он оказывается налоговым нерезидентом РФ. По общему правилу налоговые нерезиденты уплачивают НДФЛ по ставке 30% только с доходов от источников в России. До 2024 г. в соответствии с пп.6 п.1 ст.208 НК РФ для дистанционных работников источник дохода определялся местом фактического осуществления трудовых обязанностей. Таким образом, работодатель не должен был удерживать НДФЛ с доходов, которые он выплачивал работникам за период их работы за границей. Данная позиция подтверждена Минфином РФ [1,2,3], но, чтобы снять вопросы со стороны налоговых органов и снизить риски доначисления НДФЛ, работодатели, которые выполняют функцию налогового агента и несут ответственность за правильность исчисления НДФЛ, должны были подтвердить факт выполнения сотрудником трудовой функции за пределами РФ и для этого указывали в трудовых договорах с такими сотрудниками место фактического исполнения обязанностей - за пределами России (например, другую страну).

Сотрудники, работающие дистанционно в другой стране на российского работодателя более 183 дней в году, должны декларировать свои доходы, в стране своего пребывания и платить в этой стране подоходный налог. Но они далеко не все это делали и, таким образом, некоторые сотрудники, работавшие дистанционно, не платили подоходный налог ни в одной стране.

А при работе в безналоговой стране (например, Объединенные Арабские Эмираты [4], Бахрейн [5], Кувейт [6], в которых отсутствует подоходный налог физических лиц) более 183 дней, такой сотрудник в принципе нигде не должен был платить подоходный налог со своего дохода от работы на российскую компанию.

С февраля 2022 г. по июль 2023 г. по разным данным от 800 до 900 [7] тыс. россиян переехали из России в другие страны. По данным опросов доля ИТ специалистов среди уехавших россиян могла достигать до 45% [8]. Средняя заработная плата российских IT-специалистов втором полугодии 2023 г. составляла 141 тыс. руб. [9] в месяц. Таким образом, исходя из средней зарплаты выпадающие доходы консолидированного бюджета РФ в части НДФЛ от отъезда данных специалистов за 2022 и 2023 гг. от 145 до 164 млрд руб.

Минфин РФ обратил внимание на эту налоговую несправедливость еще в 2022 г. [10] и подготовил предложения по ее устранению путем признания дохода, полученного дистанционными работниками от российского работодателя в период их работы за границей, доходом от источника в РФ. Изначально Минфин РФ планировал облагать такие доходы по ставке 30%, но из-за риска потери бюджетных поступлений предложил установить ставку 13/15% [11].

31 июля 2023 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ [12], который внес указанные изменения в НК РФ и с 2024 г. доход дистанционных работников российских компаний признается полученным от источников в РФ независимо от места осуществления сотрудниками своих трудовых функций и облагается НДФЛ в России по ставке 13/15%.

Такой подход в целом идет вразрез с международными практиками в части налогообложения доходов физических лиц от работы по найму. В рамках общемировой практики облагать налогом доходы работника имеет право страна, в которой физическое лицо осуществляет трудовые обязанности, но не страна, в которой зарегистрирован работодатель данного физического лица. Возможный результат - двойное налогообложение.

Например, дистанционный работник работает на российского работодателя из страны, с которой у России заключено и действует соглашение об избежании двойного налогообложения (далее - СИДН). Работник стал налоговым резидентом этой страны. В соответствии с СИДН доход этого сотрудника подлежит обложению в этой стране.

Страна резидентства дистанционного сотрудника не должна осуществлять зачет российского налога против налоговых обязательств в этой стране, поскольку такой зачет противоречит положениям СИДН, предписывающим не облагать в РФ доход, если он получен за работу, которая осуществлялась вне РФ.

На начало 2023 г. между Россией и другими странами было заключено 84 таких соглашения [13]. В августе 2023 г. Президент РФ издал Указ о приостановлении отдельных положений (в том числе в отношении доходов от работы по найму) СИДН с 38 странами в связи с совершением недружественных действий в отношении РФ [14].

Вместе с тем даже в тех странах, с которыми СИДН в части дохода от работы по найму продолжают действовать, у дистанционных сотрудников, получающих доходы от российских компаний, возникает риск двойного налогообложения.

В январе 2024 г. Минфин РФ опубликовал письмо [15], в котором указал на возможность устранения двойного налогообложения доходов дистанционного сотрудника путем использования механизма, предусмотренного п.5-8 ст.232 НК РФ. Для этого необходимо предоставить российскому работодателю документ, который подтверждает статус его налогового резидентства в иностранном государстве и получить таким образом освобождение от удержания или возврат уже удержанного налога от налогового агента – российского работодателя. Таким образом, для тех, кто работал на российские компании находясь за пределами РФ и не платил налоги в другой стране, данный механизм работать не будет.

В 2022 г. по различным данным [16,17] россияне чаще всего переезжали в Турцию, Грузию, Армению, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Сербию, Черногорию и ОАЭ.

Таблица 1. Ставки подоходного налога в популярных для переезда из РФ странах

Страна
Ставка подоходного налога для резидента (для доходов от работы по найму)
Есть ли соглашение об избежании двойного налогообложения с РФ?
Турция
15%-40%
Да
Грузия
20%
Нет
Армения
20%
Да
Узбекистан
12%
Да
Казахстан
10%
Да
Кыргызстан
10%
Да
Сербия
10%
Да
Черногория
0-15%
Да
ОАЭ
0%
не применимо
Источники: составлено автором на основании данных PWC «Worldwide Tax Summaries», а также нормативно-правовых актов [22-34]

Таким образом, с 2024 г. сотрудники российских компаний, работающие дистанционно находясь при этом:

- в странах ЕС и США, а также в странах, с которыми у России нет СИДН, столкнутся с проблемой двойного налогообложения,

- в безналоговых странах столкнутся с необходимостью уплаты НДФЛ в России (фактически при этом НДФЛ будет удерживать и уплачивать налоговый агент – российский работодатель),

- в странах, с которыми у России продолжают действовать СИДН, с необходимостью подтверждения статуса налогового резидента другой страны и уплаты в ней налогов. При этом налоги, уплаченные в иностранном государстве, можно будет зачесть в счет российского НДФЛ.

Заключение

Предложения по совершенствованию направлены не на изменение системы налогообложения дистанционных сотрудников, так как по мнению автора, после внесения изменений в 2023 г., оно в целом является справедливым, а на стимулирование российских граждан, которые уехали из России в 2022–2023 гг. вернуться в Россию.

Во-первых, предоставить налоговые каникулы по НДФЛ в отношении доходов от работы по найму на 12 месяцев после возвращения гражданина в Россию из другой страны (при условии, что такой гражданин более 12 месяцев провел за пределами РФ). Для подтверждения выполнения данного критерия можно было использовать данные о пересечении границы в соответствии со штампами в заграничном паспорте налогоплательщика. Также чтобы исключить злоупотребления налоговыми каникулами налогоплательщик может воспользоваться один раз в жизни.

Во-вторых, на один год предоставить налоговый вычет из базы по НДФЛ в размере расходов на аренду квартиры, но не более 50 тыс. руб. [18] в месяц в Москве, 25 тыс. руб. в других регионах (при условии, что у гражданина и его близких родственников нет в собственности недвижимости и такой гражданин и его близкие родственники не владели недвижимостью в течение предыдущих трех лет).

В-третьих, установить ставки НДФЛ в зависимости от дохода налогоплательщика. Данное предложение можно распространить на всех налогоплательщиков, а не только на дистанционных сотрудников.

0% - в отношении доходов менее 230 904 руб. в год (12 размеров МРОТ - 19 242 руб. [19] в 2024 г.),

13% - в отношении доходов от 230 904 руб. в год до 5 млн руб. в год,

15% - в отношении доходов от 5 до 10 млн руб. в год,

17% - в отношении доходов от 10 до 15 млн руб. в год,

20% - в отношении доходов от 15 до 50 млн руб. в год,

25% - в отношении доходов свыше 50 млн руб. в год.

Выпадающие доходы консолидированного бюджета РФ от освобождения доходов ниже МРОТ могут составить около 37 млрд руб. в год (оценка автора исходя из данных о количестве граждан с доходами ниже МРОТ [20]). Вместе с тем дополнительные доходы бюджета только от повышения ставки с 15 до 17% могут составить более 65 млрд руб. в год.

Следует также отметить, что 28 мая 2024 г. Минфин РФ внес в Правительство РФ законопроекты [21] о совершенствовании налогового законодательства, в том числе предусматривающие дифференциацию ставок НДФЛ. Предложение Минфина РФ предусматривает повышение НДФЛ для налогоплательщиков с доходами свыше 2,4 млн руб. в год, при этом предлагается частично возвращать НДФЛ для налогоплательщиков с двумя и более детьми и доходами, не превышающими полтора прожиточных минимума в месяц на человека. По мнению автора, при текущих параметрах предложение Минфина РФ носит скорее фискальный характер, так как дополнительные доходы бюджета в результате повышения НДФЛ будут значительно выше выпадающих доходов от частичного возврата НДФЛ налогоплательщикам с двумя детьми и более.


Источники:

1. Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 16 сентября 2022 года № 03-04-06/89789. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QUEST&n=213789#GofSTFU0bWwXvVdI1 (дата обращения: 12.06.2024).
2. Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 26 сентября 2022 года № 03-04-06/92761. СПС Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/405556793/ (дата обращения: 12.06.2024).
3. Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 6 октября 2022 года № 03-04-06/96611. СПС Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405456973/ (дата обращения: 12.06.2024).
4. PWC «Worldwide Tax Summaries». United Arab Emirates. [Электронный ресурс]. URL: https://taxsummaries.pwc.com/united-arab-emirates/individual/taxes-on-personal-income/ (дата обращения: 08.04.2024).
5. PWC «Worldwide Tax Summaries». Bahrain. [Электронный ресурс]. URL: https://taxsummaries.pwc.com/bahrain/individual/taxes-on-personal-income/ (дата обращения: 08.04.2024).
6. PWC «Worldwide Tax Summaries». Kuwait. [Электронный ресурс]. URL: https://taxsummaries.pwc.com/kuwait/individual/taxes-on-personal-income/ (дата обращения: 08.04.2024).
7. The Economist - Russians have emigrated in huge numbers since the war in Ukraine. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economist.com/graphic-detail/2023/08/23/russians-have (дата обращения: 12.04.2024).
8. Большой исход: портрет новых мигрантов из России Отчет по результатам опроса российских мигрантов. [Электронный ресурс]. URL: https://outrush.io/report_march_2022 (дата обращения: 08.04.2024).
9. Ведомости - Средняя зарплата в РФ в сфере IT снизилась на 15% во втором полугодии 2023 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/news/2024/02/01/1017880-srednyaya-zarplata (дата обращения: 12.04.2024).
10. Минфин России подготовил законопроект для выполнения положений основных направлений налоговой политики. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38036-minfin_rossii_podgotovil_zakonoproekt_dlya_vypo (дата обращения: 12.04.2024).
11. РБК Минфин объяснил, почему для уехавших не подняли НДФЛ до 30%. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/14/06/2023/6489f12c9a794773e071fb49 (дата обращения: 01.04.2024).
12. Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_453241/ (дата обращения: 12.06.2024).
13. Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_376715/ (дата обращения: 08.04.2024).
14. Указ Президента РФ от 08.08.2023 N 585 "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения". Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_454278/ (дата обращения: 12.06.2024).
15. Письмо Министерства Финансов Российской Федерации РФ от 9 января 2024 г. N 03-04-06/114. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QUEST&n=221956#VNMbTFU2bWJwfsiP2 (дата обращения: 12.06.2024).
16. Киселева М., Сафронова В. Би-би-си. Новые российские эмигранты. Кто они, сколько их и куда уехали?. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/features-65686712 (дата обращения: 08.04.2024).
17. Большой исход: портрет новых мигрантов из России Отчет по результатам опроса российских мигрантов. [Электронный ресурс]. URL: https://outrush.io/report_march_2022 (дата обращения: 08.04.2024).
18. Адоньев И. Средняя стоимость аренды квартир в Москве выросла на 36% в 2023 году. [Электронный ресурс]. URL: https://snob.ru/news/srednyaya-stoimost-arendy-kvartir-v-moskve-vyrosla-na-36-v-2023-godu/ (дата обращения: 22.04.2024).
19. Федеральный закон от 27.11.2023 № 548-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений". Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_462877/ (дата обращения: 12.06.2024).
20. Волкова Е. Ведомости. Число бедных россиян за III квартал уменьшилось на полмиллиона человек. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/12/06/1009708-chislo-bednih-rossiyan-umenshilos (дата обращения: 01.06.2024).
21. Маркелов Р. Интернет-портал «Российской газеты». Минфин внес в правительство законопроекты о налоговых изменениях. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2024/05/28/minfin-vnes-v-pravitelstvo-zakonoproekt-o-nalogovyh-izmeneniiah.html (дата обращения: 01.06.2024).
22. PWC «Worldwide Tax Summaries». Turkey. [Электронный ресурс]. URL: https://taxsummaries.pwc.com/turkey/individual/taxes-on-personal-income/ (дата обращения: 04.03.2024).
23. Соглашение между Правительствами России и Турции от 15.12.1997 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25620/ (дата обращения: 12.06.2024).
24. PWC «Worldwide Tax Summaries». Georgia. [Электронный ресурс]. URL: https://taxsummaries.pwc.com/georgia/individual/taxes-on-personal-income (дата обращения: 12.06.2024).
25. PWC «Worldwide Tax Summaries». Armenia. [Электронный ресурс]. URL: https://taxsummaries.pwc.com/armenia/individual/taxes-on-personal-income/ (дата обращения: 04.03.2024).
26. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 28.12.1996 «Об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18993/4dd248e0f29bd2ec (дата обращения: 12.06.2024).
27. PWC «Worldwide Tax Summaries». Uzbekistan. [Электронный ресурс]. URL: https://taxsummaries.pwc.com/republic-of-uzbekistan/individual/taxes-on-personal-income (дата обращения: 04.03.2024).
28. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 02.03.1994 «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10383/4dd248e0f29bd2ec7f9da1f647c3f7e4f88af9ff/ (дата обращения: 12.06.2024).
29. Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», статья 320, пункт 1. [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36148637&sub_id=3200000&pos=9533;-54#pos=9533;-54 (дата обращения: 12.06.2024).
30. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал". Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14253/ (дата обращения: 12.06.2024).
31. Закон Кыргызской Республики от 18 января 2022 года № 4 «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики», статья 197. [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31756556&sub_id=1970000&pos=3254;-54#pos=3254;-54 (дата обращения: 12.06.2024).
32. Соглашение от 13 января 1999 года между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23907/ (дата обращения: 12.06.2024).
33. PWC «Worldwide Tax Summaries». Serbia. [Электронный ресурс]. URL: https://taxsummaries.pwc.com/serbia/individual/income-determination (дата обращения: 12.06.2024).
34. PWC «Worldwide Tax Summaries». Montenegro. [Электронный ресурс]. URL: https://taxsummaries.pwc.com/montenegro/individual/taxes-on-personal-income (дата обращения: 12.06.2024).

Страница обновлена: 02.09.2025 в 21:57:34

 

 

Income tax features for remote employees

Maskin M.M.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 6 (June 2024)

Citation:

Abstract:
The article discusses the peculiarities of income taxation of remote employees. The relevance of this issue has significantly increased after the COVID-19 pandemic and the start of a special military operation in Ukraine in 2022, after which some Russian citizens moved from Russia to other countries and continued to work for Russian companies from abroad. The article proposes new approaches to taxation of remote employees aimed at encouraging Russian citizens to return to Russia. The article will be useful for tax advisors, accountants, representatives of legislative and regulatory bodies, as well as employers using the remote format of the employee\'s work.

Keywords: taxation, remote employee, personal income tax, home worker

JEL-classification: H87, E62, H20