Становление торгового предпринимательства: федеральные и региональные аспекты
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (25), Январь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Состояние розничной и оптовой торговли в стране в целом или отдельном регионе характеризует состояние и уровень развития всей социально-экономической системы. Даже сущность рынка как института общественной связи между людьми раскрывается через куплю-продажу товаров и услуг, призванных удовлетворять их разнообразные потребности. Торговля как специфическая отрасль является основным связующим звеном между производством, распределением и личным потреблением. Кроме этого, основные параметры состояния потребительского рынка характеризуют и другие функции, например, помогают определять уровень развития социальной среды обитания и повышения уровня жизни населения.
Ключевые слова: торговля, торговые организации, торговое предприятие
Состояние розничной и оптовой торговли в стране в целом или отдельном регионе характеризует состояние и уровень развития всей социально-экономической системы. Даже сущность рынка как института общественной связи между людьми раскрывается через куплю-продажу товаров и услуг, призванных удовлетворять их разнообразные потребности. Торговля как специфическая отрасль является основным связующим звеном между производством, распределением и личным потреблением. Кроме этого, основные параметры состояния потребительского рынка характеризуют и другие функции, например, помогают определять уровень развития социальной среды обитания и повышения уровня жизни населения.
Во всех странах с переходной экономикой сфера торговли стала основой формирования рыночных отношений между различными субъектами хозяйствования. За последние десятилетия произошли глубокие и неоднозначные перемены во всех основополагающих элементах торговли. Поэтому выявление основных тенденций и перспектив развития рыночных преобразований в торговле является актуальной проблемой в реформируемом обществе. В настоящее время отсутствуют исследования, изучающие особенности трансформации торговли, соответствующие требованиям современной рыночной экономики. Недостаточно обращается внимания государственному регулированию торгово-экономических отношений.
Торговля Российской Федерации перед началом реформ представляла собой многозвенную структуру и характеризовалась наличием государственной и кооперативной торговли, абсолютной монополией государства на рынке товаров и услуг. Налицо был ярко выраженный административно-распорядительный характер торгово-экономических отношений, руководящие указания сверху предопределяли производство и распределение всех видов товаров. Устойчивый дефицит товаров сосуществовал с ростом денежного дохода населения, что постепенно привело к товарному кризису. Поэтому проводимые с начало 1990-х годов рыночные преобразования в России привели к коренным изменениям в деятельности торговли всеми видами товаров. В разряд товаров вошли не только осязаемые, но и неосязаемые блага.
Первым этапом становления подлинного рынка в торговле было проведение коммерциализации и либерализации торговой деятельности и цен, соответственно развитие свободной уличной торговли, которая является необходимой стадией в становлении рыночных отношений. Это доказывает опыт Польши и Китая. Однако экономические преобразования в торговле Российской Федерации проводились без тщательно продуманного плана. Закон “О свободе торговли” разрешил торговать везде и всеми товарами. Граждане, кроме того, могли свободно осуществлять торговую и посредническую деятельность. Быстро выросла доля уличной торговли, а либерализация цен привела к потере контроля за экономическими процессами. В связи с кризисом неплатежей и недостатком наличности летом 1992 г. появились “коробейники нового типа” ‑ работники предприятий, производящие товары народного потребления и вынужденные сами их реализовать. Свободная торговля ошеломила всех участников процесса и стала выполнять функцию социальной самозащиты населения.
В результате качество реализуемых товаров страдали, санитарные нормы не соблюдались. Многие из продаваемых продуктов оказывались фальсифицированными. Бурно развивался чрезвычайно выгодный контрафактный бизнес ‑ производство и сбыт нелегальных копий легальной продукции. Это устраивало основную массу потребителей с низким уровнем доходов. Но производители продукции потеряли от этого бизнеса немало средств.
В настоящее время на мировом рынке от пиратства страдают многие отрасли, например, информатика (35 процентов), производство аудио- и видеотехники (25 процентов), фармацевтическая и часовая промышленность. На отечественном рынке доля реализации фальсифицированных товаров достигает 30 процентов. При этом с учетом импорта объем фальсифицированных винно-водочных изделий составляет 60 процентов, одежды и обуви ‑ 45, парфюмерии и косметики ‑ 40, рыбных и мясных консервов ‑ 35 процентов [1].
В первом полугодии 2001 года было забраковано 1,9% товаров отечественного производства, импортных товаров ‑ 58,6%. Как показали исследования, проведенные по заказу “антипиратской” организации Business Software Allance, в 2000 году только из-за воровства на рынке программного продукта бюджет России потерял более 700 млн. руб. Объем теневого оборота табачных изделий составил 45 процентов, то есть почти каждая вторая сигарета оказалась поддельной [2].
В ходе развития свободной торговли изменился облик многих российских городов, например, в середине 90-х годов для рынков использовались стадионы. Весь пройденный этап развития предпринимательства доказывает, что торговля является элементом накопления капитала для многих “дельцов от экономики”. Уличная торговля продемонстрировала предпринимательские способности наших соотечественников, однозначно решив спор о том, способен ли россиянин к предпринимательской деятельности. Но уличная торговля оказалась не способной привлечь людей в производственное предпринимательство.
Отказ от централизованного планирования и распределения ресурсов, антимонопольная политика, развитие свободного предпринимательства, экономическая свобода предприятий позволили торговле быстро перейти на рыночные рельсы. Разгосударствление собственности и демонополизация в сфере торговли осуществлялись по следующим направлениям:
‑ формирование государственного и негосударственного сектора торговли;
‑ определение этапов, темпов, форм и способов разгосударствления и приватизации торговых предприятий;
‑ создание торгово-промышленных объединений путем слияния торгового, банковского и промышленного капиталов;
‑ создание альтернативных торговых структур;
‑ формирование институциональных основ управления внутренней и внешней торговлей, отвечающих новым реалиям.
Процесс приватизации начался с уличной торговли, которая помогла организовать более-менее цивилизованную торговлю. Но во многих приватизированных предприятиях психология работника осталась прежней, то есть не появилось чувство хозяина. В торговлю пришли неквалифицированные кадры, административный и санитарный контроль был явно недостаточен, что привело к увеличению нарушений правил торговли.
После приватизации многие магазины закрылись или перепрофилировались. В Татарстане в торговле и общественном питании 1999 году было 192 предприятия, в 2000 году 117. Но, несмотря на сокращение количества торговых предприятий, объем товарооборота непрерывно возрастал [3]
годы в % к предыдущему году
1996 101,7
1997 102,5
1998 91,7
1999 93,0
2000 105.2
Городские универмаги переполнились арендаторами, некоторые торговые точки ограничивали свободный доступ посетителям. Права потребителей нарушались и до сих пор нарушаются сплошь и рядом. Инспектирующие органы контроля работают неэффективно. Местные органы управления и власти должного внимания планированию и развитию торговых предприятий не уделяют.
В ходе приватизации оптовая торговля, а также взаимосвязь между производителями и розничной торговлей были разрушены. Сельская кооперативная торговля недооценивается. Многие крупные торговые предприятия стали убыточными, так как их владельцы не стремились эффективно использовать каждый метр торговой площади. Собственность досталось владельцам магазинов практически задаром, у них не было особого стимула вести дело эффективно Доля убыточных предприятий в розничной торговле ‑ 16%, в общественном питании –14,5% [4]. А мировая практика свидетельствует: максимального товарооборота можно достичь только внедряя технологию самообслуживания.
Вместе с тем реформирование отрасли проходило сложно. Разрушение хозяйственных связей между регионами и предприятиями повлияло на ритмичность работы многих предприятий. В 1998 году на границах Татарстана милицейские посты предотвращали попытки незаконного вывоза из республики любой продовольственной продукции местного изготовления. В настоящее время за счет повышения цен и снижения реальных доходов населения, сокращения потребления на душу населения, расширения импорта товаров народного потребления достигнуто определенное равновесие на потребительском рынке.
Если взять розничную торговлю и предприятия массового питания, нельзя не видеть положительных изменений. В лучшую сторону изменился их внешний облик, преобразились торговые залы, ассортимент стал разнообразнее и, что немаловажно, предлагается в расфасованном виде. Каждое торговое предприятие может выбирать отечественного или зарубежного поставщика, определять цены. Выпускаются журналы, посвященные спросу и предложению отдельных товаров.
Негосударственный сектор в торговле стал преобладающим: к частной собственности относится более 90% хозяйствующих субъектов. В республике функционируют 242 рынка и специально отведенных под торговлю территорий - всего почти на 40 тысяч торговых мест. В частной собственности находится 47 процентов рынка [5]. Развивается сеть оптовых продовольственных рынков и магазинов, но они далеки от совершенства.
Наибольшее число малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания (40,2%), а также в строительстве (23,3%). Мелкое торговое предприятие часто соответствует врожденному индивидуализму человека. Привлекательность торговли и общественного питания для предпринимателей объясняется тем, что в этих сферах достигается быстрая окупаемость вложенных средств и имеется потребительский спрос. Конкуренция осуществляется на основе различий торговых расходов, которые зависят, с одной стороны, от характера отношений торговца с производителями товаров, а с другой ‑ от конкуренции торговцев в области цен и условий продажи. В отдельных случаях между торговыми предприятиями могут заключаться соглашения с целью установления минимальной цены товара для реализации.
К сожалению, за период реформирования торговли не анализировались федеральные и региональные отношения в сфере внутренней и внешней торговли. Не была создана институциональная база всей торговой сферы. Эффективным средством борьбы с монопольными проявлениями в торговле стало формирование и функционирование механизма и структуры органов защиты потребителя, которые сформировались в одних регионах на уровне общественного движения, а в других - на уровне государственной поддержки. Главная цель региональной социальной политики заключалась в максимально возможном сдерживании темпов роста общего уровня цен на потребительские товары по сравнению с общефедеральным уровнем или достигнутым в границах близлежащих республик и областей.
Источники:
2. Веледницкий А. Пираты XXI века. //Труд. 2001, 22 сентября.
3. Краткосрочные показатели экономического и социально развития РТ. Госкомстат, 2000 Социально-экономическое положение Республики Татарстан. Госкомстат. 2001. №6.
4. Демина И. Ставка - на цивилизованные рынки. Республика Татарстан. 2001, 18 декабря.
5. Выхухолева Е. Гипермания. Известия. // 2001, 15 августа.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:01:58