Предпринимательский потенциал и его роль в обеспечении устойчивого функционирования высшего учебного заведения в рыночных условиях

Васильева И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (138), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Глобальные изменения в мировой экономике привели к трансформации всех отраслей, в том числе и сферы высшего профессионального образования. При этом ряд вузов демонстрирует выдающиеся успехи на рынке научно-образовательных услуг, а другие «находятся на плаву». На сегодняшний день немало публикаций посвящено проблеме конкурентоспособности вузов, её измерению и оценке. В статье, предлагаемой вниманию читателей, речь пойдет о понятийном аппарате категории «предпринимательский потенциал вуза».

Ключевые слова: предпринимательский потенциал, высшее профессиональное образование, производственный потенциал, научно-образовательные услуги, арбитражирование



В первое десятилетие XXI века система высшего профессионального образования сталкивается с беспрецедентными вызовами со стороны внешней среды. Это глобализация, экономический рост, основанный на увеличении роли знания, а также революционное развитие информационных и коммуникационных технологий.

Вузы, стремящиеся использовать в своих интересах новые возможности, должны обладать определённой совокупностью материальных и нематериальных ресурсов для «запуска» реформ и инноваций.

Основополагающим источником несвязанных ресурсов, позволяющих вузу осуществлять инновационное развитие, повышать финансовую устойчивость, усиливать конкурентные позиции на рынке научно-образовательных услуг, является ведение ими предпринимательской деятельности.

Потенциал

Очевидно, что перспективы активизации и дальнейшего развития предпринимательской деятельности зависят от состояния и эффективности реализации предпринимательского потенциала бюджетной организации. Это обуславливает важность раскрытия термина «предпринимательский потенциал» как экономической категории и интерпретации её применительно к специфике деятельности вуза.

Но прежде необходимо уточнить экономическую сущность базового понятия «потенциал». Большой экономический словарь определяет его в целом как «совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области» [2, с. 731].

Авторами энциклопедии проводится детализация глобального термина «потенциал» на ряд более узких категорий: научно-технический, природно-ресурсный, производственный, потенциал рынка, трудовой, экономический и аквизиторский [1]. Определение же «предпринимательского потенциала» в указанном источнике отсутствует вообще. Наиболее приближённой к теме данного исследования выступает трактовка категории «производственный потенциал», терминологически сформулированная следующим образом:

«Потенциал производственный – 1) реальный объём продукции, который возможно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов; 2) имеющиеся потенциальные возможности производства, наличие факторов производства, обеспеченность его определяющими видами ресурсов» [там же].

Очевидно, что термин «производственный потенциал» не является эквивалентным понятию «предпринимательский потенциал» в силу отсутствия в представленной дефиниции основополагающих признаков, характеризующих предпринимательскую деятельность как особый тип хозяйствования.

Предпринимательский потенциал

На сегодня в научных кругах общепризнано, что предпринимательская деятельность представляет собой особый тип хозяйственного поведения, неотъемлемыми свойствами которого выступают инициатива, риск, комбинирование факторов производства и новаторство, трансформируемые субъектом предпринимательства в стремлении к созданию для себя лучших условий хозяйствования.

Интегрируя основополагающие признаки предпринимательской деятельности с типовой моделью производственного потенциала, автором предлагается следующее определение понятия «предпринимательский потенциал»:

«Под предпринимательским потенциалом понимается совокупность внутрихозяйственных резервов предприятия, формируемых за счёт лучшего комбинирования имеющихся в его распоряжении трудовых и экономических ресурсов, проявления инициативы, новаторства, реализация которых позволит обеспечить укрепление рыночных позиций, завоевание конкурентных преимуществ и рост доходов субъекта предпринимательской деятельности за счёт наиболее полного удовлетворения рыночного спроса».

Очевидно, что в состав экономических ресурсов входят финансовые средства, нематериальные активы, имущество и прочие ценности; трудовые ресурсы объединяют кадровый персонал предприятия. В отличие от трактовки термина «ресурсы», приведённой в Большом экономическом словаре [2], нами намеренно не включен в состав ресурсов организации капитал, т.к. не все хозяйствующие на рынке субъекты имеют законодательное право его формирования (например, бюджетные учреждения).

Данная трактовка понятия «предпринимательский потенциал» наглядно показывает, что его формирование происходит в результате трансформации имеющихся в распоряжении компании комплекса ресурсов в совокупность резервов в виде факторов повышения предпринимательского дохода. Комбинирование ресурсов приводит к нахождению лучших альтернатив по их использованию, разновидностями которых являются арбитражирование [2] и замещение факторов производства.

Арбитражирование связано с перемещением ресурсов на рынки, где их «альтернативная ценность больше и они принесут больший доход» [3]. Суть замещения состоит в поиске наиболее рационального сочетания факторов производства, что является залогом или потенциалом предпринимательского успеха. Инновации выступают результатом проявления такой функции предпринимательства, как новаторство. Обладание этим свойством даёт бизнесмену возможность в корне изменить его взаимодействие с окружающей средой [4], т.е. приобрести устойчивые рыночные преимущества.

Потенциал вуза

Сформулированное базовое определение предпринимательского потенциала даёт возможность провести его интерпретацию в соответствии со спецификой деятельности вузов.

Высшая школа в своём классическом варианте всегда рассматривалась как особого вида организация, где осуществляется обучение и проводятся исследования по широкому спектру фундаментальных дисциплин. Вузы в этом варианте рассматриваются как замкнутые корпорации, направленные на преподавание и производство научного знания [1, с. 83]. В условиях рыночной экономики успешность образовательных учреждений всё больше зависит от способности учитывать меняющиеся запросы потребителей, внедрять новые знания в реальный сектор экономики, усиливая, таким образом, свои конкурентные преимущества.

Таким образом, характеристика предпринимательского потенциала вуза должна анализироваться с точки зрения продуктно-организационного подхода. Он рассматривает вуз как производителя продуктов особого рода – образовательных и научных услуг и организованного по типу бизнес - структуры с соответствующими целями и менеджментом.

Интегрируя продуктно-организационный подход с базовой дефиницией предпринимательского потенциала, автором предлагается следующее определение предпринимательского потенциала вуза:

«Под предпринимательским потенциалом вуза понимается совокупность внутрихозяйственных резервов, формируемых на основе комплекса трансформирующихся под воздействием факторов предпринимательской деятельности ресурсов, реализация которых способна обеспечить устойчивое развитие высшего учебного заведения, а также расширенное воспроизводство образовательных, научных и иных услуг».

Адаптированное определение термина «предпринимательский потенциал вуза» позволяет построить схему его принципиальной модели (см. рис.).

Рис. Принципиальная схема предпринимательского потенциала вуза

Отличительной особенностью представленной схемы является конкретизация основных видов факторов, обеспечивающих трансформацию имеющихся в распоряжении вуза ресурсов, в совокупности образующих предпринимательский потенциал.

В заключение необходимо отметить, что понимание сущности предпринимательского потенциала вуза создаёт необходимые предпосылки для совершенствования управления вузом как субъекта рыночной деятельности. Выявив набор релевантных стратегических ресурсов, составляющих структуру потенциала в соответствии с предложенной дефиницией, менеджмент вуза получает необходимый аналитический инструментарий для его адекватной оценки, ибо невозможно эффективно управлять тем, что невозможно измерить.

[1] Ауквизиторский потенциал — величина, до которой коммерческая фирма может увеличить и некоторое время удерживать спрос на реализуемые ею товары или услуги — прим. ред.

[2] Арбитражирование — деятельность, направленная на получение прибыли путем осуществления арбитражных сделок. То есть речь идет о том, что развитие финансового потенциала компании может осуществляться в том числе и за счет выгодной биржевой реализации ее ценных бумаг и тем самым привлечения инвесторов — прим. ред.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:10:12