Образовательная сеть как квазиинтеграционная форма взаимодействия высших учебных заведений и организаций - современный инструмент реформирования образования
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (71), Ноябрь 2012
Цитировать:
Мызрова К.А., Иванова Т.Ю. Образовательная сеть как квазиинтеграционная форма взаимодействия высших учебных заведений и организаций - современный инструмент реформирования образования // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 11. – С. 48-52.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18037295
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассмотрена квазиинтеграционная форма взаимодействия высших учебных заведений и организаций как один из современных инструментов реформирования образования. Авторами уточнено понятие квазиинтеграционной формы взаимодействия применительно к сфере высшего профессионального образования.
Ключевые слова: человеческий капитал, управление организацией, интеграция, экономика знаний, реформирование, образовательная сеть, квазиинтеграционная форма координации
В условиях перехода России от традиционного общества к постиндустриальному и информационному происходит становление нового типа цивилизации, главной чертой которого являются знания и информация. Здесь важны технологическая оснащенность учебного процесса, повышение квалификации преподавателей, рост учебной и профессиональной мобильности студентов и преподавателей. Очевидно, что в старых организационных формах осуществления образовательной деятельности невозможно добиться инновационности: вузам не под силу в одиночку проводить крупномасштабные исследования, что является неотъемлемой частью современного образовательного процесса [1]. Необходим поиск новых, более эффективных форм взаимодействия организаций в нестабильных условиях для устойчивого развития высшего профессионального образования. Особенно актуальным этот вопрос является для региональных вузов.
Барьеры и пути их преодоления
В последние годы в результате проведения реформ образования и экономического, демографического кризиса высшие учебные заведения столкнулись с рядом проблем, основными из которых являются следующие:
- ведение конкурентной борьбы за абитуриентов, квалифицированный профессорско-преподавательский персонал, за средства на проведение научных исследований; за дополнительные источники финансирования образовательной деятельности;
- появление большого количества самостоятельных предпринимательских структур, оказывающих образовательные, исследовательские, консультационные услуги студентам, организациям и т.д.;
- необходимость соответствовать мировому уровню по современному оборудованию, оснащенности передовыми технологиями обучения, что требует значительных капиталовложений;
- сохранение и усиление детального контроля центральной администрации над деятельностью вузов, что, по мнению последних, ведет к ограничению их возможностей.
Все перечисленные выше проблемы заставляют учебные заведения интегрировать свои усилия для достижения целей, решение которых возможно посредством создания интегрированных структур высших учебных заведений.
В теории менеджмента термин «интеграция» означает углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, углубление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы управления.
Сотрудничество способствует позитивным изменениям
Интеграция в широком понимании – соединение двух и более предметов (идей) в целях повышения эффективности исследуемого объекта и его качественных показателей; в узком понимании – интеграционный процесс как объединение или слияние для создания целостных структур, а не конгломератов [2].
Мы полагаем, что интеграция – это процесс интенсификации сотрудничества экономических субъектов при сохранении либо потере прав юридического лица только на взаимной (добровольной) основе для формирования устойчивых взаимосвязей и использования ресурсов каждым из субъектов в целях получения синергетического эффекта [2].
При интеграционном подходе открываются широкие возможности в нахождении новых конкурентных преимуществ вузов в процессе формирования открытого образовательного пространства, при этом имеется возможность охватить дальние регионы и области. Решаются такие приоритетные задачи, как объединение ресурсов; обеспечение широкого доступа к объектам инфраструктуры (здания, лаборатории, библиотеки, средства телекоммуникации); совместное развитие; концентрация человеческих ресурсов (знания, опыт, научный потенциал); обеспечение междисциплинарного характера обучения и научных исследований.
Укрупняясь, организации достигают динамичной устойчивости, что проявляется в надежности, адаптивности, способности к самосохранению и саморазвитию. Такой процесс предполагает устойчивое развитие, качественные позитивные изменения в управлении образовательной организацией. Но интеграция нескольких образовательных учреждений – это непростой процесс, требующий значительной подготовительной работы. Хотя предпосылками к объединению служит длительное сотрудничество вузов, вторичная занятость преподавателей в этих вузах, подготовка специалистов различных уровней. Поскольку сегодня процесс преподавательского взаимообмена между университетами носит объективный характер, наличие такой системы обеспечит процесс оперативного обмена информацией и налаживания сотрудничества университетов.
Формы обусловлены целями
Главными факторами, препятствующими интеграции вузов, на настоящий момент являются факторы управленческого, социального, культурного характера. Во многих случаях неразрешимой проблемой оказывается приведение к единому стандарту систем административного управления. Но здесь целесообразно найти соответствующую форму интеграции.
Поскольку интеграция является качественно новым этапом в системе организационно-экономического взаимодействия, обеспечивающим большую операционную эффективность, формирование долгосрочных конкурентных преимуществ и усиление конкурентного статуса высшего учебного заведения, то и формы интеграции отличаются большим разнообразием в связи с преследуемыми целями корпоративными структурами. Проанализировав существующие на сегодняшний день формы интеграции, попытаемся обосновать выбор определенной формы для высших учебных заведений.
Понятия «интегрированные структуры» или «бизнес-группы» в России употребляются настолько широко, что охватывают два типа объединений – группы, в основе которых лежит иерархическая координация, и сетевые объединения, такой координации не использующие.
В то же время необходимо разграничивать компании, управляемые из единого центра, даже если они организованы как совокупность формально не связанных друг с другом юридических лиц, и так называемые гибридные формы координации, в которых часть решений участники принимают, руководствуясь рыночными критериями, а часть – руководствуясь наличием общих интересов [4].
Существует понятие «квазиинтегрированной» или «гибридной формы» объединения. Гибридная форма соглашений – это специализированный механизм управления сделками, предполагающий существование двусторонней зависимости без полной интеграции.
Гибридные формы координации распространены в тех отраслях, где специфичность активов сочетается с сильным влиянием стимулов менеджеров на конкурентоспособность. Среди гибридных форм, которые рассматриваются в теоретической литературе, важное место в последнее время заняли так называемые сетевые промышленные (индустриальные) структуры. Наиболее общее определение сетей состоит в том, «что они представляют сумму связей, которые объединяют группу элементов. Взаимосвязанные элементы – индивидуальные собственники и менеджеры фирм – являются членами сети. Взаимосвязь создается регулярными потоками информации между ними. Определяющей характеристикой сети служит высокая степень доверия во взаимных контрактах» [5].
Проблемы образовательных сетей изучены слабо, хотя сети активно используются на практике в предпринимательстве, торговле. Отличительными свойствами сетей признается возможность обеспечить выполнение явных и неявных контрактов, не прибегая к внешним рычагам (в том числе формальным механизмам поддержания контрактов в рамках правовой системы). Кроме того, для сетей как таковых характерно отсутствие того, что можно назвать управленческой вертикалью – предполагается, что все участники сети, в принципе, равноправны.
Впервые понятие сетевой организации было предложено К. Имаи и его коллегами из университета Хитоцубаси в 1970-х гг. как совокупности или системы единиц, между которыми в рамках определенных отношений поддерживаются более или менее постоянные связи.
Учитывая особенности образовательной сферы, раздробленность сообщества работников высшей школы на множество локальных профессиональных и территориальных организаций, объединений, ассоциаций, консорциумов и т.д., значимость приобретает: взаимоподдержка участников сети материальными, человеческими (знания, опыт, научный потенциал) и финансовыми ресурсами, совместное развитие, обеспечение междисциплинарного характера обучения и научных исследований. При формировании сетей учреждений высшего образования главной целью деятельности становится повышение конкурентоспособности образовательных услуг, предоставление принципиально новой образовательной услуги, получение прибыли и увеличение доли рынка. Но, что самое главное, решается проблема конфликта интересов вчера самостоятельных, а сегодня объединяемых учебных заведений.
Выводы
Таким образом, полагаем, что развитие теоретико-методологических аспектов квазиинтеграционных форм взаимодействия организаций в высшем образовании будет способствовать устойчивому развитию современных университетов в регионах.
Источники:
2. Соколков Е.А. Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании [Текст] / Е.А. Соколков, А.П. Кондратенко, Н.Е. Буланкина. – М.: Университетская книга, 2008.
3. Мызрова К.А., Хаймурзина Н.З. Интеграция образовательных учреждений в условиях рисков [Текст] // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки, 2011, № 6.
4. Ménard C. 2004. The Economics of Hybrid Organizations. «Journal of Institutional and Theoretical Economics», vol. 160, No. 3.
5. Casson M. Information and Organisation. A New Perspective on the Theory of the Firm. – Oxford: Clarendon Press, 1997.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 22:58:01