Интеграция библиотек высших учебных заведений в сферу креативных индустрий

Касянчук Е.Н., Цветочкина И.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать:
Касянчук Е.Н., Цветочкина И.А. Интеграция библиотек высших учебных заведений в сферу креативных индустрий // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 5. – doi: 10.18334/ce.18.5.120878.



Введение. Понятие креативных индустрий

В настоящее время креативная экономика является одним из основных факторов устойчивого экономического развития и условием формирования и совершенствования человеческого капитала в России. Она вносит важный вклад в социально-экономическое развитие страны. Актуальность статьи обусловлена анализом современных тенденций развития креативной экономики и внедрением ее трендов в деятельность библиотек высших учебных заведений.

Впервые о культурных индустриях как о неотъемлемой части экономики страны было заявлено в 1994 г. в официальном нормативно-правовом документе Правительства Австралии «Творческая нация: культурная политика государства» (Creative Nation: Commonwealth cultural policy) [18]. В данном документе устанавливалась ценность культуры в экономическом развитии страны. Само понятие культуры трактовалось достаточно широко – как выражение эстетических, моральных и духовных ценностей общества, мера цивилизации, облагораживающая человеческое существование. Отмечались тенденции развития творческих индустрий, которые способствовали созданию новых рабочих мест, росту культурного экспорта, инновациям в науке, культуре и смежных областях, содействию культурному региональному и городскому развитию. Утверждалась ценность культуры для национальной и персональной идентичности.

Непосредственно термин «креативные индустрии» был сформулирован в 1998 г. в Великобритании. Под «креативными индустриями» понималась особая форма развития современного общества, где основными движущими силами признаны творческие и культурные факторы. Креативные индустрии характеризуются тем, что приоритетной концепцией экономического развития является новое направление производства, определяющее высокую роль творчества и знаний, креативного мышления и самореализации личности [17].

Исходя из анализа источников, авторы данной статьи придерживаются определения, сформулированного Л. Х. Джабраиловой и Я. А. Хадуевой [3, с. 184–182], которые под креативными индустриями понимают отрасли, объединяющие создание, производство и коммерциализацию нематериальных и культурных сфер Креативные индустрии – это те индустрии, в которых создаются креативные (творческие) и культурные продукты.

Проблематика креативных индустрий в России обозначена в «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». Так, к креативным (творческим) индустриям относятся «…сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества» [8].

В Концепции [8] определены сферы креативных индустрий, связанные с:

1) использованием историко-культурного наследия и объектов культурного достояния (народно-художественные промыслы и ремесла, деятельность галерей, музеев и т.п.);

2) созданием и использованием произведений литературы и искусства (литературные произведения, хореографические произведения, музыкальные произведения, аудиовизуальные произведения, произведения изобразительного искусства, фотографические произведения, произведения театрального, циркового искусства и др.);

3) использованием информационно-телекоммуникационных технологий (разработка программного обеспечения, использование технологий виртуальной и дополненной реальности, создание компьютерных игр и видеоигр, реклама, издательское дело, деятельность средств массовой информации);

4) созданием и производством одежды, аксессуаров (прикладное творчество), дизайном, архитектурой, гастрономией.

А также иные виды, определенные Правительством Российской Федерации.

В России масштабные многолетние исследования креативных индустрий – от становления до ключевых современных практик – провели Зеленцова Е. и Гладких Н. [5]. Исследователи утверждают, что с точки зрения социальных и экономических изменений в настоящее время происходит «креативная революция», при которой «доступность технических средств не только помогает любому человеку… творчески выражать себя, но и провоцирует на это» [5, с. 16]. Татарова С. П. и Королев С.С. настаивают на утверждении, что для создания креативного класса общества необходимо сформировать инновационную среду, инфраструктуру, которая выступит катализатором прогресса креативных индустрий [13, с. 127–144]. Развитию креативных индустрий посвящена статья Овечкиной А. А. «Креативные индустрии как понятие социально-культурной деятельности» [11], в которой проанализированы концептуальные подходы к классификации креативных индустрий и рассмотрена их сущность и специфика. Автором обоснована значимость креативных индустрий в моделировании общественных городских пространств, а также их роль в процессе самореализации личности.

Строго говоря, библиотечная отрасль не включена в сферу креативных индустрий. Однако тезис о потенциальной возможности увеличения сегментов креативных индустрий за счет учреждений культуры и, в частности, библиотек, выдвигает А. В. Ульяновский [15, с. 15–16]. По мнению М. И. Титовой [14, с. 41–45], библиотеки с помощью своих ресурсов, пространств, технологий, коммуникационных инструментов способствуют творческим инициативам. Об использовании в креативном процессе информационно-просветительских технологий в библиотечной практике на примере ГУНБ Красноярского края рассказывает Л. Н. Жуковская [4, с. 175-181], отмечая, что различные формы социокультурной деятельности библиотек, с одной стороны, создают атмосферу креативного процесса внутри самой библиотеки, с другой стороны, способствуют самообразованию пользователей, развивают их творческие способности.

Научный пробел. В настоящее время ставятся вопросы о месте библиотек в сфере креативных индустрий. Данные вопросы вызывают большой интерес у библиотекарей-практиков, проводятся дискуссии на конференциях, круглых столах и других профессиональных мероприятиях. Однако вопрос о месте библиотек в сфере креативных индустрий не решен. Обзор источников показывает, что представленная информация недостаточно структурирована и систематизирована. И если библиотеки субъектов Федерации и муниципалитетов постепенно включаются в креативную повестку, то исследований для определения направлений деятельности библиотек высших учебных заведений в сфере креативных индустрий явно недостаточно.

Основной целью настоящей работы является определение места и направление вектора развития библиотек вузов в сфере креативных индустрий.

Научная новизна заключается в проведении исследования и определении основных трендов развития библиотек вузов по развитию творческого потенциала человека, привлечению пользователей к участию в различных креативных проектах и конкурсах.

Авторская гипотеза заключается в том, что сотрудники и пользователи библиотеки считают ее местом для развития инноваций, творческих идей и раскрытия личностного потенциала участников данного процесса. Результаты исследования помогут определить идеи и направления деятельности библиотек высших учебных заведений в креативных индустриях.

Методология. Исследование базировалось на методе анализа документов. Использовались как отечественные, так и зарубежные источники. При подготовке исследования был проведен обзор литературы, чтобы обобщить имеющуюся информацию о понятии креативных индустрий, определить их содержание; рассмотрены различные подходы к классификации креативных индустрий. Проанализирован опыт проведения исследований в рамках сферы креативной экономики.

Эмпирической базой исследования послужила научная библиотека Сибирского федерального университета, методический центр библиотек высших учебных заведений г. Красноярска, был изучен ее опыт по реализации творческих проектов. Сибирский федеральный университет – интеллектуальный и культурный центр Красноярского края. По данным исследования креативного потенциала регионов России, проведенного Высшей школой экономики и Выставочным научно-исследовательским центром в 2023 г. [6], Красноярский край находится на 14 месте из 89 регионов страны по наличию факторов, способствующих формированию креативной среды в регионе (на первом месте рейтинга разместился Краснодарский край, в том числе г. Сочи). Креативные индустрии можно отнести к числу приоритетных направлений при реализации культурной политики края.

На последнем этапе проведен социологический опрос (анкетирование) сотрудников и читателей библиотеки с целью изучения мнения о роли библиотек высших учебных заведений в сфере креативных индустрий и определения уровня информированности респондентов о библиотечных проектах в сфере креативных индустрий. Результаты исследования проанализированы, обобщены и представлены в данной работе.

Креативные технологии в библиотеках

В России наблюдается увеличение числа культурных учреждений, активно участвующих в развитии креативной экономики. Особую важность в этом процессе играют библиотеки, которые могут стать ключевым источником участия жителей страны в креативных проектах. Они предоставляют печатные и электронные информационные ресурсы, технические средства, организуют досуг пользователей, таким образом создают условия для реализации креативных проектов. Библиотеки не только помогают найти источники по теме креативного бизнеса и дизайна, но и способствуют формированию у пользователей библиотеки гибких компетенций (Soft skills), позволяющих им активно учувствовать в развитии креативных индустрий. Современные библиотеки стремятся создать поддерживающую среду для формирования культуры чтения, способствуют сохранению знаний и нематериального культурного наследия. В частности, в России успешно реализуется проект «Гений места», цель которого организация пространства и услуг библиотеки таким образом, чтобы стать точкой входа в творческие индустрии для местных креативных сообществ; а также проект «Культурная карта России. Литература. Чтение», направленный на мониторинг и развитие инфраструктуры чтения; инициирован проект по созданию общедоступной электронной «Библиотеки креативных индустрий» [7; 10].

Библиотеки соответствуют целям устойчивого развития государства, поскольку они поддерживают обращение граждан к качественной и разнообразной информации, продвигают универсальную грамотность, включая медийную, информационную, и цифровую; развивают цифровую инклюзивность с помощью доступа к информационным и коммуникационным технологиям благодаря усилиям сотрудников, помогающих пользователям получать новые навыки в области цифровой грамотности; предоставляют доступ к мировому культурному наследию [9, с. 31–34].

В 2023 году Фондом «Креативные практики» совместно с программой «Родные города» было проведено исследование «Горизонты: будущее креативной экономики» [2]. В ходе исследования было выделено 38 трендов, из которых можно выделить те направления, которые могут быть стратегией развития библиотек в области креативных индустрий:

Клубные форматы – устойчивый запрос аудитории на небольшие, камерные мероприятия с акцентом на смысл и осознанность: квартирники, чтения, семейные кафе и рестораны, секретные бары и закрытые мероприятия для узкого круга.

Инклюзия и разнообразие – в создании продукта и маркетинге много внимания уделяется пользовательскому опыту, изучению ценностей, акценту на разнообразие. Продукты и сервисы создаются с учетом психологических, физиологических и возрастных особенностей аудитории.

Осознанное потребление – сокращение потребления в пользу экономии и осознанности.

Сегментация аудитории – рост количества нишевых, локальных, импакт-медиа и производителей контента, работающих с ограниченной темой и аудиторией. Социальные сети, платформы, а также разнообразные сервисы для создания контента позволяют создавать востребованные продукты на узкоспециализированные темы и формировать лояльное сообщество.

Трансмедийность контента – распространение контента или продукта одновременно на разных площадках или в разных форматах становится значимым: пользователь получает контент в удобном ему виде, например, сериала, текста, подкаста, постановки.

Сервисы 360 – запрос на сервисы полного цикла, в которых с человека снимаются проблемы поиска, выбора продукта и даже принятие решения. Такие сервисы позволяют не только экономить время, оптимизировать процессы и решать множество задач одновременно, но спасают от «страха лучшего варианта» (FOBO).

Бот на связи – автоматизация коммуникаций и взаимодействия с потребителем становится популярной среди брендов. Упрощение процессов создания и внедрения чат-ботов позволяет оптимизировать затраты на общение с клиентом, ускорить предоставление сервиса и улучшить пользовательский опыт.

Кооперация и сотрудничество – кооперация, сотрудничество, коллаборации становятся все более популярными. Вместо интенсивной борьбы за аудиторию конкуренты начинают работать вместе.

Возвращение в офлайн – офлайн-взаимодействие с продуктом и бизнесом по-прежнему ценно для людей. Несмотря на цифровизацию, проникнувшую в каждую сферу жизни, офлайн опыт – ключевой элемент в создании впечатлений и формировании устойчивых сообществ.

Прикладной Искусственный интеллект – использование систем искусственного интеллекта позволит в будущем осуществлять в автоматизированном режиме все операционные процессы, связанные с обслуживанием пользователей библиотек.

Под влиянием данных трендов библиотеки переосмысливают классические функции по сохранению и предоставлению доступа к интеллектуальному и культурному наследию, адаптируются к новым условиям развития общества, поддерживают социальные и культурные инициативы.

Библиотеки высших учебных заведений в сфере креативных индустрий

Библиотеки высших учебных заведений, являются информационными и культурными центрами вузов, принимают активное участие в создании инфраструктуры креативных индустрий.

Для того чтобы укрепить статус библиотеки высшего учебного заведения как базовой практики креативных индустрий зарубежные исследователи [16; 19; 21] рекомендуют придерживаться следующих стратегий:

- продвижение новых способов организации информации;

- разработка сетевых проектов по долгосрочному хранению и управлению данными;

- эксперименты с новыми способами распространения и продвижения научных результатов;

- реконструкция физических и онлайн-пространств библиотеки, трансформация их в цифровые хабы, мейкерспейсы, лаборатории и др. Библиотеки должны превратиться в исследовательские пространства, в которых библиотечные информационные ресурсы, сервисы и возможности интегрируются в среду университета;

- участие в разработке национальных и региональных проектов и программ по развитию креативных индустрий и др.

Таким образом, библиотеки высших учебных заведений трансформируются в пространства, в которых создается среда, благоприятная для творчества и инноваций, в которой происходит не только сохранение и накопление существующих знаний, но, в первую очередь, генерация новых знаний. Из закрытых книгохранилищ библиотеки трансформируются в пространства, открытые для общения, совместного обучения, научного творчества и междисциплинарного сотрудничества.

Социокультурная деятельность библиотек высших учебных заведений характеризуется большим простором для творчества. Библиотекари в своей работе используют мультимедийные технологии, технологии дополненной реальности, возможности искусственного интеллекта в сочетании с уже проверенными временем традициями.

В различной степени в практике библиотек высших учебных заведений представлены встречи с творческими людьми и людьми науки, научные дискуссии, дни информации, дни дипломника, дни кафедры, информационные брифинги и т. д. Р. А. Барышев [1, с. 43–49] предлагает классифицировать социокультурные мероприятия библиотеки по форме представления на в традиционные, модификационные и инновационные.

К традиционным формам относятся следующие сложившиеся формы мероприятий:

- наглядные – книжные выставки, выставки-просмотры, рекламная деятельность;

- устные – обзоры, тематические вечера, дискуссии и т. д;

- комплексные – день открытых дверей, день информации, день специалиста, неделя (декада) книг, круглый стол, презентация и т. д. [1, с. 45].

Характерной чертой модификационных форм является использование, информационно-коммуникационных технологий и мультимедиа, которые оказывают заметное влияние на формирование читательских предпочтений и используются практически во всех направлениях деятельности библиотек. К мероприятиям данной формы относятся литературно-музыкальные вечера, медиалекции, презентации книг, творческие вечера, сопровождаемые мультимедийным показом, видео-просмотром, электронной презентацией и т. д. [1, с. 45].

В настоящее время в библиотечной среде идет смещение интереса в сторону инновационных форм проведения мероприятий и сценариев взаимодействия с пользователем. Инновационные формы – это принципиально новые образцы библиотечной деятельности, полностью проходящие в цифровой среде. К инновационным формам можно отнести социальные медиа, аудио- и видеоподкасты, онлайн-конференции, онлайн-курсы, онлайн-викторины и т.д. В цифровой среде пользователи взаимодействуют друг с другом, налаживают контакты, обмениваются новостями, информацией, видео, фото, музыкой и др. [1, с. 46].

Проекты Научной библиотеки СФУ

В настоящее время для поиска информации, эффективной организации книжных фондов, улучшения взаимодействия с пользователями Научная библиотека СФУ использует различные подходы и инструменты. Предоставляется широкий спектр цифровых сервисов, для привлечения новой аудитории проводятся мероприятия (фестивали, квизы, квесты, научные дебаты, научные марафоны, экскурсии и т.д.), создаются комфортные для научного творчества пространства.

Задача сохранения и трансляции культурного и интеллектуального наследия – одна из ключевых в деятельности любой библиотеки. С этой целью Научная библиотека СФУ реализует долгосрочный проект по переводу в электронную форму архивных документов и изданий из редкого фонда. Процесс оцифровки состоит из нескольких этапов: отбор изданий, выяснение правового статуса документов, определение степени сохранности документа, собственно оцифровка документа, создание метаданных, обеспечение доступа пользователей к оцифрованному контенту. Оцифровке подлежат документы до 1945 года издания, находящиеся в фонде Научной библиотеки СФУ, Лесосибирского педагогического института – филиала СФУ. В рамках проекта были оцифрованы архивные документы Государственного архива Красноярского края и архивные выпуски литературно-художественного журнала «Грани» [1]. Реализована задача по оцифровке архивных номеров газет, издаваемых вузами: «За кадры цветной металлургии», «Зодчий», «Под знаком Меркурия», «Политехник», «Университетская жизнь», «Университетская библиотека». Газеты являются отражением истории вуза, неразрывно связаны с ней, являются «живыми свидетелями» развития и становления университета. В зависимости от правового статуса оцифрованные документы размещаются в открытом или ограниченном доступе. В проектах по оцифровке принимают участие студенты университета, таким образом библиотека не только служит делу сохранения культурного наследия, но и дает возможность молодым людям попробовать себя в реализации креативных проектов.

Благодаря своей открытости, доступности и бесплатности, библиотеки высших учебных заведений играют важную роль в организации досуга пользователей. Особое место в библиотечной работе занимают творческие любительские объединения. Эти клубы и кружки создают уникальную атмосферу, где можно свободно общаться и воплощать свои идеи. Здесь каждый человек может раскрыть свои способности и таланты, находя вдохновение и поддержку у своих единомышленников.

Так, например, Литературный клуб Научной библиотеки СФУ «Высокий берег» был основан 25 ноября 1998 г. За свою историю он принимал на своих встречах множество интересных и выдающихся гостей и продолжает собирать за своим столом творческих и незаурядных людей. Участники клуба расширяют свои границы. Презентации клуба проходили в Доме журналиста и в Доме ученых, в музейном центре «Площадь Мира» и в музее В. П. Астафьева, в Городском дворце культуры. «Береговцы» выступали в общежитиях университета, на площадках других вузов города, в госпитале для ветеранов войн, в культурно-историческом центре «Успенский» и др. Литературный клуб «Высокий берег» включен в Литературную карту Красноярского края.

При кураторстве литературного клуба ежегодно в библиотеке проводится конкурс чтецов «Живая поэзия». Конкурс проводится по двум номинациям: декламация стихотворений собственного сочинения, декламация стихотворений других авторов. Целевая аудитория Конкурса – молодые авторы, студенты университета. Участие в Конкурсе «Живая поэзия» способствует раскрытию творческого потенциала участников, содействует повышению интереса к чтению литературных произведений, созданию сообществ единомышленников.

Подкастинг как инновационная форма проведения мероприятий прочно вошла в деятельность библиотек. С помощью подкастов устанавливается взаимодействие с пользователями в цифровой среде, осуществляется продвижение информационных ресурсов библиотеки. Как отмечают исследователи [12, с. 97–119], подкастинг в деятельности библиотек высших учебных заведений начинает завоевывать популярность, это одна из форм представления результатов научных исследований широкой аудитории [19, с. 377–398]. Поэтому в Научной библиотеке СФУ с сентября 2023 г. ведется подкаст «Пища для ума». Героями выпусков становятся ученые, преподаватели и студенты университета, которые обсуждают актуальные для современной науки темы и дают полезные советы слушателям: «Может ли нейросеть заменить человеческий разум», «Какая она – цифра для гуманитариев», «Как стать стипендиатом России». Подкаст представлен на двух платформах: ВКонтакте и Яндекс Музыке.

Для формирования информационных компетенций творческой молодежи библиотека регулярно проводит обучение пользователей по программам разных уровней подготовки, такие как «Основы научного мастерства» для молодых ученых, «Цифровые информационные ресурсы для научно-исследовательской и образовательной деятельности»; «Интеллектуальная культура исследователя: основы академической этики», «Цифровая среда Научной библиотеки» в рамках модульного курса «Цифровая среда СФУ: возможности для студента». Библиотека также готовит короткие тематические видео, посвященные работе с информационными ресурсами библиотеки. Полученные навыки позволяют пользователям ориентироваться в многообразии информационных ресурсов и находить необходимые источники для обучения и реализации собственных проектов.

Результаты исследования

С целью изучения мнения изучения мнения о роли библиотек высших учебных заведений в сфере креативных индустрий и определения уровня информированности сотрудников библиотеки и читателей о библиотечных проектах в сфере креативных индустрий было проведено социологическое исследование методом анкетирования. Анкеты разработаны в сервисе онлайн-форм, анкетирование проводилось с 20 февраля по 10 марта 2024 г. и носило анонимный характер. Информация об анкетировании распространялась с помощью e-mail рассылки для подписанных пользователей. Были выбраны две группы респондентов: сотрудники библиотеки как акторы креативных проектов и студенты как целевая аудитория этих проектов. В исследовании приняли участие 44 сотрудника Научной библиотеки (около 70% штатных сотрудников), 105 студентов 1–3 курсов Сибирского федерального университета, подписанных на рассылку Научной библиотеки.

На первый вопрос «Знаете ли вы что такое креативные индустрии?» только 9 (20,5%) сотрудников ответили, что не знают, среди студентов 25,7% (27 человек) ответили, что не слышали о такой сфере деятельности. Следовательно, большинство респондентов, по крайней мере, слышали о креативных индустриях. Это объясняется тем, что в настоящее сфера креативных индустрий является одной из самых быстро развивающихся, а в Красноярском крае – приоритетной при реализации культурной политики региона.

Второй вопрос позволяет определить, какие отрасли респонденты относят к креативным индустриям. Исходя из полученных данных (рисунок 1), можно отметить, что респонденты в большинстве своем достаточно успешно ориентируются в видовом разнообразии креативных индустрий.

Рисунок 1 – Отрасли креативных индустрий по мнению респондентов

Источник: Составлено авторами

На вопрос «Отнесли бы вы деятельность библиотек к сфере креативных индустрий?» большинство респондентов ответили утвердительно: 33 сотрудника (75%) и 60 студентов (57,1%). Более низкий процент утвердительного ответа у студентов, по всей видимости, связан с падением популярности библиотеки у молодежи. У сотрудников также имеются сомнения в необходимости реализации творческих проектов в библиотеке, многие привержены традиционной деятельности библиотек по предоставлению информации пользователям.

Результаты ответов на вопрос «Какие из указанных проектов Научной библиотеки СФУ Вы бы отнесли к сфере креативных индустрий?» (рисунок 2) позволяют отметить, что и сотрудники, и студенты достаточно осведомлены о проектах научной библиотеки и правильно их классифицируют.

Рисунок 2 – Креативные проекты научной библиотеки по мнению респондентов

Источник: Составлено авторами

Совсем небольшая часть библиотекарей (3 человека) определила, что для организации досуга и развлекательных мероприятий существуют городские массовые библиотеки, а также различные клубы по интересам, основная деятельность вузовских библиотек должна быть направлена на обеспечение информацией учебного и научного процесса. Большинство респондентов (86,7% сотрудников и 93,3% студентов) считают, что необходимо развивать креативные проекты в библиотеке. Они объясняют это тем, что библиотеки постепенно отходят от своих традиционных функций – места хранения и выдачи печатных изданий во временное пользование, и чтобы развиваться, оставаться востребованной, необходима реализация творческих креативных проектов, создание пространств, привлекающих читателей в стены библиотек.

На вопрос «Какие креативные проекты могла бы реализовать Научная библиотека СФУ?» ответы продемонстрировали большой разброс в предложении мероприятий. Например, различные творческие мастер-классы, встречи с интересными людьми г. Красноярска (писателями, поэтами, дизайнерами, фотографами, учеными и т.д.); проведение конкурса «Суперчитатель» на звание «Самый начитанный студент»; создание интерактивных игр и квестов, посвященных истории вуза, его традициям и знаменитым выпускникам; организация образовательных познавательных лекций, игр и викторин и другие.

Исследование показало, что пользователи библиотеки знают и заинтересованы в развитии креативных проектов в библиотеке. Однако не все сотрудники библиотеки владеют информацией о креативном процессе и заинтересованы в реализации креативных проектов библиотеки. Для решения этой проблемы необходимо повышать компетенции сотрудников библиотеки в сфере креативных индустрий, мотивировать их к интерактивному взаимодействию с пользователями, поскольку это направление работы может повысить эффективность библиотеки, привлечь новых пользователей, расширить спектр библиотечных сервисов, укрепить связи с профессиональным сообществом. Большой ассортимент креативных методов позволяет пользователям и библиотекарям полностью раскрыть свой творческий потенциал.

Заключение

Перед библиотеками высших учебных заведений стоят нетривиальные задачи: не только обеспечить образовательную и научную деятельность вузов, но и создать новые форматы работы с пользователями, наполнив их новыми идеями и смыслами. Изменяется не только сфера культуры, но также сфера науки и образования. Библиотеки высших учебных заведений, находясь на пересечении разных сторон деятельности вуза (образовательной, научной, социокультурной), не определись с траекторией развития, их проектная деятельность в сфере креативных индустрий носит несистемный характер, исследования в данном направлении практически отсутствуют.

Полученные результаты показали, чтобы быть востребованными у молодежи библиотекам необходимо изучать их интересы и потребности, стремиться к интеграции в информационную и креативную инфраструктуру университета и с помощью сочетания креативного пространства, цифрового контента и технологий создавать среду, в которой пользователи библиотек будут создавать и продвигать креативные проекты, создавая атмосферу новизны и творчества. Креативные проекты позволят библиотекам высших учебных заведений адаптироваться к изменениям в обществе и реализовывать свой потенциал как информационного и культурного центра.

[1] Партнером проекта выступил ОАО «Центральный коллектор библиотек «БИБКОМ»


Страница обновлена: 04.04.2024 в 15:11:08