Руководитель в кризисной ситуации
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (134), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Автор описывает, какими чертами характера, знаниями и навыками, необходимо обладать руководителю для управления фирмой на первых стадиях кризиса; какие сигналы подсказывают ему о риске его наступления.
Ключевые слова: управление предприятием, финансовый кризис, эффективный менеджмент, внешняя и внутренняя среда предприятия, анатомия фирмы
Руководитель – это, по сути, тот человек, от которого в полной мере зависит благополучие, жизнеспособность или упадок компании. По имеющимся данным, в условиях рыночной экономики ежегодно претерпевают кризисные состояния 40% фирм различных сфер деятельности. В то же время многие фирмы находят возможность выйти из подобной ситуации, эффективно возобновить производство и добиться расцвета.
Для того чтобы суметь это сделать, руководителю необходимо владеть определенными знаниями и навыками. Первое, что он обязан знать, – это анатомию своего предприятия.
Особые требования к профессиональным навыкам менеджмента
Менеджер должен иметь четкое представление о том, какие функции выполняет каждое подразделение и критерии оценки качества их выполнения. А в период предкризисной ситуации к сотрудникам подразделений предъявляются особые требования к их профессиональным навыкам, такие как, например:
– способность маркетологов к работе в нетрадиционных сегментах рынка;
– умение экономистов проработать множество вариантов технико-экономического обоснования реорганизации производства и выпуска различных видов продукции и находить оптимальные для кризисной фирмы;
– способность финансистов к изобретению многоходовых схем финансовых расчетов кризисной фирмы для обеспечения непрерывности производственного процесса, а также их умение использовать меняющееся законодательство для списания или отсрочки выплаты долгов;
– способность технологов и конструкторов к быстрому освоению производства новой (в том числе нетрадиционной) продукции при крайне ограниченном количестве ресурсов;
– умение линейных управляющих стратегически мыслить, находить оптимальные решения в форс-мажорных ситуациях, поддерживать непрерывный воспроизводственный цикл в условиях нестабильности материально-технического снабжения;
– умение кадровых служб поддерживать постоянство кадрового состава в условиях неопределенности, решать вопросы массовых сокращений избыточных работников и найма недостающих при относительно низких заработках;
– способность руководителей высшего звена выбирать оптимальное направление концентрации жестко ограниченных ресурсов для решения антикризисных задач, умение вселять уверенность в подчиненных, объединять их стремления в заданном направлении [2].
Вернемся к анатомии фирмы. На работоспособность того или иного ее органа влияют внешние и внутренние факторы, воздействие которых провоцирует изменения того или иного показателя деятельности предприятия.
Следовательно, для того чтобы вовремя отследить симптомы болезни и принять соответствующие меры предотвращения, руководитель должен хорошо ориентироваться в информационных потоках, идущих как со стороны внешней среды, так и со стороны среды внутренней. Он должен знать, о чем сигнализируют изменения того или иного показателя.
Руководитель должен быть способен, получая информацию, предвидеть возможные ситуации. А для этого необходимо обладать хорошо развитым аналитическим мышлением и определенными знаниями.
Внутренние факторы
Итак, необходимо понимать, что кризис возникает под действием совокупности факторов, внутренних и внешних.
К внутренним относят факторы, связанные с маркетинговой политикой, выбором и реализацией стратегии, управлением, финансами, технологией, со степенью доверия к компании.
Маркетинговые факторы связаны с некачественным анализом маркетинговой среды: товар не продается, так как не способен удовлетворить нужды покупателя (цена, качество, иные характеристики), задавлен товарами конкурентов, плохо стимулирован его сбыт.
Стратегические факторы связаны с неправильным выбором стратегии фирмы, плохо разработанной или не разработанной вовремя стратегией, фатальными ошибками в планировании.
Управленческие факторы связаны с некомпетентностью топ-менеджмента, ошибками в управленческих решениях, неумением ориентироваться и приспосабливаться к изменяющимся условиям, нежеланием вести честный и успешный бизнес в силу личных выгод.
Финансовые факторы:
– недостаточный объем собственного капитала, активов;
– неэффективные инвестиции;
– отсутствие внешних источников финансирования;
– неэффективное использование фондов, долги и т.п.
Факторы возникновения кризисной ситуации, связанные с технологией — это возникновение компьютерных вирусов, технологических дефектов, поломки оборудования, острая необходимость в усовершенствовании или внедрении технологии. В результате происходит сбой в работе важных отделов компании, утрата или искажение важной информации, предоставление неверной информации клиентам, разрыв связи с важными клиентами. Особенно подвержены подобным проблемам онлайновые компании и фирмы, использующие высокие технологии.
Факторы снижения уровня доверия к компании могут быть связаны, например, с тем, что финансовые результаты ниже ожидаемых. Тогда снижается надежность организации в глазах партнеров, негативному воздействию подвергается моральный дух сотрудников и падает рыночная цена компании. Снижение доверия к компании может быть связано с качеством продукции, человеческим фактором, с судебными тяжбами, жалобами и т.п.
Внешняя среда
К внешним причисляют политические, экономические, социальные, природные факторы.
К политическим факторам можно отнести политическую нестабильность, связанные с этим социальные проявления (беспорядки, митинги, массовые забастовки и т.п.), отношение государства к предпринимательской деятельности (например, запрет или ограничение), национализацию собственности.
Наступлению кризиса на предприятии могут способствовать неразвитость законодательной базы по вопросам предпринимательства. Войны и международные конфликты также могут спровоцировать кризис. Значительно повлияют на объем продаж отмена или введение госзаказа.
К экономическим факторам относятся:
– непредсказуемые изменения экономической политики правительства;
– высокий уровень инфляции;
– недостаточное антимонопольное регулирование;
– ограниченное регулирование внешнеэкономической деятельности;
– ужесточение налогообложения и т.д.
Также к экономическим факторам следует отнести этап цикла макроэкономической системы (страны, отрасли). Если макроэкономическая система вошла в стадию спада, трудно ожидать, что входящая в ее состав фирма сможет успешно функционировать, избежав хотя бы непродолжительного кризиса.
Социальные факторы – пикеты, забастовки, беспорядки; коррупция, преступность; негативные публикации в СМИ, подрывающие репутацию компании. То же самое могут спровоцировать порочащие имя компании слухи, отток кадров, связанный с устойчиво сложившимся общественным мнением о престижности того или иного вида деятельности и др.
К природным факторам можно отнести любые неблагоприятные явления природы, несвойственные данным регионам. Они могут привести к неприятным последствиям вплоть до закрытия определенных видов деятельности и заметного сокращения производительности.
Анализируя внешние факторы, руководитель не должен ждать, пока его фирма подаст сигнал изнутри. Можно пропустить момент адекватной реакции и повергнуть компанию риску кризиса.
Руководитель должен неустанно отслеживать любые изменения во внешней среде и делать выводы, как они могут отразиться на функционировании фирмы, принимать соответствующие меры. Для этого лидер должен обладать такими чертами характера, как дальновидность и умение мыслить стратегически. Это означает, что он, как шахматист, должен просчитывать последствия любых действий и событий на несколько шагов вперед.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 15:16:58