Факторы влияния на результативность инновационной политики
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (67), Июль 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17783256
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматриваются подходы к определению инновационной политики, ее значение для экономики предприятия, факторы, влияющие на результативность инновационной политики промышленного предприятия.
Ключевые слова: инновационная деятельность, промышленное предприятие, инновационная политика, результативность, факторы внешней и внутренней среды
Сегодня особую актуальность приобретают исследования, направленные на формирование и реализацию инновационной политики промышленных предприятий.
Необходимость создания эффективной инновационной политики на микроуровне вызвана, в первую очередь, ее возрастающим значением для экономики предприятия.
Толкование понятия…
Формируемая на предприятиях инновационная политика способствует повышению эффективности деятельности организаций и успешному развитию экономики. Отмечается, что политика промышленного предприятия в области инновационной деятельности может оказывать влияние на:
• технико-экономические показатели работы предприятий;
• структуру производства и управления предприятия;
• экономический потенциал предприятия;
• конкурентоспособность продукции и предприятия;
• изменение спроса на продукцию отраслей промышленности на внешнем и внутренних рынках.
Анализ отечественной литературы показал, что отсутствует единое толкование понятия «инновационная политика предприятия».
Так, Медынский В.Г. указывает, что «инновационная политика предприятия» представляет собой определение руководством предприятия и его научно-техническими подразделениями целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов предприятия» [3].
Шутилина Е.Ю. в своем диссертационном исследовании дает следующую трактовку понятия инновационная политика промышленного предприятия – «совокупность принципов, целей, задач, экономических, правовых и организационных мероприятий, форм, механизмов и методов управления, направленных на достижение долгосрочных стратегических ориентиров инновационного развития для повышения конкурентоспособности и роста эффективности промышленного производства» [4].
Лаушкина Н.С. под инновационной политикой предприятия понимает «целенаправленную деятельность по определению важнейших направлений, выбору стратегических приоритетов перспективного развития предприятия и выработке требующегося для их достижения комплекса мероприятий» [2].
Другие ученые Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. считают, что инновационная политика на микроуровне представляет собой основополагающую линию действий, систему мер в области управления инновационным развитием фирмы в соответствии с поставленными целями и принятой стратегией [1].
Факторы, определяющие инновационную политику предприятия
В современных рыночных условиях одним из основных принципов производственной деятельности промышленного предприятия является его результативность. В международном стандарте ИСО 9000:2000 указанный термин определяется как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов результативность.
Высокая степень самостоятельности промышленной организации, как и любой социально-экономической системы, непосредственно или косвенно сочетается с ее зависимостью от внешней среды. Поэтому одной из задач руководства предприятия при формировании механизма и реализации инновационной политики является учет внешних факторов и условий.
Необходимо отметить, что существуют разные точки зрения на классификацию факторов, влияющих на инновационную деятельность организации, а, следовательно, и на инновационную политику, рассматривающихся в работах отечественных и зарубежных ученых.
Шутилина Е.Ю. в своей диссертации рассматривает факторы, определяющие инновационную политику предприятия, и проводит оценку их приоритетности. Так, по-мнению автора, к внешним факторам, определяющим инновационную политику предприятия, относятся: уровень нормы доходности на капитал, стабильность функционирования кредитно-финансовой и банковской системы, уровень инфляции, научно-технический уровень промышленности, уровень налогообложения, правовое обеспечение инвестиционно-инновационной деятельности, развитость инновационной инфраструктуры, возможность формирования стратегических союзов и иных взаимоотношений с контрагентами, степень доступа к ресурсам, социально-политическая стабильность; монополизация части российского рынка, емкость и платежеспособность внутреннего рынка.
К факторам внутренней среды
Шутилина Е.Ю. относит: конкурентоспособность инновационной продукции, наличие платежеспособного спроса на инновационную продукцию, соответствие инновационной деятельности стратегическим задачам фирмы, профессионализм и высокую компетентность руководителей, наличие и систематическое обновление научно-технической, маркетинговой информации, сведений о поведении конкурентов, уровень организации производства, наличие системы стимулирования инновационной деятельности предприятия, наличие инвестиционных возможностей для проведения инновационной деятельности, уровень гибкости производства, уровень эффективности инновационной деятельности, сочетание принципов ответственности и предпринимательства подразделений, уровень инвестиционного и инновационного риска.
Медынский В.Г. выделил основные группы факторов, влияющих на формирование инновационной деятельности, среди которых рассматривает факторы, препятствующие и способствующие деятельности [3]. Среди факторов, оказывающих влияние на инновационную деятельность, определяет такие, как: экономические, технологические, политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические и культурные.
Факторы, оказывающие влияние на результативность инновационной политики предприятия
Анализ существующей литературы позволил определить факторы, оказывающие, на наш взгляд, значительное влияние на результативность инновационной политики предприятия. К факторам внешней среды можно отнести:
• экономические (уровень инфляции, развитие малого и среднего предпринимательства, стабильность национальной валюты, уровень конкуренции);
• политические (государственная политика в области инноваций, лицензирования и патентования разработок, внешнеэкономическая политика);
• правовые (нормативно-правовые и законодательные акты, регламентирующие инновационную и инвестиционную деятельность);
• научно-технические (развитость инновационной инфраструктуры; уровень научно-технического развития отраслевой промышленности);
• деловую среду предприятия (поставщики, потребители, конкуренты);
• демографические (демографическое состояние в стране, влияющее на платежеспособный спрос населения, структура безработицы);
• социальные (образовательный уровень населения; уровень подготовки высококвалифицированных специалистов);
• культурные (уровень культуры населения, система культурных ценностей, сложившиеся традиции) и др.
Очевидно, что внешняя среда по отношению к предприятию является средой объективной, и поэтому руководству организации необходимо хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты реализации инновационной политики. Также, умение организации приспособиться к вышеуказанным факторам и условиям может служить залогом ее продуктивной, долговременной работы и успешного функционирования.
В отличие от внешней внутренняя среда в значительной мере носит субъективный характер: она напрямую зависит от деятельности предприятия, компетентности менеджеров различных уровней, в связи с чем последние самостоятельно могут корректировать инновационную политику путем непосредственного влияния на совокупность внутренних условий функционирования организации.
Среди факторов внутренней среды, оказывающей воздействие на формирование и реализацию инновационной политики предприятия, можно выделить:
• организационную структуру управления;
• место инновационной политики в общей структуре предприятия;
• инновационную и маркетинговую стратегию предприятия;
• уровень организации производства;
• уровень научно-технического потенциала;
• финансовое состояние предприятия;
• состояние основных производственных фондов;
• наличие ресурсного обеспечения;
• конкурентоспособность продукции;
• возможность диверсификации продукции;
• уровень инновационной активности предприятия;
• кадровый потенциал (состав и уровень квалификации работников, система подготовки и переподготовки кадров, мотивация персонала к инициированию и внедрению инноваций);
• формирование инновационной культуры в организации и др.
Вывод
Для определения влияния факторов на результативность инновационной политики, прежде всего, необходимо рассматривать воздействие факторов внешней и внутренней среды. Также представляется целесообразным рассмотреть влияние экономического потенциала предприятия на результаты реализации инновационной политики на микроуровне, что будет способствовать дальнейшим исследованиям в этой области.
Источники:
2. Лаушкина Н.С. Формирование инновационной политики промышленных предприятий на основе механизма эффективного управления их инновационным потенциалом // Диссер. на соискание уч. ст. к.э.н. – Орел, 2006. – 177 с.
3. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 295 c.
4. Шутилина Е.Ю., Формирование инновационной политики предприятия (на примере предприятий пищевой промышленности) // Диссер. на соискание уч. ст. к.э.н. – Воронеж, 2009. – 164 с.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:08