Новые образовательные технологии в организации неформального обучения персонала компаний
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 25
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (67), Июль 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17783260
Цитирований: 25 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассматривается использование новых информационных технологий для организации неформального обучения персонала компаний. Одна из форм неформального обучения – создание сотрудниками компании персональной среды обучения. Автор приводит характеристику возможностей социальных сервисов Web 2.0 для поддержки персональной среды обучения.
Ключевые слова: корпоративное обучение, неформальное обучение, персональная среда обучения, социальные сервисы, сервисы Web 2.0, образовательная среда
Современные компании, действующие в условиях глобализации экономики и высокой конкуренции, вынуждены обратить внимание на эффективность организации своих бизнес-процессов, поддержание высокого качества выпускаемой продукции и услуг, быструю разработку и вывод на рынок новых продуктов. Для решения этих задач необходимо иметь персонал высокой квалификации, обладающий необходимым опытом и знаниями.
Учеба – понятие постоянное
В отчете V ежегодного бенчмаркинга корпоративных систем обучения и развития персонала, подготовленного компанией «Амплуа» [1, 2], было зафиксировано 7 основных тенденций обучения и развития персонала 2011 года. Среди них отмечается размораживание бюджетов на обучение, рост внимания к повышению эффективности обучения и увеличение использования электронного обучения.
Одним из способов повысить эффективность обучения является неформальное обучение. Именно неформальное обучение позволяет сотрудникам компаний постоянно поддерживать свои профессиональные знания и навыки.
В контексте корпоративного обучения термином «неформальное обучение» описывают множество разных форм обучения, в том числе и создание сотрудниками компании так называемой персональной среды обучения. В западных источниках персональная среда обучения обозначается как PLE (Personal Learning Environment).
Общепризнанного определения персональной среды обучения нет. Эту среду можно понимать как элементы общего информационного поля, которое сотрудник настраивает согласно своим профессиональным интересам, так и набор сервисов, помогающих организовать персональное учебное пространство. Другими словами, PLE – это совокупность ресурсов, необходимых сотруднику для того, чтобы найти ответы на вопросы, возникающие в процессе реализации его профессиональной деятельности. Таким образом, персональная среда обучения – это не конкретное приложение или служба, а особый подход к реализации обучения.
Персональная среда обучения (PLE) должна дать возможность сотруднику обеспечить свои потребности в новых знаниях и навыках. Цикл работы в этой среде состоит из следующих этапов:
1. Поиск и сбор нужной информации.
2. Фильтрация, обработка и хранение собранных данных.
3. Выполнение профессиональных задач на основе приобретенных знаний, в том числе обмен знаниями со своими коллегами.
В настоящее время появились технологии, обеспечивающие эффективную поддержку этой работы.
Это так называемые технологии социального программного обеспечения Web 2.0, которые и создают инструментарий для построения персональной среды обучения.
Среда познается в инструментах
Как считают специалисты, Web 2.0 – это концепция образовательной системы, которая обеспечивает получение образования, адекватного обществу, выросшего из понятия «постиндустриальное» и перешедшее в понятие «информационное». Web 2.0 предлагает новое видение сервисов, основанных на дружественном интерфейсе, соучастии и сотрудничестве. Сервисы дают возможность самим пользователям создавать для себя персональную среду, обеспечивающую хранение информации, ее постоянное пополнение и использование для решения профессиональных задач, а также обмен ею со своими коллегами.
Основные инструменты Персональной среды обучения представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Инструменты PLE
Один из самых ярких примеров сервиса «эпохи Web 2.0» – сервис Google. Большинство из сервисов Google – приложения, требующие от пользователя только наличия браузера, в котором они работают, и интернет-подключения. Это дает возможность использовать их в любой точке планеты и не быть привязанным к одному компьютеру. Полный список сервисов и инструментов Google можно посмотреть, например, в Википедии. Среди них такие, как сервис для ведения блогов, e-mail, сервис создания социальной сети, сервис создания электронного курса, картографический сервис, видеохостинг и многое другое.
Своеобразный настраиваемый персональный портал сотрудника компании может быть создан сервисом iGoogle. При помощи разных подключаемых гаджетов можно одновременно пользоваться web-поиском, просматривать видео на YouTube, почтовые сообщения, узнавать погоду, новости и т.д.
Социальная сеть, созданная корпорацией Google летом 2011 года (Google+), дает возможность создать персональную группу («круг» в терминологии Google) для решения какой-то задачи, работы над проектом или совместного обучения. Настройки приватности задаются для каждого «круга» отдельно, что является одним из преимуществ сети Google перед Facebook.
В Google+ поддерживается как обычный текстовый чат, так и сервис групповых видеоконференций, или как это называется в русской версии, «Видео-встречи». Но для общения с нужным человеком, необходимо заранее послать ему приглашение. Это одна из концепций разработчиков – никого не раздражать своей назойливостью и не мешать другим пользователям.
Образовательно-сетевые возможности
С развитием технологий неформальное обучение стало гораздо проще и эффективнее для внедрения.
Появилась возможность реализовывать так называемое электронное обучение, передающее знания и умения с помощью специальных программ и сетей.
Электронное обучение предлагает сотрудникам постоянный доступ к электронным курсам и другим ресурсам.
Для большинства молодых людей (сотрудников компаний) работа с новыми технологиями – естественное продолжение использования средств Web 2.0 для общения и развлечений. Сознательное включение в персональную учебную среду потребует от них определенных усилий по самоорганизации и внутренней мотивации. Обучаемые должны овладеть способами непрерывного приобретения знаний, освоить навыки работы с любой информацией, в том числе с разнородными и противоречивыми данными, освоить технологию коллективной работы.
К сожалению, не все люди способны организовать собственное обучение без посторонней помощи и далеко не все способны самостоятельно осуществлять фильтрацию и отбор именно той информации, которая нужна им для профессиональной деятельности. Поэтому персональные среды обучения, безусловно, не являются универсальным подходом и требуют поддержки со стороны руководства и внешнего контроля со стороны службы управления персоналом.
Для организации неформального обучения необходимо:
• разработать методические указания, позволяющие направить неформальное обучение на решение требуемых задач компании;
• поощрять сотрудников к созданию персональных сред обучения и к активному участию в обмене знаниями;
• показать руководителям компании ценность неформальных технологий для обучения, инноваций и сотрудничества в коллективе;
• создать условия для реализации неформального обучения путем организации учебного портала.
Организация учебного портала требует на начальном этапе определенных затрат и усилий по созданию или приобретению учебного контента, программных продуктов, методических материалов, обеспечив тем самым отправные точки обучения для сотрудников. С развитием учебной среды они сами станут дополнять список этих ресурсов и предлагать новые учебные инструменты и источники информации. Появятся новые идеи, дискуссии, будут создаваться сообщества практиков, завязываться контакты с коллегами и экспертами, создаваться новый контент. Это и станет настоящей персональной средой обучения.
Пример структуры учебного портала представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Пример структуры учебного портала
Выводы
Использование инновационных технологий делает обучение современным и более эффективным.
Электронные учебники, для которых прогнозируется быстрый рост в течение этого десятилетия, позволяют ускорить их распространение и делают возможным обучение в любом месте. Новые технологии дают также возможность создавать индивидуальные профили обучения и специализированные решения, обеспечивающие лучшее усвоение образовательного контента. Кроме того, эти технологии позволяют осуществить мгновенный доступ к другим людям и источникам информации, создавая сообщества практиков не только внутри компании, но и вне ее.
И наконец, новые технологии позволяют создать особую инновационную атмосферу, составляющую один из важнейших компонентов корпоративной культуры компании.
Источники:
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:07