Идентификация интеллектуального капитала в сетях неформальных отношений в организации: случай российской сервисной компании
Галезник И.А.1, Кельчевская Н.Р.1, Пелымская И.С.1
1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия, Екатеринбург
Скачать PDF | Загрузок: 61 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 6 (Июнь 2019)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=38509106
Цитирований: 6 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
Концепция управления интеллектуальным капиталом (ИК) в современных условиях считается общепризнанным инструментом организационного менеджмента, который призван обратить внимание руководителей и рядовых сотрудников на проблемы эффективного использования интеллектуальных ресурсов для достижения конкурентного преимущества. Однако на практике восприятие ИК разнится от полного непонимания до возведения в ранг наиболее приоритетных направлений совершенствования внутренней системы управления.
Целью данной статьи является выработка подхода к практической оценке отношенческого капитала с помощью социальных сетевых структур и применение его для анализа случая российской сервисной компании, которая столкнулась с проблемами неэффективного управления знаниями, приводящего к потере конкурентных позиций. Исследование показывает, что анализ неформальности наряду с исследованием формальной организационной структурой может дать положительные результаты при диагностике текущих проблем управления, объединяя под эгидой ИК техники управления персоналом и элементы дизайна организационной структуры. В целом авторы показывают, что анализ неформальных сетей может также способствовать идентификации отношенческого капитала и пониманию проблем развития человеческого капитала и повышения эффективности внутреннего обмена знаниями
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, социальные сети, отношенческий капитал, организационный менеджмент, неформальность, сервисные организации
JEL-классификация: E24, O15, M19, M39
Источники:
2. Pike S., Boldt-Christmas L., Roos G. Intellectual capital: origin and evolution // International Journal of Learning and Intellectual Capital. – 2006. – № 3. – С. 233-248.
3. Marr B., Moustaghfir K. Defining intellectual capital: a three dimensional approach // Management Decision. – 2005. – № 43. – С. 1114-1128.
4. Sudarsanam S., Sorwar G., Marr B. A Finance Perspective on Intellectual Capital // Perspectives on Intellectual CapitalBernard Marr. – 2005. – С. 57-68.
5. Ståhle P., Ståhle S., Aho S. Value added intellectual coefficient (VAIC): a critical analysis // Journal of Intellectual Capital. – 2011. – № 12. – С. 531-551.
6. Curado C., Bontis N. The knowledge-based view of the firm and its theoretical precursor // International Journal of Learning and Intellectual Capital. – 2006. – № 3.
7. Dumay J., Garanina T. Intellectual capital research: a critical examination of the third stage // Journal of Intellectual Capital. – 2013. – № 14. – С. 10-25.
8. Demartini P., Paoloni P. Implementing an intellectual capital framework in practice // Journal of Intellectual Capital. – 2013. – № 14. – С. 69-83.
9. Allen J., James A.D., Gamlen P. Formal versus informal knowledge networks in R&D: a case study using social network analysis // R&D Management. – 2007. – № 37. – С. 179-196.
10. Borgatti S.P., Everett M.G. A Graph-theoretic perspective on centrality // Social Networks. – 2006. – № 28. – С. 466-484.
11. Freeman L.C., Roeder D., Mulholland R.R. Centrality in social networks: ii. experimental results // Social Networks. – 1979. – № 2. – С. 119-141.
12. Freeman L.C. Centrality in social networks conceptual clarification // Social Networks. – 1978. – № 1. – С. 215-239.
13. Freeman L.C., Borgatti S.P., White D.R. Centrality in valued graphs: A measure of betweenness based on network flow // Social Networks. – 1991. – № 13. – С. 141-154.
14. Krackhardt D., Hanson J.R. Informal networks: the company behind the chart // Harvard Business Review. – 1993. – № 71. – С. 104-111.
Страница обновлена: 15.08.2025 в 07:28:05
Download PDF | Downloads: 61 | Citations: 6
Identification of intellectual capital in the networks of informal relations in the organization: the case of the Russian service company
Galeznik I.A., Kelchevskaya N.R., Pelymskaya I.S.Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 6 (June 2019)
Abstract:
The concept of intellectual capital (IC) management in modern conditions is considered a recognized tool of organizational management, which is designed to draw the attention of managers and ordinary employees to the problems of effective use of intellectual resources to achieve a competitive advantage. However, in practice, the perception of IC varies from a complete misunderstanding to the construction of the rank of the most priority areas of improvement of the internal control system.
The purpose of this article is to develop an approach to the practical assessment of relational capital using social network structures and its application to the analysis of the case of the Russian service company, which faced the problems of inefficient knowledge management, leading to the loss of competitive positions. The study shows that the analysis of informality along with the study of formal organizational structure can give positive results in the diagnosis of current management problems, combining under the auspices of the IC personnel management techniques and design elements of the organizational structure. In general, the authors show that the analysis of informal networks can also contribute to the identification of relational capital and understanding of the problems of human capital development and improve the efficiency of internal knowledge exchange.
Keywords: intellectual capital, organizational management, social networks, relational capital, informality, service organizations
JEL-classification: E24, O15, M19, M39

Россия, Екатеринбург