Развитие инновационного потенциала персонала
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 35
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (27), Март 2009
Цитировать:
Федосова Р.Н., Пименов С.В., Родионова Е.В. Развитие инновационного потенциала персонала // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 3. – С. 49-59.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838117
Цитирований: 35 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Динамичное развитие техники, технологии, изменение стиля жизни, системы ценностей и мотиваций радикально воздействуют на личностные характеристики человека, повышают его информированность, активность, образовательный и культурный уровень, стремление к творчеству и самореализации. В связи с этим личностный потенциал современного работника, представляющий собой совокупность возможностей и способностей к выполнению определенного вида трудовой деятельности, постоянно развивается.
Ключевые слова: управление персоналом, креативность, человеческий потенциал, творческий потенциал, инновационный потенциал
Динамичное развитие техники, технологии, изменение стиля жизни, системы ценностей и мотиваций радикально воздействуют на личностные характеристики человека, повышают его информированность, активность, образовательный и культурный уровень, стремление к творчеству и самореализации. В связи с этим личностный потенциал современного работника, представляющий собой совокупность возможностей и способностей к выполнению определенного вида трудовой деятельности, постоянно развивается.
Личностный потенциал работника включает в себя следующие элементы: психофизиологический, трудовой и инновационный потенциал [1]. Современное производство требует от работника развития в наибольшей степени инновационного потенциала, который определяется уровнем интеллекта, креативными и познавательными способностями, системой ценностей и мотивацией.
При управлении развитием инновационного потенциала работников промышленных предприятий следует исходить из концепции воспроизводственного подхода к человеку как к предпосылке, условию и результату производства [1]. Реализовать данный подход возможно путем разработки и внедрения программы развития инновационного потенциала работников, обеспечивающей все необходимые условия для повышения трудовой и социальной активности каждого человека.
Специальные исследования свидетельствуют о том, что каждый человек талантлив в той или иной мере, а использует он в различных формах деятельности всего лишь 8-10% своего потенциала. Поэтому процесс развития должен стать составной частью всего, что делается на предприятии, образом мышления и, что еще важнее, образом поведения работников, побуждающим к творчеству, инициативе, поиску инновационных идей и их реализации.
Многочисленные исследования, проведенные в рамках реализации проекта РГНФ №01-03-00127а «Теоретические аспекты диагностики качества социальной среды на современных предприятиях» во Владимирской, Нижегородской, Московской и Ярославской областях позволили авторам разработать подходы и рекомендации по формированию программ развития инновационного потенциала персонала [2].
Возможности реализации программы о развитии инновационного потенциала работников на промышленных предприятиях во многом определяются такими факторами, как:
Средние предприятия имеют свою специфику и особенности, свои сильные и слабые стороны. Сильные стороны:
Повышенная адаптивность к внешней среде, быстрая реакция на изменение спроса напрямую зависят от активности работников. Производство продукции мелкими сериями возможно только в том случае, если работники хорошо знакомы с производственным оборудованием и технологическим процессом, владеют несколькими смежными специальностями или операциями и умеют быстро перейти на выпуск нового изделия, не допуская простоев и срывов. Высокая управляемость и подконтрольность зависят от социально-психологического климата в коллективе, от того, представляет ли он собой команду единомышленников, способных осознавать и реализовывать замыслы руководства. Степень информированности о состоянии внешней и внутренней среды предприятия зависит от того, насколько люди заинтересованы в получении информации, позитивно или негативно настроены на ее восприятие.
Прозрачная взаимосвязь усилий конкретного работника с результатами труда во многом определяется предметной специализацией производства, преобладающей на средних предприятиях и приводит к тому, что человек испытывает чувство ответственности и удовлетворения за качественно выполненную работу.
Большой потенциал коллектива определяется наличием у работников творческого подхода к труду, сочетающего умение, инициативу и способность воплотить идею в реальность.
Программа развития инновационного потенциала работников на средних предприятиях призвана обеспечить формирование инновационного климата в коллективе, в рамках которого каждый работник чувствует необходимость развития в профессиональном и личностном плане. Постепенно развивающийся инновационный потенциал работников сможет преодолеть технические и технологические ограничения в производстве товаров мирового уровня.
Разработка и реализация программы развития инновационного потенциала работников должны отвечать современным требованиям, учитывать существующие условия реализации, иметь необходимое обеспечение и осуществляться по этапам.
Для успешной реализации программы развития инновационного потенциала работников необходимо соблюдение следующих требований:
- устойчивое финансовое положение предприятия;
- полная информированность и моральная подготовка коллектива предприятия, участвующего во внедрении программы;
- программа развития возглавляется и осуществляется первыми лицами администрации при участии профсоюзов.
Для активного развития инновационного потенциала работников необходимо сформулировать условия реализации программы, включающие в себя вовлечение работников в процесс развития, условия, обеспечивающие развитие, а также препятствующие ему.
Условия вовлечения работников в процесс развития:
- обеспечивать технико-организационное развитие;
- обеспечить достойные условия труда;
- создать условия для личной творческой активности;
- обеспечить достаточную оплату труда;
- постоянно повышать квалификацию работников;
- ввести стимулирование труда по результатам;
- обеспечить информированность работников;
-создать психологический климат, влияющий на условия самореализации;
- больше доверять молодым;
- морально и материально поощрять инициативу, инновации, экспериментирование, творчество, хвалить за успехи, не наказывать за ошибки.
Условия, обеспечивающие развитие и препятствующие ему, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Условия, влияющие на процесс инновационного развития персонала
Обеспечивающие развитие
|
Препятствующие развитию
|
- доведение цели и задач деятельности предприятия до каждого работника;
- справедливая оплата труда с учетом вклада каждого; - обеспечение нужной информацией по всем проблемам; - формирование имиджа предприятия; - совершенствование процедуры отбора работников; - регулярное повышение квалификации; - гибкая система стимулирования и творческой деятельности; - внедрение новых технологий, разработка нового ассортимента; - широкая коммуникация, доброжелательность, уважение и забота о каждом; - по возможности учет личных целей и потребностей; - поощрение творчества, похвала и признание малейших успехов; - ограничение контроля, введение системы самоконтроля. |
- отсутствие творческой активности;
- инертность людей; - индифферентность работников к делам предприятия; - низкий уровень экономических знаний; - сопротивление приверженцев «старого»; - разочарование, пессимизм работников; - старая материальная база; - отсутствие справедливой оценки труда, личного вклада, в том числе за обучение, новаторство; - преобладание авторитарного стиля управления. |
Информационное обеспечение включает в себя, во-первых, характеристику организации производства, труда и управления на данном предприятии, а, во-вторых, данные, необходимые для анализа качества работников. Желательно, чтобы информация о работниках была проста, наглядна, однозначна, актуальна, преемственна,
Нормативно-методическое обеспечение представляет собой совокупность документов, используемых при разработке программы развития инновационного потенциала работников. К ним относятся документы организационного, организационно-распорядительного, организационно-методического, технического, экономического характера, а также нормативно-справочные материалы.
Кадровое обеспечение – это совокупность лиц, прямо или косвенно занимающихся на предприятии проблемами управления персоналом. Эти люди составляют команду, занимающуюся вопросами разработки и внедрения программы развития инновационного потенциала работников. В эту команду могут входить: руководитель службы управления персоналом (человек, имеющий опыт работы на данном предприятии и опыт работы на руководящей должности, прошедший специальное обучение в области управления персоналом и пользующийся уважением в коллективе), менеджер по управлению персоналом, специалист по охране труда, инженер по организации и нормированию труда, психолог, социолог, юрисконсульт, линейные руководители.
Техническое обеспечение программы развития представляет собой комплекс технических средств, необходимых для сбора, регистрации, накопления, передачи, обработки, вывода и представления информации. Кроме того, сюда относятся и различные средства оргтехники.
Организационное обеспечение заключается в распределении обязанностей по выполнению каждой функции управления персоналом, ориентированной на развитие инновационного потенциала работников между линейными руководителями и специализированными отделами и службами.
Финансовое обеспечение включает в себя источники финансирования программы развития.
Реализация программы развития инновационного потенциала персонала предполагает наличие этапов, которые различаются для существующих и вновь создаваемых предприятий (табл. 2).
На существующих предприятиях программа развития направлена на совершенствование всех элементов личностного потенциала работников. На вновь создаваемых предприятиях работники подбираются с учетом определенных требований, поэтому программа преимущественно направлена на развитие инновационного потенциала.
Таблица 2
Этапы реализации программы развития инновационного потенциала персонала
Существующие предприятия
|
Вновь создаваемые предприятия
|
- создание рабочей группы, ответственной за внедрение программы;
- оценка инновационного потенциала работников предприятия; - разработка программы; - проведение разъяснительной работы; - организация обучения линейных руководителей и исполнителей; - проведение реорганизации производства, труда и управления; - внедрение программы; - анализ результатов внедрения; - разработка направлений совершенствования программы. |
- проектирование предприятия с учетом современных технических и социальных требований;
- подбор работников, соответствующих требованиям современного производства; - разработка программы дальнейшего развития инновационного потенциала работников; - внедрение программы; - анализ результатов внедрения программы; - разработка направлений совершенствования программы. |
Рис. 1. Распределение ответов работающих в ОАО «Завод металлоконструкций», г. Кисловодск
- от 0 до 2 – низкая степень удовлетворенности;
- от 2 (включительно) до 3 – удовлетворительная степень;
- от 3 (включительно) до 4 (включительно) – высокая степень удовлетворенности.
В наибольшей степени работающие недовольны организацией работы социальной инфраструктуры предприятия. Значение коэффициента – 1,52.
Программно-методический комплекс включает в свой состав рекомендации для всех возможных ситуаций.
В современных условиях на каждом предприятии программа развития личностного потенциала работников представляет собой результат творчества руководителей и специалистов и является своеобразным ноу-хау. Она органично включается в общую систему управления персоналом. Главное отличие вновь разрабатываемых программ заключается в том, что они направлены, прежде всего, на формирование, поддержание и развитие инновационного потенциала работников.
Источники:
2001. – 116 с.
2. Теоретические аспекты диагностики качества социальной среды на современных предприятиях. Грант РГНФ №1-03-000127а,
Москва.
3. Управление социально-экономическими процессами на предприятиях : учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Владимир: Владим. гос. ун-т, 2001. —132 с.
4. Отчет по НИР № 554/03 от 01.10.03 «Оценка качества социальной среды в ЗАО «Завод металлоконструкций» (Кисловодск).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 11:27:05