Разработка модели развития потенциала педагогического персонала образовательного учреждения в системе Тalent-management
| Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (74), Февраль 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18900947
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Предложен научный подход к управлению педагогическими талантами в российских образовательных учреждениях, а также разработана модель развития потенциала педагогического персонала в рамках системы Тalent-management.
Ключевые слова: талант, педагогический талант, управление педагогическим талантом, потенциал персонала
Талантливые кадры необходимы всегда. Сегодня Россия вплотную подошла к неизбежному для нее этапу развития, когда экономический рост будет требовать не просто увеличения численности работающих и преодоления кадрового дефицита, а главным образом изменения сложившейся структуры занятости населения с всевозрастающим вовлечением в национальную экономику высококвалифицированных талантливыхспециалистов.
Талантами тонко управляя…
Для современного этапа развития общества характерна смена образовательных парадигм, переход к новым педагогическим технологиям, ориентированным на вариативность, субъектность, творческую индивидуальность, личностный потенциал специалистов, максимально готовых к практическому функционированию, способных быстро включаться в инновационные процессы и корректировать свою профессиональную деятельность.
Также следует отметить, что вопросам развития потенциала в системе управления талантами организации посвящено достаточное количество публикаций. Тем не менее вопросы развития педагогического персонала в системе Тalent-management не нашли достойного отклика у российских ученых, хотя имеют большую практическую ценность, что в свою очередь еще больше актуализирует проблему.
Итак, что же такое талант вообще и управление талантами педагогического персонала в частности?
Высшую ступень развития способностей в научных публикациях трактуют как талант. Мы, в свою очередь, солидарны с мнением А.А. Крылова, что талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность [6].
Специфика педагогического таланта заключается в высшей степени сложного комплекса таких свойств личности, которые обеспечивают возможность наиболее успешного, творческого выполнения задач педагогической деятельности. Педагогический талант на практике проявляется в способностях. Как считают А.К. Болотова и О.Н. Молчанова, под педагогическими способностями следует понимать совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью [7].
Кадры всегда и везде решают все
Педагогический талант это возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. В свою очередь педагогическое мастерство обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива, о чем писал в своих трудах А.С. Макаренко: «Единство педагогического коллектива – совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее» [5]. А.С. Макаренко также считал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе.
Таким образом, сохранение и развитие кадрового потенциала научно-образовательной сферы является одной из важнейших задач, стоящих перед российскими образовательными учреждениями. Международный опыт свидетельствует о том, что высокоразвитые системы образования концентрируют сегодня внимание на развитии профессиональных компетенций педагога, выстраивая систему стимулов, обеспечивающих его заинтересованность в постоянном самосовершенствовании. Так, например, в педагогических колледжах США, предусмотрены курсы педагогического искусства и мастерства. На этих курсах уделяется особое внимание шлифовке речи, предлагаются позитивные модели общения.
Преимущество системы Тalent-management в развитии педагогического кадрового потенциала состоит в том, что она способна обеспечить качественный рост компетентности персонала, а также удержать ключевых сотрудников образовательного учреждения. Поэтому, при построении систем управления педагогическими талантами важно учитывать не только уровень компетентности и результативности личности педагога, но и его потенциал, так как один из признаков таланта — это еще и способность расти и развиваться. Для достижения перечисленных выше задач модель развития потенциала педагогического персонала образовательного учреждения в системе Тalent-management может иметь следующий вид (рис. 1).
Рис. 1. Модель развития потенциала педагогического персонала образовательного учреждения в системе Тalent-management
Ключевой момент модели развития потенциала педагогического персонала образовательного учреждения в системе Тalent-management – разработка и реализация программы развития педагогического коллектива.
Программа развития педагогических талантов (Talent Management)–целенаправленная деятельность по созданию в образовательном учреждении системы привлечения, найма, развития и использования талантливых педагогов, способных достигать исключительных результатов в своей профессиональной деятельности. В основе программы развития должен лежать постулат: педагог – актив образовательного учреждения.
План удержания педагогического персонала должен рассматривать каждую из областей, в которой может возникнуть недостаток приверженности и неудовлетворенность. Одним из эффективных инструментов удержания талантливого педагогического персонала в образовательном учреждении должна быть эффективно выстроенная система мотивации. Мотивация талантов заключается не только в создании эффективных инструментов внешней мотивации, но главным образом в непрерывной работе по мониторингу и развитию внутренней мотивации (самомотивации) таких сотрудников.
Талантливые педагоги, имеющие сильные внутренние мотивы, способны буквально «раствориться» в деятельности и все внимание полностью сконцентрировать на ней.
Вывод
Кадровый потенциал является неотъемлемым элементом системы управления талантами любой организации, в том числе и образовательного учреждения. Отмеченная концепция управления талантами, на взгляд автора, не является исчерпывающей. Разработанная модель управления развитием потенциала педагогического персонала образовательного учреждения в системе Тalent-management может быть дополнена и адаптирована к конкретному образовательному учреждению. Однако базовые принципы, заложенные в нее автором, будут способствовать постоянному выявлению талантов педагогического персонала и их эффективному применению на благо образовательного учреждения, где основная идея разработанной системы состоит в целевом развитии педагога, в поиске и раскрытии его потенциала.
Источники:
2. Алифанов, К. Talent Management: от теории к практике (тематическая статья) [Электронный ресурс] // http://www.spbcioclub.ru/news/3841.
3. Горбань Т. Борьба за таланты: способы для агрессивного рекрутинга (тематическая статья) [Электронный ресурс] // http://delovoymir.biz/ru/columns/2551/.
4. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ: монография [Текст]. – М.: Прометей, 2009.
5. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения (в 8 томах). Т. 7 [Текст]. – М.: Педагогика, 1983.
6. Психология: Учебник [Текст] / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2010.
7. Психология развития [Текст] / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2009.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:26:06