Инновационные технологии в управлении персоналом: опыт применения

Носырева И.Г.1, Белобородова Н.А.1
1 Байкальский государственный университет, Россия, Иркутск

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать:
Носырева И.Г., Белобородова Н.А. Инновационные технологии в управлении персоналом: опыт применения // Лидерство и менеджмент. – 2023. – Том 10. – № 2. – С. 547-560. – doi: 10.18334/lim.10.2.117698.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53838236
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Изменение условий осуществления трудовой деятельности меняет подходы к управлению персоналом и требует внедрения инновационных технологий в систему управления человеческими ресурсами. В целях повышения эффективности взаимодействия между сотрудниками, повышения вовлеченности персонала в работу, реализации принципов ко-мандообразования, широкое практическое применение находит технология Scrum в различных отечественных и зарубежных компаниях. Авторами систематизирован и охарактеризован ряд информационных систем в сфере управления персоналом, при внедрении которых можно применить Scrum-технологию. В статье проанализирован опыт применения Scrum-технологии при внедрении проекта «Mirapolis» для оптимизации HR-сервиса в одной из компаний нефтегазового сектора, а также рассмотрен опыт применения платформы Miro Board для организации совместной работы удаленных команд в условиях негосударственной образовательной организации. В ходе проведенного исследования авторами выявлены основные проблемы применения инновационных технологий в сфере управления персоналом, спрогнозированы последствия выявленных проблем и предложены пути их решения. В заключении был сделан вывод о том, что применение инновационных технологий в управлении персоналом позволяет раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал сотрудников, способствует большей вовлеченности работников, дает возможность решать задачи повышенной сложности, реализовать масштабные проекты, обеспечить рост производительности труда и эффективности деятельности компании.

Ключевые слова: управление персоналом, технологии управления персоналом, инновации, инновационные технологии в управлении персоналом, scrum-технология в управлении персоналом, платформа Miro

JEL-классификация: M12, M15, M50, O31, O15



Введение

Высококвалифицированные работники в условиях острой конкурентной борьбы становятся одним из ключевых источников конкурентных преимуществ организации [6]. Для привлечения, развития, целесообразного использования трудового потенциала и удержания наиболее ценных сотрудников от увольнения разработано множество технологий в сфере управления персоналом. Многие организации, как отечественные, так и зарубежные, для повышения эффективности управления персоналом применяют инновационные технологии, которые позволяют решить целый ряд возникающих проблем. Вместе с тем, в настоящее время информационные технологии все активнее проникают в различные сферы жизни общества [12], [13], [14] и это не может не затронуть сферу управления человеческими ресурсами. На рынке труда, под влиянием кризисов, вызванных пандемией коронавирусной инфекции, а в дальнейшем – санкционной политикой других государств происходят значительные трансформации [1], [2], [3], [5]. Это ставит задачу выработки адаптационных механизмов рынка труда к происходящим изменениям, меняет требования работодателей к работникам, требует внедрения инновационных технологий в управление персоналом организаций различных отраслей экономики и видов экономической деятельности.

Актуальность выбранной темы исследования связана с тем, что развитие любой организации в современных условиях невозможно без применения инновационных технологий в сфере управления персоналом. Без вовлечения человеческих ресурсов невозможно реализовать изменения в организации и задействовать организационные, экономические, технологические факторы роста производительности труда и повышения эффективности деятельности в целом. Изменение условий ведения хозяйственной деятельности требует внедрения инноваций и в систему управления персоналом.

Постановка проблемы. В условиях высокой турбулентности внешней среды, когда ситуация быстро меняется, и трудно предсказать развитие событий в будущем, многие руководители начинают активнее использовать технологии проектного менеджмента, которые позволяют создавать команды специалистов для работы над ограниченными во времени проектами. Это позволяет избежать целый ряд проблем в сфере управления персоналом, поскольку трудовые отношения оформляются на определенный срок. Для организации более эффективного взаимодействия сотрудников, повышения вовлеченности их в работу, реализации принципов командообразования можно использовать технологию Scrum. Scrum-технология предполагает ведение разработки проекта небольшими шагами, в ходе которых осуществляется постоянное инспектирование и конечного продукта, и применяемых практик его разработки, оценка эффективности этих практик, регулярная адаптация целей разработки продукта и практик ведения процесса разработки [7].

Цель исследования: провести анализ инновационных технологий, выявить их специфические особенности, возможности и перспективы их использования для решения проблем, связанных с персоналом; разработать рекомендации по практическому применению инновационных технологий в сфере управления персоналом.

Новизна исследования связана с тем, что авторами предпринята попытка на основе изучения инновационных технологий выявить их основные особенности; дать собственную оценку возможностям их применения в сфере управления персоналом; описать проблемы в сфере управления персоналом, которые данные технологии позволят решить, провести анализ практического применения инновационных технологий в управлении человеческими ресурсами организаций различных сфер деятельности, а также разработать рекомендации для руководителей по применению данных инновационных технологий в сфере управления персоналом.

Гипотеза. В ситуации турбулентности внешних условий, под влиянием быстрых и непредсказуемых изменений внешней среды, растет популярность технологий проектного менеджмента в сфере управления персоналом; можно предположить, что применение инновационных технологий позволит повысить эффективность управления персоналом. По нашим предположениям, в случае применения данных технологий, будет расти производительность труда работников.

Методология исследования включает системный подход, методы анализа и синтеза, методы обобщения и систематизации, анализ научной литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, социологические методы, а также метод анализа документов.

Scrum как инновационная технология управления персоналом и ее применение в компании нефтегазового сектора

Термин Scrum был впервые сформулирован в середине 1980-х гг. в трудах ученых из Японии (Хиротаки Такеучи и Икуджиро Нонаки) в контексте успешности командной работы при реализации проектов, по аналогии со схваткой при игре в регби (от англ. «scrum» – схватка). Появление технологии Scrum связывают с именами программистов, разработчиков программного обеспечения Джефа Сазерленда и Кена Швабера и относят к 1990-м годам. Данная технология базируется на системном подходе и методах проектного управления, а также на идее многократного возрастания эффективности взаимодействия элементов, действующих в рамках системы с хорошо налаженной, циклически обновляющейся обратной связью, в сравнении с системой, где отсутствует подобная связь. В основу Scrum-технологии заложена система гибкого управления Agile, которая основана на следующих положениях [16], [17]:

1) люди и их взаимодействие более важны, чем процессы и инструменты;

2) гибкое сотрудничество с заказчиком важнее, чем согласование условий договора;

3) работающий продукт в качестве результата – более важен, чем подробная документация о нем;

4) готовность к изменениям более важна, чем следование принятому плану.

Технология Scrum изначально использовалась для управления IT-проектами. В силу того, что данная технология большое значение придавала людям и взаимодействиям между ними, на нее обратили внимание HR-специалисты.

Сущность технологии Scrum заключается в том, что владелец продукта (Product Owner) заказывает проработку какой-либо идеи, которую необходимо реализовать в виде проекта. Над этим проектом будет работать Scrum-команда, или команда разработчиков (Delivery Team), в среднем, из 8 человек, у каждого из которых может быть своя специализация. Работа над проектом будет состоять из ежедневных спринтов. Спринт в данной методологии является одной фазой (или одной итерацией проекта, ее длительность – примерно 30 дней) и обозначает ежедневные короткие (около 15-20 минут) встречи участников для проведения «мозгового штурма» и генерации идей. В ходе работы поддерживается доброжелательная атмосфера, участники команды поддерживают и помогают друг другу, взаимодействие направлено не на поиск виноватых, а на наилучшее выполнение поставленных задач [15]. Затем идеи обсуждаются, анализируются, принимаются и далее – созданная ценность презентуется заказчику. Он оценивает, комментирует идею, и, в ходе следующего спринта, работа команды идет по согласованной с заказчиком траектории. Регулированием работы команды занимается Scrum-мастер (Scrum Master), выполняющий роль модератора.

Практическое применение Scrum-технологии не ограничивается созданием материальных продуктов, она может применяться и в сфере управления персоналом. Например, Scrum-технология подходит для формулирования миссии и целей организации, ценностей в рамках корпоративной культуры, внедрения цифровых платформ в работу персонала организации и других процессах, предполагающих командную работу.

В настоящее время в виду большой популярности удаленной занятости и тенденции к привлечению в проекты специалистов, имеющих разное географическое положение, появилось много программных продуктов, которые реализуют HRM-технологии. В рамках исследования авторы провели анализ наиболее известных информационных систем, позволяющих реализовать принципы Scrum-технологии и управлять работой удаленных команд (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика информационных систем, реализующих HRM-технологии

Название информационной системы
Особенности применения и основной функционал
Сферы применения
Стоимость владения
Мегаплан
Обладает высокой адаптивностью под нужды организаций в зависимости от ее размера и сферы деятельности: подходит производственным, строительным и рекламным компаниям.
Подходит для небольшого количества бизнес направлений.
Собственный центр внедрения и обучения
Отечественный программный продукт.
Подходит как для малого бизнеса (от 3 пользователей), так и для крупных компаний
Стоимость может меняться от 549−1399 р./мес. в расчёте на 1 пользователя
Terrasoft
Система позволяет организовать процесс управления проектами, автоматизировать командную работу, управлять рабочим временем. Больше ориентирована на управление продажами.
Обладает высокой масштабируемостью, возможностью интеграции.
Иностранный программный продукт
Подходит для крупных и средних компаний работающих в сфере продаж
Пробная версия на 14 дней;
1670−3470 р./мес. за 1 пользователя
Miro Board
Позволяет организовать совместную работу удаленных команд, имеет встроенные функции видеоконференции, презентации, возможность делиться экраном.
Подходит для небольших организаций, оказывающих образовательные и консалтинговые услуги, занимающихся продажами, разработкой и т.д.
Отечественный программный продукт.
Подходит как для крупного бизнеса, так и для не больших организаций.
Интерфейс на английском языке
Есть базовый бесплатный тариф для небольших образовательных организаций.
Стоимость полного пакета варьируется от 140 р./мес. (2 чел.)
до 1216 р./мес. за 1 пользователя
Nimbus
Имеет клиентский портал, позволяющий отслеживать взаимодействие между членами команды и клиентами.
Эффективная организация документооборота.
Имеет мобильное приложение.
Иностранный программный продукт
Подходит для малого бизнеса, особенно работающего в сфере продаж.
Интерфейс на английском языке
Пробная версия 14 дней.
Тариф Pro - 420 р./мес. (2 чел.)
Тариф Бизнес - 560 р./мес. (20 чел.)
Mirapolis
Позволяет автоматизировать все HR-процессы: подбор, адаптацию, обучение, развитие,
оценку сотрудников.
Имеет мобильное приложение
Отечественный программный продукт.
Длительность перехода на ПО
(3-5 мес.)
До 50 участников
2990 р./мес.
* Составлено авторами по [8], [9], [10], [11]

Таким образом, возможности весьма разнообразны и зависят от потребностей и ресурсов организации.

Рассмотрим подробнее опыт практического применения технологии Scrum в сфере управления персоналом одной из компаний нефтегазового сектора экономики.

Авторами был изучен опыт компании нефтегазового сектора, которая с целью повышения конкурентоспособности и вовлечения персонала в инновационные процессы (в рамках организационной и кадровой стратегии развития) реализуется проект по внедрению автоматизированной системы управления талантами «Mirapolis». Реализация указанной стратегии включает в себя два ключевых направления – это управление трудовым потенциалом и формирование позитивного опыта сотрудников. В ходе выполнения первого направления стратегии предусмотрена цифровизация различных бизнес-процессов компании, развитие ключевых компетенций сотрудников и управление талантами на основе компетентностного подхода. Для второго направления стратегии развития наиболее важным моментом является: реализация принципов превентивного обучения и применение технологии геймификации.

Проект «Mirapolis» представляет собой единую HR-платформу для управления талантами, охватывающую процессы подбора, найма, адаптации, оценки компетенций и результатов труда, профессионального обучения и развития работников (включая управление карьерой и работу с кадровым резервом). Внедрение проекта направлено на оптимизацию HR-сервиса: повышение его скорости и качества. Реализация проекта «Mirapolis» предполагает 4 этапа, каждый из которых охватывает цифровизацию определенных функций управления персоналом:

1) подбор, формирование программ обучения и индивидуальных планов развития персонала;

2) система оценки персонала;

3) система вознаграждений работников;

4) управление карьерой и работа с кадровым резервом.

В настоящее время идет внедрение первого этапа проекта, в которой участвует 10 специалистов департамента управления персоналом и IT-специалистов. Старт проекта состоялся в конце 2022 г., окончание первого этапа запланировано на первый квартал 2024 г.

Результаты проведенного исследования по внедрению инновационных технологий в систему управления персоналом

Анализ текущих результатов командной работы над реализацией первого этапа проекта «Mirapolis» в компании нефтегазового сектора позволил авторам спрогнозировать и выявить ряд проблем, а также предложить пути их решения с использованием Scrum-технологии (табл. 2).

Таблица 2

Особенности применения Scrum-технологии при реализации проекта «Mirapolis»

Основные проблемы реализации первого этапа проекта «Mirapolis»
Последствия выявленных проблем в будущем
Пути решения выявленных проблем с использованием Scrum-технологии
1. Неравномерное поступление задач разработчикам проекта
Если в короткий промежуток времени начинает поступать множество задач, то возможно некачественное их выполнение
Применяя на практике основные принципы Scrum-технологии, предложить Scrum-мастеру составить план, включающий определение последовательности и сроков выполнения задач в рамках спринта на данном этапе реализации проекта
2. Тестирование автоматизированной системы проводится без участия разработчиков
Это влечет увеличение цикла стабилизации платформы
Предлагается проведение собрания (обзора спринта), частота проведения которого зависит от продолжительности спринта (от 2 до 4 недель). По окончании спринта устраивать встречи команды разработчиков со всеми заинтересованными лицами, где демонстрировать готовые версии HR-платформы с последующим обсуждением разработки и оценкой результатов деятельности команды.
3. Отсутствие ежедневного контроля за ходом работ в рамках реализации проекта
Возможно появление ошибок в работе HR-системы в будущем, что будет оказывать негативное влияние на систему управления персоналом в целом
Рекомендуется проведение ежедневных 15-минутных встреч для повышения вовлеченности членов Scrum-команды в процесс создания продукта, планирования своей дальнейшей деятельности, обнаружения и решения возникающих текущих проблем. Для повышения эффективности командного взаимодействия можно использовать приемы визуализации с применением Scrum-доски, состоящей из четырех колонок: элементы бэклога, что нужно сделать, что делается и что сделано..
4. Команда разработчиков не укладывается в заявленные сроки реализации первого этапа проекта, что было связано с частичным переходом на удаленную занятость
Это отрицательно влияет на систему управления персоналом в целом и приводит к повышению затрат на реализацию проекта
Внедрить удаленное управление командной работой, ежедневно проводить 15-минутные собрания в формате видеоконференций. При проведении видеоконференций использовать онлайн Scrum-доску (например, в программе Kaiten).
* составлено авторами по материалам проведенного исследования.

Таким образом, применение Scrum-технологии в управлении персоналом, сочетающей гибкость, творческий подход и продуктивность, позволяет организации успешно адаптироваться к быстро происходящим изменениям; обеспечивать рост производительности труда; разрабатывать продукты, соответствующие меняющимся бизнес-целям организации.

Платформа Miro Board и опыт ее применения в сфере управления персоналом образовательной организацией.

Авторы также изучили опыт языковой школы, которая имеет статус автономной некоммерческой организации дополнительного образования, была основана в 2012 г. с целью оказания платных образовательных услуг. В основном это услуги по изучению иностранных языков.

Основную часть сотрудников составляют высококвалифицированные преподаватели, традиционно работающие в системах Zoom и Skype. Однако со временем эти программные продукты перестали соответствовать запросам компании. Ограниченная продолжительность уроков не позволяла проводить их качественно, а рост числа сотрудников создавал нагрузку на менеджеров в плане возрастающего контроля и необходимости организации взаимодействия между сотрудниками. К тому же со временем происходило географическое распределение привлекаемых специалистов (рис. 1).

Рис. 1. Территориальное распределение сотрудников языковой школы

* Составлено авторами по данным организации

Увеличение численности сотрудников, их географическая разрозненность, а также возрастающий объем оказываемых услуг за последние 3 года (табл. 3) привели к тому, что увеличилась нагрузка на менеджеров проекта. Были отмечены такие затруднения, как осложнение взаимодействия с сотрудниками, которые находились в разных часовых поясах, трудности в процессе адаптации новых сотрудников, снижение качества оказываемых услуг.

Таблица 3

Показатели деятельности организации за 2020-2022 гг.

Показатель
2020 г.
2021 г.
2022 г.
Списочная численность персонала
24
32
38
Количество сотрудников, работающих на платформе Miro, человек
0
0
38
Объем оказываемых услуг (выручка), тыс. р.
1820
3658
5100
Производительность труда, тыс. р/чел
75,8
114,3
134,2
Количество часов, прочитанных одним педагогом в месяц, час/чел
110
138
161
* Составлено авторами по данным организации

Стало очевидно, что работа компании в прежних условиях невозможна и необходимо внедрение цифровых инструментов, которые будут способствовать решению назревших проблем. В 2022 г. было принято решение внедрить в работу организации онлайн платформу Miro. Характеристика кадровых процессов, реализованных на платформе Miro, представлены в табл. 4.

Таблица 4

Характеристика кадровых процессов, реализованных на платформе Miro

Кадровый процесс
Реализация кадрового процесса на платформе Miro
Отбор персонала
На платформе загружен подробный профиль позиции.
Онлайн-форма с вопросами с целью определения мотивации кандидата.
Видео-интервью
Отмечено сокращение времени отбора кандидатов
Адаптация персонала
Платформа включает программу онбординга, видео стандартного урока, дает возможность проводить видео-встречи, знакомство с командой.
Наблюдается снижение стресса в процессе адаптации и сокращение срока адаптации
Обучение и развитие персонала
Наставничество, обучающие вебинары с приглашенными экспертами.
Есть возможность для личностного и профессионального рост преподавателей с небольшим стажем работы
Оценка персонала
На платформе размещена форма обратной связи, что способствует эффективному взаимодействию руководства и сотрудников
Мотивация и стимулирование трудовой деятельности
Совместные онлайн-мероприятия на сплочение коллектива
Лучший работник месяца
Вырос уровень личной мотивации сотрудников
Взаимодействие сотрудников
Взаимодействие происходит через совместную работу на виртуальной доске, которая позволяет проводить мозговые штурмы, встречи коллектива
* Составлено авторами по материалам проведенного исследования

Внедрение платформы Miro позволило сделать многие HR-процессы не привязанными ко времени. Так адаптация может проходит в удобное для сотрудника время, получать консультации от наставника можно по потребности. Кроме того, на платформе есть видео со стандартами, которые должны быть учтены при реализации образовательных услуг, что позволяет контролировать их качество.

Если до 2022 г. сотрудники работали с применением Zoom и Skype, то в сентябре 2022 г. все перешли на единую платформу Miro. Результат не заставил себя долго ждать: компании удалось повысить не только объем оказываемых услуг, но и производительность труда как в стоимостном, так и в натуральном выражении (табл. 2). Компания также отслеживает отзывы обучающихся на платформе, которые отмечают ее функциональность, удобство в поиске информации и повышение общей эффективности обучения. По их мнению, несомненным достоинством платформы Miro является то, что она позволяет вернуться к материалам урока на доске в любое удобное время.

Таким образом, можно сделать вывод об успешном внедрении цифровой технологии в работу и достижении поставленных целей. В настоящее время пользование платформой бесплатное, т.к. компания не превышает лимит базового бесплатного тарифа.

Основные выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования

˗ В условиях динамично происходящих изменений во внешней среде компаний наиболее востребован персонал, отвечающий современным профессиональным стандартам [4]; обладающий ключевыми компетенциями, имеющими стратегическое значение для организации, и умеющий работать в команде. Способность к командной работе становится особенно важной в условиях внедрения в организациях различного профиля принципов проектного управления. Работа над проектом невозможна без создания и функционирования проектной команды.

˗ Для повышения эффективности командной работы в рамках реализации проекта необходим поиск и внедрение инновационных технологий управления персоналом, среди которых на практике достаточно успешно применяются Scrum-технология и платформа Miro. Работа в команде предполагает активные действия руководителя команды проекта по постановке целей, планированию, распределению задач между участниками команды, организации работы команды, контролю результатов проектной работы и решению возникающих проблем в ходе реализации проекта.

˗ Платформа Miro позволяет организовать работу удаленных команд без потери качества оказываемых услуг. Данная платформа дает возможность более эффективно организовать HR-процессы и обеспечить слаженное взаимодействие сотрудников, работающих на удаленном режиме.

˗ Scrum-технология способствует реализации принципов проектного управления, дает возможность более тесного взаимодействия участников проекта, рационально использовать имеющиеся трудовые и материальные ресурсы, позволяет добиться более высокой организации труда и его результативности.

˗ Применение рассматриваемых инновационных технологий позволяет раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал сотрудников, способствует большей вовлеченности работников, что, в конечном итоге, дает возможность решать задачи повышенной сложности, реализовать масштабные проекты, обеспечить рост производительности труда и эффективности деятельности компании.


Источники:

1. Былков В.Г. Социально-экономические предпосылки трансформации рынка труда в условиях введения беспрецедентных санкций // Экономика труда. – 2022. – № 10. – c. 1489-1508. – doi: 10.18334/et.9.10.116407.
2. Былков В. Г. Трансформация регионального рынка труда под действием санкций // Известия Байкальского государственного университета. – 2022. – № 4. – c. 732–740. – doi: 10.17150/2500-2759.2022.32(4).732-740.
3. Былков В. Г. Функционирование регионального рынка труда в условиях пандемии COVID-19 // Известия Байкальского государственного университета. – 2021. – № 1. – c. 43-51. – doi: 10.17150/2500-2759.2021.31(1).43-51.
4. Былков В. Г. Повышение эффективности использования трудового потенциала в процессе актуализации системы оценки квалификаций // Global and Regional Research. – 2019. – № 3. – c. 76-81.
5. Былков В. Г., Самарина М. В. Социально-экономические индикаторы предкризисной ситуации на региональном рынке труда // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2015. – № 3. – c. 31. – doi: 10.17150/2072-0904.2015.6(3).31.
6. Былков В. Г. Рынок труда и развитие занятости населения. / Учебник. - Москва: Компания КноРус, 2019. – 290 c.
7. Кузнецова Е. Д. Использование Scrum-технологии в процессе наставничества // Высокие технологии атомной отрасли. Молодежь в инновационном процессе: сборник материалов XV научно-технической конференции молодых специалистов Росатома. Саров, 2021. – c. 247–250.
8. Официальный сайт разработчика информационной платформы Miro Board. [Электронный ресурс]. URL: https://miro.com/ru/ (дата обращения: 20.03.2023).
9. Официальный сайт разработчика информационной платформы Mirapolis. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mirapolis.ru (дата обращения: 20.03.2023).
10. Официальный сайт разработчика информационной платформы Nimbus. [Электронный ресурс]. URL: https://nimbusweb.me/ (дата обращения: 20.03.2023).
11. Официальный сайт разработчика информационной платформы Terrasoft. [Электронный ресурс]. URL: https://stage.creatio.com/ (дата обращения: 14.03.2023).
12. Самаруха В. И., Краснова Т. Г., Плотникова Т. Н. Развитие цифровой экономики в России и регионах Сибирского федерального округа // Известия Байкальского государственного университета. – 2019. – № 3. – c. 476–483. – doi: 10.17150/2500-2759.2019.29(3).476-483.
13. Авдюшина М. А., Агеева Е. В., Арбатская Т. Г. и др. Современные тенденции в финансовой сфере. / под общей редакцией М. Г. Жигас ; Байкальский гос. ун-т. - Иркутск : Издат. дом БГУ, 2021. – 460 c.
14. Цифровизация финансово-кредитной сферы в современной России. / монография / под общ. ред. М. Г. Жигас, А. А. Шелупанова. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 406 c.
15. Юрченко А. Д., Георгиев Н. С. Инновативные элементы системы управления проектами Scrum и порядок их внедрения // Инновационная траектория развития современной науки: становление, развитие, прогнозы: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2021. – c. 136-142.
16. Голдштейн И. Scrum без ошибок. Инструменты, техники и советы для тех, кто работает по Agile. / Илан Голдштейн; пер. с англ. Марии Князевой, Александра Семенова. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 288 c.
17. Сазерленд Дж. Scrum. Революционный метод управления проектами. / Джефф Сазерленд; пер. с англ. М. Гескиной – 4-е изд. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 272 c.

Страница обновлена: 17.07.2024 в 06:03:41