Обеспечение производств стройиндустрии качественной рабочей силой

Симонова М.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (21), Сентябрь 2008

Цитировать:
Симонова М.В. Обеспечение производств стройиндустрии качественной рабочей силой // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 9. – С. 121-125.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11619009
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Взаимодействие профессионального образования, работодателей, общественных профессиональных объединений и государственных органов формируют отношения на специализированном рынке труда, ориентированном на производство строительных материалов. Современная ситуация на российском рынке труда отличается сложностью и неоднозначность происходящих процессов. Очевидна необходимость прогнозирования квалификационно-профессиональной структуры рабочей силы для строительной отрасли как в целом по стране, так и по регионам. Потребность производства в качественной рабочей силе формирует характер спроса на рынке труда и влияет на формирование оптимальной структуры профессионального образования.

Ключевые слова: образование, профессиональное образование, девелопмент, человеческие ресурсы, строительный бизнес

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Взаимодействие профессионального образования, работодателей, общественных профессиональных объединений и государственных органов формируют отношения на специализированном рынке труда, ориентированном на производство строительных материалов. Современная ситуация на российском рынке труда отличается сложностью и неоднозначность происходящих процессов [1]. Очевидна необходимость прогнозирования квалификационно-профессиональной структуры рабочей силы для строительной отрасли как в целом по стране, так и по регионам. Потребность производства в качественной рабочей силе формирует характер спроса на рынке труда и влияет на формирование оптимальной структуры профессионального образования.

Статистические данные показывают незначительную степень несоответствия заявленной численности предприятий фактическому составу персонала. В большей степени недостаток кадров имеет структурный характер. По данным опроса работодателей [2], проведённого в 2006 г. Государственным университетом Высшей школой экономики по заказу Министерства образования и науки РФ, чаще всего отмечается дефицит квалифицированных рабочих – 77% руководителей предприятий указывают именно на эту категорию персонала.

Ещё одна квалификационная группа, имеющая значительный дефицит кадров, это исполнители высшей квалификации линейных подразделений. То есть требования работодателей к качеству рабочей силы повышаются и необходима опережающая подготовка рабочей силы для обеспечения перспективных потребностей производства. В строительстве существенно больше требований предъявляется к наличию профильного образования, причём практически во всех квалификационных группах.

По оценке Е.В. Харченко [3] в строительных организациях происходят принципиальные изменения в сфере подбора персонала. Вместо традиционного отдела кадров по найму и увольнения работников, современные кадровые службы становятся центрами по профессиональному подбору и подготовке работников, обеспечивая предприятие рабочей силой необходимого уровня качества. Такие направления деятельности кадровых служб становятся необходимыми в условиях существующей сегодня в России системы базового профессионального образования, которая часто не позволяет привести объём знаний и приобретённых профессиональных навыков обучающихся в должное соответствие с требованиями квалификационных характеристик в условиях непрерывно развивающегося производства. Становление в стране системы непрерывного образования может помочь в решении как тактических, так и стратегических задач в обеспечении страны квалифицированными кадрами [4].

В настоящее время привлекательность профессионального образования постоянно возрастает. Всё большее количество молодых людей и их родителей связывает будущее благополучие именно с наличием хорошего образования. В первую очередь это касается именно высшего профессионального образования. Опросы, проводимые Всероссийским центром изучения общественного мнения, подтверждают, что не менее 70 % опрошенных считают, что для успеха в жизни и достойного положения в обществе необходимо высшее, а очень часто даже два высших образования [5]. Качество профессионального образования во многом определяется интеграцией образования, науки и производства, поэтому комплексное развитие всей системы строительного образования должно входить в сферу интересов как профессионального строительного сообщества, так и государства, представленного профильными министерствами и ведомствами.

Всё большую озабоченность вызывает нарастание потребности промышленности, куда относится и отрасль строительных материалов, в квалифицированных рабочих кадрах и одновременное сокращение подготовки именно в этом профессиональном сегменте. Считаем, что при решении этой проблемы необходимо руководствоваться как стратегическими, так и тактическими целями. Обеспечение потребности производства в рабочих высокой квалификации является тактической задачей в силу современного состояния российских производств. Задачи инновационного развития и научно-технический прогресс ставят перед производством и стратегические цели – автоматизация и роботизация технологических линий, в которых физический труд будет необходим только в минимальных количествах. То есть реализация стратегических целей будет сопровождаться сокращением потребности производства в рабочих профессиях и увеличением потребности в специалистах среднетехнического уровня, направленных на управленческий и информационный характер труда. Такой ракурс позволяет сделать следующий прогноз – при выполнении тактической задачи обеспечения современного производства квалифицированными рабочими кадрами необходимо иметь в виду их последующий возможный выход на рынок труда ввиду совершенствования средств производства и сокращения потребности в рабочих профессиях в современной трактовке этого термина.

Этот вариант возможен в случае оптимистического прогноза развития экономической ситуации в стране, в этом случае появится необходимость в принятии мер на государственном уровне для рационального перераспределения рабочей силы, переподготовки и переобучения высвобождающихся кадров. В зависимости от прогнозируемого периода необходимо учитывать возможные пути развития основных средств производства. Под пессимистическим вариантом развития событий мы предполагаем постепенное попадание России в технологическую зависимость от импортных поставок производственного оборудования, экстенсивное расширение сборочных производств известных мировых брендов, ориентирующихся на сокращение издержек производства за счёт дешёвой рабочей силы и сокращения длительности транспортных путей до потребителя. Кроме того, что на российский рынок попадают в основном не самые передовые образцы технологий и оборудования, следует иметь в виду то, что разработчики данных технологий не заинтересованы в распространении принципов создания оборудования и ориентированы на собственное развитие. Представители российской рабочей силы воспринимаются в этом случае как исполнители заложенных идей и концепций, но не как равноправные партнёры. Оптимистический прогноз основан на использовании технологической и интеллектуальной основы закупаемых технологий для повышения качества рабочей силы в высшей категории и развитии на этой основе собственных научных и технологических, инновационных разработок и переход на постиндустриальную основу производства.

Это два принципиально разных подхода к формированию качественных характеристик рабочей силы, востребованных обществом. Пессимистический вариант способствует формированию преимущественно такой группы качества рабочей силы, которая способна к квалифицированной работе на известном оборудовании. Оптимистический вариант предполагает доминирование другой группы качества рабочей силы, способной к творческому изменению существующих средств производства. Учитывая серьёзный демографический спад в 90-х годах ХХ века, последствия которого будут ощущаться в течение жизни нескольких поколений, к началу 20-х годов XXI века наступит первый негативный результат этого спада - существенное сокращение предложений на рынке труда. Компенсировать сужающийся рынок рабочей силы возможно несколькими путями, в числе которых инновационный путь развития экономики, предполагающий повышенные требования к качеству рабочей силы. Постиндустриальная экономика предполагает преимущественное развитие производства на основе информационных технологий, акцентирующей внимание на человеческом факторе. Автоматизация ведёт к сокращению количества неэффективных рабочих мест [6] и высвобождению части занятых, что в период демографического спада будет процессом, способствующим заполнению потребностей в других отраслях экономики. Автоматизированное производство создаёт рабочие места с другим уровнем организации рабочего места, требующее качественно нового уровня рабочей силы, что в перспективе способствует слиянию рабочего и среднетехнического персонала.

Если рассматривать структуру персонала в рамках одного промышленного предприятия, то она изменится в сторону увеличения среднетехнического персонала при сохранении или незначительном уменьшении управленческого и инженерно-технического персонала. В то же время в ракурсе региона или страны в целом тенденции изменения структуры рабочей силы в долгосрочной перспективе должны измениться в сторону увеличения доли управленческого, функционального, инженерно-технического и обслуживающего персонала. Это связано со стремлением промышленных предприятий к выделению сопутствующих функций в отдельные организационные структуры, что экономически оправдано, разветвлению информационных и сервисных функций.

Таким образом, перспективное планирование структурно-квалификационных характеристик рабочей силы, занятой в стройиндустрии, позволит своевременно корректировать государственную кадровую политику. Результатом формирования эффективной кадровой политики, выступит опережающее развитие профессионального образования, общества и территории, на которой она реализуется.


Источники:

1. Лапин А.Е. Эволюционное формирование региональной государственной политики содействия занятости в переходной экономике России. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора эконом. наук. Москва, 2003. 41 с.
2. Спрос на рабочую силу – мнение работодателей. Информационный бюллетень. – М.: ГУ-ВШЭ, 2006. – 64 с.
3. Харченко Е.В. Управление инвестиционными проектами и конкурентоспособностью в жилищном строительстве. / Экономика строительства, № 3. 2006. С. 36-42.
4. Казначеев В.А. Кто протянет руку: вузы могут спасти систему начального и среднего профессионального образования от развала / В.А. Казначеев // Российская газета – 7 февраля 2008 г.,
5. Бондаренко Н.В., Бочарова О.А., Гражданкин А.И. и др. Анализ взаимосвязи системы образования и рынка труда в России. Информационный бюллетень. – М.:ГУ-ВШЭ, 2005. – 20 с.
6. Семёнов А. Принципы и механизмы создания рабочих мест. Экономист, № 2, 2000. С. 40-47.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:58:23