Cтимулирование развития бизнеса в регионе и районе средствами электронного и открытого правительства
Сербиновский Б.Ю.1, Марсуверский А.В.2
1 Ростовский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, г. Ростов-на-Дону
2 Ростовский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова», г. Ростов-на-Дону
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 1 (Январь-март 2016)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=26196125
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Проанализирована проблема стимулирования развития бизнеса в регионе и районе (муниципальном образовании). Предлагается строить новые институты, механизмы и инструменты стимулирования развития бизнеса на технологической базе электронного и открытого правительства. Виртуальные площадки рассматриваются как основные формы реализации таких институтов, механизмов и инструментов. Предложены направления стимулирования бизнеса с использованием IT-технологий. Направления позволяют создавать и поддерживать комплекс стимулов, ориентирующих людей на занятие предпринимательством, и создают благоприятную среду для предпринимательской деятельности. Представленные результаты могут быть интересны исследователям проблем развития российского предпринимательства. Предложенная классификация может быть использована при разработке проектов совершенствования систем электронного и открытого правительства.
Ключевые слова: предпринимательство, бизнес, экономика, развитие, регион, электронное правительство, открытое правительство, район
JEL-классификация: L26, O00, O10, H70
Введение
Сложная и многогранная проблема повышения эффективности власти, государственного управления развитием экономики и бизнеса разного масштаба остается актуальной и может решаться путем использования современных информационно-коммуникационных технологий (IT-технологий), предоставляющих для этого новые возможности, в том числе для ускоренного устранения возникающих противоречий и барьеров развитию бизнеса, расширения государственно-частного партнерства, использования инициатив и поддержки гражданского общества в решении ключевых вопросов социально-экономического развития страны, регионов и отдельных районов.
Проблема эффективности государственного управления в современных условиях при применении иерархической модели принятия решений и передачи информации обостряется ввиду постоянно нарастающей сложности социальных и экономических процессов, а также неэффективности механизмов информационного обеспечения, подготовки, принятия и реализации решений. Информационные факторы снижения эффективности государственного управления многими авторами считаются ключевыми и рассматриваются в качестве главного вызова для современной России [1].
Цель исследования: поиск путей повышения эффективности управления развитием экономики и бизнеса с использованием технологий и средств электронного правительства и «Открытого правительства», в том числе систем «Открытый регион» и «Открытый муниципалитет».
Становление и развитие в РФ технологий и средств электронного и открытого правительства
Для повышения эффективности государственного управления экономикой и обществом, построения в России гражданского общества в последние годы активно используются IT-технологии, которые составляют технологическою базу электронного и открытого правительства.
Электронное правительство, с одной стороны, является способом представления информации и технологией оказания государственных услуг с использованием IT-технологии (см. сайт URL: https://www.gosuslugi.ru/), которая создана в соответствии со стратегией развития информационного общества (см. [2]) и представляет собой комплекс информационных систем для предоставления государственных услуг в электронном виде и общегосударственную распределенную систему общественного управления, которая обеспечивает автоматизированное управлением документами и процессами их обработки. По планам Правительства РФ к 2018 г. 70% всех государственных услуг будет предоставляться физическим и юридическим (в том числе бизнесу) лицам в электронном виде для минимизации времени на информационных обмен, взаимодействие и информационные услуги (за счет применения IT-технологии) при повышении качества содержательной стороны такого взаимодействия. Поскольку оно реализовано в форме автоматизированной системы электронного документооборота государственных органов, госучреждений, объединяющей все больше процессов государственного управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, то следует ожидать повышения качества информационного обмена и принимаемых решений, эффективности государственного управления, а также одновременного снижения управленческих и коммуникационных издержек государства, граждан, бизнеса, общественных организаций и других участников электронного взаимодействия.
С другой стороны, электронное правительство является частью электронной экономики и субъектом рынка электронной коммерции.
В настоящее время все уровни власти и субъекты РФ охвачены работой по расширяющемуся внедрению систем электронного правительства и комплекса услуг, предоставляемых посредством IT-технологии. Основной инструмент реализации технологических, процессных решений – это официальные сайты (порталы) органов власти федерального, регионального и местного (муниципального) уровней, а также министерств, ведомств, их организаций, учреждений и служб. Поэтому особенно важная составляющая комплекса работ по развитию электронного документооборота и совершенствованию процессов оказания электронных услуг связана с интеграцией информационных систем, принадлежащих органов власти, прежде всего министерств, ведомств, их организаций, учреждений и служб, в единую систему документооборота в рамках электронного правительства РФ и ее территорий.
Например, электронное правительство Ростовской области представлено на страницах портала URL: http://rostov-gorod.ru/?ID=4588. Все органы власти муниципальных образований области имеют официальные сайты, которые при соответствующей доработке могут использоваться для решения задач открытого правительства, поэтому нами решались задачи исследования содержательной и технологической сторон этих сайтов, в том числе была дана расширенная типологическая характеристика.
Каждое министерство, их организации, учреждения и службы создали специальные сайты электронного правительства (см., например, официальный сайт Минэкономразвития России URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/inforientedsoc/, сайт Ростелекома URL: http://www.rostelecom.ru/projects/egov/about/, Официальный Интернет-ресурс Микомсвязи России URL: http://www.minsvyaz.ru/ru/activity/directions/484/ и др.). Из года в год увеличивается количество электронных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам. Так, в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» портал государственных электронных услуг начал работу 15 декабря 2009 г. с размещения информации о 100 федеральных и 250 региональных услугах. К 2015 г. количество услуг увеличилось многократно (до 945 федеральных, свыше 11 тыс. региональных и 21 тыс. муниципальных). Работа по увеличению числа электронных госуслуг успешно продолжается. Например, в настоящее время общественность предлагает принимать заявления от потерпевших через официальные порталы госуслуг [3], а Минфин России планирует установить скидки на электронные услуги физическим и юридическим лицам [4]. Правительством РФ установлен целевой показатель, определяющий долю госуслуг, получаемых физическими и юридическими лицами в электронном виде в 2018 г., равную 70% (как это отмечено выше). По итогам 2014 г. электронные госуслуги получили 35,2% граждан, а в 2015 г. запланировано достижение показателя 40% [4]. Однако некоторые министерства пересматривают свои концепции и сужают ассортимент электронных услуг. Так, например, поступило Минэкономразвития России, уменьшившее до двадцати количество услуг, предоставляемых на портале электронного правительства [5].
В систему электронного правительства вплетены многофункциональные центры (МФЦ), которые призваны оказывать государственные и муниципальные услуги физическим и юридическим лицам и которые в той или иной мере могут оказывать или уже оказывают им помощь в налаживании электронного взаимодействия с субъектами электронного и открытого правительства.
Открытое правительство – это технологическая база для построения и эффективного использования институтов гражданского общества, позволяющая наладить оперативное взаимодействие органов и представителей власти с гражданами, общественными организациями и партиями, предпринимателями, союзами, объединениями, ассоциациями и другими организациями, которые представляют интересы крупного, среднего и малого бизнеса.
Создание открытого правительство началось с опубликования Указа Президента РФ от 8 февраля 2012 г. [6], которым созданы рабочая группа и десять подгрупп (по ключевым направлениям социально-экономического развития страны) и определены приоритетные направления деятельности: борьба с коррупцией; развитие конкуренции и предпринимательства; развитие кадрового потенциала и человеческого капитала. В этой связи открытое правительство работает по направлениям и выполняет функции, которые связаны с обеспечением высокого уровня прозрачности органов власти и свободного обмена информацией между государством и гражданским обществом, активного участия гражданского общества в развитии системы государственной власти, повышения эффективности работы органов государственной власти, улучшения доступности предоставляемых государством услуг, целевой ориентации органов власти на постоянный поиск и внедрение новых (инновационных) решений, на создание широких возможностей для участия гражданского общества в контроле органов власти по разным направлениям и видам государственного управления, например, в части формирования и реализации бюджета, эффективности бюджетных расходов.
В решениях Правительства РФ открытое правительство рассматривается как система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и общества для достижения высокого качества и сбалансированности принимаемых решений в условиях нарастания (в современной России и мире) динамики социальных, экономических и политических процессов. Открытое правительство призвано вовлечь гражданское общество и бизнес в экспертизу и принятие государственных решений за счет информационной открытости (предоставления открытых данных, прозрачности и подотчетности государственных расходов, закупок, инвестиций и др.), «понятности» действий органов власти, реализации эффективной системы общественного контроля [7]. При этом открытое правительство является не дополнительной властной структурой, а именно технологической базой, системой механизмов и принципов для улучшения взаимодействия власти и гражданского общества, повышения качества принимаемых решений и их исполнения, действенности государственного аппарата за счет вовлечения гражданского общества в процесс выявления и решения проблем социально-экономического развития страны, а также для формирования новой культуры взаимодействия общества и власти, в том числе при поиске компромиссов и взаимовыгодных решений.
Распоряжением Правительства РФ утвержден стандарт открытости федеральных органов исполнительной власти [8], который определяет концепцию и принципы открытости [9], обязывает министерства, ведомства, другие государственные органы и службы обеспечить информационную открытость, подотчетность органов власти, участие общества в разработке и экспертизе принимаемых решений, развитие механизмов общественного контроля, а также содержит методику мониторинга и оценки открытости органов исполнительной власти [10]. При работе с гражданами субъекты электронного и открытого правительства должны выполнять требования закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [11].
Некоторые результаты внедрения технологий открытого правительства в РФ
Однако реализация политики открытости находится на низком уровне, о чем свидетельствует статистика размещения открытых данных на сайтах органов власти (рис.). Можно говорить о том, что в 2015 г. политика открытости выполнена федеральными органами власти только на 48,7%.
Внедрение технологий и средств открытого правительство в РФ и ее регионах остается на низком уровне. По данным «Открытого правительства» РФ (см. сайты URL: http://open.gov.ru/openregion/#r2 и URL: http://open.gov.ru/openregion/#m2) только небольшая часть регионов страны выполнила начальный этап работ по созданию регионального открытого правительства (технология «Открытый регион»). Ростовская область не внедрила систему «Открытый регион» и механизмы открытого государственного регионального управления, т.е. результативность региональной власти (в Ростовской области) по этому направлению деятельности нулевая.
Рисунок. Результаты размещения наборов открытых данных на сайтах федеральных органов власти
Источник: построено авторами по данными «Открытого правительства» РФ URL: http://open.gov.ru/infografika/realization/
В Ростовской области только муниципальные власти г. Таганрога внедрили в деятельности органов местного самоуправления систему «Открытый муниципалитет», принципы, инструменты и механизмы открытого государственного управления, приступили к созданию условий для повышения эффективности деятельности органов власти с использованием технологии «Открытого правительства» и решению задач:
– роста доверия между государством и обществом;
– повышения кадрового потенциала государственной гражданской службы, качества государственных услуг и решений органов государственной и муниципальной власти, эффективности предоставления бюджетных услуг путем развития конкурентной среды в их осуществлении и более полного использования потенциала общества при разработке государственных решений и реализации отдельных государственных функций;
– снижения уровня коррупции в органах власти, в том числе в процессе предоставления бюджетных услуг;
– достижения высокого уровня удовлетворенности населения качеством государственных услуг;
– увеличения инвестиционного потенциала региона и роста конкурентоспособности территорий за счет более понятной, благоприятной институциональной среды и инвестиционных возможностей;
– роста качества жизни за счет своевременного и оптимального ответа на социально-экономические вызовы.
Следовательно, оценка результативности региональных и муниципальных властей Ростовской области на поприще создания и развития систем открытого муниципалитета равна 1,8 % (1 муниципалитет из 55).
Предлагаемые подходы и решения
Важнейшие программные ориентиры в отношении путей развития электронного и открытого правительства определяют, во-первых, Стратегия развития информационного общества в РФ [2], во-вторых, Государственная программа развития информационного общества [12].
В России задача построения гражданского общества еще не решена на должном уровне, о чем пишут многие авторы, например [13]. Реализация проекта «Открытое правительство» позволяет создать высокотехнологичную базу для успешного становления гражданского общества в России, создает условия для повышения мотивации гражданского участия в решении проблем развития предпринимательства, бизнеса, коммерческих организаций в регионе и районе, а также развития культуры коллективных действий по поводу выявления проблем и поиска путей их решения, выстраивания действенных институтов гражданского общества (институциональных правил, средств, механизмов), улучшения условий функционирования институтов гражданского общества и участия граждан в решении проблем социально-экономического развития страны, региона, района.
Развитие электронного и открытого правительства непосредственно касается проблемы выбора уровня централизации власти и размеров делегирования власти с федерального уровня на региональный и местный уровни, а также проблемы целостности российской государственности. При этом официальная позиция Президента [14, 15] и Правительства РФ определена рядом документов, в том числе описана в федеральных законах и государственной программе, определяющей взаимоотношения по поводу региональной политики и развития регионов [16, 17].
Подход к решению этих проблем оказывает влияние на процессы развития предпринимательства, бизнеса, коммерческих организаций в регионе и районе, на формирование и расширение рыночной и инновационной инфраструктуры, в том числе на развитие сети автодорог и железнодорожной сети, что особенно важно для приграничных регионов и районов, на территории которых с особой силой и высокой эффективностью может развиваться не только межрегиональное и межмуниципальное экономическое взаимодействие, но и межгосударственный товарный обмен, успешно формироваться национальный и межгосударственный трансграничный агломеративный каркас интегрированных производств, торговли, экономик. Например, для приграничного Миллеровского района потенциал развития транспортных сетей и межгосударственного экономического взаимодействия является важным фактором экономического роста и социально-экономического развития, но требует активной и согласованной позиции федеральной, региональной и местной власти, которым следует, используя технологическую базу электронного и открытого правительства (реализуемых на каждом уровне власти, но, прежде всего, на уровне местного самоуправления), совместно искать пути наращивания новых возможностей, усиления и рационального использования сильных сторон, технологических преимуществ экономик региона и района для ускоренного роста предпринимательства и социально-экономического развития.
Несмотря на расширение практики применения (в федеральном, региональном и муниципальном управлении) технологий электронного и открытого правительства, они еще не используется сколь-нибудь широко и значимо в решении задач развития бизнеса и экономики региона и района, следовательно, это направление совершенствования государственного (федерального, регионального и муниципального) управления целесообразно рассматривать как важное и перспективное. Поэтому функционирующая система электронного правительства может служить комплексным средством развития бизнеса в регионе и районе. На этой же технологической базе целесообразно создавать или развивать «Открытое правительство» в формах «Открытый регион» и «Открытый муниципалитет».
Результаты настоящего исследования позволяют рекомендовать:
– использовать официальные сайты (порталы) администраций регионов и/или районов в качестве основного средства (для решения задач развития бизнеса), но дополнить их целевыми, проблемно ориентированными виртуальными площадками (технико-технологические проектные решения авторами разработаны). На таких площадках будут реализованы технологии и меры стимулирования развития предпринимательства (бизнеса) в регионе и/или муниципальном образовании, а также сопутствующие программы и меры проблемно ориентированного развития гражданского общества и инициативы повышения активности граждан;
– включить в эту работу МФЦ, которые функционируют во многих регионах и районах (муниципальных образованиях);
– исследовать, эффективно и проблемно ориентированно использовать мотивы и стимуляторы, способные вовлечь граждан и общественность в процессы развития предпринимательства и социально-экономического развития региона и/или муниципального образования.
Таким образом, в управлении развитием предпринимательства в регионе и муниципальном образовании средствами электронного и открытого правительства вопросам стимулирования целесообразно отвести особую и важную роль.
Хотя государство в последнее время в управлении бизнесом все чаще применяет прямые методы, но косвенное регулирование преобладает. Именно косвенные методы управления (регулирования) могут быть дополнены. Как отмечалось выше, технологии и средства электронного и открытого правительства поднимают на новый качественный уровень информационное обеспечение бизнеса, ускоряют процесс поиска и обмена информацией, принятия предпринимательских решений. Следовательно, они могут приносить предпринимателям выгоды в разных формах:
– выгоды от рациональных решений по поводу использования финансовой помощи государства, например субсидирования процентах ставок по кредитам;
– экономия от снижения трансакционных издержек, использования легко и быстро доступного методического и информационного обеспечения;
– выгоды и экономия от бесплатных для предпринимателей форм обучения и повышений квалификации;
– выгоды от бесплатной методической, консалтинговой и экспертной поддержки при разработке бизнес-планов и проектов;
– снижение потерь при ускорении процессов решения проблем и устранения барьеров развития бизнеса, прежде всего коррупционные и административные барьеры, поскольку именно такие барьеры, по мнению более 70% предпринимателей (как показали результаты проведенного исследования), существенно увеличивают предпринимательские риски и остаются весьма значимыми.
Современные IT-технологии представляют возможность создания и использования виртуальных площадок на портале администрации района (в рамках развития средств и технологии открытого правительства) для стимулирования развития предпринимательства (бизнеса) путем проведения необходимых мероприятий и кампаний, а также выделить группы стимуляторов (табл.) по признаку их целевой направленности (ожидаемого результата). Результат регулирующего воздействия может быть измерен, следовательно, выделенные типологические группы имеют не только сущностное содержание и качественную характеристику, но операционализованы, то есть могут оцениваться количественно. Поэтому представленную классификацию следует рассматривать как основу методики исследования и измерения результатов работ по целевому, проблемно ориентированному развитию систем электронного и открытого правительства.
Мотивация человека к предпринимательству и преодолению предпринимательского риска подобна мотивации к трудовой деятельности, поэтому может быть представлена в совокупности трех типов стимулов: принуждение, вознаграждение и побуждение (как это показано в монографии [18, С. 21]). Эту совокупность предлагается дополнить когнитивным типом стимулов.
Таблица
Стимулирование развития бизнеса средствами электронного и открытого правительства
Направление
стимулирования
|
Измеряемая
характеристика
|
Стимулирование
через экономические выгоды, получаемые предпринимателем, при использования
новых возможностей обмена информацией
|
Оценки
выгод, получаемых предпринимателями, динамика показателей предпринимательской
(экономической) активности, количества новых предприятий (юридических лиц) и
индивидуальных предпринимателей (предпринимателей, ведущих бизнес без образования
юридического лица)
|
Стимулирование
через экономические выгоды, получаемые предпринимателем по программам
обучения, методической, консалтинговой и экспертной поддержки
|
Оценки
выгод, получаемых предпринимателями, динамика показателей предпринимательской
(экономической) активности, количества новых предприятий (юридических лиц) и
индивидуальных предпринимателей (предпринимателей, ведущих бизнес без
образования юридического лица)
|
Стимулирование
развития институтов государственной финансовой поддержки отечественного
бизнеса
|
Количество
институтов и форм поддержки бизнеса, объемы и разнообразие финансовой
поддержки
|
Стимулирование
активности и самоорганизации бизнеса, его вовлечение в реализацию программ и
проектов социально-экономического развития региона, района, в том числе путем
развития форм и принципов взаимодействия бизнеса с властью и обществом,
создания виртуального центра развития бизнеса и института менеджеров по
развитию бизнеса и социально-экономическому развитию региона, района
|
Количество
программ и проектов по развитию бизнеса, новых предприятий (с объемами
производства), количество созданных рабочих мест
|
Стимулирование
гражданских инициатив, направленных на развитие самоорганизации граждан,
предпринимателей и общественных организаций, лоббирующих интересы бизнеса,
для решения проблем, препятствующих развитию предпринимательства (бизнеса)
|
Количество
гражданских инициатив по развитию бизнеса
|
Продолжение табл.
Направление
стимулирования
|
Измеряемая
характеристика
|
Стимулирование
гражданской активности, обеспечивающей выбор и реализацию социально значимых
проектов развития бизнеса и экономики региона и/или муниципального
образования, в также направленной на создание условий и атмосферы, формирующих
социально ответственный бизнес
|
Количество
реализованных проектов социально ответственного и значимого бизнеса
|
Стимулирование
активности граждан и предпринимателей, их вовлечения в инициативы, проекты и
программы развития предпринимательства (бизнеса), в том числе в создание и
реализацию вовлекающих проектов (выполнение работ по грантам), проектов
кооперации предпринимателей (предприятий), индивидуальных проектов (проектов
создания и развития бизнеса, в том числе в форме индивидуальной
предпринимательской деятельности)
|
Количество
реализованных проектов нового бизнеса, полученных и выполненных грантов,
объемы производства товаров и услуг новыми предприятиями, предпринимателями
|
Стимулирование
активного противодействия коррупции и бюрократии по всех структурах и на всех
уровнях власти
|
Количество
выявленных и преданных гласности фактов коррупции и бюрократических барьеров
развитию бизнеса
|
Стимулирование
становления и развития общественного контроля за результатами реализации
проектов и программ
|
Количество
фактов и (временных и постоянно действующих) групп общественного контроля
|
Стимулирование
публичных мероприятий, в том числе ярмарок, конференций и др.
|
Количество
запланированных и проведенных мероприятий
|
Стимулирование
развития информационной инфраструктуры, создания информационных агентств,
интернет-сайтов, форумов, специализированных сетей и площадок для улучшения
условий развития предпринимательства и гражданского общества, выдвижения и
реализации инициатив, для лучшего информирования потенциальных покупателей и
партнеров о проектах развития бизнеса в регионе и/или муниципальном
образовании
|
Количество
созданных элементов информационной инфраструктуры
|
Стимулирование
развития рыночной, инвестиционной и инновационной инфраструктуры в регионе и
районе для обеспечения программ инновационного развития предприятий и
экономики региона и/или муниципального образования
|
Количество
элементов рыночной, инвестиционной и инновационной инфраструктуры
|
Стимулирование
развития технологий и средств обратной связи власти с бизнесом (в том числе
лидерами бизнес-сообщества), обществом и гражданами (потребителями)
|
Количество
реализованных обратных связей органов власти с бизнесом и субъектами
гражданского общества
|
Стимулирование
мобильности граждан и предпринимателей в выявлении и решении проблем развития
бизнеса в регионе и районе
|
Количество
выявленных и решенных проблем в диалоге с бизнесом и субъектами гражданского
общества
|
Окончание табл.
Направление
стимулирования
|
Измеряемая
характеристика
|
Стимулирование,
побуждение (власти и общественности) к выполнению исследований общественного
мнения
|
Количество
исследований, их объем и результаты
|
Стимулирование
компетентного гражданского участия в решении экономических проблем и
государственно-частного партнерства, выборе перспективных идей и инициатив,
создании и реализации проектов и программ развития бизнеса в регионе и и/или
муниципальном образовании
|
Количество
созданных и реализованных проектов и программ (с участием представителей
бизнеса и гражданского общества)
|
Стимулирование
процесса преодоления страха, тревоги власти перед гражданскими инициативами,
гражданским обществом и участием граждан в контроле, выявлении, анализе и
решении проблем развития бизнеса и экономики региона и/или муниципального
образования
|
Уровень
тревожности представителей власти
|
Стимулирование
взаимодействия власти, граждан, бизнеса, неправительственных, общественных
организаций и объединений для решения проблем развития бизнеса в регионе и
районе, согласования государственных, частных и публичных, общественных
целей, ценностей и интересов
|
Количество
согласованных решений
|
Стимулирование
процессов преодоления изолированности и отчуждения бизнеса от власти и
общественности путем создания эффективно действующих организационных форм:
общественных советов и слушаний (как формы, процесса и результата);
представительств бизнеса и обществе в структурах власти и партнерства;
согласительных комиссий; контролирующих и мониторинговых (общественных),
совещательных, дискуссионных (дискуссионных площадок), экспертных и
консультативных структур; средств и информационных связей для действенного,
быстрого, качественного информирования общественных палат (для развития
диалога между гражданами, бизнесом, властью, общественными организациями и
другими участниками взаимодействия) и СМИ
|
Число
представителей бизнеса и общественных организаций в созданных институтах
взаимодействия с властью, количество налаженных информационных связей,
каналов распространения информации, легко доступных для граждан,
общественности и СМИ
|
Стимулирование
повышения профессионализма, компетенций и культуры коллективного действия
участников взаимодействия (со стороны власти, бизнеса, общественности),
передачи опыта в части успешного решения проблем развития бизнеса в регионе и
районе
|
Количество
методик оценки компетенций и периодическая оценка компетенции участников
взаимодействия
|
Стимулирование
процессов повышения доверия к власти со стороны граждан, бизнеса,
неправительственных, общественных организаций и объединений
|
Уровень
доверия к власти граждан, представителей бизнеса, неправительственных,
общественных организаций и объединений
|
Принуждение к предпринимательству проявляется, когда человек вынужден заняться предпринимательской деятельностью, поскольку не имеет других реальных вариантов обеспечения доходами себя и своей семьи. Так поступают многие сельские предприниматели, ограниченные в выборе или вовсе лишенные выбора удовлетворительного варианта трудоустройства по найму. Принуждение не создает высокий уровень удовлетворенности вынужденной предпринимательской деятельностью, но остается одним из совокупности одновременно, совместно и комплексно действующих стимулов.
Вознаграждение для предпринимателей – это предпринимательские доходы и прибыль, привлекающие, вовлекающие их в предпринимательство, несмотря на риск такой деятельности.
Внутреннее побуждение поддерживается системой ценностей предпринимателя, которую иногда связывают со стремлением и склонностью некоторых людей к предпринимательской деятельности, с их внутренним и достаточно четким выбором предпринимательства и отказом от менее рискованной трудовой деятельности по найму.
Когнитивные стимулы можно увязать с внутренним и специфическим побуждением, которое особым образом мотивируют и ориентирует деятельность предпринимателя в направлении инновационного изменения, совершенствования бизнеса.
Разделение стимулов на группы удобно для изучения и решения задач управления, но следует всегда помнить, во-первых, о совместном действии разных стимулов, во-вторых, об индивидуальной картине приоритетов, которую строит в своем сознании каждый действующий или потенциальный предприниматель.
Заключение
Средства электронного и открытого правительства целесообразно использовать для решения задач развития предпринимательства в регионе и муниципальном образовании, в том числе для стимулирования этих процессов.
Каждый предприниматель имеет индивидуальную картину приоритетов в ряду стимулов, но, несмотря на различия в приоритетах, совместное действие стимулов проявляется всегда, что позволяет говорить о возможности общих подходов к стимулированию развития предпринимательства (бизнеса) в регионе и/или муниципальном образовании, использованию множества направлений стимулирующего воздействия на людей для вовлечения их в предпринимательскую деятельность, в том числе путем оказания помощи для достижения успеха. Комплексное стимулирующее управленческое воздействие, регулирование может поддерживаться мерами, представленными и классифицированными в таблице 1.
Классификацию (табл. 1) целесообразно использовать при создании виртуальных площадок, создаваемых как структурные элементы интернет-порталов администраций для решения задач развития предпринимательства (бизнеса) в регионе и/или муниципальном образовании.
Активное развитие и использование возможностей электронного и открытого правительства, прежде всего «Открытого региона» и «Открытого муниципалитета», позволяет разрушать барьеры развитию бизнеса и экономики, к которым (как показали результаты опросов) следует отнести в первую очередь коррупцию и бюрократизм в структурах власти (это уже отмечалось выше) и неразвитость инфраструктуры предпринимательства, в том числе финансовой (инвестиционной), информационной и инновационной.
В результате анализа проблемы стимулирования развития бизнеса в регионе и районе (муниципальном образовании) предложено активно использовать современные IT-технологии, средства электронного и открытого правительства, чтобы создавать новые проблемно ориентированные институты, механизмы и инструменты в форме специальных виртуальных площадок. Их содержательное наполнение связывается с предложенными и классифицированными направлениям стимулирования бизнеса, которые позволяют сформировать и поддерживать комплекс стимулов, ориентирующих людей на занятие предпринимательством, и создавать благоприятную среду для предпринимательской деятельности.
Источники:
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. 16.02.2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html.
3. Заявления от потерпевших предлагают принимать через портал госуслуг // Информационный портал НААР. 15.09.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://naar.ru/news/zaiavleniia-ot-poterpevshikh-predlagaiut-prinimat-cherez-portal-gosuslug/.
4. Минфин намерен сделать реальные скидки на получение электронных госуслуг // Информационный портал НААР. 17.09.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://naar.ru/news/minfin-nameren-sdelat-realnye-skidki-na-elektronnye-gosuslugi/.
5. Минэкономразвития распускает «Электронное правительство» // Известия. 09.10.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/55841.
6. Указ Президента Российской Федерации «О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы "Открытого правительства"» № 150 от 08.02.2012 // Открытое правительство. 20.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://open.gov.ru/upload/iblock/af3/af31ea0790823f5a83b4cdb1c1478a97.pdf.
7. Что такое Открытое Правительство? // Открытое правительство. 20.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://open.gov.ru/opengov/.
8. Стандарт открытости // Открытое правительство. 20.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://openstandard.ru/.
9. Типовая концепция открытости органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Проект // Открытое правительство. 20.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http:// http://open.gov.ru/openregion/ ... b9be42805069b13804aa9b979330d576.
10. Методические рекомендации по внедрению принципов и механизмов открытого государственного управления в субъектах Российской Федерации: Проект. – М.: Открытое правительство, 2013. – 60 с. [Электронный ресурс]. URL: http:// http://open.gov.ru/openregion/ ... 00fe0e47c2b1d068ad07318689bb13c4.
11. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" № 59-ФЗ от 02.05.2006 // Экспертное сообщество. 21.10.2105. [Электронный ресурс]. URL: http://naar.ru/acts/federalnyiy_zakon_o_poryadke_rassmotreniya_obrascheniy_ grazhdan/.
12. Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы) // Минкомсвязь. Официальный сайт. 27.08.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/.
13. Власть и общество в России: развитие взаимодействия и повышение эффективности гражданского участия. – М.: Исследовательская группа ЦИРКОН, 2010. – 21 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zircon.ru.
14. Путин В.В. Послание президента Федеральному Собранию 2012 года // Российская газета. 13.12.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/sujet/4840/.
15. Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 06.02.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1866753.
16. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. 19.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
17. Государственная программа Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения», утв. Постановлением Правительства РФ № 307 от 15 апреля 2014 г. // Система ГАРАНТ. 19.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70644074/.
18. Озерникова Т.Г. Трудовая мотивация: институциональные и организационные аспекты. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. – 315 с.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:45:24