Теоретические и нормативные основы формирования системы социальной защиты населения региона

Евдохина О.С.1
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Россия, Омск

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 12 (Декабрь 2022)

Цитировать:
Евдохина О.С. Теоретические и нормативные основы формирования системы социальной защиты населения региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 12. – С. 3465-3480. – doi: 10.18334/epp.12.12.116933.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50208227

Аннотация:
В данной статье представлены результаты исследования теоретических и нормативных аспектов формирования системы социальной защиты населения Омской области. Рассмотрены понятийный аппарат, сущность, значение, основные принципы социальной защиты населения. Разграничены полномочия между государственными органами социальной защиты населения и органами местного самоуправления в области социальной защиты населения. Определены приоритетные задачи, которые ставит перед собой Правительство Российской Федерации. Приведена система интегральных показателей, характеризующих качество жизни населения. Исследована структура Министерства труда и социального развития Омской области, определены основные направления социальной поддержки. Дана оценка функционирования системы социальной защиты населения в Омской области, выявлен ряд проблем в сельских поселениях муниципальных районов области. Проведенная оценка позволила определить ряд направлений по совершенствованию деятельности региональных органов власти в сфере социальной защиты населения Омской области

Ключевые слова: социальная защита, население, социальная поддержка, сельское поселение, муниципальный район

JEL-классификация: J08, J18, J88



Введение. Социальная поддержка населения в Российской Федерации существует в виде особого социально-защитного института, а его сущность составляет совокупность закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение с их помощью социально-приемлемого уровня жизни.

Назначение социальной защиты сельского населения состоит в том, чтобы путем возложения на администрацию обязанности по предоставлению конкретных мер социальной защиты отдельным слоям населения обеспечивалось поддержание социальной стабильности в обществе, стимулировалось воспроизводство народонаселения, восстанавливался общественный статус нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения [6,13].

Социальная защита сельского населения в современных условиях турбулентности требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных по оказанию населению необходимого комплекса социальных услуг.

Систему государственной социальной защиты необходимо непрерывно совершенствовать, так как на нее возложена жизненно важная цель – оказание необходимой помощи конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Целью исследования является теоретическое и нормативное обоснование формирования системы социальной защиты населения региона.

Научная новизна исследования заключается в обобщении теоретико-методологических основ реализации региональной социальной политики, обеспечивающей формирование системы социальной защиты населения в современных условиях.

Материалы и методы: Теоретико-методологической основой исследования послужили социологические теории М. Вебера [7], И. Гофмана [10], Р. Дарендорфа [11], Г. Зиммеля [14], Т. Парсонса [23], П. Сорокина [26] и др. Огромный вклад в развитие теоретических и практических аспектов социальной защиты населения внесли отечественные ученые Н.Ф. Басов [4], Н.А. Волгин [8], В. Роик [24], В.Г. Афанасьев [3], С.С. Андреев [1], Ю.Е. Булыгин [6], О.А. Медведева [18] и др. Исследование проводилось с использованием статистических данные федеральной службы государственной статистики РФ, а также результаты исследований российских и зарубежных ученых.

Для достижения поставленной цели в работе примялись общенаучные и специальные методы, метод контент-анализа, методы системного анализа, сравнений и аналогий, сбора и систематизации информации.

Основная часть:

Социальная защита населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан.

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Ученые называют объектом социальной защиты непосредственно социальную сферу и выделяют следующие аспекты [16]:

– социальные отношения;

– общество;

– граждане;

– условия жизни;

– деятельность людей и т.д.

Исходя из выше сказанного, объектом социальной защиты является население страны.

Также объектом социальной защиты могут выступать отдельные граждане страны и их группы, которые объединены какими-либо связями или отношениями.

Среди субъектов социальной защиты особое место занимает государство.

Государство проводит социальную политику через региональные и местные органы власти. Финансирование программ социальной защиты осуществляется из государственного бюджета. Социальная защита населения является частью общей стратегии государства, которая призвана обеспечить социальные гарантии населению страны в целом и особым группам в частности.

Оказание социальных услуг является основным видом осуществления социальной защиты населения. Стратегия социальной защиты имеет важное значение для решения самых разнообразных социальных проблем, которые важны на разных этапах развития.

Социальная защита населения является частью государственной политики страны. В свою очередь, государственная социальная политика представляет собой основу социальной защиты населения в стране [2].

Сущность проведения социальной защиты раскрывается через ряд определенных принципов (рисунок 1)

Рисунок 1 – Компоненты системы социальной защиты населения

Составлено автором.

Исходя из административно-территориального устройства РФ управление системой социальной защиты населения осуществляется на разных уровнях: федеральном уровне, на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, на уровне муниципальных районов, городов. Эти уровни осуществляют государственную политику в области социальной защиты населения скоординировано на основе принципа разграничения полномочий (таблица 1) [13, 22].

Таблица 1 – Разграничений полномочий между государственными органами социальной защиты населения и органами местного самоуправления

Уровень управления
Орган социальной защиты населения
Выполняемые функции
Российская Федерация
Министерство здравоохранения и социального развития
Формирование основ государственной политики в области социальной защиты населения Разработка организационно-методического обеспечения


работы по социальной защите населения Обеспечение единообразного обеспечения федерального законодательства в области социальной защиты населения и подготовка предложений по его совершенствованию
Субъект Российской Федерации
Республиканский, краевой, областной, автономного образования, городов Омской области
Организация работы по своевременному и
правильному выполнению законодательства РФ и
субъекта РФ в области социальной защиты населения
Район,
город
Районный
(городской) орган
социальной
защиты населений
Организация пенсионного обеспечения
Организация социального обслуживания населения
Предоставление льгот и привилегий
Предоставление адресной социальной помощи
Составлено автором.

Разграничение полномочий по уровням управления в области социальной работы, дает основание полагать, что федеральный уровень является источником нормативно-правовой базы, а также принципов социальной защиты населения [15, 21].

Если же речь идет об органах местного самоуправления, совершенно очевидно, что они могут принимать решения самостоятельно об адресной социальной поддержке отдельных категорий граждан, которые проживают на данной территории, но при наличии средств в бюджете муниципального образования.

Чаще всего, решение об адресной поддержке принимается на краткосрочный период, при этом обязательно утверждается бюджет муниципального образования [28].

Цели социальной работы всегда определяются спросом населения на ту или иную социальную услугу. При этом спрос формируют реальные особо острые социальные проблемы, с которыми население встречается каждый день или в трудные жизненной периоды.

Формируется так называемый общественный запрос. Именно он определяет важнейшие цели общества, которые направлены на его оптимизацию, достижение социального равновесия, условий успешного развития человека как личности. Особенность в установлении целей в управлении современной социальной работой в том, что они могут совмещаться, разделяясь на уровни управления. Социально-политические, социально-экономические, а также и социокультурные подходы, и концепции в большей степени соответствуют федеральному и региональному уровню. На муниципальном, личном уровне более целесообразно рассматривать концепции оптимизации личности и ее самореализации [27].

Приоритетные задачи, которые ставит перед собой Правительство Российской Федерации, направлены на преобразования в социальной сфере, а именно:

- доступность и качество медицинского обслуживания;

- доступность общего и профессионального образования;

- повышение защиты уязвимых категорий населения, которые не в состоянии самостоятельно решить свои социальные проблемы;

- создание для трудоспособного населения таких экономических условий, которые позволят им за счет собственных средств улучшить свое благосостояние и уровень жизни.

В настоящее время главным ориентиром для российской системы социальной защиты являются национальные цели по обеспечению устойчивого роста доходов населения, включая пенсионное обеспечение, сокращению бедности в 2 раза и решению задач социально-демографического развития страны через стимулирование рождений [17, 5].

Социальная сфера связана с удовлетворением потребностей населения в получении образования и медицинского обслуживания, в культурном досуге, в занятиях физкультурой и спортом.

Система интегральных показателей, характеризующих качество жизни населения, в мировой практике встречается в различных формах.

Таблица 2 – Показатели, характеризующие качество жизни населения.

Аспекты
Интегральные понятия, характеризующие выделенные аспекты
Благосостояние
Доходы, деловая активность.
Здоровье
Продолжительность жизни, заболеваемость, травматизм, вредные пристрастия (алкоголизм, наркомания, и др.), занятие физкультурой и спортом, достаточное и рациональное питание, организация отдыха и лечение.
Образование
Дошкольное образование, общее среднее образование, среднее и высшее, специальное образование, повышение квалификации персонала, общая образовательная программа для населения, развитие способностей одаренных личностей.
Жилищные условия
Обеспеченность жильем, качество жилья, благоустройство и инфраструктура территории жилого фонда.
Духовная жизнь и культура
Развитие религиозного и духовного самосознания населения, пропаганда морально-нравственных ценностей религии, развитие литературы и искусств, театр и прочие зрелищные заведения.
Обеспеченность товарами и услугами
Номенклатура предоставляемых товаров и услуг, в т.ч. местными производителями и по импорту; качество товаров и услуг, цены.
Социальное обеспечение
Пенсии, пособия, помощь малоимущим и инвалидам.
Экология
Контроль за состоянием и защита окружающей среды, утилизация отходов, восстановительные природоохранные мероприятия и т. п.
Безопасность
Преступность, безопасность на производстве, на дорогах, безопасность жилищ, защита от терроризма, защита от стихийных бедствий и др.
Права человека
Соблюдение конституционных прав человека
Составлено по данным [9].

В Омской области уполномоченным органом исполнительной власти в сфере труда, социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития Омской области. Организационная структура Министерства представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Структура Министерство труда и социального развития Омской области по состоянию на 2022 год.

Составлено автором.

Предоставление мер социальной поддержки в Омской области осуществляется по следующим направлениям:

– социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов

– социальная поддержка семей с детьми

– социальная поддержка отдельных категорий граждан

– меры социальной поддержки по проезду

– субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг

– меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

– материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации

– государственная социальная помощь малоимущим гражданам

– предоставление специального жилищного фонда.

В целом система социальной защиты населения в Омской области организована и функционирует достаточно стабильно, но при этом наблюдается ряд серьезных проблем особенно в сельских поселениях муниципальных районов области.

Рассмотрим организацию социальной защиты населения на примере сельских поселений Шербакульского муниципального района Омской области.

В настоящее время в Омской области произошло значительное сокращение территориальных органов межрайонного характера, оказывающих социальную поддержку гражданам. Поэтому, чтобы получать своевременно и беспрепятственно социальные услуги многие граждане пользуются порталом «Госуслуги».

С целью обеспечения информационной открытости практически в каждом сельском поселении действует официальный интернет-сайт администрации.

На сайте систематически обновляются: информация о деятельности учреждения, показатели работы, информация об изменениях в законодательных актах, регламентирующих предоставление мер социальной поддержки, графики выездных приемов и многое другое, касающееся сферы деятельности администрации поселения.

Практически во всех администрациях Шербакульского муниципального района не развит электронный документооборот, запись в администрацию осуществляется с помощью талонов, население вынуждено лично обращаться в администрацию для решения социальных вопросов.

Введение электронного документооборота будет способствовать:

– повышению качества, адресности и эффективности предоставляемых социальных услуг населению;

– сокращению времени на обслуживание одного клиента;

– повышению эффективности, качества и скорости взаимодействия с Центром социального обслуживания и Пенсионным Фондом.

Количество жителей сельских поселений, получающих необходимые социальные услуги, увеличивается, одновременно расширяется спектр таких услуг (таблица 3).

Таблица 3 – Количество обращений граждан в администрацию сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области за 2020–2021 гг.

Наименование показателя
Значение
2021 г. в % к 2020 г.
2020 г.
2021г.
Количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами) учреждения, чел.
551
850

154,26
По видам услуг (работ), всего обращений,
700
672
96,00
в том числе:
- справки малоимущим гражданам
61
43
70,49
- справки для освобождения от транспортного налога
2
3
150,00
- заявления на компенсацию страховых премий
3
1
33,33
- персональная надбавка к пенсии
30
31
103,3
- детское пособие
240
236
98,33
- компенсация расходов по оплате коммунальных услуг
5
2
40,00
- компенсации проезда
78
92
117,94
- детские путевки
112
120
107,14
- материальная помощь на лекарство
26
25
96,15
- содействие в ремонте
7
12
171,43
- материальная помощь при бедственном положении (пожар)
2
6
в 3 раза
- субсидии
134
101
75,37
Выездные приемы
8
32
в 4 раза
Справки
525
572
108,95
Составлено автором

Большую часть работы в социальном обслуживании Администрация Изюмовского сельского поселения, оказывает людям пожилого возраста и инвалидам, а именно той категории граждан, кто нуждается в социальном работнике.

Мерами социальной поддержки воспользовались 99% федеральных и региональных льготников (ветераны труда, реабилитированные лица, педагогические работники) и 99,9 % многодетных семей.

Предоставляются услуги по социальному сопровождению одиноко проживающих лиц старше 65 лет, в целях противодействия распространения коронавирусной инфекции. На социальном сопровождении находились 18 одиноко проживающих граждан старше 65 лет. Им оказано более 250 социально-бытовых услуг.

Проведя анализ организации социальной защиты населения в администрациях сельских поселений Шербакульского муниципального района Омской области, нами выявлены следующие недостатки: низкая квалификация персонала, недостаточно оснащения компьютерной техникой, недостаточно внебюджетных средств, слабое межведомственное взаимодействие. Исходя из этого целесообразно включить в практику взаимодействия вебинары с другими подразделениями района и области по социальной защите населения, что даст возможность перенимать эффективную практику в управлении социального обслуживания Шербакульского муниципального района, а также увеличить качество выполняемых обязанностей и охват граждан, нуждающихся в социальной защите.

Достаточно актуальным становится вопрос создания нового информационного пространства в сфере социальной защиты населения с учетом взаимодействия всех ведомств, что подразумевает новое качество социальных услуг. В данной ситуации необходима работа по сопряжению баз данных:

– правоохранительных органов, что касается неблагополучных семей, а также несовершеннолетних граждан, стоящих на учете;

– учреждений здравоохранения, что касается обеспечения информации о граждан, которые по состоянию здоровья отнесены к определенным категориям граждан получателей пособий;

– фонда занятости, что касается обеспечения информацией о гражданах, нуждающихся в работе и т.п.

Эффект от реализации данного направления будет выражен в увеличении скорости обработки информации предоставленной гражданами для получения той или иной социальной помощи (в виде выплат, пособий и т.п.) за счет уменьшения времени на проверку информации и снижении бюрократической нагрузки [8,25].

Необходимо развивать фандрайзинг и спонсорство. Привлечение дополнительных средств, актуален сегодня для всех организаций социальной сферы. Практически ни один заметный социальный проект не обходится без спонсорской поддержки.

Помимо проблем, связанных с организацией социальной защиты в администрациях сельских поселений, выявлена проблема потребности в обучении лиц старшего возраста и инвалидов, а также лиц с ограниченными возможностями компьютерной грамотности для того, чтобы самостоятельно обращаться за получением государственных и муниципальных услуг с использованием интернет-технологий, в том числе портала «Госуслуги».

Вывод.

Социальная защита населения должна быть направлена на улучшение благосостояния людей, их безопасности, жизнедеятельности, а также социально-экономической стабильности государства. Деятельность государства по социальной защите населения имеет огромное значение, а особенно в условиях нестабильности и риска, турбулентности экономики. Предоставление социального обеспечения является механизмом, направленным на поддержание достойного уровня жизни граждан России, именно это заложено в Конституции РФ.

Очевидно, что на современном этапе социальная защита населения как элемент социальной политики государства требует совершенствования. При этом оптимизировать социальную защиту необходимо как на федеральном, так и на региональном уровне.

Омская область является дотационным регионом, не имеет необходимых материальных ресурсов для решения проблем организации социальной защиты населения, и практически полностью зависят от федерального центра. Поэтому необходимо активизировать деятельность по привлечению финансовых ресурсов для решения своих социальных проблем. Важно оптимизировать объем и виды новых социальных услуг населению, обеспечивать проведение в жизнь как государственную и региональную, так муниципальную социальную политику, разрабатывать на местах, с учетом своих особенностей, социальные программы, направленные на улучшение качества жизни населения.


Источники:

1. Андреев С.С. Теория социального управления. Субъект и объект социального управления // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 1. – c.. 80-96.
2. Аристов Е.В. Концепция Социального кодекса Российской Федерации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2019. – № 6. – c. 105-109.
3. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - M.: Политиздат, 1981. – 432 c.
4. Басов Н.Ф., Левин А.И., Левина Л.В. Проблема эффективности социальной работы в социальном измерении // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 7. – c. 43-51.
5. Болдова Я.Е., Бессчетнова О.В. Взаимосвязь социальной защиты населения и социальной работы. / Формы и методы социальной работы. - Улан-Удэ, 2019. – 63-65 c.
6. Булыгин Ю. Е. Организация социального управления. / (Основные понятия и категории): Слов.-справ./ Под общ. ред. И.Г. Безуглова; Моск. открытый соц. ун-т. - М.: Контур, 1999. – 254 c.
7. Вебер М. Основные социологические понятия. / Избр. произв. - М., 1990. – 602-633 c.
8. Волгин Н. А. Социальная политика: Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. д. э. н., проф. Н. А. Волгина; отв. ред. д. ф. н. Т. С. Сулимова. - Москва: Академический Проект, 2020. – 688 c.
9. Гаджиев Г.Н. Формирование приоритетов социально-экономической политики субъекта Федерации // Региональная экономика: теория и практика. – 2004. – № 8.
10. Гофман И. Порядок взаимодействия // Социология власти. – 2014. – № 1. – c. 163-199.
11. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),, 2002.
12. Емцева Т.Е., Крутиков В.К. Совершенствование системы управления муниципальными услугами. - Калуга: Эйдос, 2021. – 180 c.
13. Жигалов Д.В. Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг // Практика муниципального управления. – 2020. – № 7. – c. 21-23.
14. 3иммель Г. Приключение Избранное. Том 2. Созерцание жизни. - М.: Юрист, 1996. – 212-226 c.
15. Кольцов П.М. Эффективность работы государственных организаций в сфере социальных услуг // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. – 2019. – № 18-2. – c. 87-90.
16. Кашириный А.И. О некоторых проблемах эффективности правового регулирования государственного управления в условиях централизации государственной власти // Административное право и процесс. – 2020. – № 10. – c. 33-36.
17. Лютов Н.Л. Защита населения, работодателей и рынка труда в условиях пандемии: Россия в глобальном контексте // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – № 8. – c. 108-117.
18. Медведева О.А., Миронов А.Л. Некоторые вопросы по повышению эффективности государственного управления // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 9. – c. 194-195.
19. Никитина А.В. Направления совершенствования финансового механизма социального обслуживания населения России // Социальная политика и социология. – 2019. – № 5-1. – c. 115-127.
20. Овчарова Л.Н., Горина Е.А. Развитие адресной социальной поддержки для нуждающихся в России: барьеры и возможности // Вопросы экономики. – 2017. – № 3. – c. 5–21.
21. Осадчая Г.И. Модернизация социального обслуживания населения России // Социальная политика и социология. – 2020. – № 1. – c. 7-24.
22. Основные понятия социальной работы: глоссарий / Министерство образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ин-т психологии и социал. работы; [сост. Астэр И.В. и др. науч. ред.: к.б.н., доц. Нестерова Г.Ф.]. СПб.: Имена, 2013. 186 с
23. Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии // О структуре социального действия: М.: Академический Проект. 2000. – c. 381 - 414.
24. Роик В.Д. Социальная политика: какая модель распределения доходов нужна России? // Российский экономический журнал. – 2002. – № 8. – c. 38-44.
25. Симанов Р.Е. Становление системы социального обслуживания в России // Система ценностей современного общества. – 2021. – № 1. – c. 197-200.
26. Сорокин П.А. Заметки социолога. / Социологическая публицистика. - СПб.: Алетейя, 2000. – 300 c.
27. Докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего [Текст] : докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / Л. Н. Овчарова, О. В. Синявская (науч. ред.) ; Е. А. Андреева, С. С. Бирюкова и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 184 с
28. Ярская-Смирнова В.Н., Сорокина Н.В. «Я хочу те времена, когда не было пандемии»: темпоральность кризиса COVID-19 в жизни людей с инвалидностью // Журнал исследований социальной политики. – 2021. – № 4. – c. 651– 668.
29. Popova D., Matytsin M., Sinnot E. Distributional impact of taxes and social transfers in Russia over the downturn // Journal of European Social Policy. – 2018. – № 5. – p. 535–548.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:19:57