Модели электронного правительства
Бурденко Е.В.1
1 РЭУ им. Г.В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 55 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 1 (Январь-март 2023)
Цитировать:
Бурденко Е.В. Модели электронного правительства // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 1. – С. 59-76. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117234.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52456631
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Проводя исследование применения цифровых технологий для предоставления государственных услуг мы хотели обобщить положительный опыт, накопленный в разных странах мира. Для решения этой задачи были рассмотрены сформировавшиеся в мире 4 модели электронного правительства. Показаны особенности каждой модели на примере стран, которые используют модель электронного правительства. В рамках каждой модели был проведен ретроспективный анализ внедрения информационно-коммуникационных технологий для предоставления государственных услуг в отдельных странах. В рамках англо-американской модели рассмотрен опыт США, Канады, Великобритании. В рамках европейской модели представлена общая информация по Европейскому союзу. В рамках азиатской модели рассмотрен опыт Южной Кореи, Сингапура, Китая и Японии. Более подробно проведено исследование внедрения электронного правительства в России. Выявлены факторы, оказывающие влияние на формирование каждой модели. Результаты, проведенного исследования, представляют интерес для ученых, занимающихся проблемами применения цифровых технологий в области предоставления государственных услуг
Ключевые слова: государственные услуги, электронное правительство, модель, цифровые технологии
JEL-классификация: H11, O31, O32, O33
Введение
В 21 веке продолжилось активное использование цифровых технологий в разных секторах экономики. Важным фактором экономического роста является качество государственного управления, которое напрямую воздействует на экономический рост. Для того, чтобы государственная политика создавала благоприятные условия для развития экономики необходимо эффективно предоставлять населению государственные услуги и обеспечивать защиту населения и бизнеса. Более прозрачная и гибкая система регулирования государством стимулирует конкуренцию и развитие инновационного потенциала в стране. Государственное управление с использованием цифровых технологий положило начало для создания Электронного Правительства.
Целью исследования является обобщение положительного опыта внедрения информационных технологий для предоставления государственных услуг.
Научная новизна состоит как в обобщении положительного опыта, так и в выявлении проблем при формировании электронного правительства в разных странах мира.
Авторская гипотеза базируется на предположении, что ретроспективный анализ внедрения модели электронного правительства в разных странах мира позволяет выявить положительные практики использования цифровых технологий, которые могут быть использованы в России.
Информационной базой проведенного исследования стали статистические данные, нормативные документы с сайтов электронных правительств следующих стран: США, Канада, Великобритания, Европейский союз, Германия, Южная Корея, Сингапур, Китай, Япония, Россия и др.
Обзор литературы
Американские и японские ученые одними из первых обратили внимание на влияние цифровых технологий на эффективность государственного управления и было сформулировано понятие информационного общества. Происходящая в настоящее время трансформация государственного управления в результате широкого использования цифровых технологий охватила все страны мира. С 2001 года Департамент по экономическим вопросам Организации объединенных наций (ООН) проводит исследование по уровню развития электронного правительства по 190 странам [5]. В 2014 году методика составления расчета индекса электронного правительства изменилась. Были введены дополнительные критерии, характеризующие направленность электронного правительства на среднего гражданина: многоканальность и мобильность; ориентация на пользователя; предоставление государственных услуг по жизненным ситуациям; вовлечение граждан в процесс управления с помощью широкого круга инструментов. В 2022 году было опубликовано 12е исследование, в котором проведен анализ по 193 странам. Рейтинг развития электронного правительства стал эффективным инструментов, в котором отражаются усилия стран по внедрению электронных государственных услуг в своих странах.
Переход на предоставление электронных государственных услуг волнует ученых разных стран мира. Только за период с 2019 по 2022 год теме электронного правительства было посвящено более 25 000 различных исследований. Новую модель зрелости электронного правительства предложил Сангки Д. [19]. В его статье анализируется практический опыт внедрения и использования электронных государственных услуг в Ю. Корее. Он выделяет 4 этапа развития электронного правительства: 1. Бюрократическая модель; 2. Модель управления информацией; 3. Модель участия; 4. Модель управления. Уделено внимание нетехнологическим факторам, оказывающим влияние на развитие электронного правительства, таким как политические и социально-экономические.
В исследование Менса И.К. изучается эффективность электронного правительства и его влияние на потенциал правительства. При этом важным показателем эффективности является воспринимаемая полезность услуг электронного правительства [14]. Анализ развития электронного правительства в европейских станах провели Перес-Мороте Р., Понтонес-Роза К., Нуньес-Чичарро М. [18]. Исследование проводилось по 27 европейским странам за период с 2010 по 2018 год. Было выявлено, что несмотря на значительные объемы финансирования развития электронного правительства в Европейском союзе, использование гражданами электронных государственных услуг по-прежнему ограничено. В статье Менса И. К., Цзэн Г., Ло С. предложено совершенствование модели электронного правительства. Также дается оценка взаимосвязи ожидаемых результатов, ожидаемых усилий и отношения к использованию электронных государственных услуг [15].
В исследование Чен Л. и Акликоку А.К. показано, что внедрение электронного правительства позволяет не только повысить эффективность национального правительства, но и способствует борьбе с коррупцией [4]. Исследование проводилось по 191 стране и подтвердило положительную связь между уровнем развития электронного правительства и эффективностью национального правительства, и контролем над коррупцией.
Структура электронного правительства в развивающихся странах анализируется в статье Джоши П.Р., Ислам С., Ислам С. [11]. Основными препятствиями для эффективного внедрения электронного правительства являются отсутствие технологий, нехватка финансирования и человеческий фактор. Авторами были предложены факторы, способствующие эффективному использованию электронных государственных услуг в развивающихся странах.
В России проблемам внедрения, использования, совершенствования электронного правительства посвящено более 9000 работ за период с 2015 по 2023 годы. Международный опыт использования электронного правительства рассматривается в исследовании Стырина Е.М. [30]. Анализ развития электронного правительства в США, Китае и России провел Ваславский Я.И., Габуев С.В. [25], Абдуллаева Г., Васиева М. [24]. Модели отраслевых цифровых платформ анализируются в исследовании Грибанова Ю.И. [27]. Преобразование государственного управления в результате внедрения электронного правительства посвящена работа Магомедова А.А., Никитина В.Д., Чиркова В.Д. [29].
Несмотря на большое количество исследований, посвященных использованию цифровых технологий для предоставления государственных услуг, внедрение модели электронного правительства рассматривается в рамках одной страны или группы стран.
Методология
Для проведения исследования влияния цифровых технологий на предоставление государственный услуг был проведен ретроспективный анализ развития цифровых технологий с 50х годов ХХ века до 2022 года в таких станах как США, Канада, Великобритания, Япония, Южная Корея, Сингапур, Россия. Использование информационно-коммуникационных технологий привело к формированию электронного правительства во всех странах мира. Для оценки уровня развития электронного правительства использовался Рейтинг развития электронного правительства ООН, при формировании которого проводится ранжирование стран в зависимости от индекса электронного правительства (EGDI). EGDI является интегральным показателем, учитывающим развитие государственных онлайновых сервисов, телекоммуникационную инфраструктуру ИКТ и развитие человеческого капитала. По значению индекса электронного правительства (EGDI) страны объединяются в 4 группы: очень высокий, высокий, средний, низкий [5].
Для проведения исследования использовался историко-логический метод, синтез, сравнительный факторный анализ, а также системный и статистический подход.
Модели электронного правительства
Электронное правительство осуществляет предоставление информации и оказывает уже сформировавшийся набор государственных услуг гражданам, бизнесу, другим государственным учреждениям, используя цифровые технологии. При этом личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано. Для перехода на модель «Электронное правительство» должна быть создана система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества [24].
Практическое применение цифровых технологий для предоставление государственных услуг в разных странах мира привело к формированию разных моделей электронного правительства, каждая из которых имеет свои отличия [2]. На формирование моделей оказали влияние следующие факторы:
Ø различие в целеполагании;
Ø специфика традиций государственного управления;
Ø культурные, социально-экономические и политические особенности стран;
Ø уровень распространения и использования в стране информационно-коммуникационных технологий;
Ø финансовые возможности.
На основе перечисленных факторов можно выделить 4 модели электронного правительства:
1. англо-американская;
2. европейская;
3. азиатская;
4. российская.
Рассмотрим подробнее каждую из моделей электронного правительства.
Англо-американская модель электронного правительства была создана и используется в США, Канаде, Великобритании. Её внедрение началось с 90х годов ХХ века.
Электронное правительство США. Теоретической основой для перехода на модель «Электронное правительство» в США послужила исследование Осборна и Гейблера (1993). Практический переход на модель «Электронное правительство» потребовало принятие серии законодательных актов, из которых основополагающим был Закон «Об электронном правительстве» (2002). Модель включает в себя 3 уровня:
1. Информационный, включающий в себя структурированную и неструктурированную информацию.
2. Платформы, объединяющий системы и процессы управления данными.
3. Презентационный, с помощью которого информация представляется пользователям [25].
Американская модель электронного правительства построена на 4 принципах, изложенных в Стратегии цифрового правительства США [6]:
1. Информационно-центричный подход, который предполагает переход от управления и обмена документами к использованию дискретными данными.
2. Общей платформы, реализующий создание открытой информационной среды и общей технологической инфраструктуры для всех пользователей.
3. Ориентация на пользователя, подразумевает анализ и удовлетворение потребностей всех экономических агентов в информации.
4. Безопасности и конфиденциальности, требует обеспечения сохранности данных и надежности предоставляемых электронных государственных услуг.
Переход на модель электронного правительства позволяет не только расширить ассортимент государственный услуг, создать условия для более полного охвата всех экономических агентов, но и способствует освобождению государственных служащих от рутинных работ. В таблице 1 представлен рейтинг развития электронного правительства по странам, выбравшим англо-саксонскую модель.
Таблица 1. Рейтинг развития электронного правительства ООН (англо-американская модель)
Страна
|
Место в рейтинге
| ||||||
2010
|
2012
|
2014
|
2016
|
2018
|
2020
|
2022
| |
Великобритания
|
4
|
3
|
8
|
1
|
4
|
7
|
11
|
Канада
|
3
|
11
|
11
|
14
|
23
|
28
|
32
|
США
|
2
|
5
|
7
|
12
|
11
|
9
|
10
|
Электронное правительство США в настоящее время объединяет около 5700 сайтов государственных учреждений по все стране. За последние 90 дней сайт электронного правительства США посетили более 5 млрд. человек [16]. По уровню развития электронное правительства США занимало в 2010 году 2 место, но к 2022 году оно переместилось на 10 место (таблица 1).
Электронное правительство Канады. В 1994 году в Канаде правительство принимает проект, обеспечивающий открытый доступ к государственным услугам для всех граждан страны. Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов в течение нескольких лет. За это время был создан один из крупнейших информационных порталов, объединяющий более 500 различных профильных сайтов и обеспечивающий взаимодействие между государством, гражданами и бизнесом [20]. Несмотря на то, что Канада является одной из первых стран, разработавших и внедривших электронное правительство, тем не менее в настоящее время продолжается активная работа в направлении улучшения взаимодействия между государственными учреждениями, бизнесом и гражданами страны.
В 2017 году организуется Канадская цифровая служба для поддержки департаментов и повышения качества предоставляемых государственных услуг. В 2018 году создан Офис цифровой трансформации, открыта Цифровая академия, стали использоваться Цифровые стандарты GC. В 2019 году был назначен первый в истории Канады независимый министр цифрового правительства. В 2020 году 100% государственных услуг предоставлялись через электронное правительство дистанционно. В бюджете 2021 года на поддержку и развитие канадского электронного правительства было выделено более 2,5 млн. долларов [20]. Несмотря на все усилия позиция канадского электронного правительства в рейтинге развития электронного правительства ООН с 2010 по 2022 годы снизилась на 29 пунктов (таблица 1).
Электронное правительство Великобритании. В Великобритании для предоставления электронных государственных услуг 1 апреля 2004 года начал работать портал DirectGov, который в 2012 году был отключен. Для электронного правительства был разработан новый сервис GOV.UK. В 2017 году английское правительство приняло национальную стратегию цифровых преобразований, в рамках которой было проведено обновление устаревшего оборудования и созданы единые платформы для государственных услуг. В 2018 году в Великобритании начато создание Единой базы биометрических данных граждан страны, что позволит ускорить работу пограничной службы, а также поиск преступников. В 2019 году было объявлено о переходе на цифровые паспорта. В настоящее время английское электронное правительство объединяет 23 министерства и более 400 агентств и государственных органов [23].
Европейская модель электронного правительства отличается наличием надгосударственных институтов, рекомендации которых направляются странам-участницам Европейская союза (ЕС) и являются обязательными для всех стран. Первой европейской страной, которая стала внедрять и использовать электронное правительство была Германия. В 2002 году был запущен сайт [3] с функциями электронного правительства. В 2003 году в Эстонии стали предоставляться государственные услуги с использованием сайта Eesti.ee [7]. Опыт внедрения электронного правительства Германии и Эстонии был поддержан на уровне Европейского союза.
Для перехода на модель электронного правительства в рамках ЕС была принята в 2004 году программа Interoperable Delivery of European eGovernment Services to public Administrations, Businesses and Citizens (IDABC). Программа способствовала внедрению информационных технологий на уровне трансграничного использования. В 2008 году для обмена знаниями в области электронных государственный услуг и межведомственного взаимодействия были запущены Semantic Interoperability Centre Europe [21] и Open Source Observatory [17]. Следующая программа Interoperability Solutions for European Public Administrations (ISA) была принята в 2009 году. В 2010 году ISA полностью заменила IDABC. Директивы Еврокомиссии по развитию электронного правительства поддержали 34 страны Еврозоны. Через программу ISA финансировалось внедрение цифровых технологий в управление государственным сектором. Она проводилась до 31 декабря 2020 года. С 2021 года преемницей программы ISA стала программа Interoperable Europe, которая поддерживается программой «Цифровая Европа».
Все программы нацелены на предоставление государственных услуг частным гражданам и бизнесу [10]. Модернизация управления государственным сектором может привести к значительной экономии времени и финансовых средств. По данным Объединенного исследовательского центра (JRC) улучшение функциональной совместимости может привести к сокращению 25% времени, которое тратят люди на получение государственных услуг. Это приведет к экономии денежных средств в размере 543 млн. евро в год. В таблице 2 показан рейтинг развития электронного правительства в европейских странах с 2010 года по 2022 год.
Таблица 2. Рейтинг развития электронного правительства ООН (европейская модель)
Страна
|
Место в рейтинге
| ||||||
2010
|
2012
|
2014
|
2016
|
2018
|
2020
|
2022
| |
Австрия
|
24
|
21
|
20
|
16
|
20
|
15
|
20
|
Бельгия
|
16
|
24
|
25
|
19
|
27
|
41
|
39
|
Германия
|
15
|
17
|
21
|
15
|
12
|
25
|
22
|
Греция
|
41
|
37
|
34
|
43
|
35
|
42
|
33
|
Дания
|
7
|
4
|
16
|
9
|
1
|
1
|
1
|
Испания
|
9
|
23
|
12
|
17
|
17
|
12
|
18
|
Италия
|
38
|
32
|
23
|
22
|
24
|
37
|
37
|
Нидерланды
|
5
|
2
|
5
|
7
|
13
|
10
|
9
|
Португалия
|
39
|
33
|
37
|
38
|
29
|
35
|
38
|
Словения
|
29
|
25
|
41
|
21
|
37
|
23
|
21
|
Финляндия
|
19
|
9
|
10
|
5
|
6
|
4
|
2
|
Франция
|
10
|
6
|
4
|
10
|
11
|
19
|
19
|
Швеция
|
12
|
7
|
14
|
6
|
5
|
6
|
5
|
Эстония
|
20
|
20
|
15
|
13
|
15
|
3
|
8
|
Несмотря на проведение общей программы ЕС по переходу на электронное правительство в европейских странах уровень развития электронного правительства различается. Наибольших успехов смогла добиться Дания, занявшая 1 место в рейтинге в 2018, 2020 и 2022 годах (таблица 2). Во всех европейских странах правительства прилагают усилия для поддержки и развития электронных государственных услуг.
Азиатская модель электронного правительства. Данная модель получила свое распространение в таких странах как Южная Корея, Сингапур, Китай, Япония. Внедрение модели электронного правительства потребовало реформирования системы государственного управления для обеспечения открытости и прозрачности деятельности государственных органов. Несмотря на то, что азиатские страны стали несколько позже внедрять модель электронного правительства в своих странах, тем не менее стали мировыми лидерами по использованию цифровых технологий для управления государственным сектором. В таблице 3 представлен рейтинг развития электронного правительства ООН для стран, выбравших азиатскую модель, за период с 2010 года по 2022 год.
Таблица 3. Рейтинг развития электронного правительства ООН (азиатская модель)
Страна
|
Место в рейтинге
| ||||||
2010
|
2012
|
2014
|
2016
|
2018
|
2020
|
2022
| |
Китай
|
72
|
78
|
70
|
63
|
65
|
45
|
43
|
Сингапур
|
11
|
10
|
3
|
4
|
7
|
11
|
12
|
Южная
Корея
|
1
|
1
|
1
|
3
|
3
|
2
|
3
|
Япония
|
17
|
18
|
6
|
11
|
10
|
14
|
14
|
Электронное правительство Южной Кореи. По данным ООН, проводившим рейтингование стран мира по уровню развития электронного правительства, 1 место в 2010, 2012, 2014 годах заняло электронное правительство Южной Кореи. Высокие результаты были достигнуты не случайно. Внедрение электронного правительства началось более 50 лет назад [1]. Можно выделить следующие этапы:
1. 1967 – 1986, внедрение компьютеров для обработки данных и ускорения административных процессов;
2. 1987 – 1999, создание единой информационной системы для координации взаимодействия между министерствами, создание Правительство 1.0;
3. 2000 – 2007, переход на предоставление электронных государственных услуг гражданам страны, Правительство 2.0;
4. 2008 - 2012, переход к Правительству 3.0. Для предоставления электронных государственных услуг гражданам была проведена интеграция информационных систем электронного правительства и обеспечен открытый доступ к данным.
5. 2013 – по настоящее время. Реализация Правительства 4.0 – «умное» правительство, с помощью которого граждане получают широкий и бесплатный доступ к государственным услугам.
Для достижения поставленных целей используется единая стандартизированная платформа электронного правительства на основе программного обеспечения с открытой архитектурой (eGovFrame). Использование единой платформы способствовало сокращение бюджета на разработку новых и поддержку действующих систем электронного правительства. Данная платформа получила распространение в следующих странах: Болгария, Мексика, Монголия, Вьетнам.
Электронное правительство Сингапура. Переход на электронное правительство в Сингапуре начался с 1980х годов с компьютеризации гражданских служб, что позволило избавиться от большого объема бумажной работы и повысить эффективность работы государственный служб. С 1990-х годов в стране началось строительство сети центров обработки данных (ЦОД). В 1998 году был принят закон об электронных транзакциях, с помощью которого электронная коммерция получила юридическое основание. В 1999 году создается государственное Агентство по развития информационно-коммуникационных технологий (IDA). В период с 2000 по 2003 годы действовал «Action Plan I» [9], в рамках которого был установлен общий принцип взаимодействия между государственными учреждениями, бизнесом и гражданами страны. «Action Plan II» (2003-2006) был направлен на улучшение межведомственного взаимодействия, создание более интегрированных электронных государственных услуг, а также повышение доступности интернета для населения страны. Следующий план «i-Gov 2010» (2006-2010 гг.) был направлен на повышение качества и доступности, предоставляемых электронных государственных услуг. В 2011 был принят «e-Gov 2015», в рамках которого к 2015 году улучшается взаимодействие за счет повышения информационной грамотности между государственными учреждениями, предприятиями и населением страны.
Внедрение электронного правительства в Сингапуре основывалось на следующих принципах [9]:
1. Ценность электронных государственных услуг для пользователей и удовлетворение базовых потребностей (поддержка здоровья, обеспечение безопасности).
2. Привлечение к разработке электронных сервисов всех заинтересованных сторон.
3. Установление целей и задач, которые надо решить с помощью цифровых технологий. Главным критерием успеха является полезность предоставляемых государственных услуг с помощью информационных технологий.
Вначале основой электронного правительства Сингапура являлась программная платформа Service-Wide Technical Architecture (SWTA), которая была модернизированна до Singapore Government Enterprise Architecture (SGEA) [12]. SGEA определяет принципы построения электронного межведомственного взаимодействия. Благодаря последовательно проводимым программам Сингапур подбился значительных успехов, что подтверждается местом, занимаемым в рейтинге по развитию электронного правительства ООН (таблица 3). В 2014 году Сингапур занимал 3 место. По данным на 2022 год он опустился на 12 место, но все равно входит в группу стран с высоким развитием электронных государственных услуг.
Электронное правительство Китая. Внедрение электронного правительства в Китае началось с середины 1990-х годов. В 1999 году был принят проект «Правительство онлайн», который был направлен на оптимизацию и повышение качества государственного управления. Для стимулирования использования бизнесом информационных технологий с июня 2000 года начала проводится программа «Предпринимательство онлайн» [13]. Китайское электронное правительство должно было обеспечить решение следующих задач:
1. Предоставление правительственной информации для государственных учреждений, населения и предприятий.
2. Доступность государственных услуг.
3. Прозрачность и открытость органов власти.
4. Привлечение граждан для управления государством и оперативной обратной связи.
Несмотря на проблемы, возникшие в начале 2000 годов при переходе на электронное правительство, в 2020 году на общенациональной платформе электронного правительства www.gjzwfw.gov.cn было зарегистрировано более 890 млн. пользователей [22]. Развитие электронного правительства в Китае отстает от многих развитых стран. По данным ООН по уровню развития электронного правительства Китай занимает 43 место в 2022 году (таблица 3). За период 2010 - 2022 год он смог улучшить свою позицию, поднявшись на 29 пунктов.
Электронное правительство Японии. Японский ученый Умесао (1963) один из первых в мире ввел понятие информационного общества. В 1970-х годах идея широкого применения информационных технологий и компьютеров поддерживалась в Японии на государственном уровне. Но полноценный переход на электронное правительство в Японии начался в 2000 году, когда был принят «Основной закон о формировании развитого информационного и телекоммуникационного сетевого общества». В 2001 году принимается первая «Стратегия электронной Японии». В период с 2001-2003 гг. была создана инфраструктура японского электронного правительства. И в 2003 году была принята «Стратегия электронной Японии II», в рамках этой программы было положено начало эффективному использованию электронного правительства e-Gov Japan [8]. Были выделены 7 приоритетных направлений, использования информационных технологий:
1. Медицинские услуги.
2. Питание.
3. Образ жизни.
4. Финансирование малых и средних предприятий.
5. Знания.
6. Занятость и труд.
7. Государственная служба.
«Стратегия электронной Японии II» была рассчитана на период 2003-2005 годов. В 2006 году была принята «Новая стратегия реформирования информационных технологий» (2006-2010). В программе было заявлено, что проведение структурных реформ и устранение социальных ограничений, препятствующих развитию информационных технологий, должно способствовать стабильному развитию японской экономики. Внедрение информационных технологий во все сферы экономики потребовало от государства не только разработки и принятия большого количества программ, но и регулярных финансовых вложений, мониторинга за достижением поставленных целей. В 2009 году принимается стратегия «i-Japan 2015». Но на её реализацию повлияли политические причины и землетрясение 11 марта 2011 года. К 2015 году электронное правительство предоставляло удобные электронные услуги. В мае 2017 года была объявлена «Политика продвижения цифрового правительства» [8], которая проводилась по 3 основным направлениям:
1. Государственные службы используют цифровые технологии и ориентированы на пользователя.
2. Платформа для взаимодействия в рамках государственно-частного партнерства.
3. Управление информационными технологиями, создающими ценность.
В 2018 году принимается «План действий цифрового правительства (2018-2023)», в рамках которого было продолжено использование цифровых технологий для предоставления государственных услуг. Все проводимые программы должны обеспечить лидирующее положение страны в мире по использованию информационных технологий. Достижения Японии в области внедрения электронного правительства подтверждается и стабильно высоким местом в рейтинге развития электронного правительства ООН (таблица 3).
Российская модель электронного правительства. Первым в СССР предложил в конце 1950-х годов объединить в единую государственную сеть вычислительных центров все имеющиеся в стране электронно-вычислительные машины советский ученый Китов А.И. [28]. Такое объединение позволило бы эффективнее решать народохозяйственные задачи. Его идеи продолжил развивать академик Глушков В.М. (1982), который разработал технологию электронного документооборота [26]. Прототипом электронного правительства в масштабах СССР был проект и идеология Глушкова В.М. Он был инициатором и главным идеологом разработки и создания Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС), предназначенной для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом. Для этого им была разработана теория систем управления распределёнными базами данных (СУРБД). Но внедрению ОГАС помещал распад СССР.
Несмотря на накопленный опыт в области создания автоматизированных, информационных систем полноценное внедрение электронного правительства началось в России в 2002 году, когда был запущен проект «Электронная Россия». Дальнейший перевод государственных услуг в электронный вид был поддержан государственной программой «Информационное общество 2011-2020 гг.».
Таблица 4. Рейтинг развития электронного правительства ООН (российская модель)
Страна
|
Место в рейтинге
| ||||||
2010
|
2012
|
2014
|
2016
|
2018
|
2020
|
2022
| |
Россия
|
59
|
27
|
27
|
35
|
32
|
36
|
42
|
Усилия по внедрению электронного правительства в России нашли отражение в положении страны в международном рейтинге. Если в 2010 году Россия занимала 59 место в рейтинге развития электронного правительства ООН, то в 2012 и 2014 годах улучшила свою позицию и поднялась на 27 место (таблица 4). С 2016 по 2022 гг. позиция России снизилась на 15 пунктов. Внедрение, использование и совершенствование электронного правительства в настоящий момент поддерживается в рамках программы «Цифровая экономика РФ» (2017-2030 гг.). Было принято, что цифровая экономика состоит из трех уровней:
1. Рынки и отрасли экономики.
2. Платформы и технологии.
3. Среда для развития платформ и технологий.
Основные цифровые технологии, которые входят в рамки Программы «Цифровая экономика РФ»:
ü большие данные;
ü нейротехнологии и искусственный интеллект;
ü системы распределенного реестра;
ü квантовые технологии;
ü новые производственные технологии;
ü промышленный интернет;
ü компоненты робототехники и сенсорика;
ü технологии беспроводной связи;
ü технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Предоставление государственных услуг в режиме онлайн позволяет повысить эффективность функционирования экономики на всех уровнях и создает условия для свободного доступа к информации.
Заключение
За период с 50-х годов ХХ века до настоящего времени (2022 г.) цифровые технологии стали широко применяться во всех сферах экономики. Процесс внедрения цифровых технологий для предоставления государственных услуг охватил все страны мира, что привело к формированию разных моделей электронного правительства. Все страны, начавшие внедрять цифровые технологии, первоначально старались уменьшить объем бумажной работы. Это заставило каждое ведомство разрабатывать свой электронный документооборот. Что первоначально повышало эффективность работы государственных структур, но в последствии стало препятствием при переходе к электронному правительству.
Департамент по экономическим вопросам ООН осуществляет мониторинг уровня развития электронного правительства по странам в мире, что позволяет оценить прогресс в распространении электронных государственных услуг. Наилучшие достижения в области электронных государственных услуг показывают небольшие страны: Дания, Южная Корея, Сингапур, Эстония. Для внедрения электронных государственных услуг всеми странами проделана большая многоплановая работа. При этом сохранение лидерских позиций требует на национальном уровне постоянного совершенствования и улучшения электронных государственных услуг. Страны, которые первыми стали внедрять электронное правительство, продолжают совершенствовать свои системы.
В России переход на электронные государственные услуги начался в 2002 году. Внедрение цифровых технологий в России поддерживается государством в рамках программы «Цифровая экономика РФ» (2017-2030 гг.), в которой было принято, что цифровая экономика состоит из трех уровней.
Использование цифровых технологий для предоставление государственных услуг позволило перейти к модели электронного правительства. Несмотря на то, что проведена большая работа, тем не менее не все проблемы еще решены. Можно выделить следующие сдерживающие факторы:
1. человеческий;
2. технический;
3. финансовый.
В условиях активного внедрения цифровых технологий во все сферы жизни потребуется регулярное самообучения человека в течение всей жизни. Трансформация государственного управления и внедрение электронного правительства возможно только при финансовой поддержке не только инноваций, но и практического использования. Создание и использование электронного правительства надо рассматривать как сложную социотехническую систему взаимодействия между всеми субъектами экономики.
Источники:
2. Baporikar, Neeta, editor. Governance as a Catalyst for Public Sector Sustainability. USA: IGI Global. - 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.4018/978-1-6684-6966-8 (дата обращения: 12.01.2023).
3. Bundesportal. Электронное правительство ФРГ. [Электронный ресурс]. URL: https://verwaltung.bund.de/ (дата обращения: 01.02.2023 г.).
4. Chen L., Aklikokou A. K. Relating e-government development to government effectiveness and control of corruption: a cluster analysis // Journal of Chinese Governance. – 2019. – № 6(1). – p. 155–173.
5. Department of Economic and Social Affairs Public Institutions. United Nations. [Электронный ресурс]. URL: https://publicadministration.un.org/en/ (дата обращения: 01.02.2023 г.).
6. Digital Government Strategy. 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://www.state.gov/digital-government-strategy/ (дата обращения: 01.02.2023 г.).
7. Eesti.ee. 2022. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eesti.ee/et/ (дата обращения: 01.02.2023 г.).
8. E-Gov Japan. Japanese Government Mainly Services and Information. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-gov.go.jp/en/ (дата обращения: 01.02.2023 г.).
9. Infocomms & Technology. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.sg/infocomms-and-technology (дата обращения: 01.02.2023 г.).
10. Into a new level of cooperation: From ISA² to building Interoperable Europe. European Commission. 2021. - November 21. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/isa2/news/new-level-cooperation-isa-building-interoperable-europe_en/ (дата обращения: 01.02.2023 г.).
11. Joshi P. R., Islam S., Islam S. Structura e-imperium fundatur in nube vitae a parte developing regionibus. Futurum Penitus // Futurum Penitus. – 2017. – № 9. – p. 80.
12. Krasny A. E-government Singapore: Deloitte. 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ua/Documents/public-sector/e-government/Electronic+government+of+Singapore.pdf (дата обращения: 01.02.2023 г.).
13. Lan L. A Catalyst to Good Governance in China. - Knowledge Management in Electronic Government, 2004. – 317-324 p.
14. Mensah I. K. Impact of Government Capacity and E-Government Performance on the Adoption of E-Government Services // International Journal of Public Administration. – 2019. – № 43(4). – p. 303–311.
15. Mensah I. K., Zeng G., Luo C. E-Government Services Adoption: An Extension of the Unified Model of Electronic Government Adoption // SAGE Open. – 2020. – № 10(2).
16. Official Guide to Government Information and Services: USA Gov. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.usa.gov/ (дата обращения: 01.02.2023 г.).
17. Open Source Observatory (OSOR). Joinup. 2022. November 16. [Электронный ресурс]. URL: https://joinup.ec.europa.eu/community/osor/home (дата обращения: 01.02.2023 г.).
18. Pérez-Morote R., Pontones-Rosa C., Núñez-Chicharro M. The effects of e-government evaluation, trust and the digital divide in the levels of e-government use in European countries // Technological Forecasting and Social Change. – 2020. – № 154. – p. 119973.
19. Sangki J. Vision of future e-government via new e-government maturity model: Based on Korea’s e-government practices // Telecommunications Policy. – 2018. – № 42(10). – p. 860–871.
20. Secretariat, T. B. O. C. Way Forward - Canada.ca. [Электронный ресурс]. URL: https://www.canada.ca/en/government/system/digital-government/digital-government-strategy/way-forward.html (дата обращения: 01.02.2023 г.).
21. SEMIC.EU. 2022. Joinup. [Электронный ресурс]. URL: https://joinup.ec.europa.eu/collection/semantic-interoperability-community-semic/solution/semiceu (дата обращения: 01.02.2023 г.).
22. The State Council of the People’s Republic of China. (2022). [Электронный ресурс]. URL: http://english.www.gov.cn/ (дата обращения: 01.02.2023 г.).
23. Transparency and freedom of information releases. GOV.UK.: 2020, March 25. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/search/transparency-and-freedom-of-information-releases?content_store_document_type=transparency (дата обращения: 01.02.2023 г.).
24. Абдуллаева Г., Васиева М. Мировой опыт формирования и развития системы «Электронное правительство» // Информационные технологии в Узбекистане. – 2017.
25. Ваславский Я. И., Габуев С. В. Варианты развития электронного правительства. Опыт России, США, КНР // Международные процессы. – 2017. – № 1(48). – c. 108-125. – doi: 10.17994/IT.2017.15.1.48.9..
26. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. - М: Наука, 1982. – 552 c.
27. Грибанов Ю.И. Основные модели создания отраслевых цифровых платформ // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 2. – c. 223-234. – doi: 10.18334/vinec.8.2.39176.
28. Кутейников А.В. Академик В.М. Глушков и проект создания принципиально новой (автоматизированной) системы управления советской экономикой в 1963-1965 гг. 2016. - Октябрь 27. [Электронный ресурс]. URL: https://statehistory.ru/5697/Akademik-V-M-Glushkov-i-proekt-sozdaniya-printsipialno-novoy--avtomatizirovannoy--sistemy-upravleniya-sovetskoy-ekonomikoy-v-1963-1965-gg/ (дата обращения: 01.02.2023 г.).
29. Магомедов А. А., Никитина А. К., Чирков В. Д. Электронное правительство как концепция преобразования государственного управления // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. – 2018. – № 3. – c. 5-11. – doi: 10.25586/RNU.V9276.18.04.P.05..
30. Стырин Е. М., Дмитриева Н. Е. Государственные цифровые платформы: формирование и развитие. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2021. – 192 c.
Страница обновлена: 26.07.2024 в 10:45:18