Социальное предпринимательство как инструмент повышения эффективности решения социальных проблем

Суева Ю.В.1
1 Институт управления образованием Российской академии образования

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 6 (Март 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Суева Ю.В. Социальное предпринимательство как инструмент повышения эффективности решения социальных проблем // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 6. – С. 799–810. – doi: 10.18334/rp.17.6.35067.

Аннотация:
Статья посвящена вопросам социальной привлеченности бизнеса, позволяющего решать социальные проблемы. Обозначены основные плюсы проектов социального бизнеса и необходимость их развития. Показана доля информированности общества о понятии «социальное предпринимательство».

Ключевые слова: предпринимательство, социальное развитие, бизнес, общество, социальные сети



Введение

В настоящее время социальный бизнес в международной практике стал успешным инструментом решения социальных проблем. Проекты социального бизнеса реализуются в медицине, поддержке инвалидов и социально незащищенных слоев населения, содействии профориентации и трудоустройству, экологии и др. Социальный бизнес – новый способ социально-экономической деятельности, который объединяет в себе социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости для дальнейшего расширения и развития деятельности [9]. Выделяют следующие признаки социального предпринимательства: социальный характер, т.е. решение социальных проблем; инновационный подход, т.е. применение инновационных подходов в создании продукта; масштаб деятельности, т.е. возможность расширения границ и создание подобных институтов; финансовая устойчивость, т.е. решение социальных проблем за счет доходов, получаемых от собственной деятельности [2].

Бизнес-идеи

Идеи социального бизнеса захватили большинство стран мира. Так, например: медицинский центр Италии оказывает высокий уровень специализированной помощи людям, живущим в районах с недостаточно высоким уровнем социальных служб; в Румынии компания с пятью сотрудниками и пятью добровольцами с 1996 г. занимается предоставлением услуг культурного характера на румынском языке для незрячих людей; во Франции с 2004 г. внедрена инновационная концепция сухой автомойки, что позволило обеспечить работой неквалицированных работников и занятость маргинальных групп населения; венгерский Фонд создал ресторан, в котором работают инвалиды; одна из нидерландских компаний, используя инновационные цифровые инструменты и игровые методы, обучает чтению гиперактивных детей и детей, страдающих аутизмом, но также иногда работает с неграмотными людьми и иммигрантами; в Польше социальный кооператив, состоящий из двух ассоциаций, на долгосрочной основе трудоустраивает безработных и инвалидов и предоставляет разнообразные услуги: кейтеринг и общественное питание, строительство, ремесленные промыслы, трудоустройство людей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

Разрабатывая новые технологии, человечество ускоренными темпами развивает социальную сеть, которая, по мнению некоторых экономистов, участвует в развитии социального бизнеса. Так, менеджер подразделения IBM Алистер Ренни считает, что «используя одновременно возможности социальных сетей и сложные аналитические инструменты, компании способны полностью трансформировать свои бизнес-процессы, принимать более качественные и быстрые решения, создавать тесные связи внутри коллектива, с клиентами и партнерами. А это и есть социальный бизнес» [10]. То есть социальный бизнес и социальные медиа - это использование технологий для эффективного и результативного взаимодействия между людьми в процессе работы.

На сегодняшний день многие компании работают с социальными медиа, такими как Facebook, GitHub, Microsoft, Yammer, YouTube, Twitter для связи с клиентами и для демонстрации промо-видео своего продукта. Такие компании, используя новые технологии, создают социальную бизнес культуру, которая нацелена на поиск более эффективных стратегий для получения гарантированного финансового успеха. Так, крупная мексиканская компания «SiMex», используя социальные медиа, объединив экспертов (несмотря на их физическое местоположение), пришла к значительному сокращению затрат времени на разработку новой продукции для строительной отрасли [3]. Можно сказать, что в современном мире социальные медиа становятся неотъемлемой частью коммуникационных стратегий компаний.

Социальный бизнес в России: проблемы и развитие

В России же социальный бизнес только начал развиваться, даже можно сказать, что это совершенно новый бизнес для страны. Хотя с каждым годом количество компаний, работающих в сфере социального бизнеса, растет, т.к. большинство россиян сознают необходимость в создании организаций, решающих социальные проблемы. Уже на начало 2013 г. в России насчитывается около 7 тысяч предприятий социальной направленности, деятельность которых в основном нацелена на улучшение положения дел в предоставлении медицинских услуг населения, образования, досуга. Эти предприятия, как правило, от государства не получают никакой поддержки и держатся на альтруизме и энтузиазме самих руководителей фирмы. Государство заинтересовано в поддержке коммерческого сектора, который важен для гармоничного развития нашей страны и эффективного диалога между обществом и властью. В свою очередь, социальное предпринимательство также способно ликвидировать острые социальные проблемы, используя более широкий набор инструментов, позволяющих достигать социальной цели и оставаться при этом самоокупаемым или рентабельным [8].

Огромный вклад в развитие социального предпринимательства в России вносит Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», который обеспечивает поддержку начинающим социальным предпринимателям. Комплекс поддержки включает:

- финансовую поддержку в виде грантов, займов и участия в уставном капитале;

- обучение и консультирование по актуальным вопросам их деятельности;

- информационное обеспечение и продвижение;

- иные формы поддержки [5].

Фондом ежегодно проводится Всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель». В конкурсе могут принять участие индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации, представители малого и среднего бизнеса. По результатам конкурса фонд предоставляет бизнесменам долгосрочные беспроцентные займы на осуществление проектов социальной направленности, консалтинговую помощь, проводит бизнес-тренинги и оказывает помощь в продвижении проекта.

Фонд «Наше будущее» был учрежден в 2007 г. совладельцем «Лукойла» Вагитом Алекперовым и является первым и до настоящего времени основным фондом поддержки социального предпринимательства в России. Сотрудниками фонда ведется работа по поиску наиболее перспективных инновационных идей и проектов и их эффективной реализации на практике, а также адаптации западных технологий социального предпринимательства к российским условиям. Фонд активно сотрудничает с региональными властями. Он информирует губернаторов всех субъектов федерации о проведении Всероссийского конкурса «Социальный предприниматель» и о его итогах и оказывает помощь при проведении какого-либо мероприятия в решении социальных проблем. За 5 лет своей деятельности Фонд оказал поддержку 59 социальным предприятиям.

По итогам конкурса «Социальный предприниматель - 2012», который был проведен в ноябре 2012 г., мы видим, что и в нашей стране реализуются интересные социальные проекты. Так, Наталья Степаненко из г. Омска открыла детский сад полного дня на базе действующего детского клуба по интересам; Лилия Храменкова, жительница г. Узловая, открыла развивающий центр «Досугово», где занятие по душе на льготных условиях найдут дети из многодетных семей и дети-инвалиды; ООО «Хэлси Фуд» организавало вендинговые кафе здоровой еды Healthy Food; в г. Тольятти работает кондитерское объединение «Веселый пряник», на котором трудятся только пенсионеры и инвалиды; в Пермском крае предпринимателем Вячеславом Гореловым была открыта «Школа Фермеров» для помощи детям-сиротам, подросткам, освободившимся из тюрьмы, сельской молодежи и студентам сельскохозяйственных вузов, нуждающимся в трудоустройстве.

Приведем еще несколько самых известных в России проектов, разработанных в рамках социального предпринимательства. Московская организация ООО «Доспехи» производит ортопедические системы, позволяющие людям с травмами или заболеваниями позвоночника, которые привели к параличу ног, самостоятельно передвигаться. ООО «Научно-социальный центр «Эльфо» в г. Екатеринбурге проводит курсы психологической и физической реабилитации детей при помощи лошадей, так называемая иппотерапия. Реализуя социальную функцию, предприниматели используют незанятую рабочую силу, тем самым снижая социальную напряженность в обществе. Разработка бизнес-идей позволяет не только получать прибыль, но и открывать рабочие места для социально «сложных» групп населения [6].

Также конкурсы проектов по социальному бизнесу в России проводят благотворительный фонд «Навстречу переменам» (проекты, предоставляемые на конкурс, направлены на улучшение жизни детей) и Межрегиональная общественная организация (МОО) «Достижение молодых» («Эстафета социальных инноваций», ориентированная на работу со школьниками и студентами).

Фонд «Наше будущее» первым в России создал 2 интернет-ресурса, посвященных социальному бизнесу, это портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство» и портал «Банк социальных идей». Общественная палата России и Министерство здравоохранения и социального развития также создали совместный проект - Общероссийский информационный портал «Социальная карта Российской Федерации», который призван отражать реальный уровень социального развития в регионах России, динамику социального положения населения.

Можно сказать, что география социального бизнеса обширна. Все предприятия, занимающиеся таким видом деятельности, не перечислишь, ведь к ним можно отнести и спортивные клубы, и детские развлекательные комплексы, центры развития, и все другие фирмы, которые создают блага для решения социальных проблем. Мы считаем, что для России очень важно и дальше развивать социальный бизнес, т.к. благодаря именно ему можно успешно решить многие актуальные социальные проблемы, которые в последнее время требуют большего внимания. Но для этого потребуется реализация ряда мер по созданию системы поддержки социального бизнеса.

В 2002 году был создан Российский микрофинансовый центр (РМЦ), президентом которого является Михаил Мамута. Поддержка социального бизнеса, как через общественные инициативы, так и через конкретные проекты совместно с российскими и международными партнерами, одна из основных задач РМЦ. В мае 2012 года РМЦ было предложено создать в Торгово-промышленной палате РФ (ТПП РФ) Координационный Совет по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства. В задачи Совета входит:

- разработка мероприятий по развитию и поддержке социального бизнеса в России;

- экспертная оценка предлагаемых проектов ведения социального бизнеса;

- социологические опросы;

- координация взаимодействия между государством, бизнесом и социальными предпринимателями;

- информирование населения о понятии «социальное предпринимательство».

Совет возглавляет Президент ТПП РФ Сергей Катырин. В состав Совета входят представители крупнейших предпринимательских объединений, государственные служащие, эксперты в области социального бизнеса и корпоративной социальной ответственности.

Российским микрофинансовым центром при поддержке Минэкономразвития и ТПП РФ ежегодно проводится Российский форум социального бизнеса. В октябре 2012 года в Министерстве экономического развития состоялся второй по счету форум, соорганизатором которого выступил Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Участники форума обсудили вопросы межсекторного партнерства в развитии инфраструктуры поддержки социального бизнеса. В ходе обсуждения, заместитель руководителя департамента социальных и благотворительных проектов Фонда «Наше будущее» Евгений Рахновский рассказал, что на 2012 год в 32 регионах России успешно реализуются 59 проектов социального бизнеса и в будущем планируется поддержка еще не менее 15 проектов.

В 2012 году Федеральное Агентство стратегических инициатив (АСИ) объявило о создании всероссийской сети Центров инноваций социальной сферы, которые будут помогать коммерческим проектам, нацеленным на решение социальных проблем. До конца 2012 года АСИ, при поддержке Минэкономразвития, открыло шесть подобных Центров в Красноярском крае, Самарской, Иркутской, Кемеровской, Оренбургской областях и Республике Татарстан, а в 2014 году - во всех регионах страны. Развитие такой инфраструктуры позволит к 2020 году организовать во всех регионах страны более 50 тысяч социально ориентированных компаний с общим годовым оборотом более 15 млрд евро и более 500 тысяч новых рабочих мест [1]. Открытие Центров инноваций социальной сферы позволит сориентировать людей, которые хотят заняться социальным бизнесом, показать и рассказать им, какие существуют методики ведения социального бизнеса, получить квалифицированную оценку бизнес-проекта, консультацию юристов, финансистов, бизнес-профессионалов. Также АСИ обещает, что Центры будут помогать предпринимателям в продвижении проектов и обеспечат эффективное взаимодействие с региональными и федеральными органами власти. Но при этом финансирование проектов будет за счет средств предпринимателя. Финансирование же самих Центров инноваций в социальной сфере будет за счет средств из бюджетов регионов (50%) и партнерских организаций (50%). 18 июля 2012 года АСИ было подписано Соглашение о сотрудничестве с Омской региональной общественной организацией «Ресурсный центр общественно-активных школ», что закрепило открытие первого Центра инноваций социальной сферы как в городе Омске, так и в рамках инициативы АСИ.

Бизнес и общество

Как мы видим, социальный бизнес только начинает свой путь в России. Наше общество все еще с недоверием относится к этому понятию, и для того, чтобы это преодолеть, необходимо многое сделать. Радует то, что большинство российских граждан все-таки видят необходимость существования таких организаций, которые ставят для себя главной целью решение социальных проблем. В сентябре 2012 г. исследовательской группой ЦИРКОН был проведен всероссийский опрос населения под названием «Социальное предпринимательство: восприятие россиян». На вопрос: «Знаете ли вы, что-либо слышали либо слышите впервые словосочетание «социальное предпринимательство»?», были получены данные, которые приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Данные об информированности о понятии «социальное предпринимательство» в динамике – с момента первого замера в декабре 2008 г. по сентябрь 2012 г. (всего 3 волны измерений), в %

Источник: Экономическая социология [Электронный ресурс] // Циркон. – Режим доступа: http://www.zircon.ru/publications/ekonomicheskaya-sotsiologiya/

По итогам опроса мы видим тенденцию роста информированности россиян о понятии «социальное предпринимательство». Совокупная доля респондентов (за 2012 г.), которые хотя бы слышали об этом понятии, составило 33%, что на 8% больше, чем год назад. Таким образом, можно сделать вывод, что работа по информационной активности была успешной, хотя сам уровень информированности о понятии «социальное предпринимательство» остается невысоким.

Респондентам был задан также вопрос: «Как вы думаете, возможно (вероятно) ли появление в России предпринимателей, которые будут создавать предприятия и вести свое дело (бизнес) не столько с целью получения прибыли, сколько с целью решения социальных проблем?». Ответы на этот вопрос отражены на рисунке 2.

Рисунок 2. Мнения о вероятности появления социального предпринимательства в России в динамике – с момента замера в декабре 2008 г. по сентябрь 2012 г. (всего 2 волны измерений), в %

Источник: Экономическая социология [Электронный ресурс] // Циркон. – Режим доступа: http://www.zircon.ru/publications/ekonomicheskaya-sotsiologiya/

Очевидно, что доля россиян, допускающих вероятность появления в стране социальных предпринимателей, с 2008 г. растет. А доля респондентов, уверенных в невозможности социального предпринимательства в России, снизилась до 16%. Можно сказать, что работа, проведенная по вопросу об информированности общества о «социальном предпринимательстве», выполняется эффективно. Необходимо и в дальнейшем освещать позитивные примеры социального бизнеса в СМИ, проводить круглые столы, лекции, конференции и конкурсы на данную тематику. Только так можно сформировать положительное восприятие обществом концепции социального предпринимательства [7].

Заключение

1. Актуальным является вопрос о социальном бизнесе, ставшим в международной практике инструментом решения социальных проблем. Проекты социального бизнеса реализуются во всевозможных сферах и отраслях. Однако в России популярность социального бизнеса не такая уж и большая. В этой связи необходимо как можно больше информировать общество о «социальном предпринимательстве» для формирования положительного восприятия населения концепции социального бизнеса.

2. При развитии социального бизнеса используются возможности социальных сетей, такие как применение технологий для эффективного и результативного взаимодействия между людьми в процессе работы. А это говорит о том, что социальные медиа становятся неотъемлемой частью коммуникационных стратегий предприятий.

3. Реализация программ развития социального бизнеса в России позволит увеличить социальный капитал, уменьшить уровень безработицы, повысить уровень жизни населения, а также сформировать сферу деятельности, в которой определенная социальная группа людей сможет занимать эффективной экономической деятельностью в соответствии со своими психологическими характеристиками. В результате это увеличит устойчивость экономического развития страны.


Источники:

1. АСИ запустило новый масштабный проект – всероссийскую сеть Центров инноваций социальной сферы [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив. – 2012. – 18 октября. – Режим доступа: http://asi.ru/news/4633/?sphrase_id=18282
2. Ветрова Е.А. Социальное предпринимательство как фактор социально-экономического развития общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 1. – С. 20-24. – С. 22.
3. Ильин Ю. Билл Хэсселл (IBM) о «социальном бизнесе» [Электронный ресурс] // Компьютерра. – 2012. – 15 июня. – Режим доступа: http://old.computerra.ru/interactive/686538/
4. Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 304 с.
5. Мухин А.В. Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства // Новые технологии. – 2011. – № 2. – С. 103-106. – С. 104.
6. Поаншваль Н.С. Социальное предпринимательство как инновационный инструмент решения социальных проблем в рыночной экономике // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2014. – № 25. – С. 170-176. – С.172.
7. Суева Ю.В. Инновационные формы реализации социально-сервисных функций государства (на примере Ростовской области): Монография. – Шахты, ИСОиП (филиал) ДГТУ, 2014. – 108 с. – С. 101-102.
8. Уфимцева Н.Ф. Социальное предпринимательство как средство решения социальных проблем населения // Управленческие технологии и модели модернизационных процессов в российской экономике: история и современность: Сборник материалов конференции. – Курск: ЮЗГУ, ЗАО «Университетская книга», 2015. – 143 с. – С. 126–131. – С. 129.
9. Шеяненко Д.О., Мартынова Т.Н. Инновационные формы оказания социальных услуг: социальное предпринимательство // Управление инновациями: теория, методология, практика. – 2014. – № 11. – С. 111-119. – С.112.
10. Черникова Н. Эра нового социального бизнеса [Электронный ресурс] // Cossa. – 2011. – 2 ноября. – Режим доступа: http://www.cossa.ru/234/6077/

Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:17:35