Социальное предпринимательство и опыт его государственной поддержки в Омской области

Кузнецова С.В.1
1 Омский государственный Технический Университет, Россия, Омск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 2 (Февраль 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44853981
Цитирований: 2 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
Статья написана в жанре эвристическом, имея в виду прежде всего возможность ознакомления реальных и потенциальных социальных предпринимателей с уникальным опытом Омской области по созданию кластера социальных инноваций, являющейся лидером в Российской Федерации по результативности (активности) социального предпринимательства и качественному уровню стартовавших социальных проектов. Омская область выгодно отличается от других субъектов Российской Федерации не только по уровню развития социального предпринимательства, но и по масштабам его государственной поддержки. Для обеспечения дальнейшего и устойчивого развития социального предпринимательства, в том числе и в Омской области, целесообразно определение приоритетных ниш, сфер социального предпринимательства, предлагается перечень показателей, «способных» адекватно определять эффективность функционирования кластера социального предпринимательства (и алгоритм их создания), а также использовать целый ряд новых инструментов поддержки социального предпринимательства, в том числе финансирование запуска проекта социального предпринимательства. Статья представляет определенный интерес для различного рода аудиторий (студентов, аспирантов, преподавателей, социальных предпринимателей)

Ключевые слова: социальный предприниматель, социальное предпринимательство, государственная поддержка, инфраструктура, критерии, меры, кластер

JEL-классификация: L26, M21, L31



Введение

Целью представленной работы является определение основных направлений повышения инвестиционной привлекательности социального предпринимательства в регионах России, уточнение критериев и расширение мер поддержки социального предпринимательства, а также сформулировать рекомендации по созданию кластеров социального предпринимательства в регионах России с учетом уникального опыта Омской области.

Общеизвестны факты, согласно которым в структуре социального предпринимательства в проактивных странах мира (в Великобритании, США, Польше, Испании, Индии и др.) предусматривается значительная государственная поддержка.

В 1990-е годы в России сфера поддержки предпринимательства признается приоритетной. В 2007 году был принят обновленный закон о поддержке и развитии предпринимательства в Российской Федерации [1], в котором не только определены основные цели, принципы и направления государственной политики в сфере развития предпринимательства, но и четко обозначены основные направления и области поддержки малого и среднего предпринимательства. Этим законом было инициировано и обеспечено создание особой инфраструктуры поддержки: различные центры, агентства, фонды.

К 2016 г. инфраструктура поддержки социального предпринимательства включала 18 центров инноваций в социальной сфере, работающих в различных регионах России. В ряде субъектов Российской Федерации поддержка оказывается без создания специальной инфраструктуры в рамках общих программ содействия малому и среднему предпринимательству. Органы государственной власти, в частности Министерство экономического развития РФ, целенаправленно вовлекают социальные организации к решению существующих проблем.

Омская область выгодно отличается от других субъектов РФ с точки зрения развития и поддержки социальных предпринимателей. Количество социальных предприятий в 2018–2020 гг. представлено в таблице 1.

Таблица 1

Количество социальных предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в социальной сфере, на 1 января, единиц

Субъекты предпринимательской деятельности
2018 г.
(на 1 января)
2019 г.
(на 1 января)
2020 г.
(на 1 января)

2020 г.
(на 7 января)
Юридические лица – средние и малые социальные предприятия, в том числе:
853
909
881
863
социальное обеспечение
12
12
12
8
образование
131
132
134
124
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг
460
514
522
522
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
250
251
213
209
Индивидуальные предприниматели, в том числе
1090
1195
1321
1273
социальное обеспечение
8
6
7
7
образование
330
413
475
465
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг
204
211
231
221
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
548
565
608
580
Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), в том числе
509
449
446
446
социальное обеспечение
31
30
27
27
образование
249
239
232
232
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг
182
128
120
120
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
47
52
67
67
Итого
2452
2553
2648
2582

Источник: [11, 12].

Следует отметить, что из общего числа указанных в таблице субъектов только 83 на сегодняшний день имеют статус социального предпринимателя. Некоторое снижение к 1 июля 2020 года количества организаций, работающих в социальной сфере, связано с негативными последствиями пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. В то же время снижение не очень большое (–2,5%), что свидетельствует об эффективности принятых ранее Правительством Омской области мер поддержки.

Объемы государственной поддержки, предоставленной Министерством экономики Омской области субъектам малого и среднего предпринимательства в 2012–2019 гг., представлены в таблице 2.

Таблица 2

Масштабы государственной поддержки, предоставленной Министерством экономики Омской области субъектам малого и среднего предпринимательства, млн руб.

Меры поддержки
Годы
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
Итого за 2012–2019
Финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на организацию групп дневного времяпрепровождения детей
11,7
77,4
55,9
44,1
464,8
00,6
11,2
11,2
26,8
Возмещение части затрат на детские образовательные центры
-
99,9
110,6
111,2
33,0
00,5
11,3
-
36,4
Возмещение затрат на социально ответственную деятельность
-
-
44,2
88,8
44,4
11,6
22,3
22,3
23,6
Финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на создание пансионатов
-
-
55,0
44,8
22,1
-
33,0
-
14,9
Финансовое обеспечение (возмещение) части затрат участников (резидентов) Омского кластера социальных инноваций
-
-
-
-
-
-
-
66,0
6,0
Итого
11,7
171,2
225,6
228,9
114,2
22,7
77,8
99,5
107,7

Источник: [10].

В 2012–2019 гг. денежные средства в рамках государственной поддержки Министерства экономики Омской области субъектам малого и среднего предпринимательства в первую очередь были направлены на организацию групп дневного времяпрепровождения детей, возмещение части затрат на детские оздоровительные центры и на социально ответственную деятельность. В связи с созданием в регионе кластера социальных инноваций в 2019 г. впервые поддержку в размере 6 млн рублей получили его резиденты [13].

Органы государственной власти субъектов РФ уделяют значительное внимание тиражированию опыта успешных практик социальных предпринимателей. Проводятся тематические семинары, круглые столы в рамках представительных форумов, награждаются особо отличившиеся социальные предприниматели. Нередким явлением в российской практике стали форумы социальных предпринимателей, проводимые в различных субъектах РФ. В таблице 3 представлена информация о лучших практиках социального предпринимательства в Омской области.

Таблица 3

Лучшие практики социального предпринимательства в Омской области

Социальное предприятие
Особенности социального предпринимательского проекта
Сеть частных детских садов «Арбуз»
Посредством создания сети частных детских садов «Арбуз» решена проблема очередности в муниципальные детские дошкольные учреждения Омской области
«Оздоровительно-восстановительный центр в Адреналин-школе Ирины Мартыновой»
Аудитория – дети от 6 лет с избыточным весом и ожирением.
Цели проекта:
– Профилактика ожирения у детей по авторским программам Ирины Мартыновой.
– Оздоровление детей с ожирением 1–2 степени.
– Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной системы, заболеваний опорно-двигательного аппарата, восстановление после травм и операций
Сеть частных детских садов «Умница»
Посредством создания сети частных детских садов «Умница» решена проблема очередности в муниципальные детские дошкольные учреждения Омской области
Центр раннего развития детей «Лимпопо»
Организована совместная деятельность детей в разновозрастной группе от года до семи лет. Это позволяет сформировать модель общения, характерную для многодетной семьи, где налицо ответственность и инициативность старших и все возрастающая самостоятельность младших. В результате правильной педагогической работы в разновозрастном детском коллективе у детей формируются чуткость, отзывчивость, умение заботиться о младших, уважение к старшим.
Социальный эффект: улучшение качества жизни детей, содействие занятости матерей, развитие коммуникативных способностей детей и подготовка их к взрослой жизни, укрепление института семьи
Центр образовательных инициатив «СТЭМ»
Созданы условия для изучения основ алгоритмизации и программирования, развития научно-технического и творческого потенциала личности ребенка.
Социальный эффект: популяризация и вовлечение подрастающего поколения (начиная с детского сада, младшей, средней и старшей школы) в процесс инновационного научно-технического творчества, а также повышение престижа инженерных профессий среди детей и молодежи
Монтессори-центр «Умный птах»
Занятия проходят в специально подготовленной среде, отвечающей потребностям ребенка разного возраста. Методика Монтессори предполагает, что малыши с самого раннего возраста самостоятельно выбирают себе деятельность, учатся прислушиваться к себе. Роль взрослого – быть рядом, чтобы помочь в случае необходимости, поддержать, а также быть гарантом душевного спокойствия ребенка.
Социальный эффект: формирование успешных, социально адаптированных, самостоятельных личностей. Информационная поддержка родителей в вопросах воспитания и развития детей

Источник: [12].

Перспективным представляется развитие государственного и муниципального заказа на результаты деятельности социальных предпринимателей введение обязательных квот для крупных корпораций по закупкам товаров и услуг у социальных предпринимателей. Это позволит укрепить в России и ее регионах социальную корпоративную ответственность крупного бизнеса, создать рабочие места, запустить новые востребованные у общества социальные проекты.

«Портрет» социального предпринимателя России полностью соответствует сложившейся практике в зарубежных странах, например, таких как Канада, Великобритания. Они являются представителями экономически активного поколения – от 30 до 50 лет, это граждане, получившие хорошее, фундаментальное образование в университетах. Более 85% социальных предпринимателей имеют высшее образование. Чаще в социальное предпринимательство приходят те люди, которые имеют компетенции по ведению бизнеса, но так или иначе в прошлом были связаны с социальной сферой.

Что же касается отраслей российских регионов, в рамках которых социальные предприниматели могут привнести весомый вклад, специалисты выделяют образование, спорт, медицину, фермерство, культуру. Во всех указанных сферах в субъектах Российской Федерации социальные предприниматели присутствуют, но потенциал их пока использован лишь в незначительной степени. Есть отдельные яркие проекты, кейсы, достойные тиражирования, но глубина и системность работы с социальными предпринимателями, их привлечения к решению задач, которые ставит общество, пока не являются достаточными.

Основная причина состоит в том, что ни в России, ни в субъектах РФ не определена четко ниша, с которой в приоритетном порядке необходимо работать. Особенностью российской практики является то, что предоставление социальных услуг находится в ведении огромных, не очень мобильных государственных учреждений, которые руководствуются гигантской нормативной базой. В итоге социальные предприниматели с трудом встраиваются в эту не очень эффективную конструкцию [14].

Среди сфер, где социальные предприниматели должны работать, но в силу различных причин не работают, могут быть выделены [8]:

1. Сферы, в которых государственные социальные структуры должны оказать услугу населению на 100%, но оказывают ее не полностью. Например, гражданин обращается в больницу, проходит лечение, однако во многих случаях требуются последующие реабилитационные процедуры, практика оказания которых государственными медучреждениями критикуется специалистами. В части реабилитации гражданин может быть «подхвачен» социальными предпринимателями, оказывающими услуги по медицинской реабилитации за умеренную плату или бесплатно, – в зависимости от порядка, который будет установлен регуляторными требованиями.

2. Сферы, которые повсеместно окружают человека и улучшают его быт. Классическим примером является благоустройство парков и общественных пространств.

В данном месте следует остановиться на необходимости расширения мер поддержки социального предпринимательства, ее (поддержки) критериев.

Не вызывает сомнений важная роль различных механизмов поддержки социальных предпринимателей, в том числе в форме грантов, субсидий, преференций при размещении государственных и муниципальных заказов. Однако любое распределение финансовых ресурсов должно быть прозрачным и требует установления четких критериев.

В июле 2019 г. в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» были внесены изменения в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» [2]. С начала 2020 г. Министерство экономики Омской области, уполномоченное в сфере поддержки и развития социального предпринимательства, начало работу по приему документов от малых и средних предприятий для признания их социальными. До внесения изменений в указанный федеральный закон помощь могли получить как социальные предприятия, так и предприятия, работающие в социальной сфере. После принятия соответствующих изменений в региональном законодательстве меры финансовой поддержки будут предоставляться только средним и малым предприятиям, признанным в установленном порядке социальными.

Принимая решение о поддержке проекта социального предпринимательства, органам государственной власти и местного самоуправления необходимо руководствоваться следующими критериями [4, 9]:

1. Наличие социальной миссии – представляемый на конкурс проект должен быть направлен на решение социальной проблемы, в действительности имеющейся в конкретной территории.

2. Устойчивость проекта – потенциальный социальный предприниматель должен разработать и защитить бизнес-план, обосновать перспективную окупаемость завтра на проект.

3. Наличие инновационной составляющей – социальный предприниматель должен предложить новый подход к решению существующей социальной проблемы (или ряда проблем), принципиально отличающийся от традиционно существующих механизмов.

4. Социальному предпринимателю необходимо убедительно доказать, что предоставлением именно таких услуг органы власти, во всяком случае в среднесрочной перспективе, не будут заниматься именно по той технологии, какую предлагает социальный предприниматель.

5. Проект социального предпринимательства должен соответствовать критериям масштабируемости и тиражирования.

Далеко не все субъекты социального предпринимательства знают о возможности получения субсидии на обустройство рабочего места для каждого трудоустроенного инвалида. Денежные средства на эти цели получает каждое региональное министерство труда и социального развития.

Размер субсидии различается в каждом субъекте РФ. Например, в Санкт-Петербурге он составляет 300 тысяч рублей на обустройство одного рабочего места для инвалида. В Омской области Постановлением Правительства Омской области от 24 сентября 2013 № 225-П «Об утверждении порядка предоставления субсидий в сфере социальной политики юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям» (ред. от 06.04.2016) субсидия с улучшением условий труда установлена в размере не более 26 тыс. руб. в год на одного работающего инвалида. В городе Севастополе финансирование создания и/или переоборудования рабочих мест для лиц с установленной инвалидностью ведется в виде субсидии, которая формируется из средств федерального бюджета и бюджета города федерального значения Севастополя. Субсидия предоставляется работодателю в размере фактически совершенных затрат, но не может превышать 100 тысяч рублей на одно созданное/переоборудованное рабочее место [3].

В ряде субъектов РФ получил распространение такой проект, как «Социальная реклама». Социальные предприниматели имеют возможность на бесплатной основе или за символическую плату разместить информацию о своей деятельности. Аудитория охвата региональных проектов «Социальная реклама» значительная, а стоимость размещения не идет ни в какое сравнение с расценками традиционных коммерческих масс-медиа. Считаем необходимым внедрить проект «Социальная реклама» во всех без исключения субъектах РФ [5].

Социальным предпринимателям необходимо искать поддержку не только по социальной части. «Гибридный» характер рассматриваемого явления позволяет подавать заявки также на обычные конкурсы для бизнес-проектов [6, 7] (Kosmin, Kosmina, Marysheva, 2018; Kuznetsova, 2020).

Учитывая ту особую роль в решении общественных задач, которые реализуют социальные предприниматели, они даже не подозревают, насколько велики их возможности по «проникновению» в традиционные СМИ. Как показывает практика, масс-медиа охотно рассказывают о проекте социального предпринимательства, если предложен интересный инфоповод.

Также следует внедрить специальную маркировку для продукции, произведенной в рамках социально ориентированного предприятия. Если речь идет об услугах – такую маркировку можно разместить в рекламных буклетах или в описаниях на интернет-порталах. Считаем, что должен быть выработан единый фирменный стиль подобной маркировки, который будет использоваться во всех субъектах РФ. В обязательном порядке необходимо предусмотреть элементы защиты. Право использовать подобную маркировку должно быть подтверждено специальной процедурой.

В Омской области в соответствии с государственной программой «Развитие экономического потенциала Омской области» реализуются меры поддержки социального предпринимательства, создаются условия для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. Значительная работа проводится Омским центром инноваций социальной сферы, деятельность которого охватывает следующие направления [12]:

– Развитие и продвижение социального предпринимательства.

– Развитие Омского кластера социальных инноваций.

– Развитие социально ориентированных некоммерческих организаций.

– Взаимодействие с муниципальными органами власти.

– Образовательная деятельность в рамках Школы социального предпринимательства.

9 раз в Омске при участии Омского центра инноваций социальной сферы был проведен Международный форум социальных предпринимателей и инвесторов, получивший название «ИННОСИБ».

Количественные результаты деятельности Омского центра инноваций социальной сферы представлены в таблице 4.

В целом по большинству показателей динамика результатов работы Омского центра инноваций социальной сферы в 2018–2019 гг. положительная. Особо отметим увеличение числа созданных рабочих мест с 80 до 189, увеличение количества субъектов малого и среднего социального предпринимательства с 75 до 82, увеличение ежемесячного числа благополучателей услуг с 1700 до 2600 человек.

Таблица 4

Результаты деятельности Омской региональной общественной организации – Омского центра инноваций в социальной сфере в 2018–2019 гг.

Критерии
Показатели
2018
2019
1
2
3
Количество слушателей школы социального предпринимательства (чел.)
117
91
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства из общего числа слушателей (ед.)
75
82
Количество выпускников, осуществляющих социально-предпринимательскую деятельность (чел.)
47
51
Количество проведенных консультаций (ед.)
1180
651
Количество просветительских семинаров в муниципальных районах Омской области (чел.)
7
10
Количество участников просветительских семинаров (чел.)
163
212
Количество созданных рабочих мест (ед.)
80
189
Количество благополучателей от услуг, созданных субъектами социального предпринимательства, в месяц (чел.)
1700
2600

Источник: [12, 13].

В целях расширения мер поддержки социальных предпринимателей в регионах России предлагаем внедрить следующие инструменты поддержки:

1. Каждая государственная или муниципальная услуга имеет свою стоимость. Например, на одного ребенка в муниципальном детском саду каждый месяц необходимо 9000 рублей. Эти средства могут быть переданы частному детскому саду с условием, что он должен предоставить условия для малышей не хуже, чем в муниципальном детском саду, и постараться заработать сверх суммы 9000 рублей. Или такая услуга, как социальный уход на дому. Государство выделяет социальному предпринимателю сумму денег, которая ниже, чем если бы пользователь услуги находился в доме престарелых, однако уход за пожилым человеком осуществляется в соответствии с установленными нормами, гражданин может остаться в своей квартире и не переезжать в дом престарелых, социальный предприниматель получает возможность создавать новые рабочие места, решать социально чувствительную проблему, государство при этом экономит бюджетные средства.

2. Финансирование запуска проекта социального предпринимательства. Предприниматель приходит оказывать услуги, которые органы государственной власти и местного самоуправления считают социальными, потому что они экономически невыгодны и не могут реализовываться без поддержки из бюджета. Например, развитие народных промыслов и художеств, особенно вне территории крупных городов. В долгосрочной перспективе такой тип социального предпринимательства окупаем, но без стартовой финансовой поддержки развиваться он не сможет. Стремиться к возвратности средств, окупаемости проектов необходимо, но вместе с тем недопустимо отрицать, что многие проекты без государственного финансирования на начальном этапе никогда не будут реализованы.

3. Трудоустройство и создание условий для работы граждан, относящихся к категории социального риска, в первую очередь инвалидов трудоспособного возраста. Органы власти организуют обучение инвалидов и выходят с предложением к потенциальным работодателям взять на работу не, условно говоря, «социальную обузу», а обученного специалиста, плюс денежная сумма на обустройство рабочего места и приобретение необходимого для работы оборудования. Так, в Ленинградской области региональный бюджет способен выделить по 500 тыс. рублей на одно рабочее место для получившего опять же за счет государственных средств образование инвалида. Очевидно, возможности большинства субъектов РФ не позволят выделить и в десятеро меньшую сумму.

4. Создание рабочих мест при социальных учреждениях за счет субсидий из регионального или местного бюджета. Например, в советское время в психоневрологических интернатах большинство видов работ выполняли находящиеся в них граждане с ограниченными возможностями здоровья: пекли хлеб, занимались уборкой внутренних и внешних помещений, стирали белье, выполняли весь комплекс работ в котельных и т.д. Сейчас все виды работ выполняют сторонние организации, расходы на услуги которых ложатся неподъемным бременем на региональный бюджет. Находящиеся в интернатах инвалиды, не развивая трудовые навыки, профессионально деградируют. Необходимо добиться пересмотра законодательных мер, строго запрещающих привлечение воспитанников интернатов к труду. Например, их можно обучить выращиванию овощей, работе с газонокосилкой, выпечке хлеба, стирке, работе с котельным оборудованием и многому другому. Таким образом, необходимо провести инвентаризацию закупок услуг и продукции социальными учреждениями и выделить, какие рабочие места могут быть созданы непосредственно в этих учреждениях.

Актуальной проблемой является привлечение инвестиций в организации социального предпринимательства. Очевидно, что люди, которые желают заниматься этой сферой, не всегда имеют необходимый стартовый капитал, классические банковские кредиты с рыночными процентными ставками не позволят добиться устойчивости проекта. В то же время инвестор, даже если это благотворительный фонд или фонд, финансируемый из федерального, регионального, местного бюджета, никогда не забывает о таких понятиях, как возвратность инвестиций, хочет поддерживать те проекты социальных предпринимателей, которые, получив финансирование, смогут выйти на самоокупаемость и продолжить работу без вливаний ресурсов со стороны.

По нашему мнению, развивая инвестирование в социальные проекты, необходимо уделить внимание следующим вопросам:

1. Недостаток компетенций, знаний в части структурирования проекта, умения его представить инвесторам.

2. Отсутствие определенного азарта, желания рискнуть, боязнь ошибиться у граждан, которые могли бы связать свою профессиональную деятельность с социальным предпринимательством.

3. Необходимо отказаться от идеи обычного дотирования, иначе о возврате средств не может быть и речи, социальные предприниматели не будут иметь стимула привносить в допустимых пределах бизнес-составляющую и развивать свой проект. Государство максимально заинтересовано в том, чтобы за счет выделенных на поддержку финансовых ресурсов создать такую среду социального предпринимательства, которая смогла бы расширять свою деятельность без постоянных инвестиций. В этом ключе должна быть создана коммерчески эффективная отрасль, решающая социальные запросы общества и являющаяся реальной альтернативой и одновременно дополнением традиционной рыночной экономики.

Повышение темпов экономического роста региона требует проведения институциональных реформ, конструирования новых форм взаимодействия участников регионального рынка, повышения связанности внутреннего пространства региона за счет кооперации труда, повышения результативности использования ресурсов, которыми обладает соответствующая территория. Указанное в полной мере может быть реализовано в кластерах. Кластером является группа связанных друг с другом отраслей, комплексы предприятий, объединенные технологической цепочкой, сконцентрированные в локальной местности. Анализ особенностей регионального развития убедительно доказывает, что регионы, активно использующие кластерный подход, демонстрируют более высокие темпы экономического роста.

Кластеры характеризуются более высоким уровнем устойчивости, поскольку участники кластера производят товары, предлагают работы и услуги, имеющие важность и незаменимость для участников кластера. Отличительной особенностью кластера является выраженный синергетический эффект, а именно: объединение усилий участников кластера создает потенциал, превышающий простую сумму их потенциалов.

Задача стимулирования социального производства в регионах является одним из приоритетов государственной экономической политики. В частности, большой интерес к теме развития социального предпринимательства в регионах проявляет Министерство экономического развития России и Агентство стратегических инициатив.

Условием успешного распространения социального предпринимательства многие специалисты считают формирование и развитие партнерских отношений. В этом контексте специалисты по стратегическому развитию территорий все чаще обращаются к кластерам. Кластеры играют значительную роль в экономике регионов, поскольку обеспечивают устойчивые темпы экономического роста посредством стимулирования отраслевых и межотраслевых взаимодействий предприятий, органов власти субъектов РФ и муниципальных образований, учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения и социальных предпринимателей.

Традиционно под кластерами понимаются именно бизнес-кластеры, интегрирующие компетенции, опыт, квалификацию работников. Такие кластеры стремятся к повышению конкурентоспособности, предложению потенциальным потребителям новых идей, повышают привлекательность региона в целом для инвестиций, высококвалифицированных специалистов.

Мы считаем, что такой эффективный инструмент регионального развития, как кластер, необходимо использовать также и для развития социального предпринимательства, создавая в субъектах РФ кластеры социального предпринимательства. Роль государственно-частного партнерства в таком кластере будет ведущей.

В Омской области накоплен уникальный опыт по созданию кластера социальных инноваций, создана комплексная система поддержки и развития социального предпринимательства Омской области, представленная на рисунке 1 [13].

Рисунок 1. Комплексная система поддержки и развития социального предпринимательства в Омской области

Источник: составлено автором.

Омский кластер социальных инноваций является одним из первых в России. Обеспечивает взаимодействие, создание и поддержку совместных проектов социальных предпринимателей и социально ориентированных некоммерческих организаций. В 2019 г. Кластер объединял 28 резидентов (20 субъектов малого и среднего предпринимательства, 8 социально ориентированных некоммерческих организаций), 2 организации инфраструктуры (Омская региональная общественная организация «Центр инноваций социальной сферы» и автономная некоммерческая организация «Омский центр инноваций социальной сферы»), 5 аутсорсинговых организаций, 1 высшее учебное заведение.

В 2019 г. участниками Омского кластера социальных инноваций реализовано 38 совместных проектов, в рамках которых создано 318 рабочих мест. Более 3300 человек ежемесячно пользуются услугами, оказываемыми в рамках реализации совместных проектов. В 2017 г. модель Омского кластера социальных инноваций была презентована на Петербургском международном экономическом форуме и на 2-м Форуме социальных инноваций регионов, получила высокую оценку на этих авторитетных дискуссионных площадках. Схема кластера социальных инноваций приставлена на рисунке 2 [13].

Рисунок 2. Кластер социальных инноваций Омской области

Источник: составлено автором.

Создание кластеров социального предпринимательства в регионах России будет включать пять этапов, представленных на рисунке 3.

Для систематизации и повышения внутренней связности кластера предлагаем создать ресурсный центр. В его функционал будут входить распространение информации о кластере социального предпринимательства, все виды консультационной поддержки для новичков и опытных социальных предпринимателей.

Эффективность кластера социального предпринимательства предлагается оценивать по показателям, представленным на рисунке 4 [12, 13].

Рисунок 3. Этапы создания кластеров социального предпринимательства в регионах России

Рисунок 4. Показатели эффективности регионального кластера социального предпринимательства

Источник: [13].

Успешный опыт Омской области имеет все основания быть рекомендованным для тиражирования в субъектах РФ. В этой связи необходимо принятие нормативного правового акта, аналогичного Постановлению Правительства РФ от 31 июля 2015 г. № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров», которое установило бы требования к социальным кластерам, учитывая их особые признаки:

– разнородность (реализация проектов не на ограниченной «производственной» территории, а на территории субъекта РФ в целом);

– отсутствие научно-производственной цепочки (объединение по принципу решения социальных проблем).

Заключение

Актуальной тенденцией поддержки социального предпринимательства является усиление акцентов на финансировании проектов, способных продолжать развитие в случае прекращения ассигнований из бюджетного или внебюджетного источника.

Местные и региональные бюджеты повсеместно испытывают нехватку финансовых ресурсов, проводят оптимизацию расходов. Вместе с тем среди руководителей органов власти широко распространено желание поддерживать социальных предпринимателей, деятельность которых оказывает прямое влияние на качество жизни социально незащищенных граждан, способствует росту региональной экономики.

Развитие социального предпринимательства в регионах России в том числе будет зависеть от того, насколько быстро будет развиваться и совершенствоваться нормативное правовое регулирование на федеральном, региональном и местном уровнях. На повестке дня вопрос установления квот для социальных предпринимателей при проведении государственных и муниципальных закупок, повышение привлекательности социального предпринимательства как объекта инвестирования, реализация широкого круга мер поддержки для социально ориентированных проектов.

Особое внимание считаем необходимым обратить на создание в регионах России кластеров социального предпринимательства.

Инфраструктура поддержки социального предпринимательства, создаваемая в России по инициативе государства главным образом методами проб и ошибок, только начинает обретать реальные очертания, как это ни странно, благодаря всего лишь реальным социальным предпринимателям, генерирующим новые идеи и опыт в системе складывающихся их взаимоотношений с государственными структурами, прежде всего, в распределении зон ответственности за развитие социального предпринимательства, поскольку «наше время созрело для того, чтобы решать социальные проблемы предпринимательскими средствами (Грегори Диз, директор центра развития социального предпринимательства университета Дьюка в конце 1990-х годов – США).


Источники:

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.). [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант плюс» (дата обращения 02.02.2021).
2. О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: Федеральный закон от 26 июля 2019 года N 245-ФЗ. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант плюс» (дата обращения 02.02.2021).
3. О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. и плане мероприятий ("дорожной карте") по её реализации: Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант плюс» (дата обращения 02.02.2021).
4. Об утверждении Порядка предоставления субсидий в сфере социальной политики юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям: Постановление Правительства Омской области от 24 сентября 2013 г. N 225-п (в ред. от 06.04.2016 г.). [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант плюс» (дата обращения 02.02.2021).
5. Официальный сайт Фонда «Наше будущее» [Электронный ресурс].URL: http://www.nb-fund.ru (дата обращения 02.02.2021).
6. Косьмин А.Д., Косьмина Е.А., Марышева В.А. Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации: компаративный анализ трендов и результативности. – М.:Креативная экономика, 2018. – 266 с.
7. Кузнецова С.В. О специфическом конструкте современного социума // Экономика и предпринимательство. 2020, №11 (124) – С.256 – 260.
8. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив (АСИ) [Электронный ресурс].URL: https://asi.ru/ (дата обращения 02.02.2021).
9. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс].URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения 02.02.2021).
10. Официальный сайт Министерства экономики Омской области. [Электронный ресурс].URL: http://mec.omskportal.ru (дата обращения 02.02.2021).
11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Омской области. [Электронный ресурс].URL: https://omsk.gks.ru/ (дата обращения 02.02.2021).
12. Официальный сайт Омского центра инноваций социальной сферы [Электронный ресурс].URL: http://cissinfo.ru/ (дата обращения 02.02.2021).
13. Официальный сайт Омского кластера социальных инноваций [Электронный ресурс].URL: https://spklaster.ru (дата обращения 02.02.2021).
14. Официальный сайт общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» [Электронный ресурс].URL: https://opora.ru (дата обращения 02.02.2021)

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:26