К вопросу определения понятия «социальное предпринимательство»

Кузнецова С.В.1
1 Омский государственный технический университет, Россия, Омск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2020)

Цитировать:
Кузнецова С.В. К вопросу определения понятия «социальное предпринимательство» // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 11. – С. 2959-2968. – doi: 10.18334/ce.14.11.111174.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44494269

Аннотация:
Социальное предпринимательство рассматривается как признание государства в своём несовершенстве и неспособности в силу ограниченных возможностей и иных причин решать и выполнять в полном объеме задачи по удовлетворению социальных потребностей членов общества. Даётся функциональное определение понятия «социальное предпринимательство»

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальные проблемы, государство, достойные блага, социальный предприниматель

JEL-классификация: L26, L31, M21



Нет ничего сказанного, что было бы сказано впервые

Теренций Публий

Введение

На написание статьи подвигло желание разобраться в новом термине, ворвавшемся в жизнь социума в 1960-е года ХХ столетия, с «социальным предпринимательством», имеющим место быть еще во времена античности в зародышевом формате благотворительности.

Целью представленной работы является рассмотрение предпринимательской деятельности как всеобщей формы материализации человеческой предприимчивости, трансформирующейся в различные специфические ее части.

На день сегодняшний в России и во всем мире существует более 100 его определений [5, 11, 12] (Kosmin, Kosmina, Marysheva, 2018), одно из которых принадлежит специалистам направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив: «социальное предпринимательство – это род деятельности на стыке благотворительности и традиционного предпринимательства» [12]. Уж слишком абстрактное определение, поскольку, как известно, любой род деятельности характеризуется объектом (или предметом), испытывающим на себе воздействие человека, вооруженного всем (или почти всем) необходимым для изменения этого объекта, его усовершенствования с помощью определенных проектов.

Многообразие определения понятия «социальное предпринимательство» не является доказательством того, что оно нам незнакомо. Напротив, в многообразии определений родоначальник диалектики Г. Гегель усматривал богатство определенного предмета (явления, процесса) и возвел его в ранг одного из методологических принципов (оснований) познания. Вот что он писал: «Чем богаче определяемый предмет, то есть чем больше различных сторон представляет он для рассмотрения, тем более различными могут быть выставляемые на основе их определения» [2, c. 196] (Gegel, 1972, р. 196). Иначе говоря, никому из исследователей различного уровня не дано «улавливать» истину во всей ее полноте, минуя процессы накопления повседневного опыта и дискурсивного разума.

Знание о таком предмете реальной действительности, как социальное предпринимательство, является еще ненадежным, «нуждающимся» во внесении поправок, уточнений, дополнений, то есть в корригировании с тем, чтобы снять с этого предмета покров неопределенности.

И, стало быть, с самого начала следует остановиться на мыслях свойства этимологического и семантического, присущего словам «предпринимательство» и «предприниматель».

Латинские источники, равно как и английские, определяют эти слова следующим образом: «до», «перед», «впереди» и «занимающий первым».

Семантика, смысловое значение слова «предпринимательство» и слова «предприниматель» означает любое новое дело (необязательно значительное, фундаментальное), отвечающее потребностям, прежде всего, самого человека. Это совпадает с одним из трех смыслов этого слова у В.И. Даля: «предприниматель, -ница, предприятель, -ница, предпринявший что-либо» [3, с. 388] (Dal, 1996, р. 388).

Слово «предприниматель» возникает во французской экономической науке еще в XVII-XVIII веках. Во Франции так начинают называть тех, кто борется за какой-то значительный проект или дело. Это понятие используется, чтобы обозначить смельчаков, которые находят новые и лучшие способы делать вещи, тем самым стимулируя экономический прогресс.

Заслуга введения в научный оборот понятия «предприниматель» с данным конкретным смыслом приписывается чаще всего французскому экономисту Жану Батисту Сэю [1], имеющему свой бизнес – ткацкую фабрику. Он отмечал, что для развития предпринимательства требуется формирование особого типа личности, характеризующейся особыми экономическими и нравственными качествами. Успешными являются те народы, культуры которых стали продуцировать эти качества, и этот путь открыт для всех народов. Более того, это есть цель, к которой должны стремиться все народы, чтобы сделаться промышленными [2] народами [6, с. 55–57] (Sey, 2000, р. 55–57).

Примером для Сэя была Англия, в которой классическая школа А. Смита достигла своего расцвета, а во Франции она только зарождалась (о крупной английской промышленности здесь узнали только в 1848 году).

Он подчеркивал, что современная Англия обязана своими несметными богатствами замечательному таланту своих предпринимателей.

Сэй полагал необходимым для предпринимателя иметь состояние, быть известным своим умом и благоразумием, любить порядок, выделяться честностью, чтобы в силу этих свойств он мог получить капитал, который сам не имеет [6] (Sey, 2000).

Предприниматель, по Сэю, – это тот, кто способен перемещать, «перетаскивать» имеющиеся у него ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности в области (сферы), в которых они могут дать больший результат.

Экономистом, который более всего ассоциируется с этим термином в ХХ веке (спустя 100 лет после Сэя), был Йозеф Шумпетер [3].

Ключевую роль в экономическом развитии Й. Шумпетер отдавал предпринимателю, осуществляющему инновационную деятельность, которая может заключаться, например, во внедрении новой продукции, новой технологии, открытии новых рынков или новых методов организации производства. Его действия копируются другими. и инновации приобретают все большее распространение, гальванизируя подъем производства [9] (Shumpeter, 1982).

Он описывал предпринимателей как инноваторов, двигающих «созидательно-разрушительный» процесс капитализма. По его словам, «функция предпринимателя – реформировать или революционизировать структуру производства». И делать это они могут самыми разными способами: «применив в производстве какие-либо изобретения, или говоря более обобщенно, применив неиспытанные технологические возможности для производства новых товаров или же для производства старых товаров новыми способами, открывая новые источники поставки сырья или новые каналы сбыта продукции, реорганизуя сам процесс производства и т.п.» [9] (Shumpeter, 1982).

Предприниматель Шумпетера – это агент изменений в экономике. Открывая новые рынки или создавая новые способы производства вещей, предприниматели двигают экономику вперед.

Предпринимательство стало понятием, обретшим статус научного термина в сфере промышленного производства как «уполномоченного» агента, представителя закона прогресса (Энгельс).

Однако вернемся к истокам предпринимательской деятельности, рассматриваемой безотносительно к ее различным родам (типам, частям), к основным причинам ее возникновения и развития.

Ф. Вольтер писал о том, что часы доказывают существование часовщика, а Вселенная – существование Бога [1], а отмечаемые постоянно совершаемые перевороты в истории человечества, прежде всего, прогрессивные (в науке, в искусстве и т.д.), – следует добавить, – доказывают существование всеобщей и одинаково равной для всех формы деятельности – предпринимательской, в которой целое предшествует ее частям и присутствует в каждой части и которая направлена на усовершенствование мира и самого человека.

Предпринимательство возникает из потребности, внутренней необходимости (и закономерности) достижения конечного назначения человечества, заключающегося не в накоплении богатства материального, а в усовершенствовании людей и окружающего его материального мира. И эта потребность с силой Архимедова рычага движет миром.

Согласно Торе, Всевышний создал человека в качестве собеседника и творца. И мир, и человек созданы несовершенными умышленно для того, чтобы человек с помощью Всевышнего поднимал себя и окружающий мир на высшие уровни совершенствования.

Длительный исторический период рода человеческого подтверждает синусоидальную траекторию его развития. Приступы пассионарности, в худшем смысле этого слова – громить, жечь, истреблять и т.д., периодически сменялись возведением величественных проектов по созданию условий для развития и усовершенствования человека и окружающего мира.

Таким образом, предпринимательство как древняя и очевидная функция человеческой предприимчивости является детерминированной (обусловленной) генетически заданной потребностью человека в совершенстве (в усовершенствовании) [4], которое испытывает несовершенный человек в несовершенном мире. Будь человек совершенным, не имели бы никакого значения его разнообразные способности и возможности.

Предпринимательство как всеобщая форма человеческой деятельности является социальным (в широком смысле этого слова), поскольку его результаты являются в конечном итоге источником удовлетворения разнообразных потребностей всех членов общества (материальных, культурных, духовных и т.д.). И в этом случае предпринимателями могут быть и таковыми становятся реально социально адаптированные члены общества безотносительно к возрасту, социальной принадлежности и профессии.

Предпринимательская деятельность (или материализованная предприимчивость) является функцией аргумента геннозаданного – неубиенного инстинкта самосохранения, борьбы за жизненное пространство.

Функциональной сущностью всеобщей предпринимательской деятельности изначально является в «чистом» виде созидание и накопление общественного богатства, которое было бы невозможным без развития науки и повторяющихся периодов расцвета искусства [10, с. 176], создание различного рода институтов и институций (как совокупности норм и правил, регулирующих общественные отношения). Значительно позже это «чистое» созидание передаст эстафету или трансформируется в соответствии с законом прогресса в «созидательное разрушение» (Й. Шумпетер), когда каждая последующая инновация «убивает» [5] своих предшественников, в перманентные изменения экономических и социально-политических отношений, институций. Что-то непременно подлежало и подлежит гильотинированию, что-то следовало и следует заново осмыслить и переосмыслить, а что-то необходимо было и остается поднять, повысить до уровня достаточности и необходимости.

Пальма первенства в осмыслении и переосмыслении мира и человека – «красы Вселенной» (Шекспир) в определении стратегических траекторий развития социальной сферы (производства, культуры, науки, образования, здравоохранения) принадлежала (и должна таковой оставаться) служителям науки и искусства. Как отмечал лауреат Нобелевской премии И. Бродский, искусство – наиболее древняя и наиболее буквальная форма частного предпринимательства, превращающая человека из общественного животного в личность [1].

Служители науки, искусства – это люди-бренды, иноходцы, им свойственны оригинальность в поведении, в мышлении, они креативны, эксцентричны и всегда идут своим путем. Они создают ценности – будь это новое дело, открытие или его предвосхищение.

Предпринимательство принято классифицировать по двум признакам или основаниям:

- инновационное предпринимательство, возглавляемое инновативными предпринимателями;

- репликативное – возглавляемое репликативными предпринимателями.

Следует заметить, что инновация необязательно должна быть абсолютно еще неизвестным; она может быть простым применением существующей идеи, в новом месте или в новой ситуации. Например, К. Маркс поставил гегелевскую диалектику с «головы на ноги», а В.И. Ленин – использовал «Логику» «Капитала» Маркса, рассматривая капитализм на высшей стадии его развития.

Предприниматель необязательно тот индивидуум, который обладает элитарными качествами, особыми способностями, особой предприимчивостью – создает что-то новое и значительное. Это удел отдельных индивидуумов, предпринявших удачные попытки познания изменяющегося материального и духовно-нравственного мира, убежденные (и, как правило, – глубоко верующие – А. Эйнштейн) в возможности его изменения.

Предприниматели – это энергичные и креативные люди, «загруженные» картезианскими сомнениями [4] (Dekart, 1998) по поводу существующего положения вещей и использующие новые возможности их корректировки, изменений в лучшую сторону. Но среди них выделяются особые предприниматели, востребованные обществом на определенном этапе развития демократического государства, усилившего акценты на решении социальных проблем, а именно, на мобилизации ресурсов на удовлетворение достойных (мериторных) потребностей членов общества. Однако в одиночку решить эту проблему государство неспособно в силу его ограниченных возможностей. На помощь приходят социальные предприниматели, деятельность которых направлена главным образом на удовлетворение достойных потребностей членов общества, особенно той его части, которая не имеет полной гарантированной занятости и социальных гарантий.

Заключение

Подобно тому, как государство есть продукт общества, есть признание, что оно запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно [10, с. 170], так и цивилизованный (в отличие от патриархального) институт социального предпринимательства есть продукт демократического общества и государства с элементами патернализма, есть признание его несовершенства, его неспособности нейтрализовать, устранить порожденные им отрицательные явления (бедность, нищета, ограниченный доступ к образованию и медицинскому обслуживанию и т.д.), его ограниченных возможностей удовлетворения достойных (мериторных) благ наиболее незащищенных членов общества.

Ф. Энгельс писал: «Что хорошо для господствующего класса, должно быть благом для всего общества, с которым господствующий класс себя отождествляет. Поэтому чем дальше идет вперед цивилизация, тем больше она вынуждена набрасывать покров любви на неизбежно порождаемые ею отрицательные явления, приукрашивать их» [10, c. 177]. Это о рассогласованности интересов сообщества индивидуумов и господствующего класса, олицетворяющего государство.

Достигнуть баланса интересов становится возможным на путях «запуска» в работу института социального предпринимательства, института субсидиарного не только сопровождающего реализацию социальной политики государства, но и дополняющего ее «пятнами невнимания» последнего.

Социальное предпринимательство – это особый специфический род (или часть) предпринимательской деятельности (как некоего целого) с особой социальной миссией, характеризующийся гуманностью, высокой степенью нравственности и ответственности за реформирование человека и образа его жизни на основе использования возможностей функционала инновационных стратегий и проектов.

Реализация функциональной сущности, ее конвертация в реальный материал действительности – это архисложная задача, решение которой лежит на стороне особой породы людей, особой страты меритократов с их моральным кодексом, усердных, талантливых и образованных, с генами «лидерства» и «изобретательности» [7] (Tarantul, 2003).

Представляется чрезвычайно затруднительные обнаружение [6] в нашем социуме реальных агентов перемен в социальном секторе, в центре которого находится объект предпринимательской деятельности – человек с его нуждами и чаяниями.

[1] Жан Батист Сэй (1767–1832 гг.) – французский экономист, родоначальник классической школы политической экономии во Франции (его труды и Бастиа называют «политической экономией здравого смысла»)

[2] Если у А. Смита на первом месте стоял «предприниматель – земледелец», то у Ж.Б. Сэя – «предприниматель – промышленник»

[3] Йозеф Шумпетер (1883–1950 гг.) – австрийский и американский экономист, политолог и социолог

[4] «Смысл жизни – в усовершенствовании» [8] Вольтер Ф. (1694–1778 гг.) – французский писатель, философ, историк; по философским взглядам – деист, - придерживаясь материалистического объяснения природы, Вольтер не отказывался о от идеи Бога как первопричины, сообщившей материи движении и способность ощущать и мыслить.

[5] Пушка убила феодализм. Чернила убьют нынешний общественный строй» – Наполеон [1].

[6] Республику объявить недолго – говорили во времена французской революции, – где взять республиканцев?


Источники:

Афоризмы. – Минск: Харвест; М.: Аст, 2011 –1008 с.
2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Учение о понятии. Т. 3. – М.: 1972.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т.3. – СПБ: ТОО «Диамант», 1996. – 560 с.
4. Декарт Р. Избранные произведения – Луцк: Вежа, 1998.
5. Косьмин А.Д., Косьмина Е.А., Марышева В.А. Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации: компаративный анализ трендов и результативности// Креативная экономика, 2018 – 268с.
6. Сэй, Ж. Б. Трактат политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и используются богатства // Бастив Ф. Экономические софизмы. Экономические гармонии. – М.: 2000.
7. Тарантул В. З. Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами / – М.: Языки славянской культуры, 2003.
8. Толстой Л.Н. Собрание сочинений. – Т.20. – М.: Госполитиздат, 1967.
9. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.
10.Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс,Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т.21. – С. 23-178.
11. Официальный сайт НП «Опора России» [Электронный ресурс]. URL: http://opora.ru (дата обращения 28.10.2020)
12. Официальный сайт Агенства стратегических инициатив [Электронный ресурс]. URL://asi.ru (дата обращения 28.10.2020)

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:54:23