Развитие социального предпринимательства в странах Северной Америки: опыт Канады

Кадол Н.Ф.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 8 (Август 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44056354
Цитирований: 4 по состоянию на 26.03.2022

Аннотация:
В статье рассматривается опыт развития социального предпринимательства в Канаде, который продемонстрировал, что сектор социального предпринимательства является значительным и растущим сегментом канадской экономики. Выявлены направления развития данного сектора, которые показали, что сектор социального предпринимательства преимущественно развивается в социально-значимых сферах. Проанализированы основные источники доходов данного сектора, структура которых отличается в зависимости от организационной формы

Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, социальные предприниматель социальная ответственность, экономическое развитие, социальная сфера

JEL-классификация: L26, L31, M21



Введение

Социальное предпринимательство является одним из инструментов для удовлетворения потребностей общества и решения социальных и экологических проблем. Его деятельность имеет многовекторный характер и ориентирована на нивелирование социальных и экономических противоречий. В условиях недостатка финансовых ресурсов и ограниченности возможностей государства для осуществления социальных преобразований и решения проблем социальной сферы актуа­лизируется вопрос изучения и выявления специфики процесса эволюции социального пред­принимательства c учетом зарубежного опыта. Это предполагает анализ и систематизацию имеющихся данных с целью выявления проблематики и направлений развития сектора социального предпринимательства. В связи с этим целью работы является анализ развития указанной сферы в странах Северной Америки, а именно в Канаде. Интерес именно к этой стране прежде всего вызван проводимой ею политикой «социальное государство», которая направлена на нивелирование социального неравенства, а также социальных и экономических противоречий, возникающих в современных условиях развития общества.

Литературный обзор

Термин «социальное предпринимательство» в последние десятилетия получил широкое распространение как в научной среде, так и в среде действующих предпринимателей. Имеющиеся работы поднимают проблемы, связанные с формированием концепции социального предпринимательства, с определением его специфических черт, а также с практическими аспектами и направлениями развития социального предпринимательства. Их анализ демонстрирует множественность подходов к дефиниции данного явления, которые можно объединить в несколько групп.

Во-первых, социальное предпринимательство характеризуют как организационную структуру, которая имеет социально ориентированную цель деятельности. При этом необходимо соблюдать паритет между социальной и экономической составляющими данной деятельности. Значительный вклад в данном направлении внесли такие исследователи, как Г. Дис [7], Дж. Боши [5], Дж. Остин, Г. Стивенсон, Дж. Вей-Скиллерн [4] (Austin, Stevenson, Way-Skillern, Alvord, Brown, Letts, 2010), К. Альтер [2] (Alter, 2007), Дж. Робинсон [16] (Robinson, 2006).

Во-вторых, работы таких авторов, как С. Алворд, К. Леттс, Д. Браун [3] (Alvord, Brown, Letts, 2004), Дж. Мэйр и И. Марти послужили базой для формирования дефиниции социального предпринимательства, во главу угла которой ставится инновационная составляющая такой деятельности [1, с. 14]. В данном случае инновационность заключается в новом использовании различных комбинаций имеющихся ресурсов, необходимых для достижения поставленных социальных целей и получения социального эффекта.

В-третьих, социальное предпринимательство рассматривается как способ катализировать общественные изменения, которые способствуют долгосрочным трансформациям. Это предполагает решение не одной исходной проблемы, а всего комплекса общественно значимых проблем в рамках определенной экосистемы, связанной с ней. Такие действия вызывают масштабные и устойчивые изменения, без которых они были бы не решены. Данного подхода придерживаются такие авторы, как Г. Хауг [9], П. Лигхт [10] (Light, 2009), Г. Морт, Й. Вееравардена, К. Карнегие [13] (Mort, Weerawardena, Carnegie, 2003), А. Николс [14] (Nicholls, 2006), Д. Робертс [15] (Roberts, Woods, 2005), Ч. Вудс, Е. Шоу, С. Картер [17] (Shaw, 2007), Дж. Томпсон [20] (Thompson, 2006).

Канадские ученые Роджер Мартин и Салли Осберг рассматривают «социальное предпринимательство как вид деятельности, который должен содержать такие компоненты, как выявление устойчивого, но несправедливого равновесия, обусловливающего социальную исключительность, маргинализацию или страдание у части общества; выявление внутри несправедливого равновесия возможности для производства социального блага – посредством вдохновения, творческой смекалки, прямого действия и смелости предпринимателя; постепенное достижение нового равновесия, высвобождающего скрытый потенциал или облегчающего социальные затруднения целевой группы через «создание стабильной экосистемы вокруг нового равновесия» [13, c. 32] (Martin, Osberg, 2007).

Несмотря на имеющиеся исследования, тема социального предпринимательства остается в значительной степени малоизученной и нуждается в дальнейшей проработке, в частности анализа зарубежного опыта развития и возможности его применения в России с учетом ее особенностей.

Методы исследования

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют научные работы как отечественных, так и зарубежных ученых, занимающихся исследованием сферы социального предпринимательства. Методологическую основу работы составляет исторический, диалектический и герменевтический методы познания, которые предполагают научное истолкование экономических явлений. Это позволило соотнести сущностные характеристики и формы проявления социального предпринимательства и выделить направления его развития в Канаде.

Развитие социального предпринимательства в Канаде

Определенный интерес представляет изучение социального предпринимательства в странах Северной Америки, а именно в Канаде, где накопился достаточно большой опыт организации и развития данного направления деятельности. Об этом свидетельствует рейтинг страны по условиям развития социального предпринимательства, согласно которому в 2016 году Канада занимала 2-е место, а в 2019 году – 1-е [18, 19].

Следует отметить, что на национальном уровне нет единого нормативно-правового акта, регулирующего деятельность указанной сферы. Как правило, социальное предпринимательство в Канаде представлено деятельностью некоммерческих организаций, предоставляющих товары и услуги с целью получения смешанной ценности (экономической, социальной и экологической). Его основными организационно-правовыми формами являются государственные некоммерческие учреждения, общественные некоммерческие организации, предпринимательские некоммерческие организации.

Деятельность социальных предприятий направлена на создание инклюзивных социальных учреждений, проблемы обучения, трудоустройства и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями, предоставление инновационных товаров и услуг, ориентированных на решение социальных и экологических проблем. Она также может являться генератором устойчивого источника доходов для поддержания финансовой устойчивости и реализации общественно значимых программ некоммерческих организаций, локальных сообществ. По данным инвестиционного Фонда Vancity Community, поддерживающего деятельность социального предпринимательства в Канаде, порядка 20% организаций социального предпринимательства создаются с этой целью [21].

Первый законодательный акт, официально признающий сектор социального предпринимательства в Канаде, появился в 2012 году. Однако несмотря на это, субъекты социального предпринимательства в Канаде, как и в большинстве стран мира, не выделены в отдельный сектор экономики, и это является проблемой для осуществления мониторинга его развития.

Одним из источников информации о развитии социального предпринимательства на территории Канады является последнее исследование, проведенное в 2016 году совместно с организацией «Предпринимательские некоммерческие организации Канады», Университетом имени Саймона Фрейзера и Университетом Маунт-Ройал при поддержке правительства Канады, отвечающего за вопросы занятости и социального развития. Согласно его данным, в Канаде было выявлено порядка 7 000 организаций социального предпринимательства, основными сферами деятельности которых являются: социальное обеспечение и проблемы данной сферы; культура; экология; сокращение бедности; трудоустройство, образование. Доход данных предприятий составил 1,19 млрд долларов, в том числе 828 млн долларов от реализации продукции. Большинство социальных предприятий (37%) работают более 20 лет. 10% приходится на стартапы и молодые предприятия (до 3 лет), в то время как 17% организаций уже функционируют более 40 лет. Также 17% организаций осуществляют свою деятельность от 4 до 9 лет, а 19% – более 10 лет [7]. На социальных предприятиях задействовано более 250 000 работников с фондом заработной платы 442 млн долларов [7]. Почти 70% работников составляют люди с ограниченными возможностями. Социальные предприятия в своей деятельности также активно привлекают волонтеров. Их общее количество составило порядка 116 000 человек.

Большинство социальных предприятий задействовано для решения социально значимых проблем локальных сообществ, о чем свидетельствует тот факт, что больше 60% зарегистрировано на уровне местных сообществ, небольших городов или поселков, а также областных округов и более 60% целевой аудитории являются люди, проживающие в одной местности и имеющие схожие проблемы.

Социальные предприятия предоставили определенную помощь и услуги 5,5 млн человек, среди которых основную долю составляют, как было отмечено выше, люди, проживающие в одной местности и имеющие схожие проблемы: молодежь, женщины, семьи и люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и не имеющие источника дохода [1, с. 53].

В связи с тем, что процесс становления и развития социального предпринимательства в Канаде связан с развитием институтов гражданского общества, то рассмотрим его деятельность с позиции некоммерческого сектора.

Некоммерческий сектор является значительным и растущим сегментом канадской экономики. Он представлен такими организационными структурами, как общественные некоммерческие организации, предпринимательские некоммерческие организации и государственные некоммерческие учреждения.

По данным исследования, проведенного Национальным статистическим агентством Канады, в 2019 году ВВП некоммерческого сектора страны на начало 2018 года составил 169,2 млрд долларов, что составляет 8,5% валового внутреннего продукта Канады [7]. Его направлениями деятельности являются: культура и отдых, образование, здравоохранение, социальные услуги, окружающая среда, жилищное строительство и коммунальное хозяйство, юридические услуги, благотворительность и волонтерство, религия и прочие направления.

Если рассмотреть структуру экономической активности некоммерческого сектора по направлениям деятельности на начало 2018 года, то можно констатировать, что доминирующей является деятельность в сфере здравоохранения. Доля некоммерческого сектора в данной сфере составила 41,5%. На втором месте – сфера образования, где доля некоммерческого сектора – 30,1%. И на третьем месте – сектор социальных услуг, некоммерческий сектор которого – 9,9%. На основании этого можно сделать вывод, что наибольшая экономическая активность некоммерческого сектора представлена социально значимыми сферами.

Проанализировав деятельность некоммерческих организаций исходя из их организационно-правовых форм деятельности, можно сделать вывод о том, что главенствующее место в структуре экономической активности некоммерческого сектора на начало 2018 года занимают государственные некоммерческие учреждения (123,8 млн долл., или 73,2%). В 2018 году на общественные некоммерческие организации приходится 27,817 млн долл., или 16,4%, а на предпринимательские некоммерческие организации – 17,566 млн долл., что составляет 10,4% в общей структуре экономической активности [1]. Имеющиеся данные по динамике развития данного сектора, которые представлены на рисунке 1, указывают на то, что в период с 2013 года по 2018 год наблюдалась положительная динамика ВВП некоммерческого сектора по всем направлениям деятельности некоммерческого сектора вне зависимости от организационной формы. Рост объема экономической активности за последний год составил порядка 3%.

Рисунок 1. Динамика ВВП некоммерческого сектора Канады с 2013 по 2018 год

Источник: составлено автором по данным Национального статистического агентства Канады [7].

Рассмотрим структуру доходов некоммерческого сектора, которая представлена в таблице 1. Имеющаяся структура позволяет выделить основные источники доходов данного сектора, к которым относятся доходы от реализации продукции, инвестиционная прибыль, членские взносы, пожертвования, средства, полученные от предприятий и других учреждений, государственная помощь.

Проанализировав данные таблицы, можно выделить определенную особенность. Структура источников дохода некоммерческого сектора довольно сильно отличается в зависимости от организационной формы организаций некоммерческого сектора. Так, структура доходов для общественных некоммерческих организаций на начало 2018 года выглядит следующим образом. Чуть больше 30% составляют государственные источники финансирования, 27,8% – доходы, полученные от реализации продукции, 17,8% – пожертвования, 14,1% – членские взносы. Доходы, полученные от инвестиционной деятельности, и финансовые ассигнования, предоставленные предприятиями и другими учреждениями, составляли менее 6% в общей структуре доходов общественных некоммерческих организаций.

Таблица 1

Источники дохода некоммерческого сектора Канады на начало 2018 г., млрд долл.

Источник дохода
Полученный доход в зависимости от организационной формы организации, млрд долл.
Общественная некоммерческая организация
Предпринимательская некоммерческая организация
Государственная некоммерческая организация
Доходы от реализации продукции
18,110
24,868
34,709
Доходы от инвестиционной деятельности
2,766
1,107
1,319
Членские взносы
9,201
13,658
-
Пожертвования
11,577
0,149
4,215
Средства, полученные от предприятий и других учреждений
3,456
-
3,971
Государственные источники финансирования
20,090
0,587
119,013
Источник: составлено автором по данным Национального статистического агентства Канады [7].

Большая часть доходов предпринимательскими некоммерческими организациями была получена от реализации товаров и услуг – 61,6%, а также за счет членских взносов (33,8%). Остальные источники доходов составили чуть меньше 5% от всех доходов.

Как и следовало ожидать, правительственные некоммерческие организации в 2017 году получили большую часть своих доходов за счет государственного финансирования. Доходы, полученные от реализации продукции составили 21,3%, а доходы, полученные от инвестиционной деятельности, финансовые ассигнования, предоставленные предприятиями и другими учреждениями, а также денежные поступления в виде пожертвования составили менее 3% в общей структуре доходов правительственных некоммерческих организаций [1, c. 54].

Динамика участия некоммерческого сектора в трудоустройстве граждан в Канаде указывает на то, что на начало 2018 года в данном секторе было трудоустроено порядка 2 400 тыс. человек.

На начало 2018 года почти 80% рабочих мест некоммерческого сектора приходится на социально значимые направления его деятельности. Так, наибольшее количество рабочих мест некоммерческого сектора наблюдается в сфере здравоохранения (43%), образования (22%), сфере социальных услуг (14%). Наибольшее количество рабочих мест, а именно 66%, создано государственными некоммерческими организациями.

Средняя годовая заработная плата в данном секторе на начало 2018 года составила 57 000 долларов США. Согласно данным Национального статистического агентства, средняя годовая заработная плата государственного некоммерческого выше средней по сектору на 10% и составила 63 000 долларов США.

Имеющиеся данные указывают, что на протяжении указанного периода наблюдается небольшая положительная динамика уровня занятости в некоммерческом секторе страны, как и в целом по стране. Занятость в некоммерческом секторе выросла на начало 2018 года на 1,1%, а в целом по стране – на 0,4% в сравнении с 2017 годом. Основное увеличение произошло за счет прироста государственных (1,9%) и предпринимательских (1,5%) некоммерческих организаций, несмотря на то, что занятость в общественных некоммерческих организациях сократилась на 1%, или на 6000 рабочих мест, на начало 2018 года.

Заключение

Рассмотрев процесс развития социального предпринимательства, можно сделать вывод, что данный сектор является значительным и растущим сегментом канадской экономики. Он активно развивается в различных направлениях, обеспечивает занятость местного населения, а также способствует его самозанятости. Наибольшая экономическая активность данного сектора представлена социально значимыми сферами, где доминирующей является деятельность в сфере здравоохранения. Основными источниками доходов данного сектора являются доходы от реализации продукции, инвестиционная прибыль, членские взносы, пожертвования, средства, полученные от предприятий и других учреждений, государственная помощь. Однако структура источников дохода отличается в зависимости от организационной формы организаций некоммерческого сектора.

Также следует отметить, что сектору социального предпринимательства Канады присущи определенные проблемы. Одной из проблем, с которой сталкиваются социальные предприниматели в Канаде, является отсутствие стандартизированных данных о деятельности данного сектора, отсутствие выделения субъектов социального предпринимательства в отдельный сектор экономики. Все это затрудняет осуществление мониторинга данного вида деятельности и выявление его воздействия в обществе. Этот недостаток данных затрудняет потенциальным инвесторам и спонсорам оценку деятельности социального предпринимательства, а социальным предпринимателям – привлечение дополнительных финансовых ассигнований. Данная проблема прежде всего связана с функционированием социального предпринимательства в различных закрепленных на законодательном уровне организационно-правовых формах. Решение указанных проблем предполагает усовершенствование законодательного регулирования в сфере социального предпринимательства, инфраструктуры его развития и механизмов поддержки. Это предполагает выявление и устранение административных и нормативных противоречий, использование новых инструментов социального финансирования, включая краудфандинг. Кроме того, следует повышать осведомленность о секторе социального предпринимательства, что предполагает определение системы показателей его деятельности и публикации их отчетов.


Источники:

1. Институциональные основы развития социального предпринимательства: зарубежный опыт : Монография / Под ред. Л.В. Дуканич. – Москва : МАКС Пресс, 2020. – 140 с.
2. Alter, K. Social enterprise typology / Kim Alter. – Virtue Ventures LLC, 2007. – Р. 12.
3. Alvord, S. H. Social entrepreneurship and societal transformation/ S. H. Alvord, L. D. Brown, C. W. Letts // Journal of Applied Behavioral Science. – 2004. – № 40 (3). – P. 269.
4. Austin, J. Social and commercial entrepreneurship: similarities and differences / J.Austin, G.Stevenson, J.Way-Skillern S. H. Alvord, L. D. Brown, C. W. Letts // Bulletin of St. Petersburg University. Ser. Management. – 2010. – р. 115–145.
5. Boschee J., McClurg J. Toward a better understanding of social entrepreneurship: some important distinctions. Berkeley.edu. [Электронный ресурс]. URL: https://www.law.berkeley.edu/php-programs/courses/fileDL.php?fID=7289 (дата обращения: 14.05.2020).
6. Canada’s national statistical agency [Электронный ресурс]. URL: https://www.statcan.gc.ca/eng/start (дата обращения: 14.05.2020).
7. Dees, J. G. The meaning of social entrepreneurship [Электронный ресурс] : (original draft: 1998, revised 2001) / J. Gregory Dees // Duke University, the Fuqua School of Business. — 2001. — Режим доступа: http://www.caseatduke.org/documents/dees_sedef.pdf (дата обращения: 14.05.2020).
8. Elson, P., Hall, P., and Wamucii, P., 2016. Canadian National Social Enterprise. Sector Survey Report 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://ccednet-rcdec.ca/sites/ccednet-rcdec.ca/files/final-national-report-may-16-2016.pdf (дата обращения: 14.05.2020).
9. Haugh, H. New strategies for a sustainable society: the growing contribution of social entrepreneurship / H. Haugh // Business Ethics Quarterly. — Vol. 17, Issue 4. — P. 743–749.
10. Light, P. C. Social entrepreneurship revisited : not just anyone, anywhere, in any organization can make breakthrough change / P. C. Light // Stanford Social Innovation Review. — 2009. — Summer. — P. 21–22.
11. Mair J. Social entrepreneurship research: a source of explanation, prediction, and delight / J. Mair, I. Marti I.// Journal of World Business. – 2006. – Vol. 41, Issue 1. – P. – 4.
12. Martin, R. J. Social entrepreneurship: the case for a definition / R. J. Martin & S. Osberg// Stanford Social Innovation Review. – 2007. – Spring. – P. 32.
13. Martin, R. J. Social entrepreneurship: the case for a definition / R. J. Martin & S. Osberg// Stanford Social Innovation Review. – 2007. – Spring. – P. 32.
14. Mort, G. Social entrepreneurship: towards conceptualization / G. Mort, J. Weerawardena, & K. Carnegie // International Journal of Nonprofit and Voluntary Sector Marketing. — 2003. — Vol. 8, Issue 1. — P.76-88.
15. Nicholls, A. Introduction / Alex Nicholls // Social entrepreneurship – New Models of Sustainable Social Change / edited by A. Nicholls — Oxford, UK: Oxford University Press, 2006. — P.1-35.
16. Roberts, D. Changing the world on a shoestring : the concept of social entrepreneurship / D. Roberts, Ch. Woods // University of Auckland Business Review. — 2005. — Autumn. — P. 45-51.
17. Robinson, J. Navigating social and institutional barriers to markets: how social entrepreneurs identify and evaluate opportunities. Social entrepreneurship / edited by J. Mair [et al.]. New York: Palgrave Macmillan. – 2006. – 102.
18. Robinson, J. Navigating social and institutional barriers to markets: how social entrepreneurs identify and evaluate opportunities. Social entrepreneurship / edited by J. Mair [et al.]. New York: Palgrave Macmillan. – 2006. – 102.
19. Shaw, E. Social entrepreneurship : theoretical antecedents and empirical analysis of entrepreneurial processes and outcomes / Eleanor Shaw, Sara Carter // Journal of Small Business and Enterprise Development. — 2007. — Vol. 14, Issue 3. — P. 418-434.
20. The Best Best Country To Be A Social Entrepreneur In 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://poll2016.trust.org. (дата обращения: 14.05.2020).
21. The Best Country To Be A Social Entrepreneur In 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.forbes.com/sites/khaitran/2019/10/26/the-best-country-to-be-a-social-entrepreneur-in-2019/#59e838b8dd37 (дата обращения: 20.05.2020).
22. Thompson, J. The diverse world of social enterprise: a collection of social enterprise stories / J. Thompson, B. Doherty // International Journal of Social Economics. — 2006. — Vol. 33, Issue 5/6. — P. 361-375.
23. Vancity Community Foundation [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.vancitycommunityfoundation.ca/ (дата обращения: 20.05.2020)

Страница обновлена: 27.11.2024 в 12:54:39