Стратегический анализ бизнес-моделей социального предпринимательства в Казахстане
Притворова Т.П.1, Петренко Е.С.1, Аяганова М.П.1
1 Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, Казахстан, Караганда
Скачать PDF | Загрузок: 64 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 1, Номер 2 (Апрель-Июнь 2017)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30103793
Цитирований: 7 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы типирования основных бизнес-моделей, применяемых в социальном предпринимательстве, для идентификации типов и стратегического анализа действующих в Казахстане организаций. За основу бизнес-модели взята структура, предложенная О. Грассманом, которая выделяет четыре элемента формирования экономической ценности: предложение, целевые потребители, цепочка и ресурсы для создания стоимости, механизм извлечения дохода от деятельности. Нами предложен подход, который соединяет эту бизнес-схему и инклюзивный подход к социальному предпринимательству, что позволяет определить профиль социальной компоненты на фоне базовой экономической модели. На основе этой методологии нами определены пять типичных моделей и описано содержание их элементов с учетом произведения экономической ценности и социального эффекта. Применение метода кейс-анализа к 21 организации социального предпринимательства позволило выявить типы применяемых ими бизнес-моделей и провести их стратегический анализ с определением основных проблем и возможностей долгосрочного развития. Результаты исследования дают основание выделить ряд особенностей у организаций, появившихся на базе некоммерческого сектора и организаций, которые изначально создавались под бизнес-проект.
Ключевые слова: стратегический анализ, бизнес-модель, социальное предпринимательство, типирование, инклюзивный подход
JEL-классификация: O21, L31, L33
Тезисы (Highlights):
Источники:
Dees J.G., Emerson J. Enterprising nonprofits: A toolkit for social entrepreneurs. - New York: John Wiley & Sons, 2001. – 134 с.
3. Martin R.L., Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition // Stanford Social Innovation Review. – 2007. – С. 89.
4. Mair J., Marty I. Social entrepreneurship research: A source of explanation, prediction, and delight // Journal of World Business. – 2006. – № 41. – С. 36-44.
5. Light P.C. Reshaping social entrepreneurship // Stanford Social Innovation Review. – 2006. – № 3. – С. 46.
Арай Ю. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: типология и особенности формирования. / Дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук., 2015. – 2013 с.
7. Shaw E. Social entrepreneurship : theoretical antecedents and empirical analysis of entrepreneurial processes and outcomes // Journal of Small Business and Enterprise Development. – 2007. – № 3. – С. 418-434.
Boschee J., McClurg J. Toward a better understanding of social entrepreneurship: some important distinctions. 2003. – p.194
Московская А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 284 с.
10. Thompson J., B. Doherty В. The diverse world of social enterprise: a collection of social enterprise stories // International Journal of Social Economics. – 2006. – № 5/6. – С. 361-375.
Московская А., Батардина М., Традина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России. - М.:Изд-во ГУ-ВШЭ, 2007. – 50 с.
Giddens W. The Constitution of Society. Cambridge, 1984. – p.331
13. DiMaggio P. J. Interest and agency in institutional theory. Institutional patterns and organizations: Culture and environment // Ballinger: Cambridge. – 1988. – С. 3-22.
14. Течман Дж., Карвер К. Социальный капитал в формировании человеческого капитала // Экономическая социология. – 2012. – № 3.
Sommerrock K. Social entrepreneurship business models: Palgrave Macmillan. , 2010. – 307 с.
Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и инноватора. - М.:Альпина Паблишер, 2012. – 288 с.
17. Michelini L., Fiorentino D. New business models for creating shared value // Social Responsibility Journal. – 2012. – № 4. – С. 561-577.
Yin R.K. Case study research: design and methods. - Los Angeles: Sage Publications, 2014. – 282 с.
Грассман О.,Франкенберг К., Шик М. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов. - Москва, Альпина Паблишер, 2016. – 430 с.
Доклад ООН о человеческом развитии 2014. Обеспечение устойчивого прогресса человечества: Уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости. Информационный центр ООН в Москве. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unic.ru/library/dokumenty-oon/doklad-o-chelovecheskom-razvitii-2014-obespechenie-ustoichivogo-progressa-chel.
Программа развития продуктивной занятости и предпринимательства на 2017 2021гг. Zakon.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakon.kz/4840554-pravitelstvo-rk-utverdilo-programmu.html.
Страница обновлена: 09.09.2025 в 03:32:56
Download PDF | Downloads: 64 | Citations: 7
Strategic analysis of business models of social entrepreneurship in Kazakhstan
Pritvorova T.P., Petrenko E.S., Ayaganova M.P.Journal paper
Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 1, Number 2 (April-June 2017)
Abstract:
The article considers the issues of typing of basic business models used in social entrepreneurship for identifying types and strategic analysis of organizations in Kazakhstan. We consider Grassmann structure as a basis of the business model, which mark out four elements of the economic value formation such as supply, target consumers, chain and resources for creating value, the mechanism for deriving income from activities. We suggest the approach which unites this business scheme and an inclusive approach to social entrepreneurship. That allows us to define the profile of the social component against the background of the basic economic model. On the basis of this methodology we identify five typical models and describe the content of their elements, taking into account the production of economic value and social effect. The application of the case method to 21 organizations of social entrepreneurship made it possible to identify the types of applied business models and to analyze them and at the same time identify the main problems and opportunities for long-term development. The results of the study give a reason to mark a number of features in organizations that appeared on the basis of the non-profit sector and organizations that were originally created for a business project.
Keywords: strategic analysis, business model, social entrepreneurship, typing, inclusive approach
JEL-classification: O21, L31, L33
Highlights:

Казахстан, Караганда