Стратегический анализ бизнес-моделей социального предпринимательства в Казахстане
Притворова Т.П.1, Петренко Е.С.1, Аяганова М.П.1
1 Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, Казахстан, Караганда
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 1, Номер 2 (Апрель-Июнь 2017)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30103793
Цитирований: 7 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы типирования основных бизнес-моделей, применяемых в социальном предпринимательстве, для идентификации типов и стратегического анализа действующих в Казахстане организаций. За основу бизнес-модели взята структура, предложенная О. Грассманом, которая выделяет четыре элемента формирования экономической ценности: предложение, целевые потребители, цепочка и ресурсы для создания стоимости, механизм извлечения дохода от деятельности. Нами предложен подход, который соединяет эту бизнес-схему и инклюзивный подход к социальному предпринимательству, что позволяет определить профиль социальной компоненты на фоне базовой экономической модели. На основе этой методологии нами определены пять типичных моделей и описано содержание их элементов с учетом произведения экономической ценности и социального эффекта. Применение метода кейс-анализа к 21 организации социального предпринимательства позволило выявить типы применяемых ими бизнес-моделей и провести их стратегический анализ с определением основных проблем и возможностей долгосрочного развития. Результаты исследования дают основание выделить ряд особенностей у организаций, появившихся на базе некоммерческого сектора и организаций, которые изначально создавались под бизнес-проект.
Ключевые слова: стратегический анализ, бизнес-модель, социальное предпринимательство, типирование, инклюзивный подход
JEL-классификация: O21, L31, L33
Источники:
Dees J.G., Emerson J. Enterprising nonprofits: A toolkit for social entrepreneurs. - New York: John Wiley & Sons, 2001. – 134 с.
3. Martin R.L., Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition // Stanford Social Innovation Review. – 2007. – С. 89.
4. Mair J., Marty I. Social entrepreneurship research: A source of explanation, prediction, and delight // Journal of World Business. – 2006. – № 41. – С. 36-44.
5. Light P.C. Reshaping social entrepreneurship // Stanford Social Innovation Review. – 2006. – № 3. – С. 46.
Арай Ю. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: типология и особенности формирования. / Дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук., 2015. – 2013 с.
7. Shaw E. Social entrepreneurship : theoretical antecedents and empirical analysis of entrepreneurial processes and outcomes // Journal of Small Business and Enterprise Development. – 2007. – № 3. – С. 418-434.
Boschee J., McClurg J. Toward a better understanding of social entrepreneurship: some important distinctions. 2003. – p.194
Московская А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 284 с.
10. Thompson J., B. Doherty В. The diverse world of social enterprise: a collection of social enterprise stories // International Journal of Social Economics. – 2006. – № 5/6. – С. 361-375.
Московская А., Батардина М., Традина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России. - М.:Изд-во ГУ-ВШЭ, 2007. – 50 с.
Giddens W. The Constitution of Society. Cambridge, 1984. – p.331
13. DiMaggio P. J. Interest and agency in institutional theory. Institutional patterns and organizations: Culture and environment // Ballinger: Cambridge. – 1988. – С. 3-22.
14. Течман Дж., Карвер К. Социальный капитал в формировании человеческого капитала // Экономическая социология. – 2012. – № 3.
Sommerrock K. Social entrepreneurship business models: Palgrave Macmillan. , 2010. – 307 с.
Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и инноватора. - М.:Альпина Паблишер, 2012. – 288 с.
17. Michelini L., Fiorentino D. New business models for creating shared value // Social Responsibility Journal. – 2012. – № 4. – С. 561-577.
Yin R.K. Case study research: design and methods. - Los Angeles: Sage Publications, 2014. – 282 с.
Грассман О.,Франкенберг К., Шик М. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов. - Москва, Альпина Паблишер, 2016. – 430 с.
Доклад ООН о человеческом развитии 2014. Обеспечение устойчивого прогресса человечества: Уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости. Информационный центр ООН в Москве. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unic.ru/library/dokumenty-oon/doklad-o-chelovecheskom-razvitii-2014-obespechenie-ustoichivogo-progressa-chel.
Программа развития продуктивной занятости и предпринимательства на 2017 2021гг. Zakon.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakon.kz/4840554-pravitelstvo-rk-utverdilo-programmu.html.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:34