Доверительные и этические отношения как социально-«цементирующий» фактор экономических достижений в инновационном предпринимательстве
Мельников О.Н.1, Яремчук А.П.1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Скачать PDF | Загрузок: 36 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 1 (Январь 2017)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=28320313
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье представлены результаты аналитических исследований роли доверия как одного из факторов, влияющих на принятие и эффективное исполнение управленческих решений, а также воздействия сформированных менеджментом организации доверительных и этических отношений на формирование инновационной среды, способствующей проявлению творческой энергии специалистов, традиционно оцениваемой через их инновационную активность.
Представленная модель взаимовлияния элементов триады «доверие-недоверие-риски» отражает механизм формирования различных результатов субъектно-субъектных или субъектно-объектных воздействий на эффективность инновационного предпринимательства, раскрывая социально-экономическую природу поиска консенсуса между бизнес-партнерами. Сделан вывод о том, что доверие играет роль социально-«цементирующего» фактора, который связывает в единое целое все управленческие инструменты, используемые в организации.
Подробно рассмотрены особенности такого явления, как «доверчивость», которое может использоваться в корыстных целях как субъектом, так и объектами управления.
Предложено классифицировать субъектно-субъектные отношения как горизонтальные, а субъектно-объектные как вертикальные.
Изложенное в статье может представить интерес для исследователей принципов экономики доверия, менеджеров различного уровня управления, а также специалистов-инноваторов и тех, кто профессионально занимается вопросами инновационного предпринимательства.
Ключевые слова: инновационное предпринимательство, риски, управленческие решения, интеллектуально-креативные ресурсы, инновационная среда, субъекты и объекты управления, человеческие ресурсы, доверие в экономике, недоверие, доверчивость
JEL-классификация: L26, O30, Z13
Источники:
Белянин А.В., Зинченко В.П. Доверие в экономике и общественной жизни. - М.: Фонд "Либеральная миссия", 2010. – 164 с.
Бердяев Н.А. Этика творчества. Krotov.info. [Электронный ресурс]. URL: http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_06.html.
Бердяев Н.А. Смысл творчества. Открытая русская электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://orel.rsl.ru/nettext/russian/berdyaev/smisl_tvorchestva.htm.
Гуманистическая теория личности А. Маслоу. HR-Portal. [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/gumanisticheskaya-teoriya-lichnosti-maslou.
6. Довбий И.П., Ловтаков А.В. Инновационное предпринимательство в качестве феномена реализации национальных инновационных интересов // Креативная экономика. – 2013. – № 10. – С. 66-71. – url: https://bgscience.ru/lib/5038/.
Ильин Е.П. Психология доверия. - СПб: Питер, 2013. – 288 с.
8. Крутилина С.Ф. Инновационное предпринимательство // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 5. – С. 11. – url: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24050.
Лиштван А. Доверие как феномен социально-экономической реальности. Электронная библиотека БГУ. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/112310/1/lishtvan2013.pdf.
10. Мельников О.Н. Творческая (созидательная) энергия человека как основной источник формирования экономических и социальных отношений в обществе // Креативная экономика. – 2007. – № 1. – С. 11-18. – doi: https://bgscience.ru/lib/3608/.
Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. - М.: Креативная экономика, 2010. – 384 с.
12. Мельников О.Н., Жаворонков П.В. О влиянии доверительных отношений на эффективность бизнеса // Креативная экономика. – 2012. – № 4. – С. 48-54. – url: https://bgscience.ru/lib/4697/.
13. Мельников О.Н. Технологические подходы к управлению созидательными действиями в бизнесе // Российское предпринимательство. – 2013. – № 22. – С. 28-35. – url: https://bgscience.ru/lib/7898/.
14. Мельников О.Н., Мельников И.О., Чибисова В.Г. Алгоритм комплексного обеспечения повышения эффективности проявления инновационной активности специалистами современных организаций // Российское предпринимательство. – 2016. – № 17. – С. 2087-2102. – doi: 10.18334/rp.17.17.36537.
Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. - М.: АСТ, 2008. – 730 с.
16. Evans A. M., Krueger J. I. The Psychology (and Economics) of Trust // Social and Personality Psychology Compass. – 2009. – № 6. – С. 1003-1017. – doi: 10.1111/j.1751-9004.2009.00232.x.
17. Czarniewski S. // European Journal of Business, Economics and Accountancy. – 2014. – № 3. – С. 22-28. – url: http://www.idpublications.org/wp-content/uploads/2014/11/TRUST-IN-ECONOMIC-RELATIONS-AND-BUSINESS.pdf.
Raiser M. Trust in transition. Semantic Scholar. [Электронный ресурс]. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/60aa/30bd046a03ded33eb4741914b4f678f90e4f.pdf.
Профиль пользователя Леонард Рейн. Большой Вопрос. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bolshoyvopros.ru/profile89357/.
Профиль пользователя ШармельЗефировна. Большой Вопрос. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bolshoyvopros.ru/profile147233/.
Недоверие. Classes.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-17820.htm.
Страница обновлена: 04.08.2025 в 02:56:41
Download PDF | Downloads: 36 | Citations: 10
Trust and ethical relationships as a social and “cementing” factor of economic achievements in the innovative entrepreneurship
Melnikov O.N., Yaremchuk A.P.Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 1 (January 2017)
Abstract:
The article presents the results of the analytical research on the role of trust as one of the factors that influence management decisions and their effective implementation; on the impact of trust and ethical relationships shaped by organization’s management on the formation of innovative environment promoting the expression of creative energy of experts traditionally assessed through their innovative activity.
The model of interference of elements of the triad "trust-distrust-risks" shows the formation mechanism of different outcomes of subjective and subjective-objective impact on innovative entrepreneurship effectiveness; it reveals social and economic nature of the search for consensus between busines and partners. We conclude that the trust plays a role of social-"cementing" factor that integrates all management tools used in the organization.
We examine in detail the characteristics of the phenomenon "credulity", which can be used for selfish ends perusing by the subject and the object of management.
We offer to classify the subjective relationships as horizontal, and the subjective-objective relationship as vertical.
The article may present an interest to researchers of trust economy principles, managers at different levels of management, professionals-innovators and to those professionally engaged in innovative business issues.
Keywords: innovative environment, intellectual and creative resources, innovative entrepreneurship, human resources, management decisions, risks, trust in the economy, subjects and objects of management, lack of trust, credulity
JEL-classification: L26, O30, Z13
