Инновационные процессы в образовательных учреждениях

Дикова Л.Н., Воронцова О.Ж.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (127), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Дикова Л.Н., Воронцова О.Ж. Инновационные процессы в образовательных учреждениях // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 98-101.

Аннотация:
Целью инновационных процессов в некоммерческих организациях образовательной сферы в настоящее время стало, прежде всего, решение задач финансового выживания, которые определяют как характер преобразования организационных структур, так и изменения политики управления. При этом стратегически, как правило, превалирует идея их сохранения, а не развития.

Ключевые слова: инновации, образование, вуз, инновационное управление вузом, инновационный процесс, образовательные учреждения



Необходимость применения новых технологий адаптации (приспособления) к ставшему уже системным «финансовому шоку» связана со следующими микро- и макроизменениями в экономике:

— резким сокращением государственного финансирования образовательных учреждений;

— внутренней и внешней «утечкой мозгов»;

— новой структурой спроса на специалистов, связанной с появлением в условиях рынка новых профессиональных групп и требований большего динамизма и адекватности структуры специальности и учебных планов вузов:

— разбалансированностью спроса: резким спадом интереса к инженерно-техническим специальностям при буме спроса на экономико- управленческие и правовые;

— появлением конкурентной борьбы за платежеспособных клиентов. Это связано с быстрым ростом количества негосударственных вузов, в настоящее время уже превысивших число государственных.

Условия модернизации российского высшего образования

В отличие от первого этапа (когда переход к элементарным принципам функционирования в условиях рыночной экономики был стержневой задачей адаптации вузов), на следующем этапе такой задачей становится модернизация системы отечественного высшего образования, преследующая своей целью приведение его в соответствие требованиям общемировой тенденции перехода к экономике знаний. При этом важно определить необходимые и достаточные условия такой модернизации.

Необходимым условием является создание реальной конкурентной среды в образовательной сфере отечественной экономики.

Достаточным условием ‑ то, что российским вузам, стремящимся к эффективному соответствию условиям рыночного соперничества, придется научиться самостоятельно принимать решения в случае использовании технологий адаптации при подготовке инновационно ориентированных специалистов [5].

Под влиянием информационной экономики происходят серьезные изменения в поведении потребителей образовательных услуг и процесса подготовки кадров в целом [3]. Для того чтобы вузам легче было адаптироваться к данной экономической ситуации, можно рекомендовать следующее:

1) создать и активно пользоваться базой клиентов образовательных услуг;

2) разработать четкую концепцию использования Интернет-ресурсов.

Для исследований процесса подачи информации, организации дискуссионных форумов, посвященных подготовке специалистов, высшие образовательные учреждения могут воспользоваться услугами Интернета.

Так как страница вуза в Интернете должна быть привлекательной и современной, следует широко использовать возможности компьютерной графики, звуковых и видеоэффектов. Информация о вузе и учебно-методических особенностях подготовки кадров должна стать более доступной для потребителей образовательных услуг, при этом более быстрой должна стать и реакция на их требования к процессу обучения.

Это связано с тем, что адаптация в сфере сервиса всегда подразумевает изменение предоставляемых услуг в соответствии с условиями, сложившимися на той или иной территории и предпочтениями потребителей конкретного рынка. Поэтому прогрессивное проектирование в вузе – это, прежде всего, создание программы развития, отвечающей потребностям какого-либо региона страны [2].

Стратегические образовательные инновации

Чаще других в высшем образовательном учреждении используются следующие виды стратегических образовательных инноваций:

‑ продуктовые инновации, т.е. внедрение новых или усовершенствованных специальностей, открытие новых факультетов;

процессные инновации, которые охватывают освоение новых или значительно усовершенствованных методов обучения, изменения в системе или организации получения знаний, умений и навыков, информационное обеспечение работы вуза. Такие инновации нацелены на создание новых или усовершенствованных существующих образовательных продуктов (предложение которых, однако, невозможно при использовании применяемых в настоящее время методов и приемов обучения), либо на существенное повышение качества преподавания при подготовке специалистов новой экономической волны;

коммуникационные инновации, самый простой способ которых – это изменение языка, на котором ведется преподавание. Другой вариант – использование в процессе подготовки специалистов в рамках одной, но адаптированной к условиям местного рынка, темы. Данный вид инноваций требует создания глобального фонда рекламы, из которого для каждого региона страны подбирается наиболее подходящий вариант. При этом требуется новая практика использования различных средств массовой информации. Например, основными рекламоносителями становятся местные печатные СМИ.

Две управленческие стратегии

Комплексная программа действий по решению задач модернизации образования в вузе должна сочетать в себе две управленческие стратегии:

а) активно-адаптационную, направленную на успешную адаптацию высшей школы к изменениям, происходящим в социуме и в системе образования;

б) проектно-преобразовательную, направленную на проектирование и осуществление внутренних изменений в высшей школе.

Активно-адаптационная стратегия вуза должна быть направлена на освоение современного содержания образования, выстроенного на основе компетентностного подхода, применения современных образовательных технологий, методов и средств в обучении и воспитании студентов, создания системы управления качеством образования на уровне образовательного учреждения.

Проектно-преобразовательная стратегия высшей школы, на наш взгляд, должна быть направлена на решение следующих проблем вуза, выявленных нами в результате анализа современного состояния высшей школы:

— ликвидацию негативных явлений, вызванных невысоким уровнем сформированных навыков здорового образа жизни, самостоятельной познавательной деятельности, гражданско-правовых ценностей, современных информационных компетенций и компетенций личностного саморазвития студентов;

— повышение уровня профессиональной компетентности, связанной с отбором содержания образования, организацией познавательной деятельности студентов, использованием современных информационных и коммуникативных адаптационных технологий, а также, образно говоря, обедненного «профессионального репертуара» у части преподавателей;

— формирование в вузах необходимой современной материально-технической базы для осуществления исследовательской и проектной деятельности;

— приведение к норме необходимых финансовых ресурсов для организации профильного обучения, полностью удовлетворяющего запросы каждого студента;

— повышение качества управления высшим образованием, обеспечение перехода к использованию современной системы управления и оценки качества образования, основанной на принципах стандартов ИСО.

Стратегически ориентированная программа развития вузов

Таким образом, основным инструментом развития высшего образовательного учреждения в ближайшие годы должна стать стратегически ориентированная программа, которая рассматривается как специфическая организационная форма целеполагания. Ее важными чертами должны стать:

‑ направленность на достижение стратегической цели, а, следовательно, подчинение всех мероприятий и действий конечному результату;

‑ наличие в программе системы не только количественных, но и качественных показателей;

‑ объединение под общим руководством и управлением всех организаций, исполнителей, с четким распределением прав, обязанностей и ответственности между всеми организациями;

‑ ориентация исполнителей, и особенно руководителей всех уровней, на конечный и промежуточные результаты;

‑ строгая и четкая координация и увязка функций всех звеньев образовательной структуры как по вертикали, так и по горизонтали;

‑ гибкая система управления, отвечающая особенностям программы и максимальной приближенности к исполнителям.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:00:39