Экономический механизм оценки эффективности кафедры как бизнес-единицы высшего образовательного учреждения

Кетоева Н.Л.1, Киселева М.А.1, Володина К.С.1
1 Национальный исследовательский университет «МЭИ», Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 12 (Декабрь 2021)

Цитировать:
Кетоева Н.Л., Киселева М.А., Володина К.С. Экономический механизм оценки эффективности кафедры как бизнес-единицы высшего образовательного учреждения // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 12. – С. 4571-4584. – doi: 10.18334/ce.15.12.113851.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47995208
Цитирований: 2 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
Статья посвящена актуальным вопросам разработки экономического механизма мониторинга деятельности кафедр как бизнес-единиц высшего образовательного учреждения. Разработанный экономический механизм мониторинга позволит повысить объективность оценки эффективности кафедр, кроме того, поможет оперативно вносить изменения в образовательную, научно-исследовательскую и инновационную деятельность кафедры, а также в стратегию деятельности всего высшего учебного заведения, в том числе определять востребованность специальностей. Все вышеперечисленное поспособствует усовершенствованию содержания программ, методики повышения квалификации преподавателей, что в комплексе будет обеспечивать рост уровня подготовки студентов, уровень квалификации преподавателей и финансового обеспечения кафедры.

Ключевые слова: экономический механизм, мониторинг деятельности кафедр, оказание образовательных услуг, бизнес-единица образовательного учреждения, конкурентоспособность вуза, оценка эффективности деятельности кафедр, научно-исследовательская и инновационная деятельность

JEL-классификация: I23, M21, O31

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

На современном этапе развития общества образование все чаще относят к сфере услуг [13] (Maksimtsev, Gorbashko, Titova, 2021), следовательно, высшее образовательное учреждение в связи с этим рассматривается как предприятие, оказывающее не только образовательные услуги [10] (Kleyner, 2021), но и обеспечивающее научно-исследовательскую и инновационную деятельность [7] (Kamirova, 2017). Методики описания бизнес-процессов для высших образовательных учреждений аналогичны любым предприятиям. Однако особенности деятельности высших учебных заведений (вузы) предъявляют свои требования при выделении бизнес-процессов. В вузах выделяют образовательную, научно-исследовательскую [8] (Ketoeva, Lisin, Kiseleva, Korkin, Zargaryan, 2020) и инновационную деятельность [18] (Ketoeva, Zargaryan, Volodina, 2021), которые включают определенные функции и наборы бизнес-процессов, направленные на достижение определенных целей. Оптимальная взаимосвязь всех бизнес-процессов внутри организации формирует системный уровень, или бизнес-систему (рис. 1).

Рисунок 1. Взаимосвязь бизнес-процессов в образовательной организации

Источник: [18] (Ketoeva, Zargaryan, Volodina, 2021).

Каждое из направлений деятельности в итоге создает единую стратегию управления, результатом которой является формирование общего рейтинга кафедр.

Таким образом, целью исследования является разработка экономического механизма оценки эффективности кафедры как бизнес-единицы высшего образовательного учреждения.

Методологическую базу исследования составили методы: диалектического научного познания и частные научные (анализ, синтез, сравнение, логический и системно-структурный анализ, формализация, анализ нормативно-правовых документов, моделирование).

Изучив различные подходы ученых-экономистов (Л. Гурвица, М. Блауг, Измалков С., Сонин К., Юдкевич М., [4, 6, 12] (Blaug, 1994; Izmalkov, Sonin, Yudkevich, 2008; Kulman, 1993)) к определению понятия категории «экономический механизм», можно сделать вывод, что экономический механизм организации – это совокупность экономических методов, способов, форм, инструментов, рычагов воздействия на экономические отношения и процессы [11] (Kleyner, 2020), происходящие в организации.

Методология

Экономическая деятельность вместе со взаимосвязями и взаимодействиями представляет сеть процессов организации. На основании процессного подхода деятельность кафедры можно разделить на бизнес-процессы (БП) управления, основные и обеспечивающие бизнес-процессы, бизнес-процессы развития [16] (Repin, 2017).

К бизнес-процессам управления отнесем управление бюджетными и внебюджетными средствами кафедры, управление кадрами и управление рисками.

Для основных бизнес-процессов кафедры характерны все процессы, добавляющие ценность, такие как образовательная деятельность, научно-исследовательская и инновационная деятельность, управление маркетинговой деятельностью и взаимодействие со смежными рынками.

Обеспечивающие бизнес процессы – это информационные ресурсы, административно-хозяйственная деятельность, материально-техническое снабжение.

К бизнес-процессам развития отнесем разработку системы показателей оценки эффективности деятельности кафедры.

В общем виде деятельность кафедры как бизнес-единицы образовательного учреждения авторы представили на рисунке 2.

Надпись: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: I) обеспечение конкурентоспособности вуза; 2) повышение качества образовательных услуг; 3) повышение научно-исследовательской и инновационной деятельности; 4) увеличение доли бюджетных и внебюджетных средств.

ВХОД

Надпись: Оценка результатов эффективности деятельности кафедры

выход

Рисунок 2. Схема деятельности кафедры, как бизнес-единицы высшего учебного заведения

Источник: составлено авторами.

Экономический механизм функционирования организации должен быть ориентирован на достижение стратегических целей развития, таких как обеспечение устойчивого развития и усиление конкурентных позиций на рынке [7] (Kamirova, 2017).

Исходя из этой цели, механизм функционирования организации должен способствовать решению следующих задач:

1. Формирование условий для наиболее полного удовлетворения спроса потребителей на услуги (продукт) в рамках рынка образовательных услуг.

Для решения этой задачи необходимы изучение рынка, разработка эффективной товарной и ценовой политики.

2. Обеспечение экономичности хозяйственно-финансовой деятельности.

Эта задача решается на основе минимизации затрат трудовых, материальных, финансовых ресурсов на организацию производственных процессов, на осуществление коммерческих операций, выполнение функций управления организацией.

3. Максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении организации, и обеспечение эффективного ее использования.

Эта задача решается на основе наращивания объемов деятельности организации через проведение эффективной ценовой и амортизационной политики, налогового планирования, оптимизации соотношения капитализируемой и потребляемой частей прибыли.

4. Минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью организации.

Для решения этой задачи необходимо эффективное управление коммерческими, финансовыми, инвестиционными и другими рисками. Минимизация рисков обеспечивает стабильность развития и предсказуемость результатов деятельности.

Результаты

Разработанный авторами экономический механизм оценки уровня эффективности деятельности кафедры позволит повысить конкурентоспособность [3] (Bagiev, Omarov, Afanaseva, 2021) не только кафедры, но и всего образовательного учреждения на рынке образовательных услуг и на рынке научно-технической продукции и услуг.

Целями разработки экономического механизма являются:

1. Обеспечение конкурентоспособности вуза [17, 5] (Sandler, Klyuev, 2018; Gorbashko, Maksimtsev, Chetyrkina, Rykova, 2020).

2. Повышение качества образовательных услуг.

3. Повышение научно-исследовательской и инновационной деятельности [15] (Protsenko, 2012).

4. Увеличение доли бюджетных и внебюджетных средств.

5. Обеспечение финансовой устойчивости.

Для реализации этих целей необходимо четко и правильно сформировать стратегию развития кафедры как вектор дальнейшей работы.

Структуру экономического механизма предлагается строить в виде последовательности мероприятий, направленных на оценку уровня эффективности деятельности каждой кафедры. Выполнение данных мероприятий сможет не только сформировать представление о текущем состоянии кафедры, но и внести коррективы в ее деятельность для дальнейшего совершенствования. Логическая схема оценки экономического механизма эффективности деятельности кафедр представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Логическая схема оценки экономического механизма эффективности деятельности кафедр

Источник: составлено авторами.

Оценка критериев деятельности каждой кафедры рассчитается отдельно по каждому виду деятельности: учебной (образовательной) [1] и научно-исследовательской и инновационной деятельности [2]. Рассмотрим каждый из оцениваемых критериев.

Оценка критериев образовательной (учебной) деятельности:

1. Расчет влияния изменения численности студентов на изменение бюджетных поступлений оценивается по формуле [14] (Polyakova, Shabrova, 2015):

где – изменение бюджетных поступлений от обучения студентов, произошедших за счет численности студентов;

n – число специальностей;

Wотч, Wб – общая численность студентов-бюджетников в отчетном и базовом периоде соответственно;

– доля студентов, обучающихся на бюджетной основе по i специальности;

– стоимость обучения одного студента i специальности.

2. Расчет влияния изменения численности студентов на объем финансовых поступлений во внебюджетные фонды оценивается по формуле:

,

где – изменение внебюджетных поступлений от обучения студентов, произошедшее за счет численности студентов;

n – число специальностей;

Vотч, Vб – общая численность студентов-контрактников в отчетном и базовом периоде соответственно;

– доля студентов, обучающихся на платной основе по i специальности;

– стоимость обучения одного студента i специальности;

Оценка критериев научно-исследовательской [9] (Ketoeva, Kiseleva, Kotelnaya, 2020) и инновационной деятельности:

1. Расчет влияния бюджетных поступлений от научно-исследовательской и инновационной деятельности оценивается по формуле:

где – изменение бюджетных поступлений от НИОКР;

n – количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Nотч, Nб – общая численность НИОКР, выполненных за счет бюджетных средств в отчетном и базовом периоде соответственно;

– доля НИОКР, выполненных за счет бюджетных средств, в общем объеме работ;

– стоимость выполнения НИОКР, выполненных за счет бюджетных средств.

2. Расчет влияния внебюджетных поступлений от научно-исследовательской и инновационной деятельности оценивается по формуле:

где – изменение внебюджетных поступлений от НИОКР;

n – количество научно-исследовательских и опытно конструкторских работ;

Iотч, Iб – общая численность НИОКР, выполненных за счет внебюджетных средств в отчетном и базовом периоде соответственно;

– доля НИОКР, выполненных за счет внебюджетных средств, в общем объеме работ;

– стоимость выполнения НИОКР, выполненных за счет внебюджетных средств.

На основании полученных результатов будет составляться балльный рейтинг кафедр [19, 20] (Ketoeva, Kiseleva, Dranitsyna, 2021; Ketoeva, Kiseleva, Sysoeva, 2021) от самого высокого значения до самого низкого, где кафедры с самими высокими значениями баллов будут дополнительно мотивироваться, стимулироваться и поощряться.

Заключение

Предложенный экономический механизм как составляющая механизма мониторинга комплексной деятельности кафедр позволит повысить объективность такой оценки. Кроме того, разработанный метод поможет оперативно вносить изменения в образовательную, научно-исследовательскую и инновационную деятельность кафедры, в том числе определять востребованность специальностей. Усовершенствовать содержание программ, методики повышения квалификации преподавателей, что в комплексе будет способствовать росту уровня подготовки студентов, уровню квалификации преподавателей и финансового обеспечения кафедры.


Источники:

1. Об образовании: федеральный закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г
2. О науке и государственной научно-технической политике: федеральный закон Рос. Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 12 июля 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 07 августа 1996 г
3. Багиев Г.Л., Омаров М.М., Афанасьева Е.С. Маркетинг - освоение, переосмысление, перспективы // Проблемы современной экономики. – 2021. – № 2(78). – c. 110-114.
4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. / 4-е изд. - М.: Акад. нар. хоз-ва: Дело, 1994. – 720 c.
5. Горбашко Е.А., Максимцев И.А., Четыркина Н.Ю., Рыкова Ю.А. Управление конкурентоспособностью. / Учебник и практикум. Сер. 76 Высшее образование (1-е изд.). - Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 447 c.
6. Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов // Вопросы экономики. – 2008. – № 1. – c. 4-26.
7. Камирова А.Н. Стратегическое планирование: ориентация вуза на устойчивое развитие и конкурентные преимущества // Управленческое консультирование. – 2017. – № 1(97). – c. 166-171.
8. Кетоева Н.Л., Лисин Е.М., Киселева М.А., Коркин В.С., Заргарян М.Т. Разработка и структурный анализ модели организационного управления информационного взаимодействия субъектов научно-образовательного процесса // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 12(125). – c. 957-961. – doi: 10.34925/EIP.2021.125.12.190 .
9. Кетоева Н.Л., Киселева М.А., Котельная В.К. Методы оценки управления научно-исследовательской деятельностью университетов в Российской и мировой практике // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2020. – № 4. – c. 37-45. – doi: 10.17213/2075-2067-2020-4-37-45 .
10. Клейнер Г.Б. Институты интеллектуальной экономики // Институциональная экономика: развитие, преподавание, приложения: Материалы VI Международной научной конференции. 2021. – c. 4-6.
11. Клейнер Г.Б. Интеллектуальная экономика цифрового века. цифровой век: шаги эволюции // Экономика и математические методы. – 2020. – № 1. – c. 18-33. – doi: 10.31857/S042473880008562-7 .
12. Кульман А. Экономические механизмы. - М.: Издат. Группа «Прогресс»; «Универс», 1993. – 192 c.
13. Максимцев И.А., Горбашко Е.А., Титова А.В. Институты аккредитации в обеспечении качества образования // Стандарты и качество. – 2021. – № 9. – c. 74-81.
14. Полякова В.В., Шаброва Н.В. Основы теории статистики. / Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 148 c.
15. Проценко О.Д. Особенности вхождения России в экономику инноваций // Экономика и управление. – 2012. – № 10(84). – c. 17-19.
16. Репин В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
17. Сандлер Д.Г., Клюев А.К. Управление экономикой и финансами вуза: практики российских университетов. / сборник Сер. Библиотека журнала «Университетское управление: практика и анализ». - Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2018. – 250 c.
18. Ketoeva N.L., Zargaryan M.T., Volodina K.S. An Interaction Model Development between the University and the Related Markets Elements // International Scientific and Practical Conference on Sustainable Development of Regional Infrastructure (ISSDRI 2021). Yekaterinburg - Russian Federation, 2021. – p. 707-713.
19. Ketoeva N.L., Kiseleva M.A., Dranitsyna V.K. Development of a Mechanism for the Management of University Research Activities Based on the Principles of Sustainable Development // International Scientific Forum on Sustainable Development and Innovation WFSDI: E3S Web of Conferences 295. 2021. – p. 12.– doi: 10.1051/e3sconf/202129505007.
20. Ketoeva N.L., Kiseleva M.A., Sysoeva E.A. Digital Management of Department as a business-unit of educational institution. Digital Economy and Finance. [Электронный ресурс]. URL: http://vniiraduga.ru/wp-content/uploads/2021/06/issdri_2021-final-uaa-ple-zmp.pdf.

Страница обновлена: 17.11.2023 в 08:15:17