Организация экономико-управленческих отношений в учреждениях среднего профессионального образования

Обшивалкина Т.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (31), Июль 2009

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12787710

Аннотация:
В статье рассматривается вопрос о необходимости построения модели эффективного управления образовательным учреждением среднего профессионального образования, способствующей развитию личности выпускника, и учитывающей вопросы финансово-экономического обеспечения в условиях конкуренции образовательных учреждений.

Ключевые слова: образование, конкуренция, стратегическое управление, экономика образовательного учреждения, эффективное управление образовательным учреждением, модель эффективного управления, совершенствование структуры управления, самостоятельная экономическая деятельность образовательных учреждений



В условиях формирования рыночной экономики в России учреждениям среднего профессионального образования пришлось столкнуться с ситуацией смены статуса профессионального образования с «части социальной сферы» на «отрасль рыночной экономики». В результате актуализировалась задача управления учреждениями среднего профессионального образования как самостоятельными участниками рынка профильных услуг.

Во многих странах образование справедливо рассматривается как отрасль, обеспечивающая функционирование рыночной экономики, поставляя ей необходимые человеческие ресурсы. Поэтому реальностью стало само понятие «экономика образовательного учреждения». Руководителям отечественных образовательных учреждений сегодня пришлось учиться принимать самостоятельные управленческие решения. Однако в большинстве случаев механизмы управления образовательными учреждениями среднего профессионального образования в настоящее время сводятся лишь к наращиванию платных форм обучения (нередко в ущерб их качеству), определенной децентрализации системы управления в ряде образовательных учреждений (сохранению на уровне подразделений части внебюджетных доходов) и т.д. Но такой подход не предполагает рассмотрение конкуренции в качестве основного инструмента формирования внешней и внутренней среды средних специальных образовательных учреждений.

По мнению автора, именно адаптация к конкурентной среде должна стать одной из главных управленческих компетенций руководства образовательного учреждения среднего профессионального образования, внебюджетная деятельность которых говорит о включении их в систему рыночных экономических отношений. Следовательно, можно говорить об образовательной организации как о полноправном субъекте рынка.

Наделение образовательного учреждения правами не централизованного, а самоуправляемого развития в рыночной экономике требует разработки бизнес-модели создания и развития их уникальных ресурсов. В данном случае под ресурсами следует понимать не только материальные, но, главное, – нематериальные активы: человеческий капитал и бренд образовательного учреждения.

Достойна осмысления инвестиционная политика лучших международных образовательных организаций в плане накопления и роста рыночной стоимости этих (ключевых для конкуренции в отрасли образования) нематериальных активов [1].

В современных условиях выбор структуры управления конкурентоспособным образовательным учреждением требуется начинать с разработки стратегии его развития.

Стратегическое управление – это управленческая концепция, введенная в употребление в конце 60-х годов. Одной из главных функций стратегического управления является гибкое регулирование и своевременное изменение структуры организации. Неотъемлемыми элементами общей теории стратегического управления является разработка миссии и стратегического плана развития организации. Эти понятия возникли и в образовательном менеджменте [2].

Основная задача стратегического управления заключается в достижении цели, которая состоит в обеспечении долгосрочного эффективного функционирования организации в условиях динамичной, изменчивой и нестабильной внешней среды.

Стратегическое управление предполагает, прежде всего:

- анализ внешней среды;

- определение миссии и целей организации;

- выбор стратегии развития;

- выполнение стратегии;

- оценку и контроль выполнения.

В связи с многоаспектностью и многофакторностью стратегического управление его трудно свести к набору процедур и схем, у него нет строгой описательной теории. Стратегическое управление образовательной организацией среднего профессионального образования как компонента в системе образования – это, скорее всего, философия, идеология работы менеджеров в условиях рыночных социально-экономических отношений [3].

Образовательные учреждения среднего профессионального образования сегодня стали осознавать необходимость стратегического управления и, в частности, ясной формулировки ближайших задач развития в новых условиях, причем формулировки, доступной для использования в качестве руководства к действию каждым членом коллектива образовательного учреждения. Этому в первую очередь способствовали собственный анализ социально-экономической ситуации, а также рекомендации, исходящие из Министерства образования РФ, например, в виде целевых управленческих проектов

Несмотря на значительное многообразие определений стратегического управления, его суть состоит в определении природы и механизмов создания устойчивых конкурентных преимуществ организации. В контексте решения вопросов усовершенствования организационной структуры образовательного учреждения, отметим, что развитие управления - это, прежде всего, изменение структурных отношений внутри организации, означающее переход организации из одного класса структур в другой. Все это говорит о необходимости совершенствования структуры образовательной организации в смысле изменений существующих организационных отношений между подразделениями, а не о простых добавлениях различного вида подразделений (факультет, кафедра, отдел и т.п.).

В образовательных организациях среднего профессионального образования главным ресурсом управления, на основе использования которого должно произойти всестороннее развитие образовательной организации, являются не только и не столько финансовые средства и другие традиционные ресурсы, а сколько интеллект организации, то есть всего основного состава сотрудников и наличие у них предпринимательских и лидерских качеств. Отметим, что такой подход к управлению является определяющим признаком современной социально-экономической системы - информационного общества или общества знаний [4].

Конкурентные преимущества образовательной организации во многом сопряжены с его уникальной организационной бизнес-моделью, позволяющей создавать и продавать качественные образовательные услуги. Систему среднего профессионального образования необходимо рассматривать как систему, способную производить «образовательный продукт», значимый для национально экономики.

Любое образовательное учреждение среднего профессионального образования следует рассматривать с позиций его организационной системы. Анализируя вопросы экономики и управления образовательной организацией, отметим, что любая хозяйственная деятельность формируется как синтез капитала (здания, оборудование, финансы), материала и труда. Качество каждой из этих составляющих влияет на результативность хозяйственного процесса. Чем выше качество исходных элементов, тем более ценным оказывается конечный результат [5].

Управление образовательным учреждением среднего профессионального образования осуществляется на основе соответствующей нормативно-правовой базы, которая, в том числе, должна определять компетенцию, права, ответственность учредителей и самого образовательного учреждения. Управление образовательным учреждением должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления.

Формами самоуправления, как правило, являются общее собрание трудового коллектива, педагогический (или методический, ученый) совет, общая конференция с участием родителей и учащихся, совет среднего специального учебного заведения (ССУЗа). Непосредственное руководство учреждением осуществляет директор. Разграничение полномочий педагогического совета и общего собрания трудового коллектива, а также директора закрепляются в Уставе образовательного учреждения.

Цели управления учреждением должны быть согласованы с заказом со стороны общества, и соответствовать потребностям населения, учащихся, их родителей, а также педагогов учреждения.

Основное назначение и миссия ССУЗа должны прослеживаться в:

‑ ориентации на гуманистические ценности в развитии индивидуальности каждого ученика;

‑ обеспечении защиты прав каждого ребенка на образование;

‑ свободе выбора образовательного пути для всех обучающихся;

‑ формировании готовности к сохранению и воспроизведению культуры;

‑ демократизации управления образовательным учреждением и раскрытии творческого потенциала субъектов образовательного процесса;

‑ развитии творческой интеллектуально-развитой личности на основе профильного и углубленного изучения предметов;

‑ воспитании патриотических и гражданских качеств личности и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для успешной деятельности ССУЗов в современных условиях конкуренции в каждом учебном заведении необходима разработка собственной модели эффективного управления образовательным учреждением, способствующей, прежде всего, развитию личности выпускника, но в то же время учитывающей вопросы финансово-экономического обеспечения данного процесса.

То есть самостоятельная экономическая деятельность образовательных организаций, приносящая доход, необходима им для поддержания экономической, прежде всего, финансовой устойчивости. В особенности это важно для государственных (муниципальных) образовательных учреждений, недофинансируемых в настоящий момент в весьма больших объемах…


Источники:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А. И. Наумов. -4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономист, 2005.
2. Грудзинский А.О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии. // «Университетское управление». 2004. № 1(29). С. 9-20.
3. Закирова Д.Ф.Стратегическое управление потенциалом как фактор обеспечения конкурентоспособности высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики // Вестник ТИСБИ, № 3, 2005.
4. Злобин Э.В., Мищенко С.В., Герасимов Б.И. Управление качеством в образовательной организации. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 88 с.
5. Катькало В.С. Стратегии, структуры и новые задачи адаптации российских университетов / Е.Г.Ясин (ред.) Модернизация экономики и выращивание институтов. В 2-х т. Т. 2. М.: Издат. дом ГУ-ВШЭ, 2005.
6. Наумова Н.А. Мониторинг качества подготовки специалистов, как объект стратегического управления в условиях развития педагогического колледжа. Концепция // Фестиваль педагогических идей 2005 / 2006 года, http:// festival.1september.ru/authors/104-425-323.
7. Танцев А. А. Теоретические основания маркетингового подхода в управлении образованием // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 3. – С. 176-183.
8. Шеховцева Л.С. О некоторых понятиях стратегического управления // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – № 6.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 13:38:10