Механизм регулирования рынка инновационных ресурсов
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (113), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Знания, информация и технологии, вовлеченные в производственный процесс, становятся неотъемлемыми факторами производства в инновационной экономике. Это становится необходимым условием экономического роста, увеличивая долю продуктов, созданных с использованием новых технологий. Поэтому одним из ключевых вопросов для Российской Федерации является формирование экономики, основанной на знаниях, в которой приоритетным должен стать рынок инновационных ресурсов (РИР).
Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, рынок инновационных ресурсов
Знания, информация и технологии, вовлеченные в производственный процесс, становятся неотъемлемыми факторами производства в инновационной экономике. Это становится необходимым условием экономического роста, увеличивая долю продуктов, созданных с использованием новых технологий. Поэтому одним из ключевых вопросов для Российской Федерации является формирование экономики, основанной на знаниях, в которой приоритетным должен стать рынок инновационных ресурсов (РИР) [1].
Современная модель рыночного хозяйствования, которая сложилась в развитых и развивающихся странах, характеризуется следующими общими закономерностями:
‑ максимальная приватизация;
‑ открытость РИР;
‑ высокий уровень развития экономики, основанной на знаниях и инфраструктуры РИР.
Государственное регулирование национального хозяйства в России продолжает играть более существенную роль, чем во многих других странах. Это обусловлено необходимостью дальнейшего совершенствования экономических и юридических механизмов для всех вовлеченных в развитие экономики, основанной на знаниях [4].
Развитие экономики Российской Федерации до инновационного уровня неизбежно требует увеличения государственного участия и воздействия на все экономические процессы в стране, а именно:
‑ создание законодательного и нормативно-юридического регулирования;
‑ обеспечение соответствующих условий на местном уровне для перехода к информационному обществу с учётом специфических особенностей социально-экономического и культурного развития в регионах;
‑ участие частного сектора, заинтересованного в развитии национального рынка инновационных ресурсов (РИР);
‑ привлечение инвестиций для развития национальных секторов РИР;
‑ координирование действий социальных агентов, вовлеченных в процесс;
‑ сохранение политических, экономических и юридических механизмов в руках правительства, определяющего «правила игры»;
‑ продвижение РИР Российской Федерации в мировой РИР.
Необходимо учитывать две формы взаимодействия государства и общества по отношению к инновационным ресурсам. Первая – работа на государство – является промежуточной, используемой лишь время от времени, преимущественно в периоды вынужденного развертывания экономики мобилизационного типа, при резком расширении сферы милитаризации. Вторая развитая форма – работа на общество, представленное социальным государством – может быть охарактеризована как базовая.
Государство должно активно влиять на институциональную среду путем целенаправленного процесса формирования и совершенствования РИР в национальной экономике [2]. Необходимо создать механизмы информационной поддержки и обмена знаниями и информацией и последующей интеграции российского РИР в мировой. При создании механизмов формирования и развития РИР, его государственном регулировании необходимо учитывать тенденции, как в мировой экономике, так и в экономике нашей страны с учетом перспектив развития [3].
Важный шаг в создании механизма государственного регулирования РИР – выявление субъектов регулирования, т.е. тех, кто вырабатывает его стратегию и тактику, осуществляет необходимые практические действия. В общем виде механизм государственного регулирования РИР можно определить как совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых государственные и созданные при их участии органы осуществляют управленческое воздействие на процессы функционирования и развития социально-экономической системы инновационного общества.
Данное воздействие основано на последовательном решении следующих задач:
1) поиск и использование национальных резервов и возможностей для формирования и развития экономики, основанной на знаниях;
2) формирование РИР и его инфраструктуры, установление хозяйственных связей рыночного типа и становление новых мотивационных механизмов развития информационной экономики;
3) демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующих развитию РИР.
Следует выделить такие особенности воздействия механизма государственного регулирования на РИР:
1) оно является избирательным с точки зрения использования инновационных ресурсов и направления их влияния на определенные параметры хозяйственной жизни;
2) характер такого воздействия варьируется от дополняющего и усиливающего рыночный механизм до компенсирующего его ограниченные (временно или постоянно) возможности;
3) его объектами выступают как экономика, основанная на знаниях в целом, так и условия деятельности, экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов;
4) оно имеет сложную природу, проявляющуюся в многообразии способов и средств воздействия на экономику, основанную на знаниях;
5) оно обеспечивает преимущественную ориентацию регулируемого объекта, когда ожидаемый результат задается не жесткими количественными показателями, а фиксирует желательное, соответствующее целям экономической политики государства направление деятельности экономических субъектов РИР, траекторию их развития.
Роль механизма государственного регулирования РИР сводится к следующему:
‑ анализ экономической ситуации во внешней и внутренней сферах РИР и доведение до его структурных элементов, какие и в каком объеме инновационные ресурсы необходимо производить;
‑ в пространственно-временном аспекте проверка соответствия спроса предложению продуктов и услуг, тем самым обеспечение сбалансированности различных секторов экономики, основанной на знаниях;
‑ «снимание барьерной планки» доходов производителей товаров и услуг в соответствии с эффективностью как результат вовлечения в общественное воспроизводство инновационных ресурсов для удовлетворения сложившегося или планируемого рыночного спроса;
‑ осуществление «санитарной» роли, направленной на удаление ресурсов воспроизводящих неконкурентоспособные продукты или услуги, а также снижающей процентное соотношение несоответствующих экономическим реалиям секторов РИР.
Появление и развитие феномена государственного предпринимательства требует уточнения роли механизма государственного регулирования в современной экономике, основанной на знаниях. Важным оказывается и содействие развитию инновационного механизма, его дополнение, повышение эффективности использования ИР общества. Спрос и предложение на ИР определяют, кто станет потребителем новой продукции, какие ее характеристики наиболее важны для потенциальных потребителей, какой будет ее цена [3, с. 15].
Перед Россией стоит задача определения действенных путей и необходимых условий для перехода к экономике знаний, анализа и корректировки, связанных с новыми технологиями сложных социально-политических процессов. Ведь работать на «государство» значительно сложнее, поскольку оно предъявляет более высокие требования к поставке ресурсов на государственный рынок [5].
Это чрезвычайно важная и ответственная задача, ибо общество, которое не в состоянии социально и политически меняться одновременно с происходящей информационно-технологической революцией, неминуемо оказывается неспособным эффективно использовать новые технологии и постепенно превращается в отсталое во всех отношениях.
Источники:
2. Курнышова И. Условия инновационного развития. // Экономист. – 2002. ‑ №7. – С. 9-18.
3. Маевский В. Эволюционная теория и технологический прогресс. // Вопросы экономики. – 2001. ‑ №11. – С. 4-16.
4. Маляров О.В. Переходная экономика в условиях глобализации: роль государства. // Беларусь и Россия: императивы общественного развития. – 2002. – С. 65-77.
5. Патрон А.П. Государственный рынок США: научно-технический прогресс и конкуренция. // США. Канада: Экономика. Политика. Культура. – 2002. ‑ №2. – С. 96-109.
6. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И., Сотников С.М. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие. – Воронеж: ВГУ, 2003. – 240 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:49:35