Совершенствование механизма государственного регулирования экономического развития АПК Краснодарского края

Бадякина Т.О.1
1 Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена исследованию направлений совершенствования механизма государственного регулирования развития агропромышленного комплекса Краснодарского края. Проведённый в исследовании анализ позволил выявить проблемные аспекты в развитии АПК региона, требующие безотлагательных мер по совершенствованию существующих подходов к государственной поддержке: сокращение доходности хозяйствующих субъектов; высокая технологическая зависимость от импорта (особенно в части обеспечения селекционно-генетическими ресурсами); недостаточность финансирования аграрной науки; нехватка квалифицированных кадров, низкий уровень оплаты труда работников сельского хозяйства, отток населения из сельской местности. Показано, что сложившееся положение дел в отрасли имеет негативные последствия, усугубляющиеся в условиях санкционного давления со стороны экономически и технологически развитых стран коллективного Запада. По результатам исследования предложен комплекс мер по адаптации механизмов государственного регулирования АПК к современным экономическим реалиям

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственное регулирование, Краснодарский край, эффективность, трудовые ресурсы, аграрная наука, импортозамещение

JEL-классификация: Q13, J40, J45



Введение.

Актуальность исследования объясняется тем, что государственное регулирование агропромышленного комплекса имеет большое значение в продовольственной обеспечении населения страны, повышении устойчивости национальной экономики, создании благоприятных условий для развития сельских территорий, учета и защиты жизненно важных интересов производителей и потребителей агропромышленной и агропродовольственной продукции.

Регулирование, непосредственная поддержка АПК нацелены на расширение производства, рост доходности хозяйствующих субъектов, на достижение устойчивого и эффективного развития всех отраслей сельского хозяйства, обновление и модернизацию сельскохозяйственной техники, повышение качества жизни городского и сельского населения, бережное отношение к окружающей среде.

Краснодарский край является одним из основных сельскохозяйственных регионов Российской Федерации, ежегодно вносящим существенный вклад в формирование высокого уровня продовольственной безопасности страны.

В настоящее время отечественный агропромышленный комплекс функционирует в условия жестких внешних вызовов, связанных санкционным давлением стран Запада. В ответ на эти вызовы региональные власти и бизнес должны разработать стратегии по адаптации к новым условиям, поиску альтернативных рынков и источников финансирования, а также ускорению развития отечественных технологий и увеличению самодостаточности в ключевых секторах АПК.

Обзор научных источников по теме показывает, что исследователи уделяют значительное внимание вопросам государственного регулирования АПК. Вопросами изучения государственного регулирования АПК занимались такие ученые-исследователи, как Тихомиров, А. И. [17], Л. В. Попова, М. С. Лата, П. А. Мелихов, В. А. Лазарева [19], Алтухов А.И., Серегин С.Н., Сысоев Г.В. [7] и др.

Недостаточная степень разработанности проблемы государственного регулирования и стимулирования экономического роста в АПК Краснодарского края обусловили выбор данного направления исследования.

Целью исследования является анализ государственного регулирования АПК в Краснодарском крае и разработка предложений по его совершенствованию.

Проведен анализ и дана оценка экономического развития основных отраслей АПК Краснодарского края в условиях реализации политики импортозамещения, предложены ключевые направления совершенствования механизма государственной поддержки предприятий сельскохозяйственной отрасли.

Научная новизна исследования состоит в разработке методических подходов и практических рекомендаций по вопросам государственного регулирования АПК Краснодарского края как фактора экономического развития отрасли.

Теоретическая и методологическая база исследования сформирована на основе трудов ведущих отечественных учёных, посвященных раскрытию роли государства в развитии агропромышленного комплекса. В процессе исследования были применены следующие методы: экономико-математический, сравнительного анализа, монографический, расчётно-конструктивный, экспертных оценок и др.

Анализ текущего состояния и выявление проблем функционирования АПК Краснодарского края, а также оценка степени участия государственных органов в его развитии осуществлена на базе данных Управления федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Краснодарстат), Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, материалов отраслевых объединений.

Основная часть. Оценка уровня развития и потенциала сельскохозяйственного производства, как ключевого звена регионального АПК позволяет в дальнейшем принимать конкретные управленческие решения и меры, обеспечивающие его устойчивое развитие. В таблице 1 отражены темпы производства продукции сельского хозяйства Краснодарского края с 2017 по 2022 гг.

Таблица 1 – Производство продукции сельского хозяйства в Краснодарском крае, млн. руб.

Показатель
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.

2021 г.

2022 г.
2022 г. к 2017 г., %
Продукция сельского хозяйства
364026
382468
417201
432963
556249
660321
181,4
в том числе:
– растениеводство
259476
275207
301780
312359
420261
506015
195,0
– животноводство
104550
107261
115421
120603
135988
154306
147,6
Источник: Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Краснодарстат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://23.rosstat.gov.ru (дата обращения: 08.10.2024 г.)

По данным Краснодарстата динамика производства сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае на протяжении последних лет показывает устойчивую тенденцию к росту. Так, производство в целом выросло за анализируемый период в 1,8 раза, а в разрезе отраслей: в растениеводстве – практически в 2 раза, в животноводстве – в 1,5 раза.

При этом в крае отмечается снижение числа сельскохозяйственных организаций, что можно считать следствием укрупнения аграрного бизнеса. Так, в 2018 г. в Краснодарском крае насчитывалось 322 организаций по производству сельскохозяйственной продукции, а в 2022 г. их количество снизилось до 249 единиц.

Важно проанализировать итоговый результат деятельности хозяйствующих субъектов, выраженный через показатели эффективности, данные по которым приведены в таблице 2 в разрезе сельскохозяйственных организаций. За исследуемый период 2015-2020 гг. отмечается рост выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг в целом на 69,5 %. По отраслям прослеживается следующая динамика выручки: рост в растениеводстве – на 64,9 %, в животноводстве – на 28,2 %.

Число сельскохозяйственных организаций сократилось на 18,1 %, при этом отмечается рост доли убыточных организаций на 11,9 %. Несмотря на увеличение прибыли от продаж практически в 1,6 раза, рентабельность предприятий снизилась на 3,8 %.

Таблица 2 – Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций Краснодарского края (без субъектов малого предпринимательства)

Показатель
2015 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2022 г. к 2015 г, %
Число сельскохозяйственных организаций, на конец года, единиц
304
322
305
295
270
249
81,9
Балансовая прибыль, убыток (-), млн рублей
47720
27313
25963
44348
65314
76232
159,7
Число убыточных организаций, единиц
42
83
65
71
47
47
111,9
в % от общего числа организаций
14
26
21
24
16
19

Сумма убытка в расчете на одну убыточную организацию, млн рублей
76,6
59,3
87,5
58,6
66,3
62,3
81,3
Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг – всего, млн рублей
180379
154486
162726
235408
279815
305666
169,5
из них по отрасли:
растениеводство
112985
128725
134539
213794
172887
186351
164,9
животноводство
26799
23303
24310
19235
29855
112958
421,5
Прибыль от продаж – всего, млн рублей
53664
35599
34696
55903
73656
85063
158,5
из них по отрасли:
растениеводство
37693
32473
30835
52147
52225
60649
160,9
животноводство
5714
2708
3664
3165
5674
22514
394,0
Рентабельность (убыточность) к затратам на производство проданных товаров, продукции, работ и услуг, в процентах
42,4
29,9
27,2
31,1
35,7
38,6

из них по отрасли:
растениеводство
50,1
33,7
29,7
32,3
43,3
48,2

животноводство
27,1
13,1
17,7
19,7
23,5
24,9

Долгосрочные и краткосрочные обязательства (займы и кредиты) на конец года, млн рублей
127581
129196
138501
216486
226298
216121
169,4
Дебиторская задолженность на конец года, млн рублей
62125
70440
77058
82204
94727
130004
209,7
Кредиторская задолженность (включая прочие долгосрочные обязательства) на конец года, млн рублей
46200
42523
52472
55159
63628
145164
314,2
в том числе краткосрочная
39638
33049
39932
42493
47564
73074
184,4
Источник: Статистический сборник «Сельское хозяйство Краснодарского края 2022»

Таким образом, можно заключить, что несмотря на динамичный рост сельскохозяйственного производства, функционирование АПК Краснодарского края происходит в условиях некоторого снижения рентабельности хозяйствующих субъектов. В дальнейшем такая ситуация повлечет за собой ряд негативных последствий, связанных со снижением возможностей расширенного воспроизводства. При этом остаются нерешенными множество других проблем: высокая зависимость от импортной техники и технологий (включая племенные ресурсы), нехватка квалифицированных кадров и низкий уровень оплаты труда в отрасли, несовершенство логистической инфраструктуры, нехватка собственных и недоступность заемных финансовых ресурсов, и многие другие.

В связи с этим необходимо корректировать механизм государственного регулирования агросферы и совершенствовать меры, направленные на развитие институциональной среды, модернизацию инфраструктуры АПК, улучшение инвестиционного климата, развитие инновационной деятельности, подготовку кадров и др.

Следует отметить, что в России активно поддерживается АПК как при помощи инструментов государственного регулирования, так и рыночных рычагов. Сегодня государственная поддержка отрасли предусматривает более 50 различных мер. Более того, в Российской Федерации успешно применяется программно-целевой подход, в рамках которого действуют пять основных государственных программ, охватывающих АПК, промышленность и сферу науки:

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Приоритет в этой программе в последние годы отдается инвесторам: так, в 2023 году на это направление пойдет 173,4 млрд рублей, в т.ч 158 млрд рублей – на льготное кредитование. 81,9 млрд рублей получат федеральные проекты по развитию отраслей и технической модернизации АПК; на поддержку экспорта предусмотрено 41,4 млрд рублей. А с начала 2023 года стартует новый федеральный проект «Развитие овощеводства и картофелеводства» [5].

2. Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». В текущем 2023 г. финансирование развития села в рамках данной программы увеличится до 40,4 млрд руб. против 36,2 млрд руб.в 2022 году [2].

3. Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации [3].

4. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы. Программа ориентирована на развитие отечественного семеноводства и племенной продукции, технологий производства высококачественных кормов, лекарственных средств для животноводства, совершенствования технологий переработки и хранения сельхозпродукции, сырья и продовольствия, разработку современных средств диагностики, методов контроля качества и экспертизы генетического материала [18].

5. Государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", основными целями которой являются рациональное использование водных биологических ресурсов, внедрение новых технологий, развитие импортозамещающих подотраслей, обеспечение конкурентоспособности российской рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынках [4].

Следует отметить, что с введением против России санкций, государство не уменьшило поддержку АПК, более того, по некоторым направлениям она была увеличена. Значительные изменения происходят как на федеральном, так и региональном уровнях.

Рассмотрим расходные статьи бюджета Краснодарского края и выделим долю расходов на сельское хозяйство в них (табл. 3). За период с 2015 по 2022 гг. расходы консолидированного бюджета региона возросли в 2,2 раза, в то время как расходы на сельское хозяйство и рыболовство возросли всего лишь на 10,2 %. Таким образом, доля сельского хозяйства в расходах консолидированного бюджета Краснодарского края снизилась на 2,0 % за исследуемый период, а в среднем на сельское хозяйство расходовалось от 0,28 до 0,38% валового регионального продукта.

Таблица 3 – Расходы консолидированного бюджета Краснодарского края на поддержку сельского хозяйства


2015 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2022 г. к 2015 г., % (разах)
Расходы — всего, млн. руб.
236841
366573
387084
452627
524277
в 2,2 раза
из них расходы:
на сельское хозяйство и рыболовство
9556
7811
7524
9660
10533
110,2
доля сельского хозяйства в расходах консолидированного бюджета, %
4,0
2,1
1,9
2,1
2,0
-
доля господдержки сельского хозяйства в ВРП, %
0,38
0,30
0,28
0,30
0,30
-
Источник: Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Краснодарстат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://23.rosstat.gov.ru (дата обращения: 08.10.2024 г.)

Регулирование аграрной сферы Краснодарского края осуществляется на основе программно-целевого подхода, реализующего основные положения Государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (утв. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. № 944) [13].

Региональная программа тесно увязана и подчинена положениям аналогичной Государственной программы федерального значения. Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств федерального, краевого, местного бюджетов. Программа направлена на рост конкурентоспособности и модернизацию АПК Краснодарского края. Для оказания государственной помощи сельскохозяйственным производителям применяются различные виды поддержки, включая выделение субсидий для частичного возмещения понесенных расходов, выделения грантов фермерским хозяйствам, занимающихся животноводством.

Примечательно, что при исполнении Программы не планируется дальнейшее увеличение финансового обеспечения государственной поддержи развития отрасли, как из федерального, так и регионального бюджетов (рис. 1).

Рисунок 1 – Объемы финансирования государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (в ред. от 06.06.2023), млрд руб. (план)

Источник: Постановление Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 года N 944 Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (с изменениями на 21 сентября 2023 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/430643160?marker=64U0IK (дата обращения: 10.10.2024 г.)

Дальнейшая реализация утвержденных государственных стратегических программ для АПК и использование инвестиционных инструментов будут способствовать не только улучшению эффективности работы регионального агропромышленного комплекса и надежному удовлетворению потребностей внутреннего рынка, но также стабильному росту доходности хозяйствующих субъектов, обеспечивая Краснодарский край продовольственной и социальной защищенностью.

Однако перед государственным регулированием АПК стоит ряд не решенных задач: система господдержки агропромышленного сектора требует изменений, соответствующих текущим экономическим и политическим реалиям.

В современной экономической обстановке крайне важно учитывать ограниченные финансовые возможности, которые сдерживают объем и масштабы помощи АПК. Это вызывает необходимость усиления как прямого, так и косвенного воздействия на аграрную политику и улучшения механизмов государственной поддержки сельского хозяйства. Повышается роль государства в усилении конкурентоспособности АПК как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Рассматривая наиболее проблемные аспекты функционирования АПК Краснодарского края, требующие безотлагательных мер поддержки со стороны государства, следует выделить проблему формирования кадрового потенциала.

В последние годы в России и Краснодарском крае в сельском хозяйстве, активно применяются инновационные технологии: в сфере цифровизации, генетики и селекции. Используются современные биометоды и нанотехнологии. Для достижения позитивных изменений в сельском хозяйстве необходим современный кадровый потенциал. Однако в отечественном АПК в течении последних лет возник дефицит квалифицированных работников, связанный естественным старением кадров и оттоком молодежи из сельской местности [16].

Так называемый «кадровый голод» в агропромышленном комплексе связан, прежде всего, с оттоком населения из сельской местности.

По данным Краснодарстата за последние десять лет сокращение сельского населения Краснодарского края составило 357 тыс. чел. Это по большей части связано с тяжелыми условиями работы на селе, недостаточным социальным обеспечением и низкими заработками, что снижает интерес к работе в этой сфере. Такие факторы уменьшают привлекательность работы в сельском хозяйстве и создают препятствия для привлечения новых специалистов.

В 2021 г. доля работников, трудоустроенных на аграрных предприятиях Краснодарского края, от общего числа занятого населения составила 8,3 %, что на 1,2 процентных пункта ниже уровня 2017 года (рис. 2).

Рисунок 2 – Динамика доли работников, занятых в АПК Краснодарского края, в % от общей численности занятого населения

Источник: Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Краснодарстат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://23.rosstat.gov.ru (дата обращения: 08.10.2024 г.)

Повышение эффективности трудовых ресурсов тесно связано с квалификацией сотрудников. В структуре рабочей силы в сельском хозяйстве наибольшую долю (42%) занимают работники со средним профессиональным образованием, в то время, как только 14% имеют высшее образование. Этот дисбаланс указывает на значительные проблемы в секторе, особенно учитывая, что темпы технологического развития в аграрной сфере требуют более квалифицированных рабочих. Недостаток специалистов для выполнения сложных и высокотехнологичных работ ограничивает рост производительности в отрасли.

Для привлечения квалифицированных, особенно молодых специалистов необходима соответствующая оплата их труда. Сложившийся уровень оплаты труда в аграрной отрасли не соответствует запросам работников АПК.

В Отраслевом соглашении по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2021-2023 гг. отмечено, что «....главной целью политики в области оплаты труда ....является ...доведение уровня номинальной заработной платы в сельском хозяйстве до 90 процентов от уровня средней заработной платы по стране» [11]. В 2022 г. это соотношение в Краснодарском крае составляет 73,3 %, то есть для достижения поставленной цели необходим рост заплаты еще на 26,7 % (рис. 3).

Рисунок 3 – Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата работников сельского и лесного хозяйства, рыболовства

Краснодарского края, руб.

Источник: Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Краснодарстат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://23.rosstat.gov.ru (дата обращения: 08.10.2024 г.)

Таким образом, в 2022 г. заработная плата работников сельского хозяйства оказалась на 3171 руб. ниже, чем заработная плата работников всех других отраслей в среднем по Краснодарскому краю и на 17110 руб. ниже в сравнении с показателем по экономике России в среднем.

Вместе с тем прослеживается положительная динамика роста номинальной заработной платы в работников сельского хозяйства Краснодарского края (21,2 % в 2022 г. по сравнению с 2021 г.) по данным Краснодарстата и превышают средний аналогичный показатель по краю (15,5 % в 2022 г. по сравнению с 2021 г.).

Тем не менее, нужно отметить, что в Краснодарском крае размер оплаты труда работников сельскохозяйственной отрасли, несмотря на его рост, остается низким в сравнении с другими отраслями регионального производственного комплекса, что отражено на рис. 4.

Рисунок 4 – Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности Источник:

Источник: Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Краснодарстат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://23.rosstat.gov.ru (дата обращения: 08.10.2024 г.)

За последние несколько лет руководством страны приняты ряд решений для стимулирования занятости на селе.

Госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» позволила Минсельхозу РФ в 2020 г. запустить программу «Сельская ипотека», которая оказалась очень востребованной.

С начала 2022 года в рамках той же госпрограммы действует федеральный проект «Содействие занятости сельского населения» до 2030 года, в рамках которого планируется обеспечить приток 28,1 тыс. специалистов к работе на сельских территориях. Насколько эффективным станет данный федеральный проект, покажет время.

В краевой программе развития сельского хозяйства также предусмотрено достижение целевых показателей, связанных с повышением качества трудовых ресурсов, уровня занятости сельского населения, созданием комфортных условий жизнедеятельности на сельских территориях, развитием субъектов малого и среднего предпринимательства.

Однако реализуемых на сегодняшний день мер на наш взгляд, недостаточно. Решение проблемы дефицита кадров в условиях инновационного развития АПК должна включать несколько направлений. Прежде всего – это усиление государственной поддержки и обеспечение сохранения работающего на селе персонала (рис. 5).

Рисунок 5 –Меры государственной поддержки для сохранения кадров на селе

Источник: Составлено автором

В качестве важнейшего направления решения проблемы нехватки кадров для АПК следует выделить совершенствование мотивационного менеджмента на аграрных предприятиях. Здесь речь идет о формировании таких условий работы, которые позволят повысить уровень удовлетворённости потребностей работников.

Большое значение имеет такой недооцененный, на наш взгляд, фактор как способствование развитию «фермерских династий» и тем самым обеспечения преемственности поколений (рис. 6). Данное направление уже активно применяется в ведущих аграрных странах мира.

Рисунок 6 – Меры по совершенствованию мотивационного менеджмента

на аграрных предприятиях России

Источник: Составлено автором

Таким образом, можно заключить, что решение такой многоаспектной проблемы как формирование кадрового потенциала в АПК требует комплексного подхода, направленного на формирование благоприятных условий труда и жизни, что несомненно, позволит привлечь большее число работников на сельские территории и укрепить кадровый потенциал АПК России и ее регионов.

Одной из самых болевых точек в развитии агропромышленного комплекса Краснодарского края и России в целом является высокая зависимость в части импорта средств производства: технологий, оборудования, техники, посевного материала и генетических ресурсов животных.

В постперестроечный период 1990-х годов была практически полностью уничтожена система отечественной селекции семян и воспроизводства племенных ресурсов для животноводства. Восстановление и создание новых селекционно-генетических и семеноводческих центров – приоритетная задача для государства. Актуальность ее решения в последние годы кратно выросла в связи с введением и усилением санкций, направленных на разрушение российской отечественной экономики странами коллективного Запада.

Анализируя причины такого положения дел, следует отметить, что современный российский АПК формировался под влиянием процессов международной интеграции и сотрудничества, вовлечения отечественного агробизнеса в мировую торговлю и наряду с этим притока зарубежных корпораций, что привело к увеличению доли иностранных производителей, поставляющих на наш внутренний рынок средства производства для АПК

В России, согласно Указу Президента РФ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ» (от 21 января 2020 года №20) показатель самообеспечения сельского хозяйства семенами отечественной селекции должен быть не менее 75%.

Практика показывает, что высокая доля зарубежного семенного материала сохраняется по таким агрокультурам как подсолнечник, кукуруза, рапс, соя, и практически всем овощам — как тепличным, так и открытого грунта. Самая тяжелая ситуация сложилась по сахарной свекле. Россия, являясь одной из стран-лидеров по урожаям сахарной свеклы, оказалась на более чем на 95 % зависима от поставок импортных гибридных семян, которые и обеспечивают такой высокий результат (рис. 7).

Рисунок 7 – Доля семян отечественной и импортной селекции в общем объеме высеянных семян в России, 2022 г.

Источник: Максимова Е. Семена государственной важности. К 2030 году Россия должна закрыть отечественной продукцией 75% от потребности для сева // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/markets/article/38226-semena-gosudarstvennoy-vazhnosti-k-2030-godu-rossiya-dolzhna-zakryt-otechestvennoy-produktsiey-75-ot/ (дата обращения: 12.10.2024 г.)

В Краснодарском крае 100% площадей озимых и яровых зерновых культур (пшеница, ячмень, тритикале) и риса засеивается отечественными семенами. Примерно треть площадей кукурузы и подсолнечника в Краснодарском крае засеиваются отечественными семенами. Высокая зависимость сельскохозяйственных производителей Краснодарского края остается от импорта семян сахарной свеклы [15].

Животноводческий комплекс и его производственная база зависят от имеющихся генетических ресурсов (эмбрионов, спермопродукции, инкубационного яйца, племенного и товарного молодняка). В этом комплексе также имеется высокая зависимость от импорта [7, 17].

Согласно информации Министерства сельского хозяйства России, мясное птицеводство практически полностью зависимо от импортного племенного яйца (доля импорта – 97,8 %). В яичном птицеводстве доля импорта генетических ресурсов существенно ниже и составляет 75 %, а в индейководстве этот показатель достиг 100%.

Высокая импортозависимость остается в мясном птицеводстве, где доля импортного племенного яйца составляет 97,8 %

Краснодарский край занимает 4-е место в рейтинге регионов России по объемам импорта бычьего семенного материала. Это, с одной стороны, объясняется высоким удельным весом скотоводства в региональном АПК, с другой стороны, свидетельствует о недостаточности собственной племенной базы.

Но надо отметить, что в Краснодарском крае в настоящее время реализуется свыше 20 проектов в отрасли животноводства на общую сумму 10,8 млрд руб. Организация селекционно-племенной работы в Краснодарском крае ведется по нескольким направлениям. В частности, научный фонд "Иннопрактика" и Кубанский государственный аграрный университет совместно реализуют программу по генетике и селекции КРС молочного направления. В 2022 году в регионе началось внедрение метода геномной селекции в молочном животноводстве и будет создан прототип региональной базы данных животных». [12]

В 2022 году на государственное финансирование сельскохозяйственной отрасли региона направлено 2,1 млрд руб. Сохранены все меры господдержки, действовавшие в 2021 году, а также применяется новое направление субсидий на возмещение части затрат, направленных на обеспечение прироста производства молока.

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в сельском хозяйстве Краснодарского края, сохраняется высокая зависимость от поставок импортных селекционно-генетических и семеноводческих ресурсов.

Отмечая ключевую роль генетики и селекции в достижении высоких результатов в современном аграрном производстве, важнейшим направлением государственного регулирования становится поддержка аграрной науки и стимулирование научных исследований, проводимых российскими учеными в сфере селекции, биотехнологии и генетики. Особенно важным представляется внедрение достижений, изобретений и новаций в практику сельскохозяйственного производства. Необходима координация действий, сокращение административных барьеров, создание новых экономических цепочек между организациями науки, предприятиями регионального АПК и коммерческими структурами, органами управления АПК.

Как показывает проведенный анализ, внутренние затраты на научные исследования и разработки финансирование в области сельскохозяйственных наук в Краснодарском крае выросли за период с 2010 по 2021 гг. в 2,02 раза (табл. 4). Однако темпы роста финансирования аграрной науки существенно отстают от темпов роста внутренних затрат на исследования и разработки по региону в целом.

Таблица 4 – Финансирование науки в Краснодарском крае

Показатель
Годы
Отклонение 2021 г. от 2010 г.
2010
2016
2018
2019
2020
2021
в разах
+,-
Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах), млрд руб.
1028,3
2257,1
2499,9
2577,1
2667,2
3200,6
3,11
-
Внутренние затраты на исследования и разработки за счет всех источников (в текущих ценах), млрд. руб.
3,3
5,9
6,3
5,8
7,5
10,35
3,13
-
Распределение внутренних затрат на научные исследования и разработки
по областям науки:
- сельскохозяйствен-ные науки
998,7
956,4
1192,4
1355,8
1664,7
2019,6
2,02
-
Доля внутренних затрат на исследования и разработки, в процентах к валовому региональному продукту (ВРП) Краснодарского края
0,32
0,26
0,25
0,23
0,28
0,32
-
0,00
Доля внутренних затрат на исследования и разработки,
в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП) России (справочно)
1,13
1,1
1,0
1,04
1,1
1,0
-
-0,13
Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/. (дата обращения: 09.10.2024 г.)

Доля внутренних затрат на исследования и разработки, в процентах к валовому региональному продукту Краснодарского края (наукоемкость ВРП) колебалась в исследуемом периоде от 0,25 до 0,32 %. Для сравнения аналогичный показатель по России составлял в 2021 г. 1 %, а в развитых странах, например, в США – 3,3%, Республика Корея – 4,4 %, Германия – 3,1 %.

Для решения и смягчения сложившихся в АПК негативных тенденций и, в конечном итоге, изменения текущей ситуации в лучшую сторону, правительству необходимо усилить меры государственной поддержки по следующим направлениям:

- снизить проценты по кредитам для производителей сельскохозяйственной и агропродовольственной продукции, обеспечить равные возможности получения кредитных ресурсов для небольших фермерских хозяйств и агрохолдингов;

- обеспечить достойную жизнь в сельских районах, для этого стимулировать рост заработной платы и привлечение молодежи, не допускать оттока населения, и особенно молодежи из села;

- провести технологическое, техническое обновление и модернизацию в сельскохозяйственном производстве;

- оказать поддержку сельским территориям принятием специальных государственных программ, стимулирующих социально-экономическое развитие и поддержку фермерских хозяйств;

- развивать сельскую инфраструктуры, включая дороги, возведение качественного доступного жилья, своевременную их газификацию и водоснабжение, заботиться о повышении качества жизни тружеников села;

- повысить эффективность и рентабельность субъектов хозяйствования на сельских территориях, способствовать их финансовому благополучию.

- предусматривать практические меры по устранению диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию предприятий промышленности, потребителями которой являются предприятия АПК, что сдерживает рост доходности в сельскохозяйственной отрасли.

Заключение.

В заключение следует отметить, что необходимо дальнейшее совершенствование механизма государственного регулирования агропромышленного комплекса Краснодарского края в целях минимизации негативного воздействия санкционного режима. Санкции, могут привести к дальнейшим ограничениям в экспорте и импорте продукции, затруднениям в получении кредитов и инвестиций, а также к дефициту некоторых видов товаров и технологий. В этих условиях государственное регулирование АПК необходимо фокусировать на нескольких ключевых направлениях:

1. Импортозамещение. Стимулирование производства сельскохозяйственной продукции внутри страны для замещения импортных товаров, на которые были наложены санкции. Это включает в себя поддержку внедрения новых технологий, расширение площадей земельных угодий под сельскохозяйственные культуры, финансирование научных исследований для повышения урожайности и качества продукции.

2. Финансовая поддержка. В условиях санкций доступ к иностранным инвестициям и кредитам может быть подвержен дальнейшим ограничениям, поэтому государство может увеличить объем финансирования АПК, предоставить субсидии, налоговые льготы и гарантировать кредиты для поддержки отечественных производителей.

3. Разработка альтернативных рынков сбыта. С целью компенсации потерь от санкций, необходимо работать над расширением экспортных возможностей, открывая новые рынки и заключая двусторонние соглашения с другими странами для наращивания внешней торговли.

4. Снижение зависимости от импортных технологий и ресурсов. Поощрение разработки и внедрения отечественных технологий в сельском хозяйстве, поддержка отечественных производителей удобрений, кормов, сельскохозяйственной техники и других ресурсов.

5. Поддержка экспортеров. Необходимо частично упростить процедуры экспорта, предоставить экспортные субсидии или компенсировать часть затрат на транспортировку продукции, чтобы содействовать выходу на международные рынки региональных производителей.

6. Информационная поддержка и пропаганда. Важным элементом является информационная кампания по продвижению отечественной продукции среди населения, формирование патриотических настроений и предпочтений в пользу местных товаров.

Таким образом, государственное регулирование АПК в современных сложных условиях приобретает особую значимость и направленность. Оно должно быть нацелено на минимизацию негативного воздействия внешних и внутренних вызовов и угроз, обеспечение продовольственной безопасности, поддержание устойчивости и конкурентоспособности отечественного аграрного сектора, а также социально-экономическое развитие сельских территорий.


Источники:

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Министерство сельского хозяйства РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/programs/program-2013-2020/ (дата обращения: 01.09.2024).
2. Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». Министерство сельского хозяйства РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/ministry/departments/departament-razvitiya-selskikh-territoriy/industry-information/info-gosudarstvennaya-programma-rossiyskoy-federatsii-kompleksnoe-razvitie-selskikh-territoriy/ (дата обращения: 02.10.2024).
3. Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации. Министерство сельского хозяйства РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/ministry/departments/departament-melioratsii/industry-information/info-gosudarstvennaya-programma-effektivnogo-vovlecheniya-v-oborot-zemel-selskokhozyaystvennogo-naznachen/ (дата обращения: 05.10.2024).
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Министерство сельского хозяйства РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/programs/fish-development/ (дата обращения: 08.10.2024).
5. Котеев С.В. Государственное регулирование низкоуглеродного развития в АПК: анализ передового опыта // Актуальные вопросы современной экономики. – 2024. – № 7. – c. 23-33. – doi: 10.34755/IROK.2024.80.22.010.
6. Льготы для сектора АПК: результаты рынка в 2022 году, господдержка отрасли, инвестирование, планы развития. Delprof.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/lgoty-dlya-sektora-apk-rezultaty-rynka-v-2022-godu-gospodderzhka-otrasli-investirovanie-plany-razvit/ (дата обращения: 11.10.2024).
7. Максимова Е. Семена государственной важности. К 2030 году Россия должна закрыть отечественной продукцией 75% от потребности для сева. Agroinvestor.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.agroinvestor.ru/markets/article/38226-semena-gosudarstvennoy-vazhnosti-k-2030-godu-rossiya-dolzhna-zakryt-otechestvennoy-produktsiey-75-ot/ (дата обращения: 12.10.2024).
8. Алтухов А.И., Серёгин С.Н., Сысоев Г.В. Отечественное племенное дело: ограничения и основные приоритеты развития // Переработка молока. – 2020. – № 1(243). – c. 58-61.
9. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства России. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/ (дата обращения: 10.10.2024).
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2024).
11. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Краснодарстат). [Электронный ресурс]. URL: https://23.rosstat.gov.ru (дата обращения: 08.10.2024).
12. Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2018 - 2020 годы (подписано 6 марта 2018 г.). Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71817558/ (дата обращения: 11.10.2024).
13. Михеенко Д. Поддержка живого веса. Коммерсантъ guide «Экономика региона». [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5227632.
14. Постановление Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 года N 944 Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (с изменениями на 21 сентября 2023 года). Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/430643160?marker=64U0IK (дата обращения: 10.10.2024).
15. Развитие нормативно-правовой базы в животноводстве. Генетические ресурсы. Mcx.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/ministry/departments/departament-zhivotnovodstvaplemennogodela/industry-information (дата обращения: 02.10.2024).
16. Рахматуллин Ю.Я. Развитие АПК и государственное регулирование рынков продукции региона // Экономика сельского хозяйства России. – 2023. – № 9. – c. 13-17. – doi: 10.32651/239-13.
17. Родное семя в родную почву. Как в Краснодарском крае развиваются отрасли селекции и семеноводства. Коммерсант.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5679727 (дата обращения: 04.10.2024).
18. Барчо М.Х., Пономаренко А.В., Тараненко Д.В., Шимко А.А. Современное состояние и проблемы формирования кадрового потенциала в агропромышленном комплексе // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. – № 1(45). – c. 30-35.
19. Тихомиров А.И., Фомин А.А. Технологическая импортозависимость АПК России: современные вызовы и возможности // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2023. – № 1(391). – c. 16-19. – doi: 10.55186/25876740_2023_66_1_16.
20. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 – 2025 годы. Министерство сельского хозяйства РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/programs/technical-program/ (дата обращения: 05.10.2024).
21. Попова Л.В., Лата М.С., Мелихов П.А., Лазарева В.А. Экономические проблемы племенного животноводства в контексте развития регионального АПК // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – № 44(6). – c. 251-255.

Страница обновлена: 13.11.2024 в 17:10:41