Информационный ресурс современной экономики
Скачать PDF | Загрузок: 14 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (47), Ноябрь 2010
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15263740
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматривается информация как ресурс экономики. Определяются ее существенные свойства, приводится классификация методов координации действий экономических агентов. Для выявления закономерностей развития информационных процессов в экономике проводится анализ этапов развития информационных технологий. Приводятся данные анализа развития информационного сектора в России. Рассматривается проблема сочетания плановых и рыночных методов управления информационными процессами, определяются меры государственного воздействия и условия, при которых информация может эффективно играть роль экономического ресурса.
Ключевые слова: информационная экономика, информация, государственное регулирование экономики, информационные ресурсы, сеть, ресурс, несовершенство информации
Современные информационные технологии и единая мировая информационная сеть, сопряженные с ростом скоростей передачи и обработки информации, на сегодняшний день являются одной из важнейших составляющих жизни общества, приводят к усложнению общественной структуры, а следовательно – и экономики. Появляются новые институты, сферы бизнеса, сложные финансовые инструменты, предъявляются особые требования к субъектам экономических отношений, а именно – к качеству информации, которой они владеют и на основе которой принимают решения.
Информация как экономический ресурс сводит воедино другие факторы производства, повышает организованность и упорядоченность работы экономической системы, обеспечивает координацию действий экономических субъектов. Но мы должны констатировать тот факт, что информационный ресурс, в сравнении с другими ресурсами экономики, имеет свою особую специфику. Ему также присуща проблема редкости, но при этом, однажды созданный информационный продукт может в дальнейшем многократно тиражироваться. Кроме того, наличие доступа к информации не означает возможность ее использования, так как она определяется когнитивными способностями субъекта. Появление избыточной информации по сравнению с прочими факторами ведет к росту степени неопределенности. [6, 18]
Существенную роль играет способность информации к координации других ресурсов. Так Я. Корнаи особое внимание уделяет именно проблеме координации [2, с. 117 – 135]. Для этого он вводит пять основных типов механизма координации:
Связующий элемент
Понятие сети является ключевым для определения процессов происходящих в сложных коммуникационных системах. Сеть – полимагистральная структура, в которой две точки связываются множеством магистралей, а каждая магистраль состоит из множества отрезков и путей [4]. Основное свойство коммуникационной сети – многоканальность. Если какое-то звено выпадает, коммуникация легко находит другие пути, альтернативные цепочки коммуникационных звеньев. Построение сети сводится к повторению одного и того же элемента – ячейки, что упрощает задачу охвата больших пространств. Современные средства коммуникации позволили объединить не только подобные элементы, но и неподобные. Не только сети объединяют социальных субъектов, но и эти субъекты, включаясь в разные сети, способны эти сети соединять.
Социальные сети существовали всегда, однако именно с развитием информационных технологий стал возможен переход на принципиально новую ступень социальной комплексности. Представляется интересным рассмотрение концепций информационных и технических революций. На наш взгляд, наиболее подходящей для выявления закономерностей развития информационных процессов в экономике является концепция информационных революций А.И. Ракитова [5], так как она позволяет сосредоточить внимание на истории и характере изменения способов передачи и обработки информации, сопоставить их с основными этапами развития мирового хозяйства.
А.И. Ракитов выделяет пять информационных революций, связанных (последовательно) с появлением языка, возникновением письменности, изобретением книгопечатания, появлением электрической аппаратуры (телефонов, телеграфов, радио, телевидения), изобретением компьютеров и возникновением трансконтинентальных коммуникационных сетей. Исследование данных этапов развития информационных технологий позволило нам выделить следующие закономерности развития информационных процессов в экономике:
Проблема соотношения
Повышение значимости и повсеместное распространение в качестве экономических ресурсов информации и знаний ведут не только к разнообразным положительным эффектам, но существуют и различные проблемы, свойственные экономике. Мы сталкиваемся с одной из фундаментальных проблем экономической теории – соотношением плановых и рыночных методов регулирования экономики, централизованного и децентрализованного использования информации, об этом в частности говорит Я. Корнаи [2].
В его работе рассматриваются проблемы централизованного использования информации – проблемы бюрократической координации плановой экономики. Я. Корнаи указывает на преимущества именно децентрализованного использования информации – задача сбора и обработки информации и стимулы к ее реальному использованию здесь не разделены, а образуют единое целое.
Как противоположность рыночной, Я. Корнаи рассматривает централизованную, плановую систему координации, когда информация, которой владеют подчиненные, должна «пройти по инстанциям». Если подчиненный лично не заинтересован в передаче информации, он может ее не передать. С другой стороны, возможна ситуация, при которой его интересам полностью соответствует передача информации наверх в искаженном виде. Основная проблема централизованной координации в том, что обработка информации и побудительный мотив разъединены.
Необходимо государственное вмешательство, особенно там, где децентрализованное свободное движение информации порождает множество неблагоприятных последствий, усложняющихся современными коммуникационными технологиями. Помимо полезных для пользователя информационных продуктов, в сети есть вредоносные, опасные ресурсы, которые способны не только нанести вред отдельной личности, но и негативным образом сказаться на развитии всего общества (пропаганда насилия, терроризма, информация аморального характера).
Мы также можем отметить, что вхождение во всемирную сеть и реализация потенциала государства предполагает: необходимость технического перевооружения производства на основе компьютерной техники – специфических орудий труда нового информационного этапа экономического развития, что требует больших вложений.
На наш взгляд, косвенно эти процессы прослеживаются в показателях оснащенности бизнеса компьютерной техникой [9]. Так, в целях исследования нами были проанализированы темпы роста за период с 2003 по 2008 год по показателям оснащенности предприятий России компьютерной техникой и возможности использования сети Интернет.
Проведенный анализ позволяет нам сделать вывод о том, что с 2003 по 2008 год наблюдается устойчивый рост данных показателей – больше организаций стали использовать информационные и коммуникационные технологии, а средний темп роста использования организациями глобальных информационных сетей составляет ⎯k = 1,08317 (8,3 % в год). Растет количество фирм, имеющих веб-сайты, но такая благоприятная тенденция наблюдается только в крупных городах и районных центрах, а наибольшее значение этот показатель достигает в Москве и Санкт-Петербурге – 66,0 и 56,6 % соответственно, при этом среднее значение по стране колеблется в районе 20 %.
… и контроля
Сеть Интернет превратилась в крупнейшую в мире бизнес-площадку, но характер интернет-бизнеса создает проблемы для налогового обложения, формируются благоприятные условия для развития неконтролируемого теневого бизнеса в мировом масштабе. В данном случае мы подходим к вопросу законодательного регулирования информационных отношений.
На наш взгляд, в виду глобальности проблемы, в том числе и в рамках перехода к постиндустриальному обществу, человечеству сегодня необходимо вырабатывать международные правовые нормы, которые в дальнейшем станут направляющим вектором развития национальных законодательств. В отношении России некоторые авторы ( [1], [3], [7]) констатируют, что данный процесс сдерживается рядом причин: отсутствуют организационно-правовые и экономические рычаги реализации сформулированных концепций, в зачаточной стадии находится методологическое обоснование со здания и функционирования такой системы, также как и выработка единой информационной политики.
Выводы
Государство является одним из важнейших и полноценных участников информационных отношений наряду с другими субъектами, но его воздействие не должно приводить к излишней централизации этих процессов, что, как показывает опыт, негативным образом сказывается на функционировании системы, влечет за собой излишнюю бюрократизацию, увеличивает информационную асимметрию, ведет к росту степени неопределенности.
В первую очередь государство должно создавать правовую базу для регулирования механизма и хода информационных процессов. При этом приоритет должен отдаваться не методам централизованного воздействия, а активному информированию участников информационных отношений, созданию основы для построения информационного общества, развитию нового типа сознания.
Там, где рыночная экономика не может эффективно регулировать информационные процессы, необходимо присутствие государственного сектора. Информация эффективно выполняет роль ресурса только при ее наибольшей полноте и отсутствии у экономических агентов стимулов к злоупотреблению имеющимся у них информационным преимуществом. В противном случае полное или эффективное использование ресурсов экономикистановится просто невозможным.
Источники:
2. Корнаи Я. Социалистическая система. Политическая экономия коммунизма. – М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2000.
3. Кузьмин В.П. Понятие и юридическая сущность информации // Информационное право. 2009. – № 2.
4. Назарчук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. – 2008. – № 7.
5. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных изменениях. – М.: ИНИОН РАН, 1998.
6. Селищева Т.А. Структура российской экономики: на пути к информационному обществу. Монография. – СПб.: СПбГУЭФ, 2006.
7. Ситдикова Л.Б. Современное состояние и нормативно-правовое регулирование отношений в сфере оказания информационных услуг // Гражданское право. – 2009. – № 3.
8. Хубиев К. О содержании «новой экономики» // Экономист. – 2008. – № 5.
9. Российский статистический ежегодник, 2009 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
Страница обновлена: 14.11.2024 в 22:36:02