Развитие современного бизнеса в призме социальной политики

Якимчук С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В современных условиях социальная политика, вовлекаясь в систему рыночных отношений, становится ее неотъемлемым элементом. Оказывая влияние на социальную ситуацию в стране в целом, в регионах, муниципальных образованиях, она одновременно попадает под влияние внешних и внутренних экономических факторов. Отсюда следует, что в условиях трансформации российской экономики все большую значимость приобретают вопросы развития социальной сферы как одной из важнейших причин стабилизации и эффективности социально-экономической системы.

Ключевые слова: развитие предпринимательства, социальная ответственность, социальная политика, социально-экономические развитие



В современных условиях социальная политика, вовлекаясь в систему рыночных отношений, становится ее неотъемлемым элементом. Оказывая влияние на социальную ситуацию в стране в целом, в регионах, муниципальных образованиях, она одновременно попадает под влияние внешних и внутренних экономических факторов. Отсюда следует, что в условиях трансформации российской экономики все большую значимость приобретают вопросы развития социальной сферы как одной из важнейших причин стабилизации и эффективности социально-экономической системы.

Социальная политика как комплекс имеет системные предпосылки, которые сложились в России. Во-первых, это ее исторический опыт. Во-вторых, это идеологические предпосылки, которые выступают как совокупность общественных идей, теорий, взглядов, осознанных большинством населения, свидетельствующие о необходимости в реформировании системы. В-третьих, политические предпосылки, связанные с отношениями между социальными группами, людьми, где ядром является удержание и исполнение государственной власти.

Политические предпосылки выражены в наличии партий и организаций, которые имеют возможность положительно решать вопросы общественно значимые вопросы через законодательные органы. Наконец, последние, экономические, отражают состояние национального хозяйства, т.е. уровень его развития, достаточный для финансирования социальной защиты населения.

Социальная политика нацелена на поддержание материальной и духовной основ жизнедеятельности граждан. Она выражает отношения между экономическими субъектами по поводу ликвидации бедности в обществе, улучшения условий жизни и развития личности; служит механизмом разрешения противоречий между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Социальная политика объединяет все сферы жизнедеятельности человека – трудовую, общественную, политическую, духовную и регулирует отношения между людьми и коллективами. Лица, не имеющие возможности получать трудовой доход, могут рассчитывать на прямые государственные выплаты в форме пенсий, компенсаций, льгот. Трудоспособные граждане должны иметь возможность самостоятельно обеспечивать себя посредством получения дохода от собственной трудовой деятельности.

Социальная политика – это система программ, служб (институтов) и нормативно-правовых актов, деятельность которых направлена на достижение социальных целей.

Основными задачами социальной политики являются:

‑ содержание и координация деятельности подведомственных учреждений по социальной защите пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, несовершеннолетних, семей с детьми;

‑ назначение и выплата пособий и компенсаций;

‑ организация нестационарных форм обслуживания и медико-социальной реабилитации;

‑ обеспечение медико-социального обслуживания граждан, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты населения.

Современная социальная политика неразрывно связана с любым видом предпринимательства. Она способствует повышению материального, духовного потенциала общества и единению нации. Поэтому актуально в современных рыночных условиях рассматривать бизнес через призму социальной политики. Следует отметить, что до сих пор просьбы органов власти и предложения общественных организаций по финансированию тех или иных общественно значимых программ, проектов, мероприятий носили характер «попрошайничества». Вряд ли можно говорить об эффективной социальной политике, если общественные объединения и бизнес выступают в ней не равноправными партнерами, а «скромными просителями» и «великодушными дарителями». Безусловно, изменение этой парадигмы, утверждение практики оценки эффективности вложений и других деловых принципов должно послужить развитию социальных проектов.

Современному бизнесу присущи ориентация на комбинированность факторов деятельности, сотрудничество, получение прибыли. Основная функция предпринимательства, рассматриваемая в контексте социальной политики – доведение товаров, услуг и работ до конечных потребителей.

На региональном уровне проводятся торги на конкурсной основе по закупке необходимых товаров для социальных учреждений. Их цель – размещение на конкурсной основе задания на поставки товаров, работ и услуг для нужд бюджетных организаций. Расходование государственных средств при этом станет значительно эффективнее, а создание равных стартовых условий для всех участников конкурса (предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей) обеспечит необходимую объективность оценки. Торги в полной мере дают возможность на деле реализовать основное условие свободного рынка – добросовестную конкуренцию среди производителей и поставщиков. В 2006 году социальные учреждения Белгородской области получили от выигравших торги поставщиков одежду и обувь, постельные принадлежности, медицинские препараты на сумму 4250 тыс. руб.; овощи на сумму 1794 тыс. руб. Основными поставщиками стали: ОАО «Белгородская областная типография», ОАО «Белгородагропром», ООО «Архипелаг», ООО ГП «Истоки».

В соответствии с действующим законодательством, постановлением правительства Белгородской области для размещения информации о проводимых торгах открыт официальный сайт региона в сети Интернет. Ресурс содержит все необходимые данные о проводимых торгах:

‑ извещения о проведении торгов;

‑ конкурсная и аукционная документация;

‑ проекты контрактов;

‑ протоколы конкурсной и аукционной комиссий;

‑ информация о проведении закупок способом запроса котировок.

На сайте можно ознакомиться со всей законодательной базой по закупкам продукции для государственных и муниципальных нужд, реестром государственных контрактов, заключенных от имени Белгородской области.

В результате проведения торгов органы власти Белгородской области решили многие проблемы. Частично решен вопрос малообеспеченности граждан товарами первой необходимости, а ветераны и инвалиды смогли значительно улучшить условия своего проживания. Конкуренция поставщиков приводит, в конечном счете, к снижению цен, а, следовательно, к экономии бюджетных средств от проведенных торгов.

Наблюдается положительная динамика взаимосвязи бизнеса и региональных органов власти: возможность сотрудничества, влияние на процесс ценообразования и удовлетворение потребностей населения. Для достижения согласия бизнеса и власти по социальным вопросам максимально целесообразно установление системы социального партнерства, когда основные проблемы обсуждаются и согласуются в ходе взаимодействия между представителями органов государственной, региональной власти и работодателей, бизнес-сообщества.

Наряду с уже развитыми формами социального партнерства, такими как взаимодействие общественных организаций с властью, благотворительными программами, в последние годы стала развиваться и социальная ответственность бизнеса, которая все больше позиционируется как часть стратегии развития компании, как бизнес-проекты, приносящие реальную отдачу.

Социальные инвестиции компаний в охрану здоровья, безопасность труда, развитие региональной инфраструктуры, природоохранную деятельность, развитие персонала положительно влияют на имидж организации и позволяют повысить экономическую рентабельность. Бизнес привлекают к реализации глобальных задач в области социальной политики на территории региона, т.е. происходят значительные изменения в уровне жизни населения.


Источники:

1. Глотов С.А. Социальная политика и социальная безопасность: конституционно-правовые аспекты взаимодействия и реализации: Монография. – М.: Инженер, 2007 – 430 с.
2. Социальная политика: Учебник. / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2006 – 734 с.
3. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы: Учебное пособие. / Под общ. ред.: Н. А. Волгина, В. К. Егорова. - М.: Дашков и К, 2004 – 1047 с.
4. Социальная политика: Учебник. / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: РАГС, 2003 - 544 с.
5. Пенкова-Люейер П., Рагозина Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание, приоритеты, механизмы осуществления. – М.: Муниципальная власть, 2000 – 204 с.

Страница обновлена: 26.09.2024 в 18:12:42