Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках осуществляется налоговыми органами в тех случаях, когда в срок не уплачен налог или не подана декларация. И ни один налоговый орган даже не ставит под сомнение тот факт, что эта мера нарушает конституционные принципы, а ее реализация может причинить ущерб налогоплательщику, во много раз превосходящий размер имеющейся у него недоимки.
Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговые правонарушения, приостановление операций по счету, действия налоговых органов
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках осуществляется налоговыми органами в тех случаях, когда в срок не уплачен налог или не подана декларация. И ни один налоговый орган даже не ставит под сомнение тот факт, что эта мера нарушает конституционные принципы, а ее реализация может причинить ущерб налогоплательщику, во много раз превосходящий размер имеющейся у него недоимки.
Рассматривая действительное применение статьи 76 НК, можно адекватно оценить соотношение и приоритет прав и обязанностей, провозглашенных в соответствии с Конституцией РФ. В п. 3 сказано: «Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора…».
Существует обязанность подавать декларацию, т.к. в обратном случае налоговый орган может приостановить расходные операции по счетам клиента. Однако Конституция РФ (ст. 34) гласит: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности».
Представьте себе реальную ситуацию: компания подает налоговую декларацию вовремя, но она либо утеряна, либо не дошла до инспекции по непредвиденным причинам. Возможно, она не введена в базу отчетностей (если сдана, например, только на бумажном носителе или отдел ввода информации не успел обработать отчетность в течение 10 дней). Налоговый орган, не разбираясь в причинах, может приостановить расходные операции организации до момента, пока нарушение не будет устранено.
Но тут возникает вопрос. А есть ли вообще доказательства того, что декларация действительно подана, и подана вовремя?
Дело в том, что налоговые органы руководствуются, как правило, весьма относительным принципом: если в базе нет поданной отчетности, то декларация не зарегистрирована, и плательщику, независимо от того, сдал он или не сдал декларацию, вменяется нарушение.
Представьте себе, что организация (в особенности, работающая в сфере b2b) оказывает услуги, продает товары и, как следствие, должна расплачиваться с подрядчиками (с компаниями, оказывающими услуги телефонной связи и т.д.). По сути, решение о приостановлении расходных операций фактически «замораживает» жизнедеятельность предприятия на некоторый период.
С одной стороны, это справедливо с точки зрения НК, но фактическое применение закона к конкретному налогоплательщику слишком часто зависит от побочных обстоятельств. Например, от того, насколько быстро главный бухгалтер в налоговой инспекции умеет решать текущие вопросы.
Как правило, этот процесс занимает минимум неделю (максимум месяц). При этом ущемляется право предпринимательской деятельности и, более того, возможность распоряжаться своим собственным имуществом. Ведь именно деньги на счетах по договору банковского обслуживания юридического лица и являются имуществом организации.
Представление налоговых деклараций содержит в себе достаточно много спорных моментов. Один из них связан с вопросом о том, должны ли они подаваться по тем налоговым периодам, в которых деятельность не велась. Например, в отношении единого налога на вмененный доход (ЕНВД) контролирующие органы требуют от плательщиков декларации за все налоговые периоды, включая и те, в течение которых предпринимательская деятельность не осуществлялась. Тем, кто не исполняет подобные требования, приходится искать защиты в арбитражных судах. Хорошо, что в этом вопросе суды все больше встают на сторону налогоплательщиков [см. 3, 4, 5, 6]. Из приведенных примеров следует, что если налогоплательщик не исполнит обязанность по уплате налога или не подаст декларацию, то ущерб, который он в результате понесет, может значительно превосходить размер той же недоимки. А раз так, то приостановление операций по счетам, как обеспечительная мера, не отвечает конституционному принципу соразмерности ограничения прав государственным интересам, правам других лиц [2] и избыточно ограничивает право собственности налогоплательщика. Кроме того, данная мера не отвечает целям взыскания недоимки, а именно, компенсации потерь государства от неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей.
Самая смешная ситуация заключается в том, что при устранении нарушения (например, подача декларации с уплатой штрафа за её неподачу) налогоплательщик должен в налоговом органе проходить процедуру при закрытии компании.
Что это означает? Представителю компании выдается «обходной лист», в соответствии с которым он должен получить все указанные подписи. А для этого необходимо обойти огромное количество кабинетов, простоять во всевозможных очередях, потерять драгоценные дни и недели рабочего времени.
То есть, для решения вопроса в положительную сторону недостаточно сдать декларацию и получить квитанцию об уплате штрафа, необходимо совершить гораздо большее количество действий. При этом, можно ли эти действия классифицировать как юридические, или как обязательные дополнительные – остается большой тайной.
Итак, какой выбор сделать организации-налогоплательщику в данной ситуации? Идти на поводу у налогового органа и решить ситуацию с прохождением всех кабинетов, что занимает примерно 2 недели рабочего времени, если ситуация не очень сложная, и недоимок и прочих нарушений больше нет? Либо спорить и обжаловать действия, терпя при этом убытки, потому что вряд ли налоговый инспектор пойдет Вам навстречу в решении Вашей проблемы?
Опять-таки, в этой ситуации чрезмерно много субъективного. Фактически, мы видим, как из правового регулирования отношения плавно переходят в чисто субъективные отношения с налоговой инспекцией. Одно только озадачивает, насколько нужно быть безграмотным законодателем, чтобы не понимать процессов бизнеса и приостанавливать расходные операции по счетам организации. Исходя из вышеизложенного, данная статья имеет признаки неконституционности. Но так как она пока еще применяется, предпринимателю могут быть полезны следующие советы.
Для любого бизнесмена приостановление операций по счетам – это огромные убытки. Оплата аренды, коммунальных платежей, коммуникационных услуг, расчет с подрядчиками и иными контрагентами грозят суровыми штрафами.
В этом случае предпринимателю необходимо четкое и быстрое решение проблемы. Во-первых, необходимо разобраться, кто является Вашим налоговым инспектором и запросить информацию о причине остановки счета, так как по ст. 76 НК РФ причина не одна. Во-вторых, быть готовым к тому, что необходимо предоставить банковские распечатки, распечатки по платежным поручениям с уплатой налогов и предоставлением отчетности за период, который был не подан. В-третьих, чтобы максимально ускорить процесс введения Ваших налоговых данных, сдать, помимо бумажного носителя, ещё и электронный, и проследить, чтобы в тот же день данные внесли в компьютер. Если будет готова вся отчетность и не будет выявлено нарушений, ошибок и так далее, то обход всех кабинетов может составить не более 2-3 дней. И напоследок, обязательно при сдаче любого документа нужно делать 2 копии, а на Вашей копии проставлять печать о получении налоговым органом документа, чтобы впоследствии были доказательства.
При общении с кредиторами может являться хорошим способом невыставления штрафов за просрочку платежа письменное уведомление кредитора и даже письменное соглашение в виде гарантийного письма с Вашей стороны о возникшей проблеме и скорейшем его решении и с гарантией того, что вы произведете платеж и от долга не отказываетесь.
В таком случае кредитор будет готов ждать, пока вы решите возникшую проблему с налоговыми органами, так как сам, наверняка, может оказаться в такой же ситуации.
Источники:
2. Постановление Конституционного суда РФ от 15.07.1999 №11-П.
3. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 05.08.2004 по делу №А17-1905/5.
4. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2005 по делу №А33-32497/04-С3-Ф02-2144/05-С1.
5. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.09.2005 по делу №Ф03-А73/05-2/2842.
6. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.03.2005 по делу №А42-11107/04-20 и от 09.03.2006 по делу N А66-11549/2005.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 15:15:06