Значение аудита при разработке и реализации антикризисной программы в условиях несостоятельности организации
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (98), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Щербакова О.Е. Значение аудита при разработке и реализации антикризисной программы в условиях несостоятельности организации // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 45-50.
Аннотация:
Подверженность организации экономическим кризисам является неотъемлемым элементом рыночной экономики. В любой организации могут возникать риски, связанные с ее производственной и финансовой деятельностью, но наиболее опасным из них является риск финансовой несостоятельности (банкротства).
Ключевые слова: банкротство, аудит, антикризисное управление, антикризисная программа
Подверженность организации экономическим кризисам является неотъемлемым элементом рыночной экономики. В любой организации могут возникать риски, связанные с ее производственной и финансовой деятельностью, но наиболее опасным из них является риск финансовой несостоятельности (банкротства).
Возможности успешных маневров в рамках реализации антикризисной программы открываются тогда, когда менеджеры ясно представляют состояние своего хозяйства, умеют им управлять, реально оценивают его действительные перспективы и используют их для достижения поставленных целей. Формирование подобной информации внутри организации обеспечивается системой бухгалтерского управленческого учета на основе учетно-аналитических процедур.
Недооценка возможностей бухгалтерского управленческого учета при решении вопросов финансово-хозяйственной деятельности организаций наглядно проявляется в малом бизнесе, где чаще всего ограничиваются ведением учета для целей налогообложения. Практика многих успешных организаций показывает, что в рамках учетно-аналитической работы, помимо бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности, успешно используются приемы и методы аудита для подтверждения бухгалтерской финансовой отчетности, определения причин и глубины кризиса, что позволяет им разрабатывать эффективные стратегии выхода из сложившегося кризиса.
Основываясь на Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. По нашему мнению, в состав бухгалтерского учета, кроме производственного, финансового, налогового и статистического учета, следует относить и аудит.
Ряд процедур в системе антикризисного управления можно определить как функции аудита несостоятельной организации. К ним относятся:
‑ диагностика кризисной ситуации;
‑ подготовка программы выхода организации из кризиса (включая разработку отдельных антикризисных мероприятий);
‑ контроль выполнения антикризисных мероприятий;
‑ оценка эффективности реализации антикризисной программы в целом.
Цель аудита несостоятельной организации заключается в формировании и обработке информации о ее финансово-хозяйственной деятельности для оценки причин возникновения кризиса, его природы и глубины, для разработки антикризисной программы, контроля и оценки эффективности ее выполнения, а также содействие администрации несостоятельной организации по преодолению кризиса. Одним из направлений развития системы бухгалтерского учета является совершенствование его способов, в том числе и способов аудита, одним из которых является экономический анализ.
Анализ финансового состояния кризисной организации как часть аудита проводится с различной степенью детализации, что обусловлено периодичностью проведения аудита, масштабами и сферой деятельности организации. По нашему мнению, анализ финансово-хозяйственной деятельности организации в условиях несостоятельности необходимо проводить по следующим направлениям: финансовый анализ, управленческий анализ, маркетинговый и производственный анализ. Таким образом, всесторонне изучается финансово-хозяйственная деятельность организации. Указанные направления экономического анализа кризисной организации позволят сократить затраты времени и сил, а значит и ускорить процесс выработки антикризисной программы, так как результаты такого анализа используются при формировании информации о причинах кризиса и для разработки плана финансового оздоровления.
Используя разные методы анализа, аудитор выявляет пути преодоления несостоятельности, разрабатывает соответствующую антикризисную программу и указывает на возможности восстановления платежеспособности в аудиторском заключении, что способствует повышению доверия к организации, испытывающей временные трудности.
Проводя экспертизу и вырабатывая подходы к решению проблем несостоятельной организации, внешний аудитор добивается лучших результатов, сотрудничая с внутренними консультантами и используя их знание обстановки на предприятии, их контакты с персоналом. Большой эффект дает совместная работа внешних и внутренних консультантов и на стадии реализации разработанных проектов и программ. При этом анализируется информация о прецедентах, методах и результатах «лечения» несостоятельных организаций.
Создание эффективно функционирующей службы внутреннего аудита в условиях несостоятельности организации обеспечивает достоверную диагностику кризиса, разработку антикризисной программы, контроль и оценку результативности ее выполнения, а также осуществление последующего мониторинга, своевременное информирование об опасностях и их нейтрализацию. Вместе с тем следует отметить, что это возможно только в крупных организациях, тогда как средние и мелкие предприятия такой возможности не имеют из-за ограниченной расходной части своего бюджета. Однако если подобная служба существует в кризисной организации, необходимо уделить особое внимание ее функционированию, так как от эффективности ее работы во многом будет зависеть возможность выхода из кризиса.
В малых предприятиях скорее возможно создание антикризисных групп, нацеленных на всесторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации. В отличие от западных, руководители отечественных организаций предпочитают опираться в трудные минуты на свои собственные силы и на ближайшее окружение, а не обращаться к помощи внешних консультантов. В данные группы можно включить высококвалифицированных специалистов различных областей: маркетолога, сотрудников отдела сбыта, менеджера, технолога, финансиста, бухгалтера, экономиста и др. Состав антикризисной группы необходимо фиксировать в приказе руководителя, либо в дополнении к приказу об учетной политике организации. Преимуществом создания антикризисной группы в организации является то, что ее услуги являются бесплатными. Если ее потенциал оказывается достаточно высоким, то такая группа получает возможность выходить со своими услугами за пределы организации и зарабатывать дополнительные доходы.
Обобщая вышесказанное, можно сформулировать следующие подходы к организации учетно-аналитической работы организации в условиях несостоятельности, способствующие преодолению кризисной ситуации:
‑ использование работы аудитора является неотъемлемой составляющей антикризисной стратегии несостоятельной организации;
‑ широкое применение приемов и методов анализа в работе аудитора обеспечивает достоверную диагностику несостоятельности организации, ее причинах, что, в свою очередь, позволяет разработать эффективную антикризисную программу, в том числе и план финансового оздоровления.
В заключение следует отметить, что в процессе функционирования финансово-хозяйственной деятельности организации ожидают множество кризисных ситуаций. Эффективная политика менеджмента способна преодолеть многие трудности, но для этого необходимо наличие объективной информации о состоянии организации, причинах ее кризиса, перспектив выхода из кризиса. Формирование данной информации с максимальной степенью достоверности осуществляется в рамках аудита финансово-несостоятельной организации как составляющей единой системы бухгалтерского учета, что в конечной степени способствует эффективности реализации антикризисной программы ее деятельности.
Источники:
2. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп.).
3. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127 "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп.).
4. Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп.).
5. Антонова О.В. Управление кризисным состоянием организации (предприятия): Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 141с.
6. Банк В.Р., Банк С.В., Солоненко А.А. Бухгалтерский учет и аудит в условиях банкротства: Учеб. пособие. – М.: Проспект, 2005. – 296 с.
7. Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 432 с.
8. Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 312 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:37:48