Современная концепция контроллинга в производственном бизнесе
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (98), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в современных рыночных условиях эффективное функционирование промышленных предприятий во многом зависит от использования новейших апробированных систем и методов управления, способствующих своевременному решению базовых проблем развития, предопределяющих стабильный успех в будущем.
Ключевые слова: контроллинг, концепция контроллинга, производственные предприятия
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в современных рыночных условиях эффективное функционирование промышленных предприятий во многом зависит от использования новейших апробированных систем и методов управления, способствующих своевременному решению базовых проблем развития, предопределяющих стабильный успех в будущем.
Сегодня особенно актуальным становится использование системы контроллинга как передовой рыночной концепции эффективного управления предприятием, возникшей на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента, в контексте масштабной модернизации производства.
Современная стоимостно-ориентированная концепция контроллинга, признающая время в качестве ключевого фактора роста стоимости предприятия и приобретения дополнительных конкурентных преимуществ, фактически не противоречит японскому опыту организации и управления производством, а дополняет его и расставляет дополнительные акценты в процессе устранения «узких» мест: обслуживание оборудования, управление сбытом, управление качеством, управление инновациями.
Опыт российских предприятий, модернизирующих свои производственные системы на основе японского опыта, указывает на перспективность совершенствования производства с позиции повышения эффективности управления. О наличии интереса к вопросам модернизации у руководителей промышленных предприятий свидетельствуют и результаты опроса [1], проведенного Институтом комплексных стратегических исследований в марте-апреле 2006 г. По результатам опроса, 32% компаний внедряет отдельные инструменты, основанные на опыте японских предприятий, а 23% применяют собственные разработки с целью улучшения организации производства.
В настоящее время понятие «менеджмент» подразумевает специфическую деятельность профессионалов по обеспечению успешной деятельности рыночно-ориентированной организации, в то время как понятию «управление» приписывают целенаправленную человеческую деятельность по упорядочению, регулированию взаимодействия и созданию условий для функционирования и развития самых разных объектов и процессов в природе и обществе. Современный менеджмент способен предложить множество альтернативных теоретических конструкций, концепций, рекомендаций, управленческих технологий, обобщений практического опыта.
Многие исследователи констатируют, что управленческая концепция, построенная на идеях «контроллинга» [2], ориентирована на обеспечение успешности функционирования промышленного предприятия в долгосрочной перспективе путем:
‑ адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешнего окружения и внутренней среды;
‑ согласования оперативных и стратегических планов развития;
‑ координации и интеграции оперативных планов по отдельным бизнес-направлениям;
‑ создания оптимальной информационной системы для различных иерархических уровней управления;
‑ формирования системы контроля исполнения планов, корректировки их содержания и сроков реализации;
‑ адаптации организационной структуры управления с целью повышения гибкости и способности быстро реагировать на изменяющиеся требования среды функционирования.
В современной трактовке контроллинг рассматривается как важнейшая технология управления, реализация которой на основе анализа внешнего окружения и внутренней среды позволяет создавать инструментальную, методическую и информационную базу по ликвидации «узких мест» и выработке адекватной реакции предприятия путем принятия рациональных управленческих решений для достижения поставленных целей. Следовательно, задача контроллинга состоит в разграничении имеющихся составных управленческих элементов и проверке их на пригодность, доработке и объединении в единую систему.
В историческом аспекте несогласованность подходов представителями различных школ и направлений контроллинга, вызванная изменениями приоритетов и ориентаций, способствовала появлению большого числа концепций контроллинга. Они ассоциируются с одной или несколькими управленческими функциями (планированием и контролем), управленческим учетом, информационным обеспечением менеджмента и поддержкой принятия решений, инструментом достижения целей предприятия, управленческой философией и образом мышления руководителей и т.п.
В России на фоне изменений макроэкономической ситуации в 1990-е гг. сформировались необходимые предпосылки для решения проблем разработки новых концепций управления, регулирования и планирования на принципах контроллинга, ориентированных на будущее в соответствии с поставленными предприятиями целями и задачами. Процессу становления контроллинга в России, по мнению отечественных специалистов, свойственны следующие этапы:
‑ учет затрат (1991-1995 гг.);
‑ учет затрат и результатов (1996-1997 гг.);
‑ бюджетирование и управление затратами (1998-1999 гг.);
‑ поставщик информации (2000-2001 гг.);
‑ современный этап (2000-е гг.).
Новая парадигма контроллинга к управлению предприятиями, наиболее полно использующая современный инструментарий менеджмента, сводится к:
‑ представлению методов перспективного планирования деятельности (разработке стратегических целей);
‑ оценке текущего состояния (проведению ситуационного анализа);
‑ выработке целевого (корректирующего) управляющего воздействия в качестве эффективной формализованной методической системы управления предприятия в целом.
В основе новой парадигмы контроллинга, ориентированной на всестороннее развитие интегрированной системы управления предприятием, лежит новая концепция контроллинга [3], направленная на обеспечение долгосрочного и эффективного существования бизнеса. В рамках этой концепции организация, рассчитывающая на долговременный успех, должна строить отношения со своими клиентами на основе баланса интересов всех групп влияния, координировать деятельность всех своих структурных подразделений с ориентацией на рынок.
Для успешной реализации процессов сбора и обработки информации необходимо четкое разграничение сфер ответственности. Важно определить, кто собирает информацию, кто ее обрабатывает и координирует этот процесс в целом. Необходимой предпосылкой экономичного функционирования системы информационного обеспечения является компьютерная поддержка. Построение всеобъемлющей управленческой информационной системы завершает реализацию идеи контроллинга – осуществление координации планирования, контроля и информационного обеспечения с точки зрения задач и инструментов. Как отмечают А.М. Карминский и А.А. Жевага, применение управленческих информационных систем в практике планирования, учета, контроля и информационного обеспечения позволяет сократить временной лаг прохождения документа на бумажном носителе по всем уровням иерархии управления; ликвидировать или перераспределить дублирующие функции, исходя из процедуры минимизации затрат на выполнение каждой из них.
В заключение отметим, что использование в качестве информационной базы контроллинга интегрированной системы управленческого учета, основанной на японском опыте управления производством, призвано обеспечить детализацию итогового финансового результата по вкладу каждого структурного подразделения, проектной группы, рабочего и охватить весь цикл принятия управленческих решений.
[1] При проведении опроса Институтом комплексных стратегических исследований использовалась панель промышленных предприятий, сформированная Институтом экономики переходного периода. Среди респондентов директора предприятий составляют 35%, заместители директоров – 35%, руководители экономических подразделений – 22%. В рамках проводившегося опроса были получены ответы более 700 предприятий различных отраслей и регионов.
[2] Контроллинг (от англ. to control – руководить, регулировать, управлять, контролировать), порожденный практикой современного менеджмента, обеспечивает методическую и инструментальную базу поддержки планирования, контроля, учета и анализа, оценки ситуации для принятия упреждающих управленческих решений.
[3] Под концепцией контроллинга следует понимать совокупность суждений о функциональном разграничении, институциональном оформлении и инструментальной обеспеченности контроллинга в контексте целей предприятия, релевантных контроллингу, и целей контроллинга, вытекающих из целей предприятия.
Источники:
2. Карминский А.М., Жевага А.А. IT-контроллинг // Контроллинг. ‑ 2006. ‑ № 18.
3. Карминский А.М. и др. Контроллинг в бизнесе. ‑ М: Финансы и статистика, 2003. ‑ 256 с.
4. Кононова В. Ю. Модернизация производственных систем на российских промышленных предприятиях: современное состояние и перспективы // Российский журнал менеджмента. ‑ 2006. ‑ № 4.
5. Контроллинг как инструмент управления предприятием // Под ред. Н.Г. Данилочкиной. ‑ М.: Аудит, ЮНИТИ-ДАНА, 2003. ‑ 279 с.
6. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование / Horvath & Partners. ‑ М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. ‑ 269 с.
7. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления. ‑ М.: Финансы и статистика, 1993. ‑ 250 c.
8. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: система управления прибылью. ‑ М.: Финансы и статистика, 2004. ‑ 304 c.
9. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. ‑ СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. ‑ 280 с.
10. Хан Д., Хунгенберг Х. Планирование и контроль. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга. ‑ М.: Финансы и статистика, 2005. ‑ 928 с.
11. Штайнманн Х. Проблемы обоснования предпринимательской этики // Проблемы теории и практики управления. ‑ 2005. ‑ № 4.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:37:58