Об интеграции концепций контроллинга и управления знаниями в системе менеджмента корпорации
Скачать PDF | Загрузок: 15 | Цитирований: 24
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (47), Ноябрь 2010
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15263731
Цитирований: 24 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Анализируются содержание и структура интеллектуального капитала, рассматривается интегрированная система менеджмента корпорации, включающая подсистемы управления знаниями и контроллинга. Приведено описание технологии работы со знаниями.
Ключевые слова: контроллинг, интеллектуальный капитал, управление знаниями, знания, система менеджмента, система управления знаниями, корпорация знаний
Перспективы развития инновационной экономики характеризуются, прежде всего, повышением роли и значения интеллектуального капитала. Актуальность данного тренда обусловлена бурно развивающимся научным направлением, связанным с созданием интеллектуальных систем поиска, анализа, накопления и использования знаний в менеджменте и бизнесе. Рост капитализации корпораций связывают с ростом так называемых, нематериальных активов. Направление исследований, связанное с управление нематериальными активами, менеджментом знаний и формированием конкурентного потенциала корпорации в секторе экономики, основанной на знаниях в парадигме стратегического контроллинга, представляется актуальным.
Корпорация в экономике знаний
Развитие корпорации в условиях экономики знаний базируется на выделении и создании в ее внутреннем пространстве определенной конфигурации капиталов (природно-ресурсного, производственного, финансового, человеческого, предпринимательского, социального, клиентского (рыночного), организационного, информационного и др.).
Конфигурация и структура капиталов корпорации должны формироваться в соответствии с потребностями решения определенных стратегических проблем, характерных для этапа перехода на инновационный путь развития и движения от трансформационного периода в рамках индустриального общества к обществу постиндустриальному. В частности, большинство исследователей указывает на все возрастающую роль интеллектуального капитала.
Новый методологический подход, предложенный Г.Б. Клейнером и развиваемый О. Иншаковым и др., представляет собой системно-интеграционную концепцию корпорации, которая связана с выделением новых форм капитала (в частности, ментального, культурного, институционального, когнитивного и др.) для развития сложной хозяйственной системы. Корпорация рассматривается как конфигурация капиталов, состоящая из «ядра» и его «обрамления», которая детерминируется состоянием внешней и внутренней среды, приоритетами, стратегическими целями, избранной стратегией развития бизнеса, а также ограниченностью доступных ресурсов корпорации (рис. 1).
Рассмотрение корпорации, как некоторой конфигурации капиталов, приводит к необходимости построения «решетки» капиталов с «атомами» – элементами капитала – в ее вершинах. Отдельные элементы различных капиталов взаимопроникают и дополняют друг друга. В области взаимодействия капиталов при определенных условиях, создаваемых в ходе стратегического управления предприятием, может возникнуть эффект диффузии, что придает совокупному капиталу новые свойства и может привести к синергетическим эффектам в корпорации даже тогда, когда стратегические соответствия между бизнесами в диверсифицированной корпорации минимальны. Система капиталов корпорации может быть представлена особой структурой – капиталограммой. Выделение ядра капиталов развития приводит к модификации формата производственной функции.
Рис. 1. Концептуальная модель структуры капиталов корпорации
По мнению авторов, главная задача современного стратегического управления состоит в создании и развитии адекватной конфигурации капиталов с четкой ориентацией на рыночную ситуацию. В условиях экономики знаний все более важную роль играет интеллектуальный капитал компании.
Интеллектуальный капитал и его особенности
Большая часть исследователей сходятся в том, что в структуру интеллектуального капитала входят как минимум три основных элемента – человеческий капитал, структурный капитал и клиентский капитал.
К видовым отличиям человеческого капитала следует отнести:
Интеллектуальное обеспечение (ИО) – многогранный вид научного обоснования процесса разработки, выбора и реализации управленческого решения, состоящий из совокупности разнообразных по форме и содержанию элементов интеллектуального капитала (данных, метаданных, концентрированных и систематических знаний, а также методов и средств аналитического сопровождения и поддержки). ИО обеспечивает передачу интеллектуального и социального капиталов, а также капитала отношений управляемому объекту в целях повышения конкурентоспособности управления корпорацией.
Одним из основных элементов интеллектуального капитала являются корпоративные знания. Этот компонент включает навыки и знания отдельных сотрудников, данные о прошлых проектах компании, инфо-коммуникационную и социальную среду компании и др. Функции формирования, поддержания и воспроизводства корпоративных знаний выполняет подсистема управления знаниями компании. Подсистема управления корпоративными знаниями должна стать важнейшей частью общей системы менеджмента инновационной компании.
Уже сегодня специалисты в области управления знаниями отмечают распространяющуюся практику введения в инновационных корпорациях должности директора по знаниям как специалиста по структурированию знаний компании посредством информационных технологий, который способен извлечь знания из экспертов и формализовать их в виде базы знаний, доступной к использованию сотрудниками компании.
Современная теория управления в свете повышения роли интеллектуального капитала формулирует ряд актуальных проблем, связанных с новым качеством конкурентоспособности (определение активов знаний, изучение методов создания прироста стоимости знания, оценка полезности знаний). Поэтому концепция управления знаниями, обретая черты цельной и всеохватывающей теории, может служить фундаментальной основой для рассмотрения проблематики формирования другого по уровню и качеству менеджмента и в целом бизнеса за счет всестороннего ИО ПУР. Ряд моделей системы управления организации предложены О.С. Виханским, Э.М. Коротковым и Р.А. Фатхутдиновым. Однако эти модели не отвечают следующим требованиям: технологичности, способности осуществлять управление процессом функционирования (простого воспроизводства) и управление процессом развития (расширенного воспроизводства).
Основными подсистемами интегрированной системы управления корпорации являются: целевая; развития; функциональная; связи со смежными системами (управленческого учета, мотивации, корпоративной системы качества и экологии); обеспечивающая; управляющая и контроллинга (рис. 2).
Функциональное пересечение
Сравнивая основные функции подсистем контроллинга и управления знаниями нельзя не заметить, что они во многом совпадают. Основная задача контроллинга – информационно-аналитическая поддержка процесса принятия решений, в частности путем разработки методов и инструментов учета и контроля основных показателей деятельности компании. В то же время главная задача системы управления знаниями – структуризация, воспроизводство и тиражирование знаний в компании. Если выделить из всей совокупности знаний только знания управленческие, т.е. сведения о том, как управлять и принимать решения, то полученное подмножество и будет представлять собой информационно-аналитическую основу для принятия управленческих решений. Таким образом, функции контроллинга и управления знаниями в области менеджмента тесно пересекаются.
Рис. 2. Модель интегрированной системы управления корпорации
Взгляды многих специалистов сходятся на том, что повышение научной и аналитической составляющей менеджмента связано, прежде всего, с освоением технологии контроллинга и усилением его функции, связанной с управлением и развитием управленческого интеллектуального капитала как совокупности знаний о процессах принятия и реализации управленческих решений в корпорации.
В частности, в работах С.В. Рубцова указывается, что одна из задач контроллинга – использование научного инструментария менеджмента, базирующегося, как правило, на достижениях в области искусственного интеллекта, для повышения эффективности управления организацией. Отмечая, что современные информационные системы становятся инструментами производства и обмена знаниями об управлении производством, Рубцов делает вывод, что будущие средства поддержки принятия решений распространят концепцию контроллинга на область управления знаниями.
Контроллинг выполняет в организации информационную, учетно-контрольную, аналитическую, комментирующую или сервисную функции и функцию планирования и является сложным синтетическим понятием. Объём реализуемых задач контроллинга в корпорации зависит от её специфических особенностей. Бесспорным является вывод о необходимости включения контроллинга в систему менеджмента корпорации. Информационно-аналитическое сопровождение повышает качество управленческих решений, что в свою очередь ведет к росту результативности, эффективности и конкурентоспособности менеджмента и корпорации в целом.
Качество управления
Известно, что на корпоративном уровне управления большинство проблем имеют неструктурированный и слабоструктурированный характер. Решение таких проблем происходит с привлечением не только известных количественных методов, но и качественных методов системного анализа, а также интуиции и опыта. Практика деятельности топ-менеджеров корпоративных структур свидетельствует, что качество управленческих решений остается невысоким. Причинами этого являются большой поток информации, с которым трудно справляться менеджеру, использование примитивных линейных моделей предметных областей с малым количеством факторов, оптимизационный подход к поиску решения, который слабо согласуется с необходимостью построения многофакторных моделей реального управленческого процесса. Существенное повышение требований к качеству управления, в частности к качеству стратегических инновационных решений, обостряет проблему создания системы поддержки принятия решений организации.
Основой интеллектуальной системы, способной помочь человеку в принятии сложных решений на любом уровне управления в корпоративных холдинговых организациях, могут быть накопленные и доступные коллективные знания в системах, которые можно квалифицировать как «интеллектуальные усилители» каждого пользователя.
Существует ряд подходов, в рамках которых прилагаются усилия по разрешению указанной проблемы: переориентация с поддержки процесса принятия решения на процесс формирования решения с одновременным обучением лиц, принимающих решения; разработка моделей представления знаний с большими выразительными возможностями и способностью переформатирования знаний с переходом к другим моделям для формирования решения специфических управленческих неструктурированных задач; раз работка моделей извлечения знаний с обучением на примерах в процессе функционирования системы.
Выводы
Итак, управление накоплением и воспроизводством интеллектуального капитала – важнейшая задача современного стратегического менеджмента. Одним из инструментов менеджмента управленческих знаний служит подсистема контроллинга организации. Расширение доступа к знаниям, участие персонала в выборе и реализации управленческих решений меняет природу отношений между менеджерами, собственниками и персоналом. Исчезают иерархичность, статичность, однонаправленность, узкая специализация. Только знания и компетентность персонала лежат в основе развития, управления развитием и обеспечивают качество решений. Обоснованные решения принимаются оперативно и с меньшими издержками.
Источники:
2. Гаврилова Т.А. Извлечение знаний: серия статей // Enterprise Partner. 2001. №№ 8, 10, 11, 21.
3. Иншаков О.В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства // Экономическая наука современной России. 2003. – № 1.
4. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. – M., 2008.
5. Клейнер Г.Б. Реакция предприятий на внешние изменения: ответ системно-интеграционной теории // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Пленарные доклады V всероссийского симпозиума, Москва, 13-14 апреля 2004 г. / Под ред. Г.Б. Клейнера. – М., 2005.
6. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М., 2004.
7. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. – М., 2007.
8. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях: Учебное пособие. – М.: 2006.
9. Нейрокомпьютеры и интеллектуальные роботы / Н.М. Амосов, Т.Н. Байдык, А.Д. Гальцев, А.М. Касаткин, Л.М. Касаткина, Э.М. Куссуль, Д.А. Рачковский; под ред. Н.М. Амосова. – Киев, 1994.
10. Нейсбит Д. Мегатренды / Пер. с англ. М.Б. Левина. – М., 2003.
11. Приобретение знаний / Под ред. С. Осуги, Ю. Саэки. – М., 1990.
12. Просвирина И.И. Интеллектуальный капитал: новый взгляд на материальные активы // Финансовый менеджмент. – 2004. – № 4.
13. Рубцов С.В. Целевое управление корпорациями. Управление изменениями. – М., 2001.
14. Фалько С.Г. и др. Контроллинг: Учебник. – М., 2006.
15. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М., 2002.
16. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. – М., 2003.
Страница обновлена: 20.07.2024 в 08:35:22