Формирование системы управления устойчивым развитием региона

Найденова Р.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (96), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Найденова Р.И. Формирование системы управления устойчивым развитием региона // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 110-113.

Аннотация:
Устойчивое развитие любого региона определяется, прежде всего, его инвестиционным потенциалом, включающим в себя ресурсную и производственную базу, финансовое состояние, количество и качество трудовых ресурсов, инновационные процессы и т.д.

Ключевые слова: инвестиционный потенциал региона, инвестиционный потенциал, экономика региона, развитие региона



Устойчивое развитие любого региона определяется, прежде всего, его инвестиционным потенциалом, включающим в себя ресурсную и производственную базу, финансовое состояние, количество и качество трудовых ресурсов, инновационные процессы и т.д.

Центральный Федеральный округ обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют его переходу к устойчивому развитию. Это, прежде всего:

‑ выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;

‑ развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом;

‑ значительные земельные, водные и лесные ресурсы;

‑ наличие ряда важных полезных ископаемых;

‑ высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

‑ значительный научно-технический потенциал;

‑ многоотраслевой промышленный комплекс;

‑ многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития регионов Центрального Федерального округа являются:

‑ переход на инновационный путь развития;

‑ реализация общесистемных преобразований экономики и общества;

‑ построение социально ориентированной рыночной экономики;

‑ снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния.

Для перехода к устойчивому развитию необходим длительный период, включающий несколько этапов. Основной целью первого этапа (до 2010 г.) является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технико-технологического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должны завершиться следующие процессы:

‑ создание необходимой законодательной и правовой базы устойчивого развития;

‑ формирование новой модели региональной экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство товаров и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного экономического роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа.

Целью второго этапа (2011-2020 гг.) является гармонизация взаимоотношений природы и общества на основе развития хозяйственной деятельности в пределах возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные.

Анализ показывает, что реализуемые современные методы планирования опираются в основном на коммерческую кратковременную оценку, ориентируют отечественных производителей на внешний рынок (чему способствует несовершенство отношений распределения и перераспределения доходов, в частности, отсутствие объективных природно-ресурсных рентных налогов). Не учитываются особенности развития производительных сил региона, интересы его населения, их реальные социально-экономические предпочтения, что не позволяет обеспечить научную основу разработки долговременных региональных стратегий.

Главное условие региональной модели устойчивого развития – независимое экономическое развитие. При этом необходимо повышение роли государства как гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенности органов управления и контроля в области развития экономики.

Характер происходящих процессов пока не свидетельствует о реальных возможностях формирования в России хозяйственной системы, способной перейти к стабильному росту. Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущего поколения людей.

Практический переход от нестабильности, спада, депрессии в экономике к реализации схемы устойчивого развития означает применение современных управленческих технологий. Категорию управленческого решения целесообразно трактовать с двух позиций: в одном случае решение означает целенаправленное действие, ориентированное на осуществление некоторого преобразования, в другом – процесс выбора решения из возможных альтернатив.

За последние годы произошли серьезные изменения взаимоотношений центра и регионов. Региональные проблемы сейчас затрагивают не только политические, но и многие организационные, экономические и финансовые вопросы. Создание Федеральных округов – это принципиальная мера, направленная на укрепление государственного управления регионами. Представители Президента в округах не только осуществляют функции по реализации задач в области внутренней и внешней политики, но и обеспечивают решение основных социально-экономических проблем.

На обеспечение устойчивости должны быть нацелены все экономические рычаги и стимулы, в частности, денежно-кредитные, налоговые, бюджетные и другие методы государственного регулирования экономики. Достигнув устойчивости, можно выйти на траекторию экономического роста.

Процесс устойчивости экономического роста носит стохастический характер развития, учет которого необходим в целях избежания резких изменений в процессе производства конечной продукции. Во внимание принимаются такие факторы, как соотношение спроса и предложения, внедрение достижений НТП, инвестиции, эффективное управление и др. В экономической теории такая система характеризуется с помощью теории длинных волн Н.Д. Кондратьева [1].

В определенный момент времени существуют отрасли, являющиеся точками экономического роста. Экономический рост определяется и измеряется как увеличение реального ВНП и ЧНП за некоторый период времени или как увеличение за некоторый период реального ВНП или ЧНП на душу населения [2].

Современное управление представляет собой сложную систему, в которой переплетено огромное количество элементов, связей, отношений внутреннего и внешнего порядка. Внутренние связи системы управления объединяют ее элементы в единое целое, а совокупность внешних связей позволяет взаимодействовать с внешними объектами.

Устойчивость развития системы на региональном уровне предопределяется синхронным развитием принимаемых социально-экономических программ. Социальный эффект проявляется в снижении безработицы и увеличении занятости в регионе, повышении уровня жизни, развитии социальной инфраструктуры. С этих позиций регионы создают условия для развития перспективных отраслей промышленности.

Устойчивое развитие предопределяет обязательный учет экологических последствий и сохранение природных жизнеобеспечивающих систем. Система показателей, отражающих экологизацию экономики, включает уровень потребления различных ресурсов на единицу конечной продукции и минимальные показатели отходов производства.

На смену ресурсо- и энергоемким, слабо автоматизированным производствам должны прийти наукоемкие, высокотехнологичные производства. Важным элементом структурных преобразований должна стать конверсия оборонных предприятий, широкое внедрение достижений НТП [3].

Таким образом, экономические реформы, проводимые в России и связанные с переходом к рыночному хозяйству, привели к некоторому ослаблению государственных институтов и неэффективному государственному регулированию, что в свою очередь способствовало перенесению центра тяжести принятия решений на региональный уровень.

Переход страны на модель устойчивого развития подразумевает достижение целевых ориентиров в виде системы показателей, которые характеризуют качество жизни населения, уровень экономического развития и экологической безопасности, что достигается посредством эффективного взаимодействия всех органов государственного управления.


Источники:

1. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие: выбранный путь или предопределение? // ЭКОС.- 1998.- №1. – с. 46-53.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. ‑ М.: Республика, 1993. ‑ Т.1. ‑ с. 380.
3. Приоритеты национальной экологической политики России. /Под ред. В.М.Захарова. – М.: Наука, 1999.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:28:27