Совершенствование процесса управления устойчивым развитием современного предприятия
Попов В.Л.1, Бельмас С.М.1, Мыльникова Е.М.1
1 Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Скачать PDF | Загрузок: 16 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 3 (Март 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48218606
Цитирований: 6 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье проанализирована проблема обеспечения устойчивого стратегического развития предприятия в современных условиях хозяйствования и разработана концептуальная модель управления устойчивым развитием предприятия, которое функционирует в эпоху XXI века. Предлагаемая модель базируется на использовании процессного подхода к управлению при наличии управляющих воздействий как «сверху» так и «снизу». Воздействия «сверху» осуществляются на уровне предприятия за счет таких факторов, как: адаптивность; эффективный менеджмент; адекватная система вознаграждения и цифровизация процессов. Воздействия «снизу» обусловлены приверженностью саморазвивающегося персонала предприятия, за счет инициирования таких элементов, как: лидерское поведение и тотальное наставничество. Разработанная модель может быть использована руководящим составом организации как основание для разработки регламентирующей документации, направленное на увеличение количества инициируемых и реализуемых проектов, имеющих непосредственное отношение к вопросу устойчивого развития предприятия, ориентированного на перспективу
Ключевые слова: устойчивое развитие современного предприятия, управление проектами, организационная среда, саморазвивающийся персонал
JEL-классификация: L26, M11, M21, Q01
Введение
Устойчивое развитие предприятия в долгосрочной перспективе обеспечивает его конкурентоспособность. Процесс движения к желаемому будущему необходимо моделировать, прежде всего, для того, чтобы, определив первостепенные факторы развития, активно на них воздействовать [1].
Значительным событием в области стратегического менеджмента было создание модели «живой» организации, в которой было предложено двенадцать доминирующих факторов, определяющих процесс развития [2]. Но, в тоже время существенным недостатком данной модели (модели «живой» организации) является применение к процессу развития предприятия классических принципов административного управления (управления «сверху»), где проявлению инициативы со стороны персонала компании, отводится ничтожно малая роль [3].
В связи с этим концепция управления «Менеджмент 2.0» подвергла существенной ревизии многие постулаты модели административного менеджмента [4]. Однако, следует заметить, что концепция «Менеджмент 2.0.» – это комплексный взгляд на вопросы управления предприятием, включающий двадцать пять идей, которые, к сожалению, не являются логически выстроенной моделью управления [5].
На основании выше изложенного, авторами была сформулирована цель статьи – моделирование процесса управления развитием предприятия, функционирующего в современных условиях хозяйствования и ориентирующего свою деятельность на перспективу.
Научная новизна статьи заключается в разработке концептуальной модели управления устойчивым развитием современного предприятия, которая затрагивает вопросы саморазвития персонала и базируется на использовании процессного подхода к управлению при обозначении таких управляющих манипуляций, как: воздействие «сверху» и воздействие «снизу».
Для раскрытия заявленной темы статьи были использованы такие общенаучные методы познания, как: описание; анализ; сравнение; синтез; моделирование; обобщение и гипотетико-дедуктивный метод, применяемые при декомпозиции воздействий на доминирующие факторы, которые обеспечивают процесс управления устойчивым развитием современного предприятия.
Степень научной проработанности статьи, сформирована на попытках различных авторов создать модель управления предприятием, построенную на основе концепции «Менеджмент 2.0». Например, в своей монографии А. В. Молодчик, С. В. Комаров, И. А. Эсаулова и Д. Димитракиев рассматривают механизмы и формы самоорганизации и саморазвития [6]. Монография А. Г. Теслинова посвящена изучению концептов проектирования сложных управленческих решений [7]. В работе М. А. Молодчик, И. А. Эсауловой и А. В. Молодчика представлены модели использования знаниевого потенциала и инициативы персонала (подхода «снизу») [8]. Статья О. С. Гречишкиной и М. Е. Гречишкина повествует о преимуществах использования категорийного менеджмента 2.0 для производителей [9]. А. П. Андруник и М. В. Гагарина в своей публикации обосновывают необходимость анализа такого вектора развития предприятия, как «Менеджмент 2.0» [10].
Изучая и анализируя научную, монографическую и периодическую литературу, необходимо упомянуть о том, что каждый из выше указанных подходов при построении моделей управления предприятием является практически ценным, но надо признать, что предложенные подходы не дают целостной картины процесса управления устойчивым развитием современного предприятия.
Применяемый в рамках настоящей публикации системно – процессный подход управления предприятием основан на использовании классификатора процессов. Данный классификатор разработан Международной бенчмаркинговой палатой в части развития тринадцатой группы процессов «Управление улучшениями и изменениями», а именно, в пункте 13.4.2. «Внедрение постоянного процесса улучшения» [11]. Из этого следует, что системно – процессный подход по своей сути не является абсолютно новым. Так, в работе Д. А. Маркова, Н. А. Марковой и В. Л. Попова представлены результаты апробирования указанного подхода при внедрении на промышленных предприятиях новых производственных систем [12]. На основе процессного подхода при реализации Национального проекта «Производительность труда» И. Малакаев и Ю. Баранов разработали практическое руководство по внедрению на предприятии концепции бережливого производства [13].
Однако, необходимо подчеркнуть, что эффективность применения системно – процессного подхода весьма невысока, как бы того хотелось. По мнению авторов настоящей статьи, причина подобного явления кроется в том, что в рассматриваемом подходе занижена роль и влияние управления «снизу». Ведь еще в работе М. Ротера убедительно показано, что основная проблема того, что никто в мире не может в полной мере повторить опыт компании TOYOTA заключена в том, что постоянное совершенствование и адаптация на предприятии должны базироваться на создании организационных алгоритмов совершенствования и адаптации. Иначе говоря, необходимо создать способ управления, создающий у всех сотрудников компании инициативу адаптироваться, совершенствоваться и способствовать непрерывному развитию предприятия [14].
Концептуальная модель управления устойчивым развитием современного предприятия
На основе использования принципа комбинаторики авторами настоящей публикации разработана и наглядно представлена на рисунке концептуальная модель управления устойчивым развитием современного предприятия.
Рисунок. Концептуальная модель управления устойчивым развитием современного предприятия
Источник: составлено авторами
Изучая и анализируя влияние внешнего окружения, на предприятии формируются идеи, которые могут быть в дальнейшем реализованы на практике в формате проектов развития организации. Однако, претворение в жизнь новых идей, возможно только при осуществлении грамотных управленческих действий со стороны руководящего состава организации, которые направлены не только на получение сиюминутной прибыли, но и ориентированы на долгосрочное, успешное функционирование предприятия [15].
Проведенное авторами исследование позволило выявить доминирующие факторы, которые влияют на степень обеспечения устойчивого развития предприятия в перспективе, с учетом процессного подхода к управлению. Данные факторы авторы публикации представляют в формате управленческих воздействий как «сверху» так и «снизу».
Управленческие воздействия «сверху» осуществляются на уровне предприятия за счет таких факторов, как:
- Адаптивность – это способность всех элементов системы своевременно реагировать на происходящие изменения с учетом сохранения уже занимаемых позиций на рынке;
- Эффективный менеджмент – это действенные направления со стороны руководителей различных уровней организации на объекты управления с целью получения нужных результатов;
- Система вознаграждения – это совокупность обеспечения все того, что сотрудниками предприятия будет восприниматься как ценность (причем, как материальная, так и нематериальная);
- Цифровизация – это процедура трансформации всех имеющихся информационных ресурсов компании на основе поступающих информационных потоков [16, 17].
Управленческие воздействия «снизу» обусловлены приверженностью саморазвивающегося персонала предприятия, за счет инициирования таких элементов, как:
- Лидерство – это стиль влияния на поведение сотрудников организации, основанный на признании с их стороны эффективности и продуктивности решений, которые принимаются и реализуются руководством предприятия;
- Наставничество – это уровень взаимоотношений персонала компании, где более опытный, квалифицированный и компетентный работник предприятия берет на себя обязательства по оказанию помощи в различных вопросах «новичкам», которые впервые сталкиваются с профессиональной тематикой выполняемых функций.
Раскрывая сущность приверженного и саморазвивающегося персонала организации можно утверждать, что в данном контексте – это сотрудники предприятия, которые готовы к процессам улучшения и совершенствования, несмотря на постоянные и необходимые изменения, обусловленные как динамикой во внешнем окружении, так и реформированием со стороны факторов внутренней среды [18,19].
Заключение
С целью создания на современном предприятии эффективной системы стратегического управления проектами устойчивого развития авторами настоящей статьи разработана концептуальная модель. Данная модель управления устойчивым развитием современного предприятия базируется на доминирующих факторах. Выявленные в ходе исследования факторы влияют на интенсивность генерирования идей и степень их воплощение в реальность [20]. Однако стоит еще раз обратить особое внимание на управленческие воздействия «снизу». Как показывает практика, для современной организации очень актуальна корпоративная культура предприятия, которая играет определяющую роль в процессе развития [21]. Существующая на предприятиях корпоративная культура требует трансформации. Опыт компании TOYOTA свидетельствует о том, что непрерывное развитие – это болезненное реформирование, которое происходит ежедневно. И персонал предприятия должен быть к этому готов, поскольку именно он является главным внутренним механизмом реформирования. Корпоративная культура предприятия должна обеспечить условия готовности организации к постоянной адаптации. Для этого требуется огромная кропотливая работа и длительный период времени [14].
Предлагаемая авторская модель управления устойчивым развитием современного предприятия может быть использована как в качестве основы для разработки регламентирующих документов организации, так и содействовать увеличению количества проектов, направленных на перспективное развитие предприятия.
Источники:
2. Гуияр Ф. Ж., Келли Д. Н. Преобразование организации. - Москва: Дело,, 2000. – 375 c.
3. Галиева Г. И., Бельмас С. М., Мариева А. А. Развитие производственной системы предприятия в контексте промышленной политики РФ // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2020. – № 12-1. – c. 28-37. – doi: 10.34670/AR.2020.92.12.032.
4. Молодчик А. В., Гагарина М. В. Теоретическое обоснование саморазвивающихся, самоорганизующихся систем (2С – системы) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – c. 786.
5. Комаров С. В. Смена парадигмы менеджмента: саморазвивающиеся, самоорганизующиеся системы // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2013. – № 20 (48). – c. 82-97.
6. Молодчик А. В. Механизмы и формы самоорганизации и саморазвития. / монография. - Пермь, 2019. – 254 c.
7. Теслинов А. Г. Концептуальное проектирование сложных решений. / монография. - СПб.: Питер, 2009. – 282 c.
8. Молодчик М. А., Эсаулова И. А., Молодчик А. В. Модель управления знаниями на основе организационно-мотивационных механизмов // Управленческие науки. – 2021. – № 2. – c. 85-98. – doi: 10.26794/2404-022X-2021-11-2-85-98.
9. Гречишкина О. С., Гречишкин М. Е. Категорийный менеджмент 2.0: нововведения и возможности // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 35. – c. 1458-1463.
10. Андруник А. П., Гагарина М.В. Многоуровневая модель управления инновационными организациями в свете новой парадигмы «Менеджмент 2.0» // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – c. 458.
11. Попов В. Л. Совершенствование системы управления процессом разработки инновационной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 4. – c. 621-630. – doi: 10.18334/vinec.8.4.39555.
12. Марков Д. А. Бережливое и быстрореагирующее производство. / монография. - Пермь, 2018. – 325 c.
13. Бережливое производство: практическое руководство по внедрению. [Электронный ресурс]. URL: https://up-pro.ru/image/catalog/store/demo-81389(oznakomitelnyj).pdf. (дата обращения: 07.02.2022).
14. Ротер М. Тойота Ката. Лидерство, менеджмент и развитие сотрудников для достижения выдающихся результатов. - Санкт-Петербург, 2014. – 336 c.
15. Babkin A., Mylnikova E., Chernovalova G., Belmas S., Nagibina N. Information-Infrastructure Mechanism for Managing Industrial Enterprise Self-Development in the Setting of Digitization // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2022. – p. 762-770. – doi: 10.1007/978-3-030-81619-3_85.
16. Докукина А. А. Гибкие подходы к управлению инновационными проектами организаций: значение и возможности Agile // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 333-348. – doi: 10.18334/epp.11.2.111586.
17. Модель управления изменениями при цифровизации компании // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2020. – № 2. – c. 208-220. – doi: 10.15593/2224-9354/2020.2.15.
18. Дробот Е. В., Макаров И. Н., Комиссаров Р. С. Формирование лидерства на рынке на основе управления знаниями // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 349-360. – doi: 10.18334/lim.6.4.41348.
19. Мыльникова Е. М., Нагибина Н. П., Черновалова Г. А. Механизм саморазвития промышленного предприятия как инновационная методика повышения уровня его конкурентоспособности // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 3. – c. 165-176. – doi: 10.18334/lim.6.3.40923.
20. Патрушев В. С., Попов В. Л. Механизм управления инновационным развитием высокотехнологичного предприятия с полным производственным циклом // Журнал прикладных исследований. – 2021. – № 4. – c. 30-38. – doi: 10.47576/2712-7516_2021_4_2_30.
21. Стегний В. Н. Культура в информационно-инновационном обществе. / монография. - Пермь, 2017. – 497 c.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:26