Совершенствование управления инновационным развитием региональных телекомпаний в условиях цифровой трансформации
Фомина А.Н.1
1 Филиал ФГУП ВГТРК «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Брянск», Россия, Брянск
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 2 (Февраль 2023)
Цитировать:
Фомина А.Н. Совершенствование управления инновационным развитием региональных телекомпаний в условиях цифровой трансформации // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 2. – С. 495-512. – doi: 10.18334/epp.13.2.117107.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50350719
Аннотация:
Внедрение цифровых технологий в сферу телевизионной индустрии приводит к трансформации управленческих функций телеменеджеров, к проведению структурно-функциональных изменений, к внедрению инновационных форм и методов управления телепроизводством и телевещанием, к разработке новых управленческих стратегий. В условиях цифровой трансформации сферы телеиндустрии особую актуальность приобретает проблема совершенствования управления инновациями. В статье, на основе проведённого автором исследования, актуализирована роль регионального телевидения в социальной и информационной структуре региона, исследована система управления инновационной деятельностью в региональных телекомпаниях, выявлены и систематизированы проблемы инновационного развития региональных телекомпаний, сформулированы и структурированы стратегии и задачи по совершенствованию управления инновационным развитием региональных телекомпаний. Результаты исследования могут представлять интерес для государственных органов власти, руководителей региональных телекомпаний, медиаисследователей, студентов и аспирантов профильных вузов, а также для широкого круга заинтересованных читателей. Теоретическая ценность исследования характеризуется системным подходом к выявлению стратегий и задач по совершенствованию управления инновационным развитием региональных телекомпаний
Ключевые слова: управление, инновации, цифровые технологии, цифровая трансформация, телеиндустрия, региональные телекомпании
Введение
Инновационное развитие регионального телевидения в условиях цифровизации становится фактором устойчивости социальной и информационной структуры региона, влияя на общественное сознание и инновационную активность через наполнения телеконтента, формы передачи информации и технологии телесмотрения [25].
Фундаментальные изменения, вызванные цифровизацией телеиндустрии, требуют от региональных телекомпаний пересмотра существующих механизмов управления инновациями и трансформации традиционных стратегий. Вполне закономерно, что телекомпании стали разрабатывать стратегии, ориентированные на опережающее производство высококонкурентных телепродуктов, распространяемых через множество инновационных каналов доставки. Основная цель телекомпаний теперь заключается в том, чтобы производить такой инновационный контент, который будет отвечать все возрастающим требованиям аудитории и будет более конкурентоспособным, чем продукт конкурентов. Соответственно, доставка такого контента должна осуществляться быстро и удобным для потребителя каналом. Как видим, цифровые технологии определили стратегический вектор развития телеиндустрии - фокусировка на потребителя. Таким образом, важнейшей задачей телекомпаний становится разработка таких инновационных стратегий, которые обеспечат организации конкурентоспособность в условиях цифровой парадигмы. С нашей точки зрения, это является важнейшим направлением деятельности менеджеров телекомпаний.
В этой связи исследование проблем совершенствования управления инновационным развитием региональных телекомпаний в условиях цифровой трансформации обусловили актуальность данной статьи.
Вопросам совершенствования управления региональными телекомпаниями посвящены работы отечественных учёных Е.Л.Вартановой [2], А.В.Вырковского [5], Е.Ю.Дугина [7,8], Ю.М.Ершова [13,14], М.И.Ефанова [15], М.С.Ермолаева [12], Р.Ю.Каратаева [17], зарубежных авторов Р.Г.Пикарда [33], С.Линдгрен [29], А.А.Каллэй [27], Т.Худжанен [28], Н.Негропонте [31], Г.Г.Паркера [33].
Проведённый нами анализ работ отечественных и зарубежных авторов свидетельствует о том, что в данных исследованиях лишь фрагментарно освещены проблемы совершенствования управления инновационным развитием региональных телекомпаний в условиях цифровой трансформации. В этом контексте объектом нашего исследования является инновационное развитием региональных телекомпаний, а предметом — совершенствование инновационных стратегий управления цифровым региональным телевидением.
Цель и задачи исследования состоят в том, чтобы проанализировать и оценить современное состояния цифровой трансформации региональных телекомпаний, выявить и обобщить проблемы инновационного развития регионального телевидения, сформулировать и систематизировать инновационные стратегии и управленческие задачи инновационного развития региональных телекомпаний.
Методология исследования: основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, научные и аналитические статьи в специализированных изданиях, официальные документы федеральных и региональных органов власти, ресурсы сети Интернет, посвященные проблемам инновационного развития регионального телевидения. В данном исследовании применялись эмпирические методы: сравнений, аналогий, классификаций, группировок, в том числе экспериментально-теоретического уровня (анализ и синтез, логический метод).
Научная новизна исследования состоит в выявлении и систематизации инновационных стратегий и управленческих задач инновационного развития региональных телекомпаний.
Результаты исследования: актуализирована роль регионального телевидения в социальной и информационной структуре региона, исследована система управления инновационной деятельностью в региональных телекомпаниях, выявлены и систематизированы проблемы инновационного развития региональных телекомпаний, сформулированы и структурированы стратегии, методические рекомендации и задачи по совершенствованию управления инновационным развитием региональных телекомпаний.
Роль регионального телевидения в социальной и информационной структуры региона
Анализ телевизионной практики свидетельствует, что на государственном уровне отсутствует чёткая стратегия развития регионального телевидения. В стране постоянно меняются правила телевизионной игры, поэтому региональные телекомпании не могут разработать чёткую стратегию и бизнес-модель своего развития. Сформулированная модель телевидения будущего как «телевидения высокой и ультразвуковой чёткости изображения с объёмным звуком, интерактивное, с добавлением виртуальной реальности и всемирным вещательным роумингом» [4] и основанная на цифровых технологиях в ближайшем будущем будет недоступна для большинства регионов. Минкомсвязь предлагает региональным телекомпаниям размещать собственную телепродукцию в «окнах» федеральных телеканалов или уходить в кабельные сети, а финансироваться из скромного регионального бюджета. Как отмечают эксперты, небольшие региональные врезки в федеральные телеканалы не решают в целом проблему цифрового регионального телевидения. Исследователи констатируют, что отсутствие региональных телеканалов в цифровом эфирном вещании (1-м и 2-м мультиплексах) имеет ряд негативных последствий:
– происходит сужение регионального телерынка, его перераспределение, усиление позиций провластных телекомпаний, сохранение идеологического и политического консерватизма, «примат пропагандисткой функции»;
– цифровой сигнал превращается на рынке в дефицитный товар;
– телеканалы теряют значительную часть телезрителей, которые начинают пользоваться бесплатными каналами в мультиплексах;
– уменьшаются доходы телеканалов в связи с уменьшением регионального рекламного рынка (в целом в регионах наблюдается 30-процентное падение рекламного рынка);
– ограничиваются возможности региональных органов власти осуществлять свои полномочия и своевременно доводить актуальную информацию до населения;
– ограничиваются возможности населения вести диалог с властью [7,13,18].
Наш практический опыт работы в региональных телекомпаниях свидетельствует, что у населения не исчезает интерес к местной повестке дня, к родному языку, к национальной культуре и традициям. Профессор Е.Я. Дугин подчёркивает, что «как бы сильно ни стремились федеральные каналы к унификации контента, местные события всегда останутся наиболее притягательными для телезрителя. Хотя бы потому, что для коренного населения регион — это привычная среда обитания, повседневная жизнь, место, где развиваются дружеские и родственные отношения, где закладываются и формируются основы идентичности, ценностные и смысловые характеристики личности» [8]. Телевизионная практика свидетельствует, что новостные программы, подготовленные региональными телекомпаниями, не только успешно конкурируют с федеральными каналами, но и «в ряде случаев превосходят их по уважительному отношению к человеку, по злободневности в освещении жизненных проблем, искренности интонации, оригинальности подачи информации, глубине анализа, внимания к деталям, из которых и состоит повседневная жизнь» [7]. Также сложно переоценить важность своего локального, «родного» канала для жителей каждого города, где зритель может получить актуальную оперативную информацию о том, что происходит рядом. В Резолюции XXII Международного конгресса НАТ отмечается, что «для региональных органов власти, органов местного самоуправления, депутатов законодательной ветви власти всех уровней наличие местных телекомпаний является чуть ли не единственной возможностью донести свою политическую позицию, принять участие в телевизионных предвыборных агитационных мероприятиях, отчитаться о проделанной работе, используя трибуну телевизионного СМИ как самую массовую бесплатную коммуникационную площадку» [20]. Мы разделяем точку зрения медиаисследователей, считающих, что «региональное телевидение выполняет в первую очередь информационную функцию и функцию социальной идентификации, помогая жителям городов России соотносить себя и свою жизнь с жизнью своего региона. Только местное телевидение может показать основные события, познакомить с историей, современными проблемами, лицами, событиями города, области, края. Ни один федеральный канал не поможет телезрителю осознать себя гражданином своего города, понять, чем его регион отличается от других, не расскажет о самых близких для него проблемах. Основная ниша региональных каналов - это освещение жизни в регионе» [8].
При этом очевидно, что региональному телевидению принадлежит важная роль в территориальном информационном пространстве. Благодаря местным новостным программам население получает актуальную оперативную информацию о том, что происходит здесь и сейчас в регионе, в родном городе, в небольшом населённом пункте. Населению интересно знать, какие события происходят в регионе, жителям важен диалог с местной властью. Таким образом, востребованность регионального телевидения объясняется рядом факторов:
–удовлетворение потребностей населения в местной информации;
– развитие форм выражения общественного мнения с помощью телевидения;
– желание населения участвовать в общественной жизни региона при информационной поддержке телевидения;
– формирование региональной идентичности населения;
–развитие национальной культуры и традиций;
– формирование социально-культурных ценностных ориентаций местного населения с учётом специфических региональных обстоятельств и условий;
–удовлетворение потребности населения получать информацию на родном языке;
– желание руководства региона иметь «собственное» телевидение и использовать его как инструмент влияния на массовое сознание населения для ведения диалога с жителями региона [7].
Исследование системы управления инновационной деятельностью в телекомпаниях Брянской области
Телеиндустрия Брянской области представлена сетью цифрового наземного телевизионного вещания, состоящего из 31 объекта и 62 цифровых передатчиков (31 первого мультиплекса, 31 второго мультиплекса) и тремя телеканалами: телеканал «Брянская губерния» (Государственное автономное учреждение Брянской области «Десна»), телеканал «Брянск 24», ГТРК «Брянск» («филиал ВГТРК «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Брянск»).
Сеть цифрового наземного вещания покрывает всю территорию региона. Все жители Брянской области могут смотреть телепрограммы 20 каналов первого и второго мультиплексов в хорошем качестве и с хорошим звуком, запущены региональные врезки в эфир каналов ВГТРК и ОТР. Врезка регионального контента в цифровой сигнал производится в региональном центре формирования мультиплексов.
Анализ регионального телевещания свидетельствует о том, что коммерческая модель телевидения в регионе не доказала свою жизнеспособность. Практически не осталось телекомпаний, которые были бы успешны в телебизнесе и независимы от местных властей. Процессы цифровизации приводят к сужению регионального телерынка. Экспансия федеральных телеканалов фактически приводит к вытеснению регионального телевидения с информационного поля.
Кратко охарактеризуем состояние управления инновациями в региональных телеканалах.
Телеканал «Брянская губерния» (Государственное автономное учреждение Брянской области «Десна») является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Брянской области в сфере телерадиовещания [23].
От имени Брянской области функции и полномочия учредителя осуществляет Правительство Брянской области (Департамент внутренней политики Брянской области). Финансовое обеспечение осуществляется в виде субсидий из областного бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников [23].
Основными органами управления учреждения являются наблюдательный совет учреждения, руководитель учреждения [23].
Телеканал «Брянская Губерния» позиционирует себя как крупнейший областной информационный круглосуточный телеканал. Каждые два часа в эфире информационная программа «События», с главными новостями, информацией о жизни города и области, а также с новостями экономики, спорта, культуры, прогнозом погоды [21]. Сигнал телеканала доступен не только всем жителям региона, но и большинства территорий России посредством вещания кабельных операторов, спутниковых ресурсов «НТВ+», IP – телевидения, «Ростелеком». Телеканал наделён статусом «обязательного общедоступного телеканала субъекта Российской Федерации» (21-й кнопки). Телеканал также дополнительно вещает пять часов в день на телеканале ОТР (9 кнопка 1-ого мультиплекса).
С каждым годом телеканал увеличивает количество оригинальных телепроектов: «Брянские улицы», «Всё что было», «Земляки», «Край Брянский», «Марафон наций» и др. Аудитория телеканала составляет более 700 тыс. зрителей [21].
В состав холдинга «Брянская губерния» входит телеканал «Брянск 24», радиостанция LOVERADIO Брянск» и «Радио ДАЧА».
Телеканал ГТРК «Брянск» (Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Брянск») является филиалом Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) - крупнейшего российского медиахолдинга. ГТРК «Брянск» вещает на двух телевизионных каналах «Телеканал «Россия» и «Российский Информационный Канал «Россия-24» и двух радиоканалах «Радио России. Брянск» и «Вести FM-Брянск». Ежедневно по будням 12 раз в день выходит в эфир информационная программа «Вести-Брянск» на «Телеканале «Россия» и 2 раза в день на телеканале «Россия-24», 4 информационных выпуска Радио России «Брянск» и 18 выпусков «Вести FM-Брянск» [22]. В региональном эфире немало тематических программ и специальных теле- и радиопроектов. Оригинальными телепроектами являются программы «Специальный репортаж», «Путешествуем вместе», «Образовательная среда», « Будьте здоровы, «Дорога без опасности» и др.
В 2016 году служба телевидения ГТРК «Брянск» была оснащена новейшим цифровым оборудованием. 11 сентября 2017 года филиал РТРС «Брянский ОРТПС» и ГТРК «Брянск» начали трансляцию программ в составе пакета цифровых телеканалов РТРС-1 (первый мультиплекс) в Брянской области. Теперь телепрограммы смотрят жители практически всей области, даже в самых отдаленных ее уголках, зрительская аудитория более миллиона человек. Надо отметить, что ГТРК «Брянск» в рейтинге «Медиалогии» долгое время держит марку самого цитируемого СМИ региона [22].
Филиал активно сотрудничает с коллегами по ГТРК из других областей, обмениваясь съемками и сюжетами. Головной офис, в свою очередь, проводит мониторинги, курсы повышения квалификации, обеспечивает техническое и программное оснащение, выделяет субсидии на зарплаты сотрудников.
Главную задачу телеканала его руководство видит в информировании населения о том, что происходит в разных сферах жизни региона.
Телеканал «Брянск 24» круглосуточный канал нового поколения, вещает на 22 кнопке. В эфире телеканала: актуальные новости города, репортажи, интервью, а также художественные фильмы, документальные киноленты, мультфильмы, сериалы, музыка для разной возрастной категории.
Как показало наше исследование, основным телепродуктом всех трёх телекомпаний является новостной контент. Очевидно, что информационная функция регионального телевидения является важнейшей. Все телекомпании имеют фиксированное время выхода новостей и конкретную частоту выхода информационной программы в эфирные сутки. Так, в рамках программы «Утро России» на канале «Россия 1» региональные новости выходят 8 раз в формате коротких экспресс-выпусков, из них 3-4 оригинальные выпуски, остальные – повтор.
Считаем необходимым отметить, что все региональные телеканалы работают в цифровом формате, что значительно расширяет возможности телепроизводства и телевещания. Цифровое оборудование позволяет с помощью сетей 4G вести прямые трансляции с места событий из любой точки Брянской области.
Производственная деятельность региональных телекомпаний («ГТРК-Брянск», «Брянская губерния») постепенно организуется в цифровой среде:
– приобретается цифровое студийное оборудование: видеокамеры, коммутаторы, видеосерверы, синхронизаторы, монтажные станции др.
– используются специализированные сетевые приложения для управления производством программ и новостей;
– приобретаются программы для автоматизации телепроизводства и телеэфира;
– видеосъемки осуществляются цифровыми видеокамерами;
– работа с архивами построена на специализированных сетевых приложениях;
– осуществляется нелинейный цифровой монтаж видеофайлов: видеофайл скачивается с карточки в цифровой архив и доступен для монтажа на компьютерных нелинейках.
Так, телеканал «ГТРК-Брянск» полностью работает в формате HD высокой чёткости – 16:9, все камеры, весь монтаж, весь контент в цифровом качестве. Приобретённый программный продукт Dalet позволяет автоматизировать весь эфир, сократить время подготовки телепродукции, оптимизировать работу с фильмовидеотекой, повысить качество изготовления финального сюжета.
Телеканал «Брянская губерния» первым в Брянской области перешел на вещание в формате HD. Теперь каждый новостной сюжет, прямые эфиры и проекты транслируются с телевизионным сигналом высокого разрешения. Для перехода на новый формат закуплено современное оборудование, обновлен вещательный сервер.
Таким образом, современное цифровое оборудование и цифровые технологии обеспечивают высокие не только технические, но и качественные характеристики контента.
Нами отмечается, что в условиях цифрового стандарта региональные телеканалы значительно расширили межрегиональное и международное сотрудничество. Например, телеканал «Брянская губерния» активно сотрудничает с региональными телекомпаниями Перми, Пензы, Саратова, Воронежа и др., а также с телекомпаниями Республики Беларусь. Телекомпании обмениваются собственными программами, разрабатывают совместные инновационные проекты и др.
Переход на цифровой формат позволил региональным телеканалам расширить своё присутствие в сети Интернет и в социальных сетях. Все телеканалы имеют собственные сайты.
Проблемы инновационного развития региональных телекомпаний
На основе проведённого анализа нами сделан вывод о том, что в связи с переходом на цифру региональные каналы испытывают большие проблемы. По мнению руководителей телекомпаний, это, прежде всего финансовые трудности, так как требуются цифровое оборудование и новые мощности: дисковое пространство, мощность процессоров, оперативной памяти и др. К тому же цифровое оборудование постоянно совершенствуется и обновляется, что требует значительных финансовых вложений. Также следует отметить, что процессы цифровизации приводят к превращению цифрового сигнала на региональном телерынке в дефицитный, дорогостоящий товар, доступный лишь ограниченному кругу региональных телекомпаний. Серьёзной проблемой региональных телекомпаний является отсутствие возможностей оценить свою аудиторию и качество контента, так как дорогостоящий формат телеизмерений им недоступен. В условиях жёсткой конкуренции на телевизионном рынке аудитория региональных телеканалов продолжает уменьшаться. Местным телеканалам приходиться конкурировать с федеральными каналами как в ТВ-вещании, так и в онлайн-вещании.
В этом контексте следует указать и на такую проблему, как взаимоотношения региональных телеканалов с федеральными сетевыми партнёрами. Эксперты отмечают, что «заключая договорные отношения с федеральным сетевым партнером, региональный канал постепенно начинает терять свою самостоятельность из-за постоянного вмешательства в вещательный процесс, что в конечном итоге приводит к потере интереса у зрителей. Канал либо выживает в этой борьбе, удерживая позиции, либо сходит с арены» [19].
Переход на цифру также обострил проблему профессиональной компетентности сотрудников региональных телеканалов, которые оказались не готовы работать в условиях цифровых технологий телерадиовещания, в связи с чем возникла потребность в переподготовке и повышении квалификации работников. Большинство сотрудников региональных телекомпаний не имеют качественного профильного образования.
Анализ телевизионной политики региональных телекомпаний, управленческих и организационных структур показал, что во всех телеканалах:
– не разработаны концептуальные подходы к управлению инновациями;
– не созданы организационные структуры по управлению инновациями;
– отсутствие средств для профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала;
– отставание в уровне технико-технологической оснащённости от общенациональных и сетевых вещателей, что значительно снижает уровень конкурентоспособности региональных телекомпаний;
– в полной мере не используются новые технологические возможности телеиндустрии для внедрения инноваций, повышения имиджа телеканалов и совершенствования их финансово-экономической деятельности.
Проведённое исследование позволило определить и структурировать общие проблемы инновационного развития региональных телекомпаний (таблица 25).
Таблица 25 – Проблемы инновационного развития региональных телекомпаний
Характер проблем
|
Содержание проблем
|
Организационно-экономические
проблемы
|
-
недостаточный опыт организации инновационной деятельности у руководителей
телекомпании, не используются эффективные технологии менеджмента, низкая
инновационно-ориентированная управленческая культура; отсутствие чёткой
программы стимулирования инновационной активности сотрудников, методов
реализации их интеллектуального и инновационного потенциала;
- локальное присутствие региональных телеканалов в мультиплексах, экономические условия (небольшие бюджеты телекомпаний, небольшой пул рекламодателей) не позволяют запустить для региональных телеканалов третий мультиплекс (стоимость передачи цифрового эфирного сигнала составляет 12 млрд. руб. в год), компании вынуждены на платной основе уходить в кабель, спутник, Интернет, ОТТ, мобильные приложения и договариваться с каждым оператором самостоятельно; - постоянное изменение внешних «правил игры» в отношении региональных телекомпаний, что препятствует разработатке чёткой стратегии и бизнес-модели развития; стремлению региональных телеканалов к независимой позиции препятствует чрезмерный контроль местных органов власти, которые рассматривают телекомпании как важнейшее средство реализации своих политических целей и амбиций; - отсутствие телеизмерений в регионе, что приводит к невозможности привлекать рекламодателей под эту часть аудитории, в телекомпаниях отсутствует отдел маркетинга, ориентированный на решение информационно-аналитических задач, не организуются и не проводятся масштабные маркетинговые исследования, не изучается бенчмаркинг инноваций в сфере телеиндустрии, в деятельности ведущих телекомпаний |
Кадровые
проблемы
|
-
обострение кадровых проблем: выпускники профильных вузов не готовы к работе в
новых условиях, недостаточный уровень профессионализма журналистов,
операторов, IT-специалистов, инженеров,
монтажёров, режиссёров, способных создавать инновационные модели телевещания;
в региональном вузе будущих журналистов обучают в основном
преподаватели-филологи, не в полной мере владеющие профессиональными знаниями
в медиа-сфере
|
Проблемы
телепроизводства и телевещания
|
-
редко разрабатываются инновационные проекты, новостные программы не всегда
транслируются в прямом эфире, преобладает излишняя формализация и
стандартизация форматов телевещания, в региональных телекомпаниях постепенно
исчезают аналитические, культурно-просветительские, образовательные программ
и публицистика; мало создаётся программ, в которых журналисты напрямую
общаются со зрителями, в штате редакций региональных телекомпаний отсутствует
продюсерский отдел, что сказывается на качестве разработки сюжетов, их
актуальности
|
Нетрудно заметить, что сегодня региональному телевидению свойственны многие проблемы:
– отсутствие чёткой государственной стратегии развития регионального телевидения;
– на региональном рынке усиливается конкуренция за аудиторию между всеми сегментами телеиндустрии;
– небольшие бюджеты региональных телекомпаний;
– отсутствие телеизмерений в регионе, что снижает возможности привлечения рекламодателей.
Анализ нормативно-правовых документов Департамента внутренней политики Брянской области свидетельствует о том, региональные органы власти особое внимание уделяют контролю за программной политикой телеканалов. При этом очевидно, что основной проблемой регионального телерадиовещания является зависимость от органов власти, ориентация на их интересы, а не на потребности и запросы аудитории.
Стратегии, задачи и методические рекомендации по совершенствованию управления инновационным развитием региональных телекомпаний.
Анализ процесса цифровой трансформации региональной телеиндустрии, её инновационного развития приводит к выводу о том, что необходим поиск новых подходов к управлению инновациями, принятие новых управленческих стратегий и решений. Нами сформулированы основные управленческие стратегии, задачи и методические рекомендации по совершенствованию управления инновационным развитием региональных телекомпаний [24].
1. Стратегические задачи:
– принимать активное участие в реализации государственной инновационной телевизионной политики, совершенствовать маркетинговое управление: постоянная коррекция деятельности телеканалов в соответствии с изменяющимися условиями рыночной среды, определение приоритетных направлений, продуманная программа поведения на рынке, оптимизация использования ресурсов;
– создавать свою нишу для инновационного развития: активно использовать digital-платформы для продвижения телеканала, не ограничиваться только эфиром, развивать своё присутствие во всех экосистемах, запускать специализированные телепродукты и услуги, быть клиентоориентированными, создавать оригинальные «медиабутики», активнее разрабатывать и внедрять новые форматы телевещания, в том числе интерактивные, внедрять различные мультимедийные услуги, активно развивать сервисы и приложения в рамках инновационных технологий (онлайн-вещание, мобильные приложения, видеопорталы и др.), что приведёт к расширению зрительской аудитории, росту продолжительности телесмотрения, увеличению рекламных доходов и улучшению качества телеизмерений;
– увеличивать объёмы собственного телепроизводства, повышать оригинальность инновационного телеконтента, разрабатывать несколько программных линеек, делать их качественными, брендообразующими, создавать собственный большой продакшн, производить интересные тематические программы, рассчитанные на все возрастные группы, утренние и вечерние интерактивные шоу с местным контентом в прямом эфире, обеспечивать объективность в освещении новостных событий;
– создавать инновационные структурные подразделения, ответственные за продвижение и развитие телепродуктов в онлайн-среде, за создание и развитие бренда телекомпании, за разработку инновационных телепроектов для определённых тайм-слотов с использованием многоканальных коммуникаций, организовывать съёмки и прямые включения с радиоуправляемых дронов-коптеров.
2. Задачи и методические рекомендации в сфере развития цифровых технологий и цифровой инфраструктуры:
– создание инновационной технологической среды телекомпаний, совершенствование способов создания, презентации и доставки контента, активное внедрение технологий мультимедиа, обеспечение доступности канала на мобильных устройствах и на платформах Smart-TV, обеспечение стандартизации и мультиплатформенности контента для работы на всех платформах (кабельное и эфирное ТВ, контент-порталы, компьютерные приставки, радио, виртуальные пространства, социальные сети и др.);
– внедрение высокотехнологичных инноваций, выступление активными трендсеттерами в области контента и эффективное продвижение его на различных медиаплатформах, стремление упаковывать контент разными форматами, исходя из предпочтений аудитории на конкретной платформе;
– постепенная трансформация в мультимедийную компанию, которая производит профессиональный контент и использует его на всех доступных платформах;
– постоянное освоение телевизионными специалистами новых креативных и коммуникационных возможностей, инновационных технических и технологических приёмов и навыков, журналистам необходимо становиться многофункциональными, универсальными специалистами, приобретать мультимедийные навыки, уметь создавать контент для онлайновых форматов, осваивать новые технологические платформы и коммуникационные стратегии.
3. Задачи и методические рекомендации в сфере взаимодействия со зрителями:
– разрабатывать общественно-значимые телевизионные проекты с целью длительного взаимодействия с аудиторией, а также влияния на её социальное поведение и на процесс телесмотрения;
– создавать для телезрителей привлекательную и доступную пользовательскую среду, чтобы удовлетворять их разнообразные предпочтения;
– развивать концепцию близости к зрителю, постоянно находится в диалоге со своей аудиторией, использовать все сетевые инструменты для обращения ко всем сегментам аудитории, в т.ч. сообщества в соцетях, собственные медиа, каналы в Дзене, YouTube, как самую многочисленную базу подписчиков, которая к тому же стабильно монетизируется за счёт рекламы;
– увеличивать охват аудитории за счёт вещания в бесплатном спутниковом пакете «Телекарта, в «Яндекск», «Peers-ТВ» и др.;
– формировать ядро постоянных телезрителей, привлекать зрительскую аудиторию к определению смысла и ценностей бренда, к его развитию;
– осуществлять мониторинг последних трендов и предпочтений аудитории;
– увеличивать объёмы кастомизированного контента с целью адаптации контента под запросы конкретного потребителя, производить больше самого разнообразного видеоконтента: прямые трансляции, интервью, видеообзоры, пользовательские ролики и другое;
–давать аудитории эксклюзивную информацию, внедрять более короткие тестовые форматы, мемы, видеоконтенты, подкасты, сториз;
– расширять сотрудничество с крупными региональными компаниями – рекламодателями, делая для них спецпроекты, прямые эфиры и др.
–развивать взаимодействие и долгосрочное партнёрство: проведение совместных PR-компаний с партнёрами; совместное создание спецпроектов, циклов программ, телетрансляций; участие в региональных мероприятиях и их освещение; участие в российских телекоммуникационных выставках; принимать активное участие в работе международных телекомпаний и технических телевизионных сообществ [24].
С нашей точки зрения, данные управленческие стратегии и методические рекомендации позволят более эффективно управлять инновациями в региональных телекомпаниях, будут способствовать повышению экономического эффекта и достижения максимального охвата аудитории. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что региональным телекомпаниям необходимо как можно быстрее адаптироваться к процессам цифровой трансформации, осуществлять инвестиции в цифровые технологии и применять новые управленческие решения [25].
Заключение
На основании изложенного, мы приходим к следующим выводам:
Цифровые трансформации в сфере телеиндустрии требуют от региональных телекомпаний инновационных стратегий развития, внедрение новейших цифровых технологий, проведение диверсификации редакций телеканалов, переобучение тележурналистов, повышение качества управления редакциями телеканалов, формирования инновационной организационной структуры, использование инновационных методов управления маркетинговой деятельностью с учетом рыночного спроса, потребностей и предпочтений потребителей.
Нами констатируется, что изменение механизмов взаимодействия между региональными телеканалами и местными органами власти приведет к реформированию регионального телевидения, ускорению процессов инновационного развития и цифровой трансформации телекомпаний. Более того мы полагаем, что существуют реальные возможности трансформации существующего механизма взаимодействия власти и телеканалов в более современные формы государственного регулирования, при условии развития экономической самостоятельности телеканалов с одновременным исполнением ими норм деятельности, требуемой от ответственной и свободной тележурналистики.
Источники:
2. Вартанова Е.Л., Вырковский А.В., Макеенко М.И., Смирнов С.С. Индустрия российских медиа: цифровое будущее. / монография. - М.: МедиаМир, 2017. – 160 c.
3. Веригина А.В. Управление конкурентоспособностью организаций медиаиндустрии. / дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Москва, 2012. – 165 c.
4. Волин А.К. Доклад на ХХ Международном конгрессе Национальной Ассоциации Телерадиовещателей (НАТ) «Телевидение. Уравнение с тремя неизвестными: регионы, реклама, измерения», 16—17 ноября 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/article/ (дата обращения: 15.12 2022).
5. Вырковский А.В., Макеенко М.И. Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи. - М.:МедиаМир, 2014. – 144 c.
6. Даутова Р.В. История регионального телевидения России. / учебно-методическое пособие для магистрантов. - Казань:Казан. ун-т, 2018. – 50 c.
7. Дугин Е.Ю. Региональное телевидение: стратегия развития или судьба // Журналист. Социальные коммуникации. – 2017. – № 1. – c. 27-39.
8. Дугин Е.Ю. Медиасоставляющая цифровой экономики // Вестник МГУ. Серия10. Журналистика. – 2018. – № 1. – c. 159-175.
9. Заварзина А. Региональные телекомпании о третьем мультиплексе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.broadcasting.ru/articles/ (дата обращения: 11.12.2022).
10. Ивашкина О., Бузин В. Что такое региональное телевидение. Broacasting. Телевидение и радиовещание. [Электронный ресурс]. URL: http://broadcasting.ru/articles2 (дата обращения: 18.12.2022).
11. Еременко О. А. Региональное ТВ. Опыт и современная практика вещания. - СПб: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, 2008. – 38 c.
12. Ермолаев М.С. Управление инновационной деятельностью предприятий сферы телерадиовещания. / дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05. - Москва, 2006. – 144 c.
13. Ершов Ю.М. Региональное телевидение в российской медиасистеме. / автореф. дис.,.. докт. филолог. наук: 10.01.10/ Ершов Юрий Михайлович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2012. – 44 c.
14. Ершов Ю.М. Телевидение регионов в поисках моделей развития. - М: МГУ, 2012. – 340 c.
15. Ефанов А.А. Влияние цифровизации на деструкцию института регионального телевидения // Власть. – 2017. – № 8. – c. 49-53.
16. Иванова Н. Что ждёт региональное телевидение России. [Электронный ресурс]. URL: tps://newizv.ru/news/society/21-01-2018/ (дата обращения: 15.01 2022).
17. Каратаев Р.Ю. Состояние регионального ТВ при переходе на цифровое вещание // Вестник электронных и печатных СМИ. – 2016. – № 1(24). – c. 130-143.
18. Малькевич А. Переходя на цифровое телевещание, мы «за бортом» оставляем региональное телевидение. [Электронный ресурс]. URL: http://www.prisp.ru/analitics/1119 (дата обращения: 02.12.2022).
19. Парфёнов С., Стуликов А, Сошникова О. Проблемы и перспективы регионального телевидения. [Электронный ресурс]. URL: htttp://broadcasting.ru/articles2/reviews/ (дата обращения: 04.12.2022).
20. Резолюция XXII Международного конгресса НАТ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.broadcasting.ru/news/ (дата обращения: 16.01 2022).
21. Сайт телеканала «Брянская губерния». [Электронный ресурс]. URL: http://www.guberniya.tv/ (дата обращения: 25.12. 2022).
22. Сайт Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Брянск». [Электронный ресурс]. URL: http://www.br-tvr.ru/index.php? (дата обращения: 11.01 2023).
23. Устав Государственного автономного учреждения Брянской области «Десна» (телеканал «Брянская Губерния»). [Электронный ресурс]. URL: http://www.guberniya.tv/ (дата обращения: 11.01. 2023).
24. Фомина А. Н. Управление инновациями в телеиндустрии в условиях цифровизации экономики. / дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Н.-Новгород, 2021. – 243 c.
25. Фомина А. Н., Ползунова Н. Н.,Широкова Л. В. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры региона на основе управления инновациями в телеиндустрии // Известия Юго-Западного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2022. – № 3. – c. 85-96.
26. Фомина А.Н. Региональное телевидение в контексте цифровой трансформации // Вестник ОрелГИЭТ. – 2019. – № 2. – c. 133-138.
27. Callay A. (2011) TV in the World in 2010: When More Connected Means Higher TV Consumption.Каллэй А. (2011)
28. Hujanen T. The Power of Schedule. Programme Management in the Tranformation of Finnish Public Service Television. - Tampere University Press, 2002
29. Lindgren S. Digital Media and Society. - London: Sage, 2017.
30. Media:In the vanguad of digital tranformation (Digital tran. [Электронный ресурс]. URL: https://reports.weforum.org/digital-transformation/ (дата обращения: 08.12 2022).
31. Negroponte N. Being Digital. - New York: Vintage, 1996.
32. Parker G.G., Van Alstyne M., Choudari S.P. (2016) Platform Revolution: How Networked Markets Are Transforming the Economyand How to Make Them Work for You
33. Picard R.G. Mapping Digital Media: Digitization and Media Business Models. - London: Open Society Institute, 2011.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 16:08:58