Cоциально-культурное сопровождение рабочего времени
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (92), Июнь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
XX век стал эпохой мощных социально-культурных потрясений, охвативших весь мир, этапом становления постиндустриального информационного общества. Капитализм диктует обществу свои условия, ускоряя развитие производства и различных технологий. В связи с этим, у людей постоянно возрастает профессиональная занятость – человек все больше времени уделяет работе.
Ключевые слова: социология, информационное общество, рабочее время, свободное время
XX век стал эпохой мощных социально-культурных потрясений, охвативших весь мир, этапом становления постиндустриального информационного общества. Капитализм диктует обществу свои условия, ускоряя развитие производства и различных технологий. В связи с этим, у людей постоянно возрастает профессиональная занятость – человек все больше времени уделяет работе.
Профессиональное развитие выходит на первый план, затмевая личностный рост человека. Именно поэтому ответственность за общекультурное развитие личности должна лечь на работодателя. Работа может и должна стать не только источником материального благополучия индивидуума, но и местом его интеллектуального роста. В офисе, на производстве необходимо создать такую обстановку, которая будет благоприятно влиять на общекультурное развитие человека, поскольку это самое развитие отражается на всех сферах жизнедеятельности. «Человек третьего тысячелетия должен интериоризировать культуру как всепроникающее явление, проявляющееся во всех сферах и на всем протяжении жизни. Условием эффективного развития общества становится социализация и инкультурация личности, ее саморазвитие как субъекта культуры». [1]
Бурное развитие в последнее время производственных отношений, их специфика и особенности позволяют рассматривать проблему общекультурного роста личности в сфере среднего и малого бизнеса в аспекте не только возможности, но и необходимости. Предпринимателям предстоит решать задачу соотношения личностного саморазвития и профессиональной деятельности, стержнем которой, в свою очередь, является диалектическое единство мастерства и общекультурного развития. Сегодня одного профессионализма недостаточно ‑ личность должны характеризовать также:
‑ осознанное отношение к себе и окружающим;
‑ толерантность, креативность и поведенческая гибкость;
‑ способность видеть прекрасное;
‑ умение строить свой мир по законам красоты;
‑ развитие своих эстетических способностей;
‑ активное участие в социально-культурном творчестве. [2]
Классик американской философии и педагогики Дж. Дьюи конкретизировал эту мысль, подчеркнув, что общекультурное развитие – это ведущее средство социализации личности, в рамках которого обеспечивается равновесие и гармония между индивидом и средой и, в частности, между человеком и его профессиональной деятельностью. [3]
Общекультурное развитие личности прямо или косвенно связано с корпоративной культурой и философией компании. Стиль руководства, психологический климат в коллективе, сложившийся имидж организации - все это не может не влиять на результаты работы любого предприятия.
Работодатели не должны бояться тратить время и средства на «воспитание» всесторонне развитой, глубокой, мыслящей личности. Такой подход к человеку гарантирует повышение производительности труда, лояльность и восприимчивость подчиненных. Социально-культурная работа укрепляет благонадежность сотрудников, уменьшает текучесть кадров, является надежной профилактикой психосоматических заболеваний. Непрерывное развитие культурного уровня повышает самооценку сотрудников, делает их внутренне самодостаточными и творчески раскрепощенными, что неминуемо ведет к росту профессионального потенциала специалистов. Кроме того, это еще и экономически выгодно. Социально-культурное сопровождение рабочего времени дает возможность творческого саморазвития, что по своей сути является для человека показателем психологического благополучия и позволяет ему надолго сохранять способность к активному труду. Инвестирование капитала в духовный рост сотрудников напрямую влияет на повышение прибыли фирмы.
Общая культура специалиста включает в себя и профессиональные, и нравственно-эстетические, и социально-психологические качества. Повышая духовный уровень своих сотрудников, работодатели создают бизнес с «человеческим лицом». Корпоративная культура каждой фирмы является неотъемлемой частью общей культуры всего государства. Социально-культурное сопровождение рабочего времени повышает государственный культурный фон, уменьшает социальное напряжение и формирует культуру межличностных отношений.
В качестве одного из примеров можно привести опыт санкт-петербургской фирмы «Счастье Жизни», основателем которой является автор статьи. В своих взаимоотношениях с персоналом руководство компании ориентировано на творческое развитие идей прикладной культурологии и применение ее теоретических положений в практической работе с подчиненными.
Показателем культурного уровня организации служит наличие в фирме библиотеки, укомплектованной наряду с профессиональной литературой книгами по эстетике, философии, истории мировой художественной культуры. Творческий подход применяется к организации рабочего пространства: используются различные виды дизайна, такие как озеленение, аквариумы. В целях гармонизации команды в фирме практикуются совместные выезды коллектива за город и походы в театр.
В "Счастье Жизни" существует свой музей, экспонатами которого являются корпоративные подарки, преподнесенные партнерами фирмы. Современным средством культурологического воспитания и психологической коррекции личности в рабочее время является внутрифирменное обучение, участники которого могут примерить на себя различные роли (лектор, слушатели, оппоненты), тематика обучения не ограничена, но она непременно должна быть интересна докладчику и полезна для слушателей.
Сегодня российский бизнес нуждается в качественных трудовых ресурсах, в профессионалах нового поколения, которые позволят России занять достойное место в мировой экономике. Но качество сотрудника ‑ это не только уровень профессионализма, это и мировоззрение человека, его психологический настрой, система ценностей. Поэтому при подготовке руководителей современного бизнеса необходимо уделять особое внимание качеству гуманитарного образования, так как именно оно обучает человека самостоятельному осмыслению действительности. В программу высшего образования необходимо включать не только узкопрофессиональные предметы, но и курсы отечественной и мировой культуры.
В этих условиях серьезным образом меняется роль специалистов по кадровой работе. Помимо собственно кадрового делопроизводства сегодняшний менеджер по персоналу должен заниматься формированием и развитием корпоративной культуры:
‑ созданием сводов правил или устава предприятия;
‑ организацией корпоративных мероприятий;
‑ поддержанием конструктивной рабочей атмосферы.
Специалисты в области управления персоналом должны владеть знаниями в сфере юриспруденции, психологии и прикладной культурологии. Для этого в ходе подготовки таких специалистов необходимо уделять большое внимание изучению всех вышеперечисленных дисциплин. Это касается как обучения на профильных кафедрах в ВУЗах, так и последипломного образования в рамках различных курсов повышения квалификации, специальных тренингов, лекций, докладов.
В менталитете российского человека исторически заложено преобладание духовных ценностей над материальными. Без осмысления своей духовной миссии российский человек не может плодотворно выполнять свои народно-хозяйственные функции.
Социально-культурное сопровождение рабочего времени может служить плодотворной почвой для сотрудничества культуры и бизнеса. А это сотрудничество российскому обществу просто необходимо, потому что роль культуры в любой сфере жизнедеятельности человека очевидна.
В заключении хочется привести высказывание лучшего в мире Шерлока Холмса – Василия Ливанова: «Ни один национальный проект не сможет осуществиться, если сейчас серьезно не взяться за реформирование культуры. Мы должны понять очень важную вещь: если Россию лишить культуры, значит, лишить души. А без души жизни нет». [4]
[1] Ариарский М.А. Прикладная культурология. - СПб: Эго, 2001. - С. 7.
[2] Ариарский М.А. Указ. соч.
[3] Дьюи Дж. Гуманистическая религия и педагогика.- М., 1993.
[4] Поздняков А. За справедливость бьются только романтики//Аргументы и факты. 2006. №26.
Источники:
2. Дьюи Дж. Гуманистическая религия и педагогика.- М., 1993.
3. Крылов Н. Корпоративная культура и кадровый отдел//Кадры предприятия. 2002. № 3.
4. Кунде Й. Корпоративная религия. - СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002.
5. Мельникова Г.П. Малый бизнес в рыночной экономике. – Новосибирск, 2000.
6. Михайлова Л.И. Социология культуры. – М., 2004.
7. Перминова С.В. Культура в системе деловой активности. – СПб.: СПбГУКИ, 2001.
8. Поздняков А. За справедливость бьются только романтики//Аргументы и факты. 2006. №26.
9. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика.- СПб.: Питер, 2001.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:22:53