Проектирование архитектуры базы для (виртуальной) академической мобильности высшего образования: учебно-методическое и документационное сопровождение

Гагарина И.Ю.1, Карпов А.С.1, Куликова О.М.1, Лисович И.И.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать:
Гагарина И.Ю., Карпов А.С., Куликова О.М., Лисович И.И. Проектирование архитектуры базы для (виртуальной) академической мобильности высшего образования: учебно-методическое и документационное сопровождение // Информатизация в цифровой экономике. – 2024. – Том 5. – № 2. – С. 283-304. – doi: 10.18334/ide.5.2.121061.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71962593

Аннотация:
Статья имеет научно-прикладное значение: на основе проведенных авторами социологических опросов спроектирована архитектура цифровой базы данных и создан ее прототип для (виртуальной) академической мобильности высшего образования. Выявлены ключевые проблемы при проектировании и реализации образовательных программ (виртуальной) академической мобильности посредством целевого опроса в форме массового онлайн-анкетирования, которые, в первую очередь, связаны с обеспечением прозрачного и оперативного учебно-методического и документационного сопровождения образовательного процесса со стороны направляющей и принимающей организации. В рамках цифровизации образования предложено решение данных проблем при помощи базы данных, которую планируется разместить на цифровой образовательной платформе, ассоциированной с сайтом организации. Цель базы данных – обеспечение организационно-методического, документационного сопровождения, транзакций для программ (виртуальной) академической мобильности. Материал, изложенный в статье, будет интересен руководству ВУЗов, разработчикам образовательных программ (виртуального) академического обмена, специалистам в области цифровой трансформации высшего образования.

Ключевые слова: виртуальная академическая мобильность, цифровизация высшего образования, прототип базы данных, целевой онлайн-опрос

JEL-классификация: L80, L86, L63



Введение

Виртуальная академическая мобильность (ВАМ) трансформирует культуру академической коммуникации, поскольку дает «возможность временно перемещаться в виртуальном научно-образовательном пространстве из своей образовательной организации в другую для формирования компетенций, получения или передачи знаний, прохождения практики, обмена опытом, научно-исследовательской, проектной и т.п. работы» [4, с. 297].

Термин «виртуальный» (от лат. «virtus» – энергия, сила) используется в двух значениях: 1) противоположный реальному вещественному миру, 3) свойство продукта компьютерного программирования. Дж. Мюррей полагает, что виртуальные действия трансформируют пользователя через отождествление себя с профилем / цифровым двойником / тенью платформы и т.п., поскольку пользователь посредством виртуального интерфейса осуществляет виртуальную деятельность, для чего осваивает навыки интерактивного взаимодействия в цифровой среде [12], в т.ч. в виртуальной образовательной среде (ВОС).

На ВАМ влияет внешние и внутренние факторы: цифровая трансформация экономики [1], цифровизация академической среды; реструктуризация, фрагментация переформатирование культуры академической коммуникации, документационно-организационных, учебных, транзакционных процессов, координацию которых можно успешно осуществлять, по мнению Туменовой С.А., при помощи цифровых инструментов [10, с. 829]. ВАМ развивает конкурентное преимущество и лидерство ВУЗа, так же как и академическая мобильность (АМ) преследует цели повышения качества [7, с. 1141], инновационности и доступности высшего образования (ВО), в том числе при помощи его регионализации и интернационализации [8]. Межрегиональная и международная ВАМ активно развивается со странами ЕАЭС и БРИКС [9] и направлена на: развитие личностных качеств и общекультурных компетенций обучающихся; повышение мотивации к обучению; получение доступа к ресурсам организации-партнера и развитие индивидуальной траектории обучения. Цель статьи – разработать прототип реляционной базы данных [11] для (В)АМ. Научная новизна обусловлена разработкой архитектуры БД для (В)АМ и в проектировании прототипа БД на основе результатов опроса, полученного путем проведения массового онлайн-анкетирования. Авторская гипотеза: ВАМ обладает рядом специфических качеств, так как реализуется в ВОС, специфической коммуникационной цифровой среде. Для проектирования БД для ВАМ учитываются свойства виртуальной реальности (VR), влияющие на акторов академического обмена.

VR эстетически и организационно структурирована и имеет свою архитектуру, она резилентна, т. е. сопротивляется внешним разрушениям и влияниям, благодаря чему трансформирует и частично присваивает пользователя и/или его деятельность и ее продукты, перенося их в виртуальную среду. Соответственно, традиционные и стереотипные социокультурные, научно-образовательные практики обладают своей инерцией, которая помогает им проникать в VR, несмотря на ее резилентность. Таким образом, VR одновременно изменчива (в большей степени, чем вещественная реальность) и устойчива, это позволяет ее развивать под текущие процессы, а также видоизменять имеющиеся, что нужно учитывать при проектировании БД.

Преимуществом ВОС и информационных технологий является возможность акторов участвовать на академических мероприятиях, занятиях, формах контроля и т.п. без физического перемещения благодаря «эффекту присутствия» посредством VR. Соответственно, ВАМ – это новый этап развития академического обмена, где коммуникация трансформируется и адаптируется к новым условиям и возможностям, в том числе и посредством цифровых (научно)образовательных платформ (Ц(Н)ОП) и БД.

Онлайн-анкетирование и проектирование БД для ВАМ

В 2021, 2022 гг. авторами статьи было проведено 2 онлайн-анкетирования о внедрении ВАМ в ВОС ВУЗа [2, 3], выявлены организационные, коммуникационные технические проблемы, риски, возможности развития ВАМ [4, 5], а также необходимые элементы для проектирования архитектуры БД [6].

В 2022 г. разработан и проведен целевой опрос в форме массового онлайн-анкетирования «(Виртуальная)академическая мобильность: к проектированию банка данных - 2022» [3] для проектирования архитектуры цифровой БД и реализации П(В)АМ с учетом ее рисков и возможностей развития при реализации ОП. БД также ориентирована на сетевые образовательные программы, реализуемые в границах РФ с возможным расширением на международный академический обмен [5].

Автоматизированный анонимный онлайн-опрос методом неслучайной выборки был проведен с 20 июня по 10 июля 2022 г. в московском кампусе РАНХиГС, ее 47-ти филиалах и ВУЗах-партнёрах от Дальнего Востока до Калининграда, которые развивают или заинтересованы в П(В)АМ. В анкетировании использован метод репрезентативной выборки: направлено отобраны четыре группы респондентов: обучающиеся/победители олимпиад/лица с ОВЗ, преподаватели (ППС / (Н)ПР), сотрудники деканата / администрация, разработчиков ОП. Опрос дает достаточную репрезентативность выборки, поскольку был проведен с соблюдением заявленной квоты среди 1856 респондентов, среди них:

1. обучающийся – 71%.; из них:

1.1. обучающийся (победитель олимпиады) – 2 %;

1.2. обучающийся с ОВЗ – 1%;

2. (Н)ПР – 20 %;

3. сотрудник деканата/администрации ВУЗа – 4 %.

4. разработчик/руководитель образовательной программы – 2 %.

Квота каждой группы зависит от пропорции их участия в реализации ОП, что определило пропорцию шагом «3» (не менее): 120 (3, 1) * 15 * 3 * 1, что позволило представить оптимальное количество респондентов, занимающихся управлением учебным процессом и разработкой ОП. Также квота определена с учетом того, что диапазон между массовыми и уникальными программами находится в рамках нормативов соотношения ППС и обучающихся (включая Постановление Правительства РФ от 17 марта 2015 года N 234), среди обучающихся выделены 3 целевые группы (ЦГ):

- победители олимпиад (наиболее интересующиеся П(В)АМ);

- с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): ВАМ как расширение коммуникации;

- обучающиеся СПО как потенциальные абитуриенты ВО (5%) и ВО (бакалавриат (60%); специалитет (19%), магистратура (51%), аспирантура (1%) при возрастном диапазоне обучающихся в пределах 2-х групп: 17-21 год (68%) и 22-30 лет (24%));

Цель опроса – проектирование архитектуры цифровой БД для документационного, учебно-методического, транзакционного сопровождения и обработки данных при реализации ОП ВО РФ в форме (В)АМ.

Задачи анкетирования:

1. проектирование цифровой БД,

2. выявление отношения к (В)АМ ее участников;

3. анализ форматов реализации (В)АМ;

4. компенсация рисков ВАМ;

5. развитие форматов (В)АМ.

Результаты опроса позволили составить типовой портрет респондента и выявить риски и возможности развития П(В)АМ и БД. Были обнаружены возможные конфликты и совпадения интересов в проектировании, организации и реализации П(В)АМ при помощи вопросов, адресованным всем группам.

Обучающийся. Не имели опыта (В)АМ (85%), но заинтересованы (77%). Предпочитают формат ЭО и ДОТ (38%), при этом 22% хотели бы из региона обучаться: в Москве, 17% – за рубежом и 8% на онлайн-платформах. Наиболее интересными для (В)АМ называют С-Петербург и Казань (31%), зарубежье (21%) и Южный ФО (12%).

Не испытывают проблем: с применением ЭО – 28% и ДОТ – 27%, при аудиторном обучении – 12%, которое не дает совмещать учебу и работу – 24%, вызывает финансовые трудности – 21%, увеличивает время на дорогу – 19%. При ЭО и ДОТ на 1-е место ставят проблемы со здоровьем (19% и 20% соответственно), на 2-е – с обратной связью с преподавателем (18% и 18%) и на 3-е – проблемы с техподдержкой (12% и 12%). В 2022 г. равномерно распределились готовность обучаться в смешанном формате – 38% (в 2021 – 56%); в аудиторном – 23%; с применением ДОТ – 25%, с ЭО – 14%.

Обучающихся в рамках (В)АМ привлекают профессиональные (28%) и уникальные/авторские дисциплины (27%), при этом для (В)АМ считают подходящими магистратуру (23%), бакалавриат (22%) и ДПО (20%). Готовы сами формировать свою индивидуальную траекторию обучения (65%) при том, что обучающимся возможность выбора дисциплины предоставили бы/вероятно предоставили, соответственно: 40/36% (Н)ПР, 36/38% сотрудников деканата и 47/30% разработчиков ОП.

ЦГ «обучающиеся с ОВЗ» (60 % в возрасте 17-22 г., 40 % - старше 22 лет): большинство (90%) не имеют опыта (В)АМ и не обозначили свое позитивное/негативное отношение. Это позволяет предположить, что они являются перспективной аудиторией для (В)АМ при условии продвижения данных ОП, консультационной поддержки деканата и индивидуальной траектории обучения с учетом нозологии, поскольку 50 % предпочитают смешанный формат обучения, 30 % - ДОТ, 10 % - ЭО, и только 10 % - традиционный аудиторный.

С высоким потенциалом ЦГ «победители олимпиад»: 25% имеют опыт (В)АМ и практически все им удовлетворены (98%). Предпочитают: жить в РФ, обучаться за рубежом – 24%; жить и обучаться в Москве – 20%; обучаться на онлайн-платформе вне ВУЗа жить в РФ / за рубежом (19/8%); жить в регионе РФ, обучаться в Москве – 13%; обучаться в регионе РФ, жить в Москве / в регионе / за рубежом (2/2/2%). Традиционный аудиторный формат предпочитает 12%, смешанный – 32%, ДОТ – 37%, ЭО – 19%, поэтому смешанные форматы дадут возможность удовлетворить и региональные предпочтения. Мобильность в регион нуждается в дополнительной поддержке как минимально востребованная среди данных респондентов. Победители олимпиад больше всех групп заинтересованы посредством (В)АМ в научно-исследовательских проектах (40%), затем – в уникальной ОП (20%), культуре академической коммуникации (16%) и (Н)ПР (14%). Вся группа одобряет возможность выбрать дисциплины и т.п. в рамках (В)АМ, что демонстрирует склонность к самостоятельности и индивидуализации траектории обучения.

(Н)ПР – преподаватель: 36% имеют опыт преподавания на П(В)АМ, 50% – не имеют. Предпочтения по географии преподавания разделились так: жить у себя в регионе, преподавать на московских программах – 24%; жить в РФ и обучать на онлайн-платформах – 22%. (Н)ПР предпочитают работать с использованием ЭО и ДОТ – 19% или в смешанном формате – 51%. По сравнению с опросом 2021 г. увеличилось количество (Н)ПР, предпочитающих аудиторные занятия – 24%. В большей степени привлекает преподавание профессиональных дисциплин (39%). К разработке онлайн-курса на заказ положительно относится 60%, отрицательно – 28% из-за того, что снижается качество обучения / ЭО создает конкуренцию / не готовы работать на заказ 2% (региональные преподаватели). Среди трудностей ЭО и ДОТ названы проблемы: со здоровьем – 24%; с техническим сопровождением – 13%.

Сотрудник деканата. Не имеют опыта сопровождения П(В)АМ – 66%. Доброжелательно настроены к сопровождению П(В)АМ (29%), к его участникам (44%), не различая обучающихся (37%) своего ВУЗа и других. Предпочитают жить у себя в регионе и сопровождать либо обучающихся московских ОП (27%), либо обучение на Ц(Н)ОП (22%). Большинство (44%) заинтересовано в сопровождении программ со смешанным форматом. Находят оптимальным для ВАМ уровень магистратуры (26%) и ДПО (27%). Кроме профессиональных (27%) и уникальных/авторских дисциплин (25%), считают возможными сопровождение в формате ВАМ практической подготовки (17%) и НИРов (16%). Преимущества ВАМ, включая СОП, видят в: привлечении большего числе абитуриентов (22%) и преподавателей профессиональных дисциплин (16%); получении доступа к ресурсам организаций-партнеров (13%); расширении профессиональных связей (16%). Для (В)АМ предпочитают Центральный федеральный округ (15%). В качестве трудностей в сопровождении П(В)АМ называют отсутствие быстрой обратной связи с участниками образовательного процесса и техподдержкой, низкую скорость внесения изменений в методическую и сопровождающую документацию, непроработанность финансовой и юридической составляющей.

Разработчик ОП: заинтересован в заказе у организации-партнера онлайн-курсов (42%), однако 27% отрицательно относится к формату ЭО из-за низкого качества обучения. Велик процент готовых к переезду в Москву (25%). Солидарны с сотрудниками деканатов в том, что (В)АМ дает возможность расширения абитуриентов (20%), профессиональных связей (18%) и доступа к ресурсам организаций-партнеров (17%). Наиболее интересными регионами для (В)АМ называют Санкт-Петербург и Казань (21%).

Таким образом, сбалансированное сочетание форматов обучения, автоматизированный контроль за активностями, оперативная техподдержка, стабильная связь между участниками (В)АМ, позволит избежать/компенсировать риски при проектировании и реализации П(В)АМ.

Все группы отдают предпочтение гибридному формату П(В)АМ (38/51/44/46%), благодаря чему можно эффективно использовать преимущества и компенсировать недостатки различных форматов. Обучающиеся, преподаватели, сотрудники деканата, разработчики ОП испытывают проблемы с(о) техподдержкой при ЭО (12/13/27/33 %) и ДОТ (12/13/24/24 %). Разработчики/руководители ОП чаще всех обращаются к техподдержке, поскольку обеспечивают документационное сопровождение ОП, в т.ч. при помощи (К)АС, ГИС и других цифровых сервисов. Это позволяет сделать вывод о том, что автоматизированная БД, необходима ОП (В)АМ для оперативного обмена документами, с зашитыми в нее шаблонами, бесшовными интегрированными цифровыми сервисами, связанными платформами, сайтами ВУЗов.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о запросе на академический обмен в разных форматах (аудиторном, ЭО и ДОТ), если работать с мотивацией, обеспечить источники финансирования (трансфер, проживание и оплату за обучение), оперативно реагировать на риски, в т.ч. соблюдать санитарно-гигиенические требования, особенно при ВАМ.

Для успешной академической коммуникации в рамках П(В)АМ необходимо использовать обучающимся, (Н)ПР, сотрудникам деканатов и администрации цифровые инструменты. Введение электронного документооборота и простой цифровой подписи (ПЦП) позволит создать посредством БД единое коммуникативное пространство для всех участников (В)АМ между всеми звеньями системы управления и оптимизировать документооборот, сократить издержки на транзакции, персонал операционного уровня. Для оптимального документооборота П(В)АМ необходим доступ к централизованной базе данных.

Проектирование П(В)АМ на уровне ВУЗа

П(В)АМ ВО на стадиях проектирования и реализации должна отвечать требованиям ФГОС, международным стандартам и нормативно-правовой базе РФ, для чего нужно, как мы указывали ранее:

ü обеспечивать социокультурную и институциональную адаптацию и поддерживать мотивацию обучающихся;

ü индивидуализировать образовательную траекторию, сочетая модульную, кейсовую, групповую, сетевую и смешанную технологии обучения, расширив в учебных планах набор элективных дисциплин, развивая программы ДПО, аспирантуры и т. п.;

ü служить инструментом привлечения преподавателей, исследователей и работодателей из других регионов для образовательной, научно-исследовательской, проектной деятельности и практической подготовки» [4, с. 304].

Необходимо также разработать ЛНА, для чего утвердить «Порядок реализации международной, федеральной и региональной (виртуальной) академической мобильности обучающихся…» с учетом ФНА [1], юридических особенностей и технических возможностей ВУЗа, коммуникаций, организации, администрирования и учебной деятельности ВО.

В документе нужно определить термины, применяемые в реализации ОП (В)АМ, например: исходящая АМ; входящая международная, федеральная, региональная, виртуальная АМ; признание периода обучения и т.д. Порядок должен устанавливать особенности организации ВАМ с использованием ЭО и ДОТ, в том числе в рамках СОП, программ двух дипломов и т.п.. Определить в соглашении/договоре границы ответственности сторон за разработку и реализацию ОП.

Отразить в порядке этапы и элементы проектирования и реализации П(В)АМ с использованием БД, Ц(Н)ОП:

− условия заключения договора (соглашения) с организацией-партнером о (В)АМ, в том числе финансовые;

− условия доступа организации и пользователей к контенту (В)АМ;

− этапы согласования программы (В)АМ, включая ответственных за них;

− составление и согласование учебного плана (УП) /сетевого учебного плана (СУП) / индивидуального учебного плана (ИУП);

− оформление приглашения/направления/запроса от организации на обучение и т.п.;

− формирование приказа о направлении, зачислении, отчислении обучающегося в организации-партнере за ЦП руководителя организации;

− оказание поддержки, обратной связи, сопровождения П(В)АМ сотрудниками виртуального деканата, преподавателем и IT-службой;

− контроль за промежуточной аттестацией, совместной защитой ВКР, проекта и т.п.;

− процедуру признания периода обучения (согласование содержания и трудоемкости в ЗЕ УП; признание результатов обучения и т.д.).

Перезачет осуществляется в рамках СОП и партнерских программ (жесткая схема) и системы сертификатов (гибкая схема), включая согласование системы и критериев оценивания. Посредством БД формировать электронный документ об образовании/периоде обучения, включающий перечень модулей/дисциплин/практик, ИА/ГИА, объем в ЗЕ и оценку.

Для развития (В)АМ оптимально создать виртуальные кампусы ВУЗов для коммуникации, информирования и прозрачности реализации проектов и ОП. «Виртуальный деканат» оптимально на Ц(Н)ОП, ассоциировать с сайтом ВУЗа; его цель – организационное, учебно-методическое обеспечение и контроль за реализацией П(В)АМ. Здесь должны размещаться сведения, цифровые тени/профили/двойники следующих сущностей: консультант, руководитель П(В)АМ, обучающийся, преподаватель, сотрудник IT-поддержки. В Ц(Н)ОП необходимо интегрировать / создать сервисы обратной связи, почты, обмена мгновенными сообщениями, чат-боты и т.п., а также индикаторы прогресса П(В)АМ, оповещения дедлайнов, проверки заданий и т.п.

Должны быть максимально автоматизировано формирование документов на основе шаблонов, контрольные функции, финансовые транзакции, формирование отчетов и аналитики и т.д. с использованием технологий блокчейн, АС и т.п.. Обеспечить в ВОС сопровождение и фиксацию образовательного процесса, в том числе, для направляющей организации. Для ОП и СОП создать «объединенный виртуальный деканат», который позволить всем сторонам контролировать учебный процесса и его результаты.

Оптимизация коммуникации всех участников от партнеров-организаций способствует успешной адаптации обучающихся к ВОС, для чего стандартизируются учебные процессы. Для включенности обучающегося в академическую культуру необходима цифровая тень / двойника вуза, где представлен кампус и его составляющие (архитектура, библиотека, аудитории, инфраструктура и т.д.), что создает иммерсивный виртуальный эффект.

Сайт организаций-партнеров должен содержать раздел «(Виртуальная) академическая мобильность», где размещается ВОС университета и доступ через ГИС к документообороту и реализации ОП. Здесь целесообразно «публиковать новости, события и информацию, относящуюся к виртуальному университету, научно-исследовательской, воспитательной и социокультурной жизни, размещать учебный контент, сведения о программах ВАМ и продвигать, осуществлять документационное сопровождение, а также вести автоматизированный учет активностей пользователей, в том числе, с управленческими и прогностическими целями» [4, с. 303].

Проектирование (В)АМ на уровне ОП

Развитию ВОС, ВАМ и т.п. препятствует недоверие к ИТ-технологиям и сбору персональных данных, низкое владение информационными и телекоммуникационных технологиями (ИКТ) всеми участниками образовательного процесса, недостаточность виртуальной коммуникации и ущерб для здоровья, что влияет на цифровизации рабочих и организационно-управленческих процессов.

При полной автоматизации академической коммуникации возникают проблемы с качеством образования, научно-исследовательской деятельности, которые можно обеспечить, например, высокой мотивацией. Как показывают результаты проведенного нами опроса [2], все участники образовательного процесса отдают предпочтение гибридным форматам коммуникации, чтобы компенсировать риски и использовать возможности ВОС. При гибридном и автоматизированном форматах (Н)ПР должен методически корректно использовать возможности ВОЗ, чтобы управлять процессом обучения, контролировать его и обеспечивать комфортное общение.

Обучающегося нужно подготовить к ВАМ, обеспечить ему уникальную образовательную траекторию. ВАМ позволяет обучающемуся одновременно осваивать дисциплин/модулей и другие элементы ОП в организации-партнере и в своем ВУЗе, что требует учета и контроля учебной нагрузки. На этапе проектирования ПВАМ следует выстроить логику образовательного процесса в учебном плане и календарном учебном графике, синхронизировать расписание, предоставить оптимальное время для обучения. Для построения индивидуальной образовательной траектории необходимо информирование и консультирование обучающихся о П(В)АМ. Важна социокультурная и институциональная адаптация к виртуальной корпоративной среде и мотивация акторов с помощью иммерсивности ВОС и инструментов лояльности всех участников образовательного процесса.

Проектирование БД для ВАМ

БД для П(В)АМ должна обеспечивать следующие организационно-коммуникативные процессы:

- формирование БД,

- управление БД,

- транзакции,

- выбор П(В)АМ,

- освоение элементов П(В)АМ,

- контроль за реализацией П(В)АМ,

- коммуникация между участниками образовательного процесса (В)АМ.

БД продуктивна для всех форматов (В)АМ, осуществляемой при помощи ЭО, ДОТ, традиционного аудиторного и смешанного формата обучения. БД должна быть спроектирована для всех уровней подготовки/научно-исследовательской работы П(В)АМ, поскольку, согласно опросу, ВАМ интересна для бакалавриата (22/25/19/16), магистратуры (23/20/26/25), специалитета (14/18/10/11), аспирантуры (8/8/9/13) и ДПО (20/17/27/25). БД применима в рамках академического обмена, сетевого взаимодействия и т.д. для дисциплин/модулей, практической подготовки, проектной и научно-исследовательской работы.

Для выбора П(В)АМ участниками образовательных отношений БД, согласно результатам опроса, дисциплины/модули/практики и т.п. должны включать информацию по важности в порядке убывания:

1. наименование дисциплины/модуля и т.п.,

2. организация, разработавшая дисциплину/модуль,

3. срок освоения, объем в часах/ЗЕ,

4. стоимость обучения,

5. формат обучения (ЭО, ДОТ, аудиторный, смешанный),

6. разделы/темы и их краткое содержание,

7. аннотация дисциплины/модуля, практики и т.п.,

8. уровень освоения (начальный, базовый, продвинутый),

9. ФИО преподавателя, информация о нем (ученая степень/должность/опыт работы/публикации и т.п.),

10. видеоролик с презентацией преподавателя(ей) о дисциплине/модуле,

11. отзывы обучающихся,

12. язык обучения,

13. возможность использовать сертификат(ы),

14. рейтинг дисциплины,

15. сервисы для лиц с ОВЗ,

16. результаты промежуточной аттестации,

17. результаты текущего контроля,

18. ФИО обучающихся, зачисленных на курс.

Для обеспечения академической коммуникации, электронного документооборота, проведения транзакций и контроля качества (в т. ч. с точки зрения аккредитационных показателей ОП) на сайте, ассоциированном с БД, должны быть расположены интуитивно осваиваемые пользователями сервисы, включая социальные, которые ниже ранжированы в порядке убывания по востребованности респондентами:

1. личный кабинет,

2. обратная связь с преподавателем,

3. обратная связь с обучающимся,

4. обратная связь с деканатом (в т.ч. организации-партнера),

5. чат для общения обучающихся между собой,

6. транзакционные сервисы (заключение договора, оплата и т.д.),

7. консультационная поддержка (в выборе траектории обучения/дисциплины),

8. обратная связь с консультантами программы,

9. опросники для:

a. обучающихся,

b. преподавателей,

c. разработчиков ОП,

d. администрации.

Схема прототипа базы данных для виртуальной академической мобильности зарегистрирована как результат интеллектуальной деятельности [6]. Для прототипа БД использована реляционная модель данных [см. подробнее о качестве СУБД: 11]. Ниже приведен перечень таблиц и полей БД [6].

Таблица «organization» – организация, реализующая дисциплину/модуль

· «id» – идентификатор

· «name» – наименование организации

· «license» – информация о лицензии

· «organization_type_id» – тип организации, ссылка на таблицу «organization_type»

Таблица «organization_type» – тип организации

· «id» – идентификатор

· «type» – тип организации. Примерные значения: вуз; цифровая (научно)образовательная платформа (Ц(Н)ОП); иное

Таблица «organization_property_set» – набор возможных свойств организации

· «id» – идентификатор

· «organization_type_id» – тип организации. Ссылка на таблицу «organization_type_id»

· property – наименование свойства организации. Примерный набор значений. Для типа организации «вуз»: государственная аккредитация; общественная аккредитация; международная аккредитация; ЭИОС; ЭБС; МТО. Для типа организации «цифровая (научно)образовательная платформа (Ц(Н)ОП)»: цифровые ресурсы для образовательной деятельности; цифровые ресурсы для практической подготовки; цифровые ресурсы для проектной деятельности; цифровые ресурсы для научно-исследовательской деятельности. Для типа организации «иное»: помещения для практической подготовки; МТО для образовательной деятельности; МТО для научно-исследовательской деятельности; МТО для проектной деятельности.

Таблица «organization_property» – конкретные значения доступных свойств организации

· «organization_id» – идентификатор организации ссылка на таблицу ссылка на таблицу «organization»

· «organization_property_set_id» – наименование свойства организации, ссылка на таблицу «organization_property_set»

· «property» – значение конкретного свойства

Таблица «level» – уровень подготовки

· «id» – идентификатор

· «level» – наименование уровня подготовки. Типовые значения: СПО; Бакалавриат; Магистратура; Специалитет; Аспирантура; Ординатура; Адъюнктура; Ассистентура; Докторантура

Таблица «form» – форма реализации программы (В)АМ

· «id» – идентификатор

· «form» – наименование формы реализации. Типовые значения: сетевая; двух дипломов; индивидуальная академическая мобильность

Таблица «language» – язык реализации программы (В)АМ

· «id» – идентификатор

· «language» – наименование языка. Типовые значения: русский, английский и т.д.

Таблица «format» – формат освоения программы (В)АМ

· «id» – идентификатор

· «format» – наименование формата. Типовые значения: ЭО (электронное обучение); ДОТ (дистанционные образовательные технологии); аудиторный; смешанный (ЭО / ДОТ / аудиторный)

Таблица «program» – программа

· «id» – идентификатор

· «name» – наименование программы

· «code» – код направления подготовки

· «speciality» – наименование направления подготовки / специальность

· «profile» – направленность / профиль

· «organization_id» – идентификатор организации ссылка на таблицу ссылка на таблицу «organization»

· «level_id» – уровень подготовки, ссылка на таблицу «level»

· «form_id» – форма реализации программы, ссылка на таблицу «form»

· «language_id» – основной язык реализации программы, ссылка на таблицу «language»

· «format_id» – формата освоений программы, ссылка на таблицу «format»

· «size_ze» – объем в зачетных единицах (ЗЕ)

· «size» – объем в академических часах

· «size_contact» – объем контактной работы (ак.ч.)

· «size_solo» – объем самостоятельной работы (ак.ч.)

· «size_eo» – объем ЭО (ак.ч.)

· «em_support» – учебно-методическое обеспечение П(В)АМ

· «documentation» – сопроводительные документы

Таблица «program_time» – Срок и стоимость освоения

· «id» – идентификатор

· «program_id» – идентификатор программы, ссылка на таблицу «program»

· «start» – начало освоения

· «end» – окончание освоения

· «price» стоимость П(В)АМ

Таблица «prof_type» – тип (вди) научно-педагогического работника

· «id» – идентификатор

· «prof_type» – вид научно-педагогической деятельности. Типовые значения: «Преподаватель (В)АМ»; «Руководитель программы практической подготовки (В)АМ»; «Руководитель проекта (В)АМ)»; «Руководитель НИР (В)АМ»

Таблица «program_prof» – НПА программы

· «program_id» – идентификатор программы, ссылка на таблицу «program»

· «prof_type_id» – идентификатор типа НПА, ссылка на таблицу «prof_type»

· «prof_id» – идентификатор физлица НПА, ссылка на таблицу «prof»

Таблица «prof» – физлицо НПА

· «id» – идентификатор

· «person_id» – идентификатор физлица, ссылка на таблицу «person»

· «organization_id» – место работы, ссылка на таблицу «organization»

· «job_title» – должность

Таблица «person» – физическое лицо (обучающийся, НПА)

· «id» – идентификатор

· «name» – ФИО

· «information» – персональные данные

· «membership» – членство в научных и общественных организациях

· «experience_pedagogical» – стаж педагогический

· «experience_professional» – стаж в профессиональной области

· «publications» – научные публикации

· «portfolio» – портфолио (публикации в СМИ, научно-исследовательская работа, работа в государственной, социальной сфере, волонтерство, культурно-творческая, спортивная деятельность, награды, премии)

Таблица «person_degree» – ученая степень физлица

· «person_id» – идентификатор физлица, ссылка на таблицу «person»

· «degree» – ученая степень

Таблица «person_title» – ученое звание физлица

· «person_id» – идентификатор физлица, ссылка на таблицу «person»

· «title» – ученое звание

Таблица «person_education» – информация об образовании физического лица

· «person_id» – идентификатор физлица, ссылка на таблицу «person»

· «education_level_id» – идентификатор уровня образования ссылка на таблицу «education_level»

· «university» – учебное заведение

· «program» – наименование образовательной программы

· «code» – код направления подготовки

· «speciality» – наименование направления подготовки / специальность

· «profile» – направленность / профиль

· «qualification» – квалификация по документу об образовании

Таблица «education_level» – уровни образования

· «id» – идентификатор

· «education_level» – уровень образования. Типовые значения: Высшее, Аспирантура, Докторантура, PhD, Дополнительное образование, Повышение квалификации, Профессиональная переподготовка, Сертификаты

Таблица «syllabus_type» – тип учебного плана

· «id» – идентификатор

· «syllabus_type» – наименование типа УП. Типовые значения: УП с нормативным сроком освоения; УП с ускоренным сроком освоения; Индивидуальный УП; План-график практической подготовки; План-график научно-исследовательской работы; План-график проектной работы

Таблица «syllabus» – учебный план (УП)

· «id» – идентификатор

· «syllabus_type_id» – тип УП

· «program_id» – программа обучения, ссылка на таблицу «program»

· «requisites» – реквизиты (дата утверждения, сроки обучения и т.п.)

Таблица «subject_type» – тип дисциплины учебного плана

· «id» – идентификатор

· «subject_type» – наименования типа дисциплины. Типовые значения: Дисциплина; Модуль; Практическая подготовка; Проектная работа; Научно-исследовательская работа

Таблица «attestation_type» – тип промежуточной аттестации

· «id» – идентификатор

· «attestation_type» – наименования типа аттестации. Типовые значения: Экзамен; Зачет с оценкой; Зачет; Защита Проекта; Защита Отчета; Защита ВКР; Защита НКР; Итоговая работа / отчет / ВКР/ НКР; Отчет об оригинальности; Отзыв руководителя; Отзыв рецензента(ов)

Таблица «subject» – дисциплина учебного плана

· «id» – идентификатор

· «syllabus_id» – идентификатор УП, ссылка на таблицу

· «subject_type_id» – тип дисциплины УП, ссылка на таблицу «subject_type»

· «organization_id» – организация, отвечающая за реализацию данной дисциплины, ссылка на таблицу «organization»

· «form_id» – форма реализации дисциплины, ссылка на таблицу «form»

· «language_id» – язык реализации дисциплины, ссылка на таблицу «language»

· «format_id» – формата освоений дисциплины, ссылка на таблицу «format»

· «size_ze» – объем в зачетных единицах (ЗЕ)

· «size» – объем в академических часах

· «size_contact» – объем контактной работы (ак.ч.)

· «size_solo» – объем самостоятельной работы (ак.ч.)

· «size_eo» – объем ЭО (ак.ч.)

· «em_support» – учебно-методическое обеспечение программы (В)АМ

· «start» – начало освоения

· «end» – окончание освоения

· «attestation_type_id» – тип итоговой аттестации, ссылка на таблицу «attestation_type»

Таблица «subject_prof» – НПА дисциплины

· «subject _id» – идентификатор дисциплины, ссылка на таблицу «subject»

· «prof_type_id» – идентификатор типа НПА, ссылка на таблицу «prof_type»

· «prof_id» – идентификатор физлица НПА, ссылка на таблицу «prof»

Таблица «student» -- обучающийся

· «id» – идентификатор

· «person_id» – физическое лицо, ссылка на таблицу «person_id»

· «organization_id» – базовая организация, ссылка на таблицу «organization_id»

Таблица «student_syllabus» – УП обучающегося

· «student_id» – обучающийся, ссылка на таблицу «student»

· «syllabus_id» – УП, по которому ведется обучение, ссылка на таблицу «syllabus»

· «result» – результат освоения/аттестации

· «documentation» – сопроводительные документы

Таблица «student_subject» – дисциплины обучающегося

· «student_id» – обучающийся, ссылка на таблицу «student»

· «subject_id» – дисциплина, которую изучает обучающийся, ссылка на таблицу «subject»

· «result» – результат освоения/аттестации по дисциплине

· «documentation» – сопроводительные документы

Таблица «contract_type» – типы договоров

· «id» – идентификатор

· «contract_type» – наименование типа договора. Типовые значения: между организациями; между организацией и преподавателем; между организацией и обучающимся 2-сторонний; между организацией и обучающимся 3-сторонний; между организацией и обучающимся 4-сторонний

Таблица «contract» – договор

· «id» – идентификатор

· «contract_type_id» – типа договора, ссылка на таблицу «contract_type»

· «contract» – содержание договора

· «number» – номер договора

· «date» – дата заключения

· «application» – приложение к договору

Таблица «side» – сторона договора

· «id» – идентификатор

· «person_id» – идентификатор физического лица, ссылка на таблицу «person» (может принимать пустое значение)

· «organization_id» – идентификатор организации (юридического лица), ссылка на таблицу «organization» (может принимать пустое значение)

Таблица «side_type» – тип стороны договора

· «id» – идентификатор

· «side_type» – тип стороны договора. Типовые значения: заказчик, исполнитель, уполномоченный представитель и т.п.

Таблица «contract_side» – стороны договора

· «contract_id» – договор, ссылка на таблицу «contract»

· «side_id» – сторона договора, ссылка на таблицу «side»

· «side_type_id» – тип стороны договора, ссылка на таблицу «side_type»

Для развития академической ВОС необходимо создать цифрового двойника/тень образовательной организации и смоделировать образовательные, организационно-управленческие и научно-образовательные процессы. ВОС редуцирует традиционную академическую культуру до минимальной знаковой коммуникации и образовательного контента, отсекая/модифицируя, например, многие элементы невербальной, паравербальной и социокультурной коммуникации.

При развитии ВАМ в проект Ц(Н)ОП необходимо заложить:

ü использование Ц(Н)ОП для взаимодействия всех участников организационно-управленческих и научно-образовательных процессов,

ü обеспечение организационной и методической поддержки, транзакций в сочетании с блокчейн-технологиями;

ü пространство ВУЗа, сотрудников администрации, деканатов, обучающихся, преподавателей и т.п. в формате цифровых теней / двойников;

ü ресурсы на создание, поддержание и обслуживание, включая автоматизацию – кадровые, финансовые, временные и т.п.;

ü представление о том, что виртуальная академическая коммуникация не тождественна традиционным формам корпоративной культуры, поэтому пользователи должны быть мотивированы на использование ее оптимальных возможностей;

ü виртуальная академическая коммуникация трансформацию административных, финансовых, методических, учебных, образовательных, научно-исследовательских, воспитательных и социокультурные процессов;

ü контроль и управление виртуальными процессами в Ц(Н)ОП, при помощи технологии Big Data для отчетов, анализа, развития ВКК.

Выводы

ВАМ обладает следующими преимуществами: разработчики ОП, сотрудники деканата, обучающиеся и преподаватели имеют доступ к документам и контенту ОП вне зависимости от времени и местонахождения; можно параллельно обучаться или работать в нескольких организациях; коммуникативные, организационные, учебно-методические и финансовых процессы автоматизированы и оцифрованы.

Поскольку корпоративная культура ВУЗа адаптируется под влиянием внешней среды и консолидирует внутреннюю, ВОС благодаря принципам целостности, резилентности и иммерсивности позволит реализовать ряд организационно-управленческих, научно-образовательных, проектных и др. процессов, транзакций в цифровом формате, как правила, с последующим отмиранием нецифрового вида.

Электронный документооборот и цифровая подпись (ПЦП) позволит создать посредством БД единое коммуникативное пространство для всех участников (В)АМ между всеми звеньями системы управления и оптимизировать время периода документооборота, сократить издержки на транзакции, персонал операционного уровня. Следовательно, для оптимального документооборота П(В)АМ необходима централизованная БД.

Для обеспечения информации участников (В)АМ посредством БД необходимо:

1. определиться с источниками и схемой финансирования для П(В)АМ (бюджетное, грантовое, за счет организации/личных средств обучающихся), затратами на логистику, проживание, питание, реализацию ОП и т.д..

2. использовать сайт организации/Ц(Н)ОП и ассоциированную с ним БД для транзакций, электронного документооборота, сопровождения учебного процесса, поиска партнёров;

3. обеспечить для П(В)АМ согласование с обучающимися и организациями/партнерами перечня дисциплин/модулей/практик и графика их проведения;

4. внедрять в П(В)АМ форматы ЭО и ДОТ, ЛМС, транскординг, голосовые переводчики, сервисы обратной связи, их интеграцию с БД;

5. использовать современные формы продвижения П(В)АМ: интегрировать сайт организации с социальными сетями для привлечения обучающихся и организаций-партнеров.

Образовательный и научно-исследовательские процессы не только не поддаются, но и не требуют тотальной цифровизации и превращения в VR, виртуальная реальность нуждается в оптимальном использовании ее возможностей, в первую очередь, для диверсификации и многоформатности коммуникации и развития академической виртуальной корпоративной культуры.


Источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 года № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
2. Гагарина И.Ю., Куликова О.М., Лисович И.И. Академическая мобильность в высшем образовании: опыт, возможности и проблемы в реализации – 2021. / Федеральная служба по интеллектуальной собственности. Гос. регистрация базы данных, охраняемой авторскими правами. Патентное ведомство. РФ. Св-во о рег. базы данных 2021621576,., 2021.
3. Гагарина И.Ю., Куликова О.М., Лисович И.И. (Виртуальная) академическая мобильность: к проектированию банка данных – 2022. / Федеральная служба по интеллектуальной собственности. Гос. регистрация базы данных, охраняемой авторскими правами. Патентное ведомство. РФ. Св-во о рег. базы данных 2023620243., 2023.
4. Гагарина И.Ю., Куликова О.М., Лисович И.И. Виртуальная академическая мобильность в высшем образовании // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2021. – № 9-2. – c. 290-306. – doi: 10.28995/2686-7249-2021-9-290-306.
5. Гагарина И.Ю., Куликова О.М., Лисович И.И. Проектирование виртуальной академической мобильности высшего образования: специфика, риски и возможности развития // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – c. 241-260. – doi: 10.18334/lim.10.1.117106.
6. Куликова О.М., Гагарина И.Ю., Лисович И.И. Прототип базы данных для (виртуальной) академической мобильности высшего образования: учебно-методическое и документационное сопровождение. / Федеральная служба по интеллектуальной собственности. Гос. регистрация базы данных, охраняемой авторскими правами. Патентное ведомство. РФ. Св-во о рег. базы данных 2024621305., 2024.
7. Евлампиева Г.И. Влияние сетевого взаимодействия на показатели конкурентоспособности вузов // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 3. – c. 1131-1144. – doi: 10.18334/epp.12.3.114320.
8. Календжян С.О., Гумилевская О.В. Международный опыт развития программ DBA и возможности его адаптации в российском бизнес-образовании // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – № 11. – c. 39-63. – doi: 10.24412/2072-8042-2022-11-39-63.
9. Молчанов И.Н. Образование и наука: тенденции развития кадрового потенциала // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 3. – c. 691-708. – doi: 10.18334/lim.9.3.114932.
10. Туменова С.А. Информационно-коммуникационный механизм обеспечения сетевых взаимодействий участников регионального инновационного процесса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 823-834. – doi: 10.18334/epp.12.2.114221.
11. Удод М.Г., Егорова Е.Н. Качество данных в реляционных базах данных с использованием SQL // Актуальные проблемы экономики и финансов в условиях кризиса и санкций: Сборник национальной научно-практической конференции студентов, магистрантов и преподавателей Российского государственного социального университета. Москва, 2023. – c. 143-148.
12. Murray J.H. Hamlet on the Holodeck: The Future of Narrative in Cyberspace. - New York: Frees, 1997. – 324 p.

Страница обновлена: 08.10.2024 в 15:46:30